|
Программа, которая имитировала в опыте ученых игровой автомат.Такое совпадение картинок приносило участникам 50 британских пенсов. |
Ученые использовали в опыте программу, имитирующую популярный автомат с вращающимися барабанами, и выяснили, что
мозг игроков реагирует как на выигрыш (несколько одинаковых изображения в один ряд), так и на ситуацию, которая близка к выигрышу (две картинки рядом, но со смещением по вертикали).
Ранее в 2009 году Кларк и Чейз провели схожее исследование на меньшем количестве испытуемых, выбрав заведомо здоровых участников. Новые данные отличаются тем, что в опытах приняли участие 20 игроков с разной степенью вовлеченности - от периодической покупки лотерейных билетов до DSM "патологических азартных игр".
Ситуация "почти выиграл" ("near miss"), как считает один из авторов исследования Люк Кларк, неспроста воспринимается мозгом в качестве успешной.
В большинстве случаев, когда человек решает задачу, требующую активного участия, близкий к требуемому результат означает то, что выбранная стратегия правильна и ее требуется лишь слегка доработать.
Мозг спортсмена или экспериментатора, воспринимающий "почти получилось" как удачу, в общем-то прав: второе место на соревнованиях и уже созданная, но еще не отлаженная научная аппаратура вполне свидетельствуют о правильности выбранного пути в целом. Рано или поздно за счет тренировок или длительной наладки прибора цель будет достигнута.
Но что, если все усилия бесполезны, а успех зависит только от случайности? В этом случае "почти выиграл" ничуть не лучше ситуации "почти проиграл". Если выигрыш дает числа 45, 21 и 90 в лотерее, то 44, 21 и 89 будут столь же далеки от результата, сколь далека комбинация 10, 11, 12. Дополнительная покупка билетов даст те же шансы "почти выигравшему", что и всем прочим.
Окружение, в котором сформировался человек как биологический вид, к такому оказалось не готово, говорит Кларк.
Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, все-таки основаны отнюдь не на случайности, и близкие к выигрышу ситуации обычно говорят: продолжайте дальше в том же духе.
За ощущение правильности или неправильности того или иного действия в мозгу отвечает так называемая
дофаминовая система - группа нервных клеток, использующих для обмена сигналами нейромедиатор дофамин. Дофамин наряду с выполнением ряда других функций с полным правом может быть назван
"веществом мотивации".
В сочетании с ситуациями "почти выигрыша" повышенная активность дофаминовых систем обеспечивает формирование патологической зависимости - игрок не только видит признаки выигрыша там, где их на самом деле нет, но и его мозг острее реагирует на подобные ложные сигналы.
Психологи отмечают, что среди приверженцев азартных игр бытует мнение о том, что игровые автоматы требуют "некоего навыка", хотя реально процесс полностью случаен, а выпадение "почти выигрышей" говорит как раз о "прогрессе тренировки".
Хотя, как показывают исследования, на самом деле это ощущение всего лишь следствие биохимического сбоя в работе мозга.
Взято.