Продолжу свои небольшие заметки про некоторые аспекты работы консультанта по выходу. Некоторые из них я потом опишу отдельно и более обстоятельно.
"Место работы, говорит о многом"
"Место работы, говорит о многом"
Если говорить о "сытом желудке" и "умной голове" консультанта (об этом писал в первых заметках), то место постоянной работы говорит о многом. Я например работаю в бизнес-сфере и большинство моих проектов коммерческие, основное место по трудовой - государственный вуз (где я действительно работаю), но работа с культами это мое научное хобби, а не основная профессия. А вот другие мои коллеги являются учеными некоторых вузов или психологическими консультантами.
В крупных городах (в основном Москве) уже есть целые бизнес-структуры, которые ищут клиентов для обычных психологов. Затем сдают кабинет для консультации на почасовое консультирование за роялти (40% где-то). Такой большой конвейер. Это не совсем хороший вариант.
Вариант, когда психолог Вас принимает на месте основной работы, связанной например с консультированием семейных пар, то же не совсем хорош, но наиболее часто встречаемый (т.е. для консультанта это подработка на основной работе, которая тоже связана с психологией).
Принимать на дому мне кажется сомнительной практикой, как для клиента, так и для консультанта (что мешает активному рядовому "искателю веры" потом "встречать Вас у дома"?). Важно понимать, что самостоятельную практику, помещение и т.п. могут себе позволить единицы или кто построит свой маленький доходный психокульт.
Соответственно важно обращать внимание где проходит встреча и где работает тот кто ее оказывает. У "проходимцев" это обычно сомнительные "клубы по интересам" + недоступность личной информации о себе.
С другой стороны платя деньги за консультацию Вы должны понимать, что сюда не входит создание необходимой обстановки и т.п.
Вариант, когда психолог Вас принимает на месте основной работы, связанной например с консультированием семейных пар, то же не совсем хорош, но наиболее часто встречаемый (т.е. для консультанта это подработка на основной работе, которая тоже связана с психологией).
Принимать на дому мне кажется сомнительной практикой, как для клиента, так и для консультанта (что мешает активному рядовому "искателю веры" потом "встречать Вас у дома"?). Важно понимать, что самостоятельную практику, помещение и т.п. могут себе позволить единицы или кто построит свой маленький доходный психокульт.
Соответственно важно обращать внимание где проходит встреча и где работает тот кто ее оказывает. У "проходимцев" это обычно сомнительные "клубы по интересам" + недоступность личной информации о себе.
С другой стороны платя деньги за консультацию Вы должны понимать, что сюда не входит создание необходимой обстановки и т.п.
Очень сложный вопрос. Формально есть ряд кодексов и законов, которые распространяются на Вашу деятельность (о них отдельно напишу). Однако если Вы еще верующий, то на Вас дополнительно накладывается религиозное ограничение и идеология. С результатом такого влияния мы встречаемся в виде проявления абсурдных направлений, таких как "православная психология" или "поиск православного днк души".
Лично я стараюсь следовать рекомендациям российских практиков и кодексов по процедурам оказания консультации, но ориентируюсь на западные кодексы по принципам консультирования пострадавших от деятельности культов. Например, предоставить по первому запросу информацию о других консультантах или интересы "жертвы культа" становятся приоритетней интересов заказчиков, после начала личной коммуникации с "жертвой".
Как Вы видите нюансов очень много. А уж вопросов морали...
Многие из культистов и экс-культистов, считают недопустимым некоторые мои техники консультирования (работа через активные эмоции, выстраивание эмоциональных связей, консультирование с использованием активной подачи материала (книг) и т.п.), другие наоборот. Для кого-то запуск критического мышления, через иронию, юмор считается "детским ребячеством", а для кого-то (есть и такие, но это пример не моего метода) пассивный метод повышения критичности мышления "жертвы".
Специалистов и методик много, печально, что многие "специалисты" пытаются заниматься консультированием по выходу, основываясь только на своих знаниях и любимом методе, без системного подхода, активного самообучения или изучения методологии консультирования по выходу. Я, например, сталкивался с психологом-консультантом по аддикциям (алкоголь и наркомания), который практически ничего не знал из социальной психологии и искал генетическую предрасположенность к культам. А это согласитесь, так же звучит "как днк-души".
Мораль должна быть Вашей личной (!) основой выбора тех или иных действий в работе с пострадавшими культов, но не должна определять этот выбор. Мне например, как поборнику семейных ценностей (почти 15 лет в счастливом браке) сложно работать с людьми для которых беспорядочные половые связи норма, поэтому я стараюсь не работать с такими (только стоит учитывать, что я поклонник неофрейдисткой школы). Однако я не смею осуждать кого-то за его взгляды или веру. Работа консультанта по выходу это не борьба за правильный образ жизни, мораль и нравственность - мы должны помогать людям возвращаться к умению самостоятельно выбирать и принимать решения, критически мыслить, но не более.
