Долгое время преподавая на факультете психологии 2 консультационных курса + общаясь с молодыми психологами, сталкивался с непониманием всех сложностей классического психологического консультирования. Что уж говорить о "консультировании по выходу" (оно же "консультирование по реформированию мышления" или "консультирование пострадавших от деятельности деструктивных культов и сект")...
Многие выпускники или будущие психологи с трудом представляют себе "прелести" коммерческого психологического консультирования, не говоря уже о специфике работы с пострадавшими от деятельности сект, культов или радикальных организаций. Я постараюсь осветить некие "краеугольные камни", которые встречаются на каждом "профессиональном кладбище поприще".
Если Вы думаете или планируете быть психологом, то Вы должны обладать знаниями выше среднего обывателя во многих различных сферах. Вы не можете заниматься консультированием, если не знаете (не ознакомлены) административного, гражданского, семейного, трудового, уголовного и уголовно-процессуального кодекса и их трактований.
Не знание каких-либо юридических норм и ограничений делает Ваши консультации опасными для клиента, т.к. в 99% случаев в ситуациях с культами, затрагиваются чьи-то права и обязанности, и речь идет о потенциально опасных правовых коллизиях.
Так же не знать истории своего государства, культуры и других интересных особенностей развития общества - недопустимо в консультировании пострадавших от культов. Обычный обряд для какого-то этноса или религии может ошибочно стать для Вас "культовым ритуалом". Постоянное расширение кругозора и знаний - Ваша защита от неправильных выводов.
Вы должны знать социальную психологию, социологию, психопатологию, демографию, не говоря уже о психофизиологии, религиоведении и немного из нейропсихологии. Можно сомневаться в этом длинном перечне знаний (просто набросал, подробнее в следующих заметках) - зачем они и т.д. Все эти знания позволяют Вам всегда выявлять в трудах и культовых практиках их "узость и обман", а так же это является Вашей основной защитой при контакте с культами.
Нет хуже специалиста, который дает советы и рекомендации, не применяя системного подхода (анализ проблем с разных позиций и наук). Смысл в советах, которые могут привести к судам за имущество или к нарушению чьих то юридических прав или культурных традиций?
Лично я устал сталкиваться с тем, что уровень большинства выпускников факультетов психологии крайне низок. Например, они могут прекрасно разбираться в возрастной психологии, но при этом не знать что такое "блокадный Ленинград" или "вьетнамский/афганский синдром" (т.к. ничего не знают о современных военных конфликтах).
Не знание каких-либо юридических норм и ограничений делает Ваши консультации опасными для клиента, т.к. в 99% случаев в ситуациях с культами, затрагиваются чьи-то права и обязанности, и речь идет о потенциально опасных правовых коллизиях.
Так же не знать истории своего государства, культуры и других интересных особенностей развития общества - недопустимо в консультировании пострадавших от культов. Обычный обряд для какого-то этноса или религии может ошибочно стать для Вас "культовым ритуалом". Постоянное расширение кругозора и знаний - Ваша защита от неправильных выводов.
Вы должны знать социальную психологию, социологию, психопатологию, демографию, не говоря уже о психофизиологии, религиоведении и немного из нейропсихологии. Можно сомневаться в этом длинном перечне знаний (просто набросал, подробнее в следующих заметках) - зачем они и т.д. Все эти знания позволяют Вам всегда выявлять в трудах и культовых практиках их "узость и обман", а так же это является Вашей основной защитой при контакте с культами.
Нет хуже специалиста, который дает советы и рекомендации, не применяя системного подхода (анализ проблем с разных позиций и наук). Смысл в советах, которые могут привести к судам за имущество или к нарушению чьих то юридических прав или культурных традиций?
Лично я устал сталкиваться с тем, что уровень большинства выпускников факультетов психологии крайне низок. Например, они могут прекрасно разбираться в возрастной психологии, но при этом не знать что такое "блокадный Ленинград" или "вьетнамский/афганский синдром" (т.к. ничего не знают о современных военных конфликтах).
"Сытый желудок"
Многие приходят в психологическое консультирование жертв деструктивных культов, не понимая, что это направление еще слабо развито в нашей стране. Зарабатывать и обеспечивать себя с помощью консультаций, в современных условиях, практически не возможно. Условия и барьеры входа в сферу психологический консультаций крайне высоки - участие в конференциях, публикации, общение, мониторинг информации, бесплатные консультации, судебные издержки и многое другое - все это требует от Вас много ресурсов (времени и денег). Фактически нужно долгое время работать на приобретение опыта и практики, прежде чем начать зарабатывать консультированием.
