Блог о социальной психологии малых групп, поведенческой экономике, манипуляциях и деструктивном поведении
Страницы
▼
суббота, 31 декабря 2011 г.
вторник, 27 декабря 2011 г.
Эффект Даннинга-Крюгера
Недавно столкнулся с упоминанием интересного психологического феномена, под названием "Эффект Даннинга-Крюгера".
Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.
Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.
Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина ("Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание") и Бертрана Рассела ("Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности").
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов - слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
- они склонны переоценивать собственные умения;
- они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
- они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности;
- в случае, если уровень этих умений удается значительно повысить, у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности.
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года.
Результаты других подобных исследований были представлены в 2003 и 2008 годах.
Этот эффект очень хорошо иллюстрирует специфику поведения представителей и последователей ряда лжеучений и спорных движений. Например последователи "Бизнес-Молодости" (о них писал ранее) активно отрицают значимость современного образования. НЛП-исты обожают использовать постулат о том, что "практика важней теории".
С другой стороны я фанат фразы, что "истина рождается в споре", но лично я не готов спорить с малообразованными людьми или с малым опытом/компетенциями в определенной сфере, но которые любят "выигрывать все споры" или "навязывать свою единственно правильную точку зрения".
Теперь я знаю название этого феномена, когда "социально дезадаптивные" индивиды учат всех быть "успешными и лидерами".
среда, 21 декабря 2011 г.
Моральное мышление оказалось в левом полушарии
Непреклонный судья, осуждающий аморальный образ жизни, "живет" в левом полушарии нашего мозга, установили в серии экспериментов американские нейрофизиологи. Мир свободных чувств и рискованных порывов остается в распоряжении правого.
Локализация психических процессов – какой из отделов мозга за какие функции отвечает, как эти функции эволюционируют, конфликтуют или гармонично дополняют друг друга в процессе адаптации человека к меняющимся условиям среды (природной, социальной, профессиональной), – одна из увлекательных задач наук о мозге.
С момента обнаружения в первой половине XIX века феномена межполушарной асимметрии накоплен впечатляющий массив данных, описывающих функциональные различия между левым и правым полушариями мозга – логико-аналитическим и образно-интуитивным соответственно.
Открытие функциональной асимметрии, связанной с эволюционно разными отделами мозга, позволило по-новому взглянуть на природу некоторых психических (инновационное мышление против консервативного) и социально-культурных феноменов (традиции против нового знания). В частности, удалось выявить два "религиозных гена" COMT и DARPP-32, отвечающие за баланс между предвзятым обучением, связанным с эволюционно более молодой префронтальной корой, и обучением на основе собственного опыта, которое реализуется в более древнем базальном мозге.
Но межполушарная асимметрия, о которой теперь рассказывают даже детям, пытаясь угадать в них будущих "физиков" и "лириков", как оказалось, еще способна преподносить сюрпризы.
Это выявила серия экспериментов, проведенных группой американских нейрофизиологов, чью статью под интригующим названием "Межполушарная асимметрия в процессе обработки мозгом аморальных раздражителей" публикует швейцарский журнал Frontiers in Evolutionary Neuroscience .
Задачей экспериментаторов было установить, формируются ли моральные оценки, то есть суждения о "правильном" и "неправильном" поведении других людей, в каких-то определенных отделах мозга, и если да, то в каких именно.
четверг, 15 декабря 2011 г.
Лечу от всего или сетевой бред
Недавно наткнулся на сайт очередного "целителя". Фамилия у него Вершинин, но спасибо Аллаху/Будде/Христу, что не родственник и не я. :) Ибо зовут его Григорий Николаевич.
Сайт сверстан на заказ, в виде открытой книги. Дизайн тоже на заказ. :)
среда, 14 декабря 2011 г.
Манипуляции в офисе
Мы с коллегой уже второй год проводим двухдневный семинар для руководителей "Управленческая борьба за время". Это смесь тайм-менеджмента, социальной психологии, планирования и управленческой борьбы.
На фейсбуке у нас завязалась интересная дискуссия с украинскими коллегами (бизнес консультантами) о манипулировании в офисе и переговорах. Чтобы не печатать там много букв, я решил немного поделится со всеми частью материалов нашего семинара:
Воздействие на эмоции:
Апелляция к популярным чувствам
Воздействие на эмоции характерные на данный момент для всей группы
Апелляция к солидарности
"Мы с Вами вместе! Мы в одной лодке! Вы же не против коллектива?"
Апелляция к страху
"А Вы не боитесь? А у тех не получилось и их уволили!" и т.п.
Апелляция к умеренности
принятие половинчатых и компромиссных решений, там где это не допустимо
Апелляция к благородству
"Ну Вы же благородный человек и всегда все делали по совести, давайте и сейчас сделаем так же..."
Апелляция к состраданию
Если Вы не пойдете на уступки, то пострадают А, у которых В, С, D, E детей (и т.п.)
Использование эмоционально окрашенных слов
Крах, убытки, процветание...
Ложная аргументация:
Ложная аргументация
Использование контрастов «или мы делаем так, или так» (или А или В, но упускаем С, D и т.п.)
Ошибка ложной альтернативы
"У нас есть решения А, В и С. А и В не верны, остается С"
Ложная дилемма
"Произойдет или А, или В. Если А, то и произойдет С. Если В, то и произойдет D. В итоге надо выбирать из С или D".
Ловушка аналогии
"Ситуация А, аналогична ситуации В. В ситуации В мы сделали N, что было правильно/не правильно. Если мы сдлаем так же в ситуации А, то это будет правильно/неправильно" "(Как сравнивать картофель с апельсинами" (с))
"Окрашивание в черный цвет"
"Если мы выбираем А, то будут последствия В. Последствия В неприемлемы, значит вариант А не подходит"
"Ледяная горка"
"Если мы сделаем движение в сторону А, то последствия будут неотвратимо негативны по нарастающей"
"Ловушка точности"
Использование различных цифр, соотношений в % соотношении, которые сложно сразу проверить.
"Тактика авторитета"
Ссылка на внешние авторитеты или ссылка на «некие» внешние авторитеты
"Отравленный колодец"
В начале коммуникации представить любую критику своей позиции, как "негативный эффект" (глупость, отсталость и т.п.)
И еще пара десятков других уловок и подходов. :) За эти два дня мы показываем собственникам бизнеса, как сотрудники перекладывают на них свою работу, коллеги манипулируют, а не правильное планирование заставляет чувствовать себя марионеткой в компании. Естественно мы предлагаем хороший набор тактик и стратегий, которые позволяют делать свою работу качественно и в срок.
P.S. Не сочтите это за рекламу. Просто выполняю взятое обещание.
P.S. Не сочтите это за рекламу. Просто выполняю взятое обещание.
воскресенье, 11 декабря 2011 г.
Мозг взяток не берет
Мздоимец, берущий взятки, человек, слепо верящий рекламе, избиратель, голосующий за проходимца, и свободная независимая личность, живущая своим умом, мыслят эволюционно разными отделами мозга: к таким выводам подталкивают последние эксперименты американских нейрофизиологов.
Премии, подарки, чаевые, медали, кубки, ордена, всевозможнейшие бонусы, спонсорские акции, "бесплатные образцы" и "накопительные скидки" – таков далеко не полный список наградных пряников, то и дело участвующих в процессе принятия решения у "целевой аудитории", то есть у нас с вами.
Роль таких наградных пряников неоднозначна.
В одних случаях система форсированных мотиваций может дать действительно положительные результаты. Классический случай – перспектива премиальных выплат, увязанных с ростом производительности труда и доходом предприятия. В других за обещанными пряниками стоит корысть одной из сторон, не всегда способствующая принятию правильных решений, как, например, в случае коммерческой рекламы.
Намного более серьезные и зловещие последствия предвзятые суждения будут иметь тогда, когда они формируются у большого количества людей, голосующих, например, за политика-популиста, чьи реальные действия подчинены корыстным интересам определенной социальной группы. Или в медицинском учреждении, спонсируемом производителем лекарств определенной номенклатуры. Или, банально, в ситуации, когда чиновник назначает подрядчиков за взятки. Или, в еще более банальном, когда мы при наличии выбора начинаем проявлять повышенный интерес к коробочке с надписью "+50%".
Придуманы различные механизмы, нейтрализующие вредный эффект наградных пряников. Творчество рекламодателей усмиряют законами о рекламе. Политиков обязывают обнародовать источники своих доходов. Ученых – прописывать в научных публикациях специальный пункт "заявленные коммерческие интересы". Однако, как показывает практика, все они эффективны лишь до поры до времени – упрямый пряник все равно берет свое.
То, что сценарии предвзятого "пряничного" типа формируются в определенных частях головного мозга, отвечающих за чувство удовлетворения от награды, а именно в вентромедиальной префронтальной коре, нейрофизиологи установили относительно недавно.
Дети не распознают негативные эмоции на лице до 10 лет
Нам кажется, что достаточно сделать сердитое лицо — и ребенок сразу поймет все наши эмоции. Но психологи выяснили: распознавать негативное выражение лица так же, как взрослые, дети начинают лишь с десяти лет, не раньше. Это связано со структурно-функциональным созреванием префронтальной коры, которое происходит как раз к десяти годам.
"Пространственная синхронизация корковых электрических колебаний тета и альфа диапазонов при формировании установки на сердитое лицо у детей 5–11 лет" Э.А. Костандов, Д.А. Фарбер, Е.А. Черемушкин, Н.Е. Петренко, М.Л. Ашкинази // Физиология человека. № 4. 2011. С. 5–12.
Сон помогает нам справиться с неприятными воспоминаниями
20% сна, в котором мы пребываем, т.н. "быстрый сон", играет важную роль в обработке последних воспоминаний. Американские исследователи полагают, что лучшее понимание этого процесса обработки памяти в конечном счете может помочь в преодолении посттравматического стрессового расстройства у пациентов.
Исследователи захотели узнать, как мозг человека обрабатывает неприятные воспоминания во время сна. Для этого сотрудники Калифорнийского Университета собрали группу из 35 добровольцев, разделив ее на две части, и стали показывать эмоционально заряженные изображения. Потом просмотр повторился. Притом, ученые сканировали мозг участников эксперимента, сообщает BBC.
Matthew Walker |
Люди, не спавшие ночью, более эмоционально реагировали, когда вновь видели картинки. Исследования показали: 20% сна, в ходе которого мы видим сновидения, играют важную роль с точки зрения обработки воспоминаний о недавних событиях. Возможно, все дело в химических изменениях, происходящих во время REM-фазы сна.
Комментирует руководитель изыскания "Wake deterioration and sleep restoration of human learning" доктор Мэттью Волкер (Matthew Walker): "Известно, что во время фазы REM-сна наблюдается резкое сокращение концентрации норадреналина, сопряженного со стрессом. Когда на этой стадии происходит обработка неприятных воспоминаний, утром человек просыпается в более хорошем расположении духа".
Результаты данного исследования закладывают основу для дальнейших научных проектов в изучении взаимосвязи сна и психиатрических заболеваний. Клинический опыт показывает, что некоторые формы нарушения сна присутствует практически во всех типах психических расстройств.
Мозг солдата и ребенка, живущего в плохой семье, схожи
Исследование Имона Маккрори (Eamon McCrory) из Университетского колледжа Лондона показало: мозг детей, живших в домах, где имело место насилие, работает таким же образом, как мозг солдат, если дело касается выявления опасности, сообщает New Scientist.
Данный вывод был сделан после сканирования на аппарате фМРТ мозга 20, казалось бы, здоровых детей, но с которыми дурно обращались дома. В качестве контрольной группы выступали 23 ребенка из нормальных семей.
Eamon McCrory |
В ходе сканирование дети, средний возраст которых составлял 12 лет, смотрели на изображения грустных, нейтральных и злых лиц. Когда появлялись злые лица, дети из первой группы демонстрировали дополнительную активность в миндалевидном теле и передней части островка.
Эти части мозга традиционно связывают с выявлением опасности и ожиданием боли. У солдат, побывавших в горячих точках, фиксируется аналогичная активность.
Это говорит о том, что мозг детей адаптируется к обстоятельствам, дабы выжить в опасной среде. Но во взрослой жизни у детей из данной группы возможно появление проблем, включая развитие депрессии и тревожности.
суббота, 10 декабря 2011 г.
Реакция детей на воровство
Hannes Rakoczy |
Federico Rossano |
Исследование проводили психолог-когнитивист Федерико Россано (Federico Rossano), Михаэль Томасэлло (Michael Tomasello) и профессор Ханнес Ракосзи (Hannes Rakoczy) 30 двухлетних малышей и еще столько же трехлетних усаживали за стол поиграть с куклой.
Играя, дети выясняли, кому принадлежит, например, кепка — самому ребенку, психологу или кукле. После чего последняя (точнее, управлявший ею взрослый) бесцеремонно заявляла: "Ну, теперь это мое, я пойду". И удалялась с захваченным головным убором. Дети не возражали, если кепка действительно принадлежала кукле, но не могли согласиться с раскладом, когда игрушка забирала вещь у них или у психолога.
Они протестовали самыми разными способами - от вербальных ("Нет, это не твое!") до физических (вступали в борьбу).
F. Rossano et al. // Cognition. 2011. No. 121. Р. 219–227.
Взято.
P.S. Исследование более объемное и с интересными выводами, но лень переводить 2 страницы выводов. Читайте PDF-линк.
Разговоры по мобильному за рулем - свидетельство психического расстройства
Zach Steelman |
По их словам, люди, пользующиеся мобильным телефоном в дороге, на самом деле, страдают не из-за зависимости от мобильного, а обсессивно-компульсивным расстройством, пишет The Times of India.
По мнению Моэза Лимаема из Бизнес-колледжа Сэма М. Валтона, данное открытие, сделанное в ходе анализа поведения 451 добровольца (участники онлайн опроса), играет большую роль, ведь методики лечения разных психических расстройств в корне отличается друг от друга.
Исследователи учитывали особенности мобильного трафика при разработке вопросов для опроса, которые были сгруппированы в три шкалы или категории:
- общие использование мобильных телефонов,
- компульсивное использование мобильных телефонов,
- опасное использование мобильного телефона.
- Я отвечаю на звонки / сообщения / текстовые сообщения во время вождения.
- Я звоню и отправляю электронную почту и текстовые сообщения во время вождения.
- Я просматриваю Интернет во время вождения.
- Я проверяю приложения для социальных сетей во время вождения.
Среди других вопросов, респондентов спросили, сколько лет они используют сотовый телефон, и сколько часов они тратили в день на разговоры, просмотр электронной почты и текстовых сообщений на своем телефоне.
среда, 7 декабря 2011 г.
Двухдневный семинар в Самаре: "Психологическое консультирование "жертв" деструктивных культов"
Двухдневный семинар, посвящен проблематике деструктивных культов и сект, а так же специфики оказания психологической помощи пострадавшим от их деятельности.
Мы затронем феномен деструктивных культов, поговорим об их различиях, о роли государства и его ограниченных возможностях в рамках традиционных и нетрадиционных религий и научных сообществ.
Просмотрим 7 часов различных научно-популярных программ, художественных фильмов, телевизионных передач и скрытых съемок ритуалов деструктивных культов. Изучим процесс вербовки в культы, нанесения психологического вреда здоровью, и затронем специфику консультирования пострадавших от насилия.
Специализированный семинар для психологов, психотерапевтов, религиоведов, социальных работников и специалистов по работе с жертвами психологического и физического насилия.
Ведет семинар и делится опытом, социальный психолог и консультант по работе с пострадавшими от деятельности деструктивных культов и сект - Вершинин Михаил Валерьевич (г. Самара).
Свыше 700 часов включенного наблюдения внутри культов и радикальных организаций. Член международной ассоциации по изучению культов «ICSA» (International Cultic Studies Association, USA), Европейской Федерации центров изучения и информирования о сектантстве (FECRIS, Fédération Européenne des Centres de Recherche et d'Information sur le Sectarisme, EU), Российского психологического общества.
Адрес: г. Самара ул. Главная 3
Дата: 17-18 декабря.
Время: 10-18 часов
Организатор: Социально-Психологический Центр «Инсайт» (http://www.psycentre-insight.ru/).
Время: 10-18 часов
Организатор: Социально-Психологический Центр «Инсайт» (http://www.psycentre-insight.ru/).
В пакет участника входит:
8 927 766 80 57 Беляева Анна
8 937 176 80 68 Федорова Анастасия
8 960 811 27 80 Макеева Софья
- 80 листов красочного и информативного раздаточного материала;
- Книга Е.Н. Волкова "Исцеление от рая. Реабилитация и самопомощь при социальной зависимости";
- Кофе-брейки;
- Полноценный комплексный обед;
- Подарок-сюрприз от Социально-Психологического Центра "Инсайт".
8 927 766 80 57 Беляева Анна
8 937 176 80 68 Федорова Анастасия
8 960 811 27 80 Макеева Софья
P.S. Как всегда - представителям нетрадиционных религий, фанатикам, борцам с ящерами делать на моем семинаре нечего. :)
вторник, 6 декабря 2011 г.
Насильники не умеют распознавать эмоции
Вера Булыгина |
Сексуальным правонарушителям присущи специфические характеристики личности, имеющие отношение и к сфере полоролевого самосознания, и к особенностям межличностного взаимодействия. Дефектными являются социальные коммуникативные навыки, способность к партнерским отношениям, эмпатии, возможности прогноза поведения другого человека. Выбор и отношение к объекту сексуального влечения у лиц с различными формами расстройств сексуального предпочтения также определяются и специфическими нарушениями и искажениями эмоционального восприятия сексуального партнера. Ученые из Института им. Сербского сравнили, как распознают эмоции сексуальные преступники и нормальные граждане.
В первой части пилотажного исследования были обследованы 96 учащихся общеобразовательной школы № 868 Москвы, из них 43 возрасте 11 лет, 24 в возрасте 14 лет и 29 в возрасте 16 лет.
Эксперимент состоял из двух предъявлений.
- В первом испытуемые в соответствии с указанным исследователем порядком эмоций должны были расположить по порядку фотографии каждого из 6 человек. По сути – это задание было на узнавание эмоций.
- Затем карточки перемешивались, и во втором предъявлении просили сложить в одну групп всех людей, выражающих одну и ту же эмоцию, что весьма схоже с заданием на классификацию.
Во второй части исследования приняли участие 80 человек, из них 30 человек − экспериментальная группа, в которую вошли 21 человек, находившиеся на принