В продолжении других публикаций с позиции системного подхода к проблеме культов, попытаюсь рассмотреть "областную региональную власть".
Фактически отношение региональной власти к проблеме культов зависит от 5 чиновников (начинаем цепочку губернатором и заканчиваем ведущим специалистом). В зависимости кто и на каком посту (с каким опытом и компетенциями) сидит, так и формируется региональная политика. От региона к региону ситуация отличается, но в целом по стране - "крайне пассивная".
Давайте рассмотрим, что влияет на деятельность этих 5 политиков-чиновников:
Количество граждан в регионе и их религиозные предпочтения - в данном случае "областная власть" практически всегда делает упор на сотрудничество с 1-й традиционной религией, а остальные идут по остаточному принципу, как финансирования, так и сотрудничества. Если в регионе доминирует конфессия христиан, то основная работа идет с Епархией РПЦ, если мусульмане, то с Духовным управлением мусульман по области. Отсюда есть "возможность или слабость", т.е. если Вы представитель доминирующей конфессии, то у Вас есть возможность через каналы своего "религиозного института" заставить областное руководство вмешаться и помочь (речь о скорости и качестве реагирования). Если Вы представитель другой конфессии, то возможно Вам придется стоять в "общей очереди на общих основаниях".
Представитель традиционной доминирующей конфессии - очень много зависит от фигуры, которая возглавляет "религиозный институт" конфессии в Вашей области и его взаимоотношения с губернатором. Если они хорошие и долгосрочные, то Ваши шансы растут (при условии, что Вы сможете получить "сопроводительные письма от конфессии"), если нет то скорее всего Вас ждет "общая очередь". А так же от его активности или пассивности в борьбе с культами (речь не об отношении, а об активной деятельности - суды и т.п.).
Взаимодействие правоохранительных структур с областной властью - в данном случае, многое зависит от взаимодействия областных МинЮста и ФСБ с областной властью по вопросам культов. Если идет активная работа и обмен информацией, то область как правило "знает о проблемах и умеет на них правильно реагировать". Но как я уже писал, тут все упирается в специалистов правоохранительных органов и чиновников, которые входят в межведомственные комиссии по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Очень редко когда они хорошо взаимодействуют (обычная практика "купи-продай": область финансирует профилактические меры по борьбе с экстремизмом, а правоохранительные органы их реализовывают). Однако по некоторым культам (особенно зарубежным), скорость реагирования и понимания угроз национальной безопасности позволяет чиновникам реагировать оперативно, а не искать на кого спихнуть "отписку" по Вашей проблеме.
Наличие крупных скандалов с культами - в некоторых областях бывают крупные ЧП с культами, которые накладывают отпечаток на поведение областных властей (т.е. они активней реагируют на обращения граждан). Если у Вас подобное было в области и это ЧП не было "побеждено деньгами", как например с сектами в пионер-лагерях в Самаре, то шансы у Вас достаточно большие.
У Вас есть 2 возможности обращения к областным структурам (быстрого реагирования ни в одном случае не бывает, т.к. проходит длительное согласование любая проблема):
- запись на прием к чиновнику;
- письменное обращение.
Тут все упирается в толщину Вашей записной книжки или кошелька.
Если Вы имеете хорошие связи или отношения в Вашем религиозном институте (конфессии), то на прием к чиновнику лучше идти с "письмами поддержки от трад религии" (тут зависит от уровня чиновника - если речь о городском депутате, то ему важны отношения с ключевым духовным лицом по его избирательному округу, если областной депутат, то уже уровень духовных лиц области) или по "звонку от представителей религии" (особенно если они знакомы или важны для чиновника).
Если у Вас толстый кошелек, то неплохо опубликовать в областной газете обращение к представителям власти (только не забудьте его обсудить с юристом и написать в вежливой форме). Когда у Вас выходит "страшная история с просьбой о помощи" в крупной газете, то "областная власть" вынуждена прореагировать на Ваше обращение (даже если Вы придете сами на прием, но с копией газеты). Важно только понимать, что не всякая "трагедия" подходит для публикации и не каждая проблема может быть решена областными властями.
Теперь поговорим о чиновниках. Есть два типа чиновников:
- те кто могут придать важности Вашей проблеме ("приделать ноги" к документу);
- те кто могут выработать решение про вашей проблеме.
Первые это областные или городские депутаты (в данном случае юридически "Депутат" не чиновник, но формально тот же самый "винтик региональной власти и бюрократической системы") по Вашему месту прописки. Они не на что повлиять не могут, кроме сочувствия и "праведного гнева" (эмоциональной поддержки), но могут открыть для Вас "многие двери" других чиновников или поддержать Ваше обращение письменно. Иногда даже могут написать обращение в правоохранительные органы. В последнем случае смотрите Общественный совет ГУВД города или области, или РОВД - кто из депутатов там есть. Если Ваш депутат есть, то Вам повезло, если нет, то остаются вышеописанные методы.
Вторые чиновники это те кто по своей должности занимаются религиозными вопросами или защитой прав человека (т.н. омбудсмены). Насколько мне известно в областных структурах субъектов РФ нет отдельных должностей по культам, а эти функции закреплены за отделами по работе с конфессиями и религиозными организациями. Формально обращаться к некому, т.к. Вашей проблемой никто не занимается. Достаточно часто областные омбудсмены "прикормлены" некоторыми культами и это тоже нужно учитывать, но если нет, то этот чиновник сможет объективно помочь в рассмотрении Вашей проблемы.
Если взять Самарскую область, то я бы не рекомендовал обращаться к нашему омбудсмену, а чиновник который в областном правительстве отвечает за культы и трад религии - 1 человек. И у него не руководящая позиция. В других областях есть более крупные отделы, но как правило, они все ориентированы на сотрудничество областной власти и религий, слабо разбираются в культах.
Важно понять простую вещь. Областные структуры не смогут сделать больше того, что можно сделать по Закону. Другими словами - не будет спецназа или запретов, судебных преследований, "волшебных вмешательств" и т.п. Областные власти могут нажать на своих чиновников, если речь идет о вербовке в помещениях школ или других региональных структур. Могут тихо сменить одиозных чиновников-культистов. Максимум, что они смогут так это подключить правоохранительные органы или Минюст, но опять в рамках закона.
В моей же практике, многие жертвы культов или их родственники рассматривают "губернатора", как "волшебника", который может все изменить к "лучшему" или "запретить злобные секты". Увы это не так.
В большинстве случаев для области борьба с культами это "антипиар". Горько и невкусно, а так же не полезно. Мало того, что сектанты будут судиться и активно "пиариться в СМИ", так еще карьеру чиновника могут испортить. Ошибочно думать, что Вашей проблемой будет заниматься лично "областной губернатор или министр". Обычно Ваша бумага спускается к ведущему специалисту какого-то отдела или департамента, который до смерти боится за свою "пенсию и плюшки" (что справедливо, так все "шишки" потом полетят в него). Кому нужны скандалы, в которых замешаны топ-чиновники и зарегистрированные религиозные движения (а большинство культов вполне легальны юридически)?!
Как пример - в Самаре есть городская школа, в которой сектанты уже 9 лет ведут свою деятельность и арендуют офис. Мои обращения к чиновникам (а у меня очень хорошие личные отношения) приводят к отговоркам, что там все правильно (договор аренды якобы, но его никто не видел) и ничего они поделать не могут. Даже директору школы не могут на ушко шепнуть, но при этом эта "жуткая секта и мы с ней боремся". Могу Вас заверить, что достаточно 1 звонка любому директору школы и на завтра культистов не будет по этому адресу. Но тут может быть "скандал" и т.п. ;(
Именно поэтому помощь консультанта по выходу и юриста важнее "беганья по инстанциям". Юрист сразу, четко исходя из Вашей ситуации, ограничит возможности правового решения Вашей проблемы. Областная власть в лице чиновников и депутатов практически всегда действует только в рамках права (иногда и телефонного тоже).
P.S. Я специально не пишу должности и названия подразделений, т.к. областные правительства субъектов РФ сильно отличаются. Обычно это в рамках департамента по делам религий или национальностей.
P.S.2. Ошибочно считать, что пассивность чиновников вызвана их "аморальностью и бездуховностью". Просто проблема культов и защиты прав граждан пока не актуальней проблемы трудовой занятости и ЖКХ. ;)
1 комментарий:
Согласен, что проблема сект для областных властей не важнее ЖКХ, нехватки мест в детских садах и прочих "прелестей" нашей жизни.
Дело еще осложняется тем, что "зацепить" секты скорее всего не за что. Все же на добровольной основе, а налоги и мошенничество еще доказать надо, да так, что бы в суде не развалилось по кускам.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.