В этом плане мораль должна Вам помогать не "гнуться" под культовым воздействием при "включенном наблюдении" (например, для многих мужчин, попадающих к Мормонам, важно что этот культ позволяет иметь жену+нескольких подруг жены (младшие жены) от 12 лет и старше; либидо многих мужчин может подтолкнуть их к принятию идеологии культа (только сразу прошу не надо говорить об Исламе, это отдельная и большая тема "заимствований форм из традиционных религий")). Но с другой стороны Ваша мораль должна заканчиваться там, где начинается чужая (кстати находясь в культе Вы должны демонстрировать отдельную от личной систему ценностей и морали, иначе становитесь автоматически объектом воздействия групповой динамики; об этом напишу отдельно)...
Лично я стараюсь следовать рекомендациям российских практиков и кодексов по процедурам оказания консультации, но ориентируюсь на западные кодексы по принципам консультирования пострадавших от деятельности культов. Например, предоставить по первому запросу информацию о других консультантах или интересы "жертвы культа" становятся приоритетней интересов заказчиков, после начала личной коммуникации с "жертвой".
Как Вы видите нюансов очень много. А уж вопросов морали...
Многие из культистов и экс-культистов, считают недопустимым некоторые мои техники консультирования (работа через активные эмоции, выстраивание эмоциональных связей, консультирование с использованием активной подачи материала (книг) и т.п.), другие наоборот. Для кого-то запуск критического мышления, через иронию, юмор считается "детским ребячеством", а для кого-то (есть и такие, но это пример не моего метода) пассивный метод повышения критичности мышления "жертвы".
Специалистов и методик много, печально, что многие "специалисты" пытаются заниматься консультированием по выходу, основываясь только на своих знаниях и любимом методе, без системного подхода, активного самообучения или изучения методологии консультирования по выходу. Я, например, сталкивался с психологом-консультантом по аддикциям (алкоголь и наркомания), который практически ничего не знал из социальной психологии и искал генетическую предрасположенность к культам. А это согласитесь, так же звучит "как днк-души".
Мораль должна быть Вашей личной (!) основой выбора тех или иных действий в работе с пострадавшими культов, но не должна определять этот выбор. Мне например, как поборнику семейных ценностей (почти 15 лет в счастливом браке) сложно работать с людьми для которых беспорядочные половые связи норма, поэтому я стараюсь не работать с такими (только стоит учитывать, что я поклонник неофрейдисткой школы). Однако я не смею осуждать кого-то за его взгляды или веру. Работа консультанта по выходу это не борьба за правильный образ жизни, мораль и нравственность - мы должны помогать людям возвращаться к умению самостоятельно выбирать и принимать решения, критически мыслить, но не более.
В этом плане мораль должна Вам помогать не "гнуться" под культовым воздействием при "включенном наблюдении" (например, для многих мужчин, попадающих к Мормонам, важно что этот культ позволяет иметь жену+нескольких подруг жены (младшие жены) от 12 лет и старше; либидо многих мужчин может подтолкнуть их к принятию идеологии культа (только сразу прошу не надо говорить об Исламе, это отдельная и большая тема "заимствований форм из традиционных религий")). Но с другой стороны Ваша мораль должна заканчиваться там, где начинается чужая (кстати находясь в культе Вы должны демонстрировать отдельную от личной систему ценностей и морали, иначе становитесь автоматически объектом воздействия групповой динамики; об этом напишу отдельно)...
Самый демотивирующий фактор в работе с клиентами. К Вам приходят с чрезмерно завышенными "надеждами" и "желаниями", и в итоге Вы конечно разочаровываете. Многие считают, что решение проблемы с сектой очень просто - 1-2 встречи с консультантом и "жертва" одумается и все вернется к прежнему образу жизни.
Или Вы дадите книгу со всеми ответами или "лекарство". А реальность совершенно другая. 5-10 встреч уходит на подготовку заказчиков, на осмысление ими проблемы, на нормальное общение с "жертвой" (без святой воды, чеснока и осиновых кольев), без веры в вуду или магического сглаза. Заказчикам нужно читать ряд книг, общаться между собой и т.п. Потом уже переходим к другим этапам подготовки по выводу из культа. Для многих Заказчиков меняться самим, что бы помочь другому является слишком высокой ценой.
В итоге они начинают искать другого консультанта или "спасителя". Не менее забавным выглядит: "А где та "служба/спецслужба", которая обязана и должна нам помочь? Почему нет медицинской или иной помощи от государства? Как Мы Вам еще и платить должны? А разве Вы не должны это делать из-за духовного спасения и доброты своей?" Кстати у меня в блоге в разделе "психологическая помощь" есть хорошая ссылка на статью одного психолога "про бесплатный сыр". Рекомендую.
"Клиенты бывают разными"
Или Вы дадите книгу со всеми ответами или "лекарство". А реальность совершенно другая. 5-10 встреч уходит на подготовку заказчиков, на осмысление ими проблемы, на нормальное общение с "жертвой" (без святой воды, чеснока и осиновых кольев), без веры в вуду или магического сглаза. Заказчикам нужно читать ряд книг, общаться между собой и т.п. Потом уже переходим к другим этапам подготовки по выводу из культа. Для многих Заказчиков меняться самим, что бы помочь другому является слишком высокой ценой.
В итоге они начинают искать другого консультанта или "спасителя". Не менее забавным выглядит: "А где та "служба/спецслужба", которая обязана и должна нам помочь? Почему нет медицинской или иной помощи от государства? Как Мы Вам еще и платить должны? А разве Вы не должны это делать из-за духовного спасения и доброты своей?" Кстати у меня в блоге в разделе "психологическая помощь" есть хорошая ссылка на статью одного психолога "про бесплатный сыр". Рекомендую.
"Клиенты бывают разными"
Опять же - опыт и практика у всех разная. Если взять 10 обращений ко мне через интернет, то 1 будет нормальным и развернутым, 6-7 сообщений будет из 2-3 предложений "быстро срочно в двух словах помогите, спасите!", 2 сообщения "А ну ка докажите или убедите меня, что они секта".
За 7 лет у меня было всего 3 клиента, которые сразу самостоятельно все сделали правильно и не совершили наиболее типичных ошибок (пишу статью на эту тему). Это очень большая редкость. Большая часть клиентов сначала делает все по своему - "проверенными методами", потом ищет "милицию, полицию, прокуратуру, колдунов, церковь", и только потом уже ищет консультанта (частично виновата раздробленность антикультового движения, как такового).
Многие клиенты доходят до уровня "меняться нужно самим" или "проблему быстро не решить", и сразу "бегут дальше".
Вы же как консультант должны самостоятельно решать хотите работать с этим клиентом или нет. Очередь большая и не всегда есть смысл кому-то доказывать долгое время простые вещи, когда есть кто действительно готов что-то сделать для близкого человека, попавшего в культ. Я постараюсь привести типологию клиентов и их реакций в своей новой статье.
За 7 лет у меня было всего 3 клиента, которые сразу самостоятельно все сделали правильно и не совершили наиболее типичных ошибок (пишу статью на эту тему). Это очень большая редкость. Большая часть клиентов сначала делает все по своему - "проверенными методами", потом ищет "милицию, полицию, прокуратуру, колдунов, церковь", и только потом уже ищет консультанта (частично виновата раздробленность антикультового движения, как такового).
В основном обращаются женщины, из мужчин 95% это мужья. В большинстве случаев они не ищут помощи, а ищут на кого переложить свою проблему, избавиться от стресса и страха перед непонятным (тут нужно понижать тревожность). Вот прям сейчас поступил один из таких запросов: "как вытащить девушку из этих тренингов. очень важно. она идет на 3 курс [michek: культовый уровень]. уже в эти выходные, не замечая при этом ничего". Возникает справедливый ответ: "А с чего Вы взяли,что есть быстрые решения или что достаточно Ваших двух предложений, что бы ответить на такой сложный вопрос?"
Многие клиенты доходят до уровня "меняться нужно самим" или "проблему быстро не решить", и сразу "бегут дальше".
Вы же как консультант должны самостоятельно решать хотите работать с этим клиентом или нет. Очередь большая и не всегда есть смысл кому-то доказывать долгое время простые вещи, когда есть кто действительно готов что-то сделать для близкого человека, попавшего в культ. Я постараюсь привести типологию клиентов и их реакций в своей новой статье.
P.S. Прошу учитывать, что это наброски моих мыслей и является моим глубоким осенним ИМХО! Задавайте вопросы - отвечу! ;)
2 комментария:
Михаил, а что, собственно, заставляет Вас консультировать?
(не сочтите вопрос праздным любопытством - сама "вынужденный соплеутиратель")
Необходимость практических знаний и опыта работы с пострадавшими. Фактически консультирование для меня практическая часть моей теоретической части - социальная психология (асоциальные малые группы).
Тематику выбрал случайно, из-за одного случая на работе (мошенничество). Когда стал изучать тему психологического насилия и культов, выяснилось что 9 лет назад, консультантов практически вообще не было (Е.Волков был маяком для психологов). ;)
Сейчас, я к сожалению с весны отошел от бесплатного консультирования (не хватает времени и много других проектов), остается только волонтерство в "Открытом сознании". А блог как раз и начал вести для замены бесплатного консультирования и открытой публикации полученных навыков и знаний изучения внутренней жизни культов.
В итоге все как у людей: гражданский долг (я сторонник концепции возвращения блага государству, за полученное образование), совесть (кто-то должен лаять на "караваны идущие в частные концлагеря") и моральные обязательства. С гос и соц структурами работою бесплатно, что бы как-то распространять информацию об опасности культов, но на самом деле эффекта мало. ;(
Мало кто представляет какими темпами развивается культовое движение в стране. Волны бизнес-гуру, псевдо-психологов и немного "родных и привычных" псевдо-религиозных лидеров. ИМХО в последние 5 лет ситуация сильно ухудшилась...
В след году буду выкладывать интересное учебное видео и презентации.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.