Важно понять, что в среде правоохранительных органов, лишь отдельные подразделения напрямую или косвенно занимаются проблемой деструктивных культов. Причем у них три разные условные функции: наблюдать, вмешиваться, наказывать. Очень редко бывает, что 2 варианта из 3. Обычно 1 подразделение одного ведомства занимается 1 из этих 3-х функций.
Вы должны учесть, что название этих функций общее и не совсем из курса правоведения или анализа правовой системы Российской Федерации. Я выбрал их для наглядности изложения.
Общие службы, часть подразделений которых хоть как-то связаны с проблемой активности культов в нашем обществе:
- Следственный комитет - их функция "наказывать", т.е. они занимаются доказательством вины в суде. Они доводят определенные следственные дела до суда. Результатом их работы может быть запрет на деятельность той или иной организации, уголовные наказания для представителей культов и т.п. В большинстве случаев представители Следственного комитета крайне загружены и Ваше дело, по которому Вы проходите "свидетелем" (часто вариант консультанта, хотя они называют Вас экспертом, но по документам Вы "свидетель"), для них одно из многих. Как правило, они крайне (!) слабо разбираются в вопросе культов и религиозных организаций. Специальных сотрудников, которые специализируются на религиозных и культовых вопросах у них нет, т.е. Ваше дело попадает кому-то на конвейер.
- МВД - их функция "вмешиваться". Причем Вы должны понимать, куда обращаться. Единственным подразделением МВД, которые косвенно занимаются культами и которые обязательно внимательно выслушают Вас - Департамент по противодействию экстремизму МВД РФ. Их специфика понятные уголовные дела связанные с имуществом, материальными средствами. Они предпочитают не участвовать и не вмешиваться в дела, которые не относятся к экстремизму, финансовым и материальным убыткам. Это связано с тем, что данный департамент в основном формировался из выходцев из налоговой полиции и госнаркоконтроля. На область у них около 4-х сотрудников, кто занимается религиозными вопросами в данном подразделении.
- ФСБ - основная функция "наблюдать", но в интересах национальной безопасности (на уровне своей ответственности: город-область) могут оказывать необходимое воздействие на другие правоохранительные системы. Обычно 2 сотрудника из отдела борьбы с терроризмом выделены на область/регион, один из которых курирует нормальные религиозные организации, а другой не нормальные. В большинстве случаев их больше интересуют культы, которые возникли за рубежом и которые привлекают иностранных граждан для работы в РФ. Важно понимать, что они не обязаны Вас "спасать" и "помогать", а действуют в интересах государственной безопасности и очень часто Ваша личная трагедия становится лишь описанием еще одного преступления культов. С другой стороны если у Вас есть фактура и доказательства подходящие для возбуждения исков, то они с удовольствием Вам посодействуют в этом (именно поэтом у важна консультация с юристом "до обивания порогов инстанций", т.к. в 80% случаев "Ваша трагедия" не является нарушением закона, а наоборот реализацией права "свободы вероисповедания" культиста-родственника). Консультанту лучше работать в основном через ФСБ, т.к. это единственная правоохранительная система, которая осознает угрозу культов, их методы работы и т.п. Работа должна строится на безвозмездной основе, в рамках взаимного информационного обмена. Работая со спецслужбами Вы сможете получать доступ к внутренней культовой переписке, конфискованной литературе, работе с пострадавшими и фактически стать экспертом в своем деле. Однако Вы должны понимать, что спецслужбы не будут с Вами сотрудничать, если Вы занимаете антигосударственную позицию или крайне публичны и экспрессивны.
- Министерство Юстиции - в основном "наблюдает за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций и политический (культовых) движений. Однако в определенной ситуации могут "наказывать", т.е. не продлевать регистрацию или вносить в список запрещенных материалов и организаций книжную продукцию некоторых юр лиц или сами юр лица (по решению Суда, а в суде у нас доказывает вину Следственный комитет). При МинЮсте в каждой области есть так называемый "религиоведческий совет". В его составе обычно консультант, представители основных традиционных религий (часто кроме РПЦ никто не попадает), представители СМИ, представитель Губернатора, 1-2 депутата областной думы и руководитель территориального управления МинЮста. Обращение в этот совет от значимой группы пострадавших может способствовать созданию трудностей в легальной работе культа на территории Вашей области. Однако непосредственных прав у данного совета нет и в данном вопросе он выступает больше как лоббистский орган. Консультанту желательно сотрудничать или участвовать в работе данного совета, т.к. это позволит доносить светскую и взвешенную позицию (без клерикализации общества и "охоты на ведьм") до целого ряда сотрудников правоохранительных органов, СМИ и общественных организаций.
Вы должны понимать, что у правоохранительных органов много другой работы, они редко отличаются большими знаниями культовой деятельности, чем журналисты и борьба с культами у них не в приоритетах (долго, сложно и почти все разваливается в суде). Критиковать их за это бесполезно, т.к. набор юридической борьбы с культами в нашей стране крайне ограничен: "мошенничество", "удержание силой", "неуплата налогов", "отмывка преступных доходов", "сексуальное насилие", "нанесение вреда здоровью" и все... Вы должны постоянно помнить, что у нас в России полная свобода вероисповедания, а консультанты по выходу не борются с культами, а защищают психическое здоровье людей.
Правоохранительная система работает четко в трех случаях:
а) общественный резонанс или "звонок сверху";
б) доказуемый состав преступления (а как я Вам уже Выше объяснял, отнюдь не каждая чья-то трагедия может стать основой для возбуждения дела);
в) явная угроза национальной безопасности.
В итоге все упирается в доказуемость или в сам состав преступления. Например: если Ваш родственник добровольно отдал культу свои деньги - это не преступление, это его право. Если он отдал деньги запрещенной организации (согласно Федеральному списку), то это преступление.
Именно поэтому сначала нужно "не бегать и искать как отомстить", а проводить анализ ситуации и проблемы. Консультант по выходу и юрист должны обозначить клиенту те правовые и психологические инструменты, которые он вправе и наиболее эффективно может применить в ситуации борьбы с культами за знакомого/родственника.
Консультант работая с правоохранительной системой может:
а) выступать в роли "эксперта/специалиста" в суде или экспертизах;
б) обмениваться информацией о культе;
в) способствовать решению проблем пострадавших от культа;
г) получать новых клиентов для консультирования (правоохранительные органы могут рекомендовать обращаться к Вам за консультацией).
Фактически взаимодействие Клиента с правоохранительными культами будет эффективной, если он будет обращаться в конкретные подразделения к нужным специалистам, с необходимой юридической базой. Бегать по инстанциям с письменными заявлениями "спасти и запретить" не приведет к хорошему. Лишь даст возможность культу использовать Вашу агрессию против Вас ("Смотри как он злится, что ты стал лучше", "Смотри, как они бесятся из-за того что ты обрел веру" и т.п.).
Консультант по выходу должен понимать, что работая с правоохранительными органами он не зарабатывает (безвозмездное сотрудничество), а получает много интересной и редкой информации о деятельности культов. Важно понимать, что несмотря на все недостатки Государства, оно у нас одно и мы сами отвечаем за наше будущее. Обмен информацией, бесплатные лекции для сотрудников правоохранительных органов и т.п. деятельность лишь уменьшает Вашу работу по выводу из культа в дальнейшем. К тому же, если Вы собираетесь становится консультантом не по конкретному культу, а вообще по культовой деятельности, то без возможностей доступа к "информационным системам" (имеется ввиду "открытая" для анализа информация) правоохранительных органов Вы вряд ли этого достигнете.
Лично у меня за 10 лет работы сложилась интересная и позитивная практика по работе с правоохранительными органами и спецслужбами. Хотя конечно удручает, что в отличие от европейских коллег, у нас нет ни одного подразделения в правоохранительных органах или спецслужбах, которое специализировано противодействует культовому влиянию на общество и национальную безопасность. Остальная активная деятельность правоохранительных органов против культов в нашей стране носят импульсный характер и часто является инициативой рядовых сотрудников правоохранительной системы, которые не могут игнорировать угрозу культового насилия в нашем обществе.
Консультанты по выходу работают на уровне индивидов, граждан которые обратились к ним за помощью от культового насилия. Правоохранительные органы защищают в рамках правовых норм общество от деструктивных культов и сект. И мы и они делаем одну и ту же работу, но в разных масштабах и по разному. Их поле - право и сила, наше поле - психологическое и информационное консультирование.
Консультанты по выходу работают на уровне индивидов, граждан которые обратились к ним за помощью от культового насилия. Правоохранительные органы защищают в рамках правовых норм общество от деструктивных культов и сект. И мы и они делаем одну и ту же работу, но в разных масштабах и по разному. Их поле - право и сила, наше поле - психологическое и информационное консультирование.
P.S. Еще раз отмечу, что писал не в рамках правовых определений и терминов, а наоборот обобщенно. Есть определенные различия в статусе "свидетеля", "эксперта", "специалиста", но я не затрагиваю их в данной заметке.
2 комментария:
Прямо "в яблочко"!
Только я бы еще г) добавила к перечню мотивов четкой работы ПО: план.
В большинстве случаев именно так - "план" или "Для статистики", но я не видел и не слышал ни разу о плане по культам.
Думаю из-за того, что нет специализированного подразделения.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.