Обратной стороной подобного явления является "мышление желудком". Очень часто вижу у многих своих коллег-психологов в Самаре, для которых каждый клиент это возможность купить еды/туалетной бумаги на пару дней вперед. Они начинают исходить только из принципа "сколько стоит клиент и как быстрей получить (больше, дольше) деньги". Консультирование пострадавших от культовой деятельности не терпит "спешки/голода", т.к. результатом Вашей профессиональной ошибки может стать чья-то судьба или свежая могила на кладбище.
К счастью, у меня был только один случай в практике, когда я фактически стал свидетелем суицида не моего клиента-экскультиста из другого города (когда я еще только начинал изучать контроль сознания и культовые группы).
Обратной стороной подобного явления является "мышление желудком". Очень часто вижу у многих своих коллег-психологов в Самаре, для которых каждый клиент это возможность купить еды/туалетной бумаги на пару дней вперед. Они начинают исходить только из принципа "сколько стоит клиент и как быстрей получить (больше, дольше) деньги". Консультирование пострадавших от культовой деятельности не терпит "спешки/голода", т.к. результатом Вашей профессиональной ошибки может стать чья-то судьба или свежая могила на кладбище.
К счастью, у меня был только один случай в практике, когда я фактически стал свидетелем суицида не моего клиента-экскультиста из другого города (когда я еще только начинал изучать контроль сознания и культовые группы).
"Цена профессиональной деформации"
Погружаясь в культы и в проблематику культов Вы должны понимать, что "радиация" действует на всех и чем дольше Вы изучаете культы, то тем больше это отображается на Вас. Первые седые волосы у меня появились в 25 лет (возможно культы тут не основная причина, сложно спорить).
Скорее всего Вы станете более циничным, недоверчивым к голословным заявлениям, будете иметь более высокие требования к авторитетам, будете более реалистичным и немного пессимистом. Любое фанатичное проявление веры, будь то в культе, на работе или в традиционной религии будет Вас ставить автоматически в "оборону". Если Вы не священник и начинали, как светский специалист, то Вы как минимум станете агностиком или атеистом. И это не "предположение", а просто типичная защита Вашей личности от того с чем Вы сталкиваетесь.
Конечно это больше подходит для специалистов, кто изучал некоторое время культы изнутри, а не только занимался кабинетными исследованиями. Лично я считаю практику включенного наблюдения опасным, но обязательным методом при подготовке будущего специалиста по культам. На второй год из трех, что в среднем работал у меня практикант, погружаясь в культы - всегда фиксировалось их разочарование традиционными религиями и созданием собственного мнения о Боге, о загробной жизни, о будущем и прошлом и т.д. (подобная позиция должна вырабатываться самостоятельно у каждого специалиста, например, в вопросе - имеем ли моральное право помогать вернуться в реальность "счастливому в нереальности" индивиду; об этом я минимум 30 минут рассуждаю на своих тренингах для будущих специалистов).
Я бы отнес это все к естественной защите нашей психики, а не к какому-то явному поведению или идеологии антикультового движения. К тому же любой настоящий светский специалист по культам не борется с идеологиями и уважает право верить во что угодно любых верующих, он заботится о критичности мышления, психологическом и физическом здоровье, свободе выбора клиента (об этом как нибудь отдельно).
Скорее всего Вы станете более циничным, недоверчивым к голословным заявлениям, будете иметь более высокие требования к авторитетам, будете более реалистичным и немного пессимистом. Любое фанатичное проявление веры, будь то в культе, на работе или в традиционной религии будет Вас ставить автоматически в "оборону". Если Вы не священник и начинали, как светский специалист, то Вы как минимум станете агностиком или атеистом. И это не "предположение", а просто типичная защита Вашей личности от того с чем Вы сталкиваетесь.
Конечно это больше подходит для специалистов, кто изучал некоторое время культы изнутри, а не только занимался кабинетными исследованиями. Лично я считаю практику включенного наблюдения опасным, но обязательным методом при подготовке будущего специалиста по культам. На второй год из трех, что в среднем работал у меня практикант, погружаясь в культы - всегда фиксировалось их разочарование традиционными религиями и созданием собственного мнения о Боге, о загробной жизни, о будущем и прошлом и т.д. (подобная позиция должна вырабатываться самостоятельно у каждого специалиста, например, в вопросе - имеем ли моральное право помогать вернуться в реальность "счастливому в нереальности" индивиду; об этом я минимум 30 минут рассуждаю на своих тренингах для будущих специалистов).
Я бы отнес это все к естественной защите нашей психики, а не к какому-то явному поведению или идеологии антикультового движения. К тому же любой настоящий светский специалист по культам не борется с идеологиями и уважает право верить во что угодно любых верующих, он заботится о критичности мышления, психологическом и физическом здоровье, свободе выбора клиента (об этом как нибудь отдельно).
"Опасность vs. Безопасность"
Многие считают, что заниматься культами "очень опасно", т.к. они "могут убить или покалечить". Увы это не так. Профессиональная паранойя и недоверчивость к новым людям в окружении это цена знаний об уровне развития и проникновения культов в наше общество. Когда я начинал исследовать культы, то я в своем среднем окружении нашел много культистов и их вербовщиков, что стало для меня "откровением", когда я стал понимать, что это не праздная болтовня про новый метод чего-то, а профессиональная вербовка.
Несмотря на свои знания и некую популярность в научной среде, я постоянно сталкиваюсь с эффектом отторжения. Большая часть моих знакомых "вляпываясь в околокультные мероприятия" требуют, что бы я им "доказывал" вредность того или иного гуру. Иногда это утомляет, т.к. до ситуации с ними - ты "авторитет по культам", стоит им "наступить в кучку" - докажи. Как будто курение не убивает...
Но вернемся к нашим культам! Из всех ужасных злодеяний культов, насколько я знаю было только одно нападение за 20 лет в московском метро на православного сектоведа (его ударил по лицу кришнаит).
Почему так мало? Потому что даже если все русскоговорящие консультанты работали бесплатно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, то мы не спасли бы и 1% попавших в культы (отдельная тема - сколько их). С точки зрения культов, в большинстве случаев, мы отбиваем "слабых овец".
Но это касается только публичных фигур, известных в профессиональной среде. Психологическая травля, распространение лживых слухов, звонки со вздохами и хрипением - все это может стать нормальным для Вас. Некоторые культы в благодарность, обклеивают пару кварталов вокруг моего офиса интересными памфлетами и т.п.
Когда же родственники пострадавших пытаются сами заняться проблемой "культистов", то это заканчивается очень плохо. Как минимум крупный конфликт или суд, и максимум в моей практике, сожгли заживо в дачном доме родственника культиста (младшую сестру), как предупреждение остальным родственникам. Следствие, несмотря на отравленного пса и подпертую дверь квалифицировало поджог, как неосторожное обращение с огнем (без всякого сговора и т.п. со стороны культистов).
Другими словами, если Вы занимаетесь психологическим консультированием, а не строите из себя публичную фигуру "Спасителя" и "Инквизитора", то шансов применения физического насилия к Вашей персоне - крайне мало. Психологического насилия - всегда высоки. Как уменьшить подобные риски напишу в следующих заметках.
Несмотря на свои знания и некую популярность в научной среде, я постоянно сталкиваюсь с эффектом отторжения. Большая часть моих знакомых "вляпываясь в околокультные мероприятия" требуют, что бы я им "доказывал" вредность того или иного гуру. Иногда это утомляет, т.к. до ситуации с ними - ты "авторитет по культам", стоит им "наступить в кучку" - докажи. Как будто курение не убивает...
Но вернемся к нашим культам! Из всех ужасных злодеяний культов, насколько я знаю было только одно нападение за 20 лет в московском метро на православного сектоведа (его ударил по лицу кришнаит).
Почему так мало? Потому что даже если все русскоговорящие консультанты работали бесплатно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, то мы не спасли бы и 1% попавших в культы (отдельная тема - сколько их). С точки зрения культов, в большинстве случаев, мы отбиваем "слабых овец".
Но это касается только публичных фигур, известных в профессиональной среде. Психологическая травля, распространение лживых слухов, звонки со вздохами и хрипением - все это может стать нормальным для Вас. Некоторые культы в благодарность, обклеивают пару кварталов вокруг моего офиса интересными памфлетами и т.п.
Когда же родственники пострадавших пытаются сами заняться проблемой "культистов", то это заканчивается очень плохо. Как минимум крупный конфликт или суд, и максимум в моей практике, сожгли заживо в дачном доме родственника культиста (младшую сестру), как предупреждение остальным родственникам. Следствие, несмотря на отравленного пса и подпертую дверь квалифицировало поджог, как неосторожное обращение с огнем (без всякого сговора и т.п. со стороны культистов).
Другими словами, если Вы занимаетесь психологическим консультированием, а не строите из себя публичную фигуру "Спасителя" и "Инквизитора", то шансов применения физического насилия к Вашей персоне - крайне мало. Психологического насилия - всегда высоки. Как уменьшить подобные риски напишу в следующих заметках.
"Работа с традиционными религиями и государством"
Тут все просто. Любые более или менее здоровые силы, у которых возможно другая идеология и Вы с ней не совсем согласны, но тоже борющиеся с культами - Ваши партнеры и помощники. Государство и традиционные религия именно те партнеры, которые Вам нужны, как психологу. Тут сотрудничество должно идти только на безвозмездной основе с Вашей стороны.
Проработав некоторое время в культовой теме, Вы будете неприятно удивлены, что реально работающих по этой теме в Вашем регионе единицы. Вы будете рады любой помощи и общению. Только не ищите партнеров в политических партиях и объединениях, старайтесь их обходить стороной (почему постараюсь рассказать отдельно).
Проработав некоторое время в культовой теме, Вы будете неприятно удивлены, что реально работающих по этой теме в Вашем регионе единицы. Вы будете рады любой помощи и общению. Только не ищите партнеров в политических партиях и объединениях, старайтесь их обходить стороной (почему постараюсь рассказать отдельно).
"С хорошим не приходим"
В отличии от семейного, сексуального, педагогического и т.п. консультирования, Ваш вид консультирования - самый неприятный (хуже только консультировать детей, жертв сексуального насилия). Никто не придет с хорошим, никто не будет сразу слушать Ваши рекомендации, единицы Вам потом скажут спасибо. Правда именно после добрых слов этих единиц Вы понимаете, зачем Вы продолжаете заниматься этим неприятным видом консультирования - помощь при психологическом насилии в малых социальных группах.
Обычно 2-3 встречи у меня уходит на снятие "веры в гороскопы, сглаз, зомбирование" и т.п. чепуху. Часто Вы будете сталкиваться с ситуациями, когда мать хочет спасти ребенка из культа, а отец от него отказался. Или то, что семья уже все испробовала и сделала огромное количество ошибок, а потом уже приходит к Вам с целью решить эту проблему как-то. Без них и т.п. Еще сильней Вас может демотивировать, когда Вы понимаете, что для культиста "свобода концлагеря" стала лучшим выходом от "навязчивого семейного распорядка и влияния". Приятного мало, но такой уж вкус у нашего блюда! ;)
Обычно 2-3 встречи у меня уходит на снятие "веры в гороскопы, сглаз, зомбирование" и т.п. чепуху. Часто Вы будете сталкиваться с ситуациями, когда мать хочет спасти ребенка из культа, а отец от него отказался. Или то, что семья уже все испробовала и сделала огромное количество ошибок, а потом уже приходит к Вам с целью решить эту проблему как-то. Без них и т.п. Еще сильней Вас может демотивировать, когда Вы понимаете, что для культиста "свобода концлагеря" стала лучшим выходом от "навязчивого семейного распорядка и влияния". Приятного мало, но такой уж вкус у нашего блюда! ;)
"Коллеги по цеху"
Тут можно очень много рассказать. Но Вы будете удивлены, как мало специалистов, и как много людей кто себя ими считает, и как мало общения между ними всеми. Лично я успел столкнуться с перепиской за спиной, доносами, откровенной ложью и грызней в антикультовом движении. Все как в любой "драме", где люди гибнут за свои привилегии.
Это тоже может демотивировать, но важным является то, что большинство из тех кого Вы будете считать хорошими специалистами, не участвуют в этой мышиной возне. Это радует.
По крайней мере в окружении тех специалистов, которых я знаю - именно так.
Это тоже может демотивировать, но важным является то, что большинство из тех кого Вы будете считать хорошими специалистами, не участвуют в этой мышиной возне. Это радует.
По крайней мере в окружении тех специалистов, которых я знаю - именно так.
Продолжение заметок, а потом детальное их рассмотрение будет позже! Пока жду Ваших комментариев, но прошу учитывать, что это наброски моих мыслей и является моим глубоким осенним ИМХО! ;)
3 комментария:
Класная статья
Спасибо! Будет продолжение!
Спасибо, Михаил! Суперважная тема!
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.