Страницы

понедельник, 25 апреля 2011 г.

Вопросы по семинару "Радикальные группы VS ВУЗ"

Когда я проводил семинар "Система высшего образования: угрозы со стороны радикальных организаций"  на конференции "Современные тенденции психологической науки и практики" в Казанском федеральном университете, пришло мало слушателей. Так мало, что я был сначала расстроен.

Правда в процессе общения настроение улучшилось, т.к. общался с заинтересованными людьми в создании системы внутренней безопасности для превентивных мер против радикальных организаций и развитии судебной экспертизы в нашей стране. К тому же многим понравилось и на следующий семинар пришло в два или три раза больше людей.

Как выяснилось в последствии, многих смутило название семинара и придется его переделать для других психологических конференций. 

В итоге у части специалистов, которые пришли на семинар по культам и сектам возникли вопросы по первому семинару. Я обещал на них ответить, если они мне их зададут. ;)

Вот первые вопросы и ответы:

понедельник, 18 апреля 2011 г.

Определение "контроля сознания"


Прежде чем обсуждать термин "контроля сознания", давайте рассмотрим эволюцию термина!

Термины и понятия, относящиеся к "контролю сознания"
1. Битва за сознание (ssu-hsiang tou-cheng) Мао Цзэдун (1929)
2. "Промывание мозгов", Хантер (1951)
3. "Исправление мышления" (ssu-hsiang kai-tsao) Лифтон (1956)
4. "Истощение, зависимость и страх" (DDD-синдром) Фабер, Харлоу и Уэст (1957)
5. "Принудительное убеждение" Шайн (1961) 
6. "Контроль сознания" Анонимный (приблизительно 1980) 
7. "Систематическая манипуляция психологическим и социальным влиянием", Singer (1982)
8. "Скоординированные программы принудительного влияния и поведенческого контроля", Офше и Сингер (1986)
9. "Убеждение с целью эксплуатации", Сингер и Аддис (1992)

А теперь сам термин.
"Контроль сознания" - это манипуляция с использованием психологических технологий и техник модификаций поведения, без осознанного согласия того человека, к которому эту технику применяют для контроля его жизнедеятельности.

И определение применения "контроля сознания":

Механизм контроля сознания - последовательное применение психологических техник, применение которых при определенных условиях может привести к феномену "удвоения" (по Лифтону), как последствия реформирования мышления личности (контроля сознания).

Одним из последствий "контроля сознания" становится формирование DDD-синдрома и "зависимого расстройства личности".

Синдром зависимости (DDD-синдром: deception - обман, dependency – зависимость и dread – страх). Проявляется потерей собственной воли и интеллектуальной критичностью к культовому учению; в принятии жизненных решений только после совета и с разрешения старшего по культу; в полной и неадекватной податливости лидеру; в чувстве неудобства и беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха; в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тесная связь. Страх является здесь основным инструментом манипулирования. Такие психические изменения соответствуют признакам, перечисленным в Международной классификации болезней под названием "Зависимое расстройство личности"

F60.7 Зависимое Расстройство Личности. 

А. Должны выявляться общие критерии расстройства личности (F60). Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих: 
1) активное или пассивное перекладывание на других ответственности в важнейших решениях своей жизни; 
2) подчинение своих собственных потребностей другим людям, от которых индивидуум зависит, и излишняя податливость их желаниям; 
3) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости; 
4) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха оказаться неспособным позаботиться о себе; 
5) страх остаться покинутым и предоставленным самому себе; 
6) ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны окружающих.

В итоге фактически "консультанты по выходу" занимаются изучением случаев группового давления и применения техник "контроля сознания". А сталкиваемся с проблемами клиентов: DDD-синдромом и зависимым расстройством личности.

Медленное продвижение лженаучных направлений

Пока проходила конференция "Современные тенденции психологической науки и практики" в Казанском федеральном университете, мне было интересно смотреть информационные материалы размещенные на факультете психологии. 

Реклама и другая информация очень часто рассказывает многое о самой организации. Попался на глаза рекламный буклет "Тренингового центра КФУ". Он представляет из себя черно белый лист бумаги в два сгиба.

В целом список обширен и интересен, но 2 позиции конечно неприятно удивили.  Во первых поразило наличие "соционики" и "системные семейные расстановки".

Во вторых смущает само наличие подобных краткосрочных лженаучных программ в системе высшего образования. Популярное и новое - не значит, что полезное. Мы же ориентируемся на популярное или массовое, что для нас является аналогом "доказанного качества". Это одна из логических ошибок, которую мы часто воспроизводим в своей жизнедеятельности.

Тот же Хеллингер с его расстановками очень спорное учение, которые вызывает большой скепсис у антропологов, социальных психологов и консультантов. Выстраивание цепочки от африканских племен к семейному консультированию это как создать психологическую школу на анализе взаимодействии племен орков и эльфов из трилогии Толкиена.

Кукла кришнаита-зомби

Пока идет конференция в Казани, я вечерами ходил по магазинам. Смог обнаружить интересную куклу из серии "Восстание мертвецов" - Куклу кришнаита-зомби. ;)

Странно, что нет протестов со стороны такой "миролюбивой организации, как Общество сознания Кришны". ;)

понедельник, 11 апреля 2011 г.

Семинар в Казани: "Система высшего образования: угрозы со стороны радикальных организаций"

Провожу семинар "Система высшего образования: угрозы со стороны радикальных организаций" в Казани, на психологической конференции. Выкладываю часть своей презентации.


Семинар в Казани: "Деструктивные культы: вербовка и эксплуатация"

Провожу семинар "Деструктивные культы: вербовка и эксплуатация" в Казани, на психологической конференции. Выкладываю часть своей презентации.

среда, 6 апреля 2011 г.

10 техник контроля и эксплуатации (Тобиас и Вест)

Опубликовано: Тобиас М. Л., Лалич Дж. Культовые отношения и самоанализ своего опыта // Журнал практического психолога. 2000, № 1–2. С. 144–145.

Два ведущих эксперта по культам, Маргарет Сингер и Луис Джолион Вест, профессор психиатрии из Института нейропсихиатрии Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), разработали следующий список элементов, наиболее отвечающих тому, чтобы быть частью успешной культовой идеологической обработки (индоктринации). Каждый элемент — сильнодействующая техника, используемая для контроля и эксплуатации индивидуума.

1. Изоляция новичка и манипулирование его окружающей средой.

2. Контроль над каналами коммуникации (общения) и информации.

3. Истощение посредством неадекватной диеты и отсутствия полноценного отдыха.

4. Деградация или сужение (стирание) «Я».

5. Индукция неуверенности, страха и потери ориентации, с радостью и уверенностью, обретенными через подчинение группе, что и является целью.

6. Чередование суровости и мягкости в контексте дисциплины.

7. Групповое давление, часто оказываемое посредством ритуализованных сессий борьбы, вызывающих (генерирующих) вину и требующих открытых признаний (исповедей).

8. Настаивание выглядящих всесильными хозяев на том, что выживание новичка — физическое или духовное — зависит от идентификации с группой.

9. Назначение монотонных задач или повторяющихся действий, типа однообразного пения или копирования письменных материалов.

10. Акты символического предательства и отказа от себя, семьи и прежде поддерживаемых ценностей, предназначенные для увеличения психологической дистанции между завербованным и его предыдущим образом жизни.


Эффекты такой программы проявляются в том, что «с течением времени психологическое состояние члена [группы] может ухудшаться. Он становится неспособным к комплексному, рациональному мышлению; его ответы на вопросы становятся стереотипными; он обнаруживает, что трудно принимать даже простые решения без посторонней помощи; его способность здраво судить относительно событий во внешнем мире ослабляется. В то же самое время, возможно такое снижение осознания, что он будет не в состоянии понимать, насколько он изменился».