Владимир Зинченко – доктор психологических наук, академик Российской академии образования, руководитель Центра комплексных исследований развития человека, автор множества книг и статей, в том числе соавтор Большого психологического словаря (Прайм-Еврознак, ОЛМА-Пресс, 2009).
Давайте начнем с самого трудного – что такое доброта?
Это не то что трудно - почти невозможно: определить словами одно из самых базовых явлений человеческой жизни. Но вот взглянуть на доброту с точки зрения слов, языка было бы очень правильно. Знаете, однажды мне предложили выступить с докладом о психологии доверия. Как человек науки, я решил для начала взглянуть, а как же трактуют "доверие" словари. И обнаружил, что в советских словарях такого слова нет. Заодно выяснил, что и "милосердие" тоже куда-то исчезло. А уж "духовность" если где-то и присутствовала, то скорее в отрицательном смысле. И с добротой произошло нечто похожее.
Часто ли вы сегодня слышите такие слова, как "доброжелательность", "добросердечность"? Или, например, "добротолюбие" – не удивлюсь, если многие вообще никогда такого слова не слышали. Связь здесь самая прямая – слово исчезает из языка, когда понятие исчезает из жизни. Так что если посмотреть на нашу жизнь, в последнее уже почти столетие, удивляться придется не тому, что доброты мало, а тому, что она все-таки еще сохраняется. И что добрые люди встречаются, и, к счастью, не так уж редко.
Не только отдельные люди – сейчас в моде благотворительность, активно действует в миру православная церковь, объединяются те, кто хочет помочь бедным, одиноким, больным. Ситуация меняется к лучшему?
Мода есть, конечно. И показной доброты сейчас полно, только вряд ли общество от этого становится добрее. Потому что многие такие поступки совершаются опять-таки ради чего-то – будь то репутация, известность или даже уход от налогов.
К сожалению,у нас вообще все существует не само по себе, а ради чего-то – это я повторяю очень давнюю мысль философа Густава Шпета. А когда все делается ради чего-то, уходит бескорыстие. (Еще одно очень редкое, исчезающее слово!) Так вот, главное в доброте – то, что она не ради чего-то, она ради самой себя.
И с церковью, к сожалению, похожая ситуация. Она долго была частью триады "самодержавие – православие – народность", причем не на первом месте, а после государства. И сегодня происходит то же самое. А ведь это так просто: искусство ради искусства, милосердие ради милосердия, доброта ради самой доброты.
Есть категории явлений, которые философы называют безосновными ("без основы"): мы не знаем, откуда они произошли. К ним, например, относится совесть. То же и с добротой. Доброта, сострадание, любовь, человечность – это то, что дано нам изначально, как представителям человеческого рода. Откуда, почему – не знаю. Но общество и воспитание во многом определяют, насколько мы сможем распорядиться этой данностью. Как можно зарыть в землю свой талант, так же можно закопать и самые высокие чувства, просто не дать им хода.
Потому что мы привыкли смотреть на себя глазами других людей. Все-таки самость, "самостояние" – это очень трудно, до него надо дорасти. Тогда уже становятся безразличны чьи-то мнения и мы можем проявлять себя непосредственно – а именно это мы,в конце концов, больше всего и ценим в человеке.
Как вы считаете, можно научиться (или приучиться) быть добрым, просто сознательно совершая добрые поступки – день, месяц, год?
Проделать такое упражнение вполне можно. Вопрос в том, что из этого выйдет. Мне думается, такая привычка в лучшем случае сделает нас правильно поступающими людьми. А доброта – непосредственное чувство, незаученное.
Но ведь правильные привычки делают жизнь лучше?
Разумеется! Мы ведь страдаем именно от отсутствия таких привычек! Когда молодежь оттесняет стариков в автобусе, раздражается на них в магазине или в аптеке, а на дорогах царит хамство – тут ведь не о доброте речь, а об отсутствии воспитания. Мама не научила. Доброта тут вообще ни при чем. На бытовом уровне нам не доброта нужна, а элементарная вежливость, воспитанность.
Да нет же! Это не поступок вообще! Если речь не о привычке, не о воспитании, а именно о доброте, то это импульс. Такие вещи не могут рассматриваться как поступок, просто не должны. Потому что если это поступок, осмысленное действие, то, значит, я должен осознать его необходимость, совершить, а потом еще и оценить, то есть похвалить себя: "Вот какой я добрый!" А это все что угодно, но не доброта…
Видите, мы снова возвращаемся к изначальности, непосредственности доброты. Она не может быть ради чего-то и не может ждать похвал. Она просто происходит – как невозможность чего-то не сделать, как естественная потребность, которая живет в нас. Должна жить.
Взято.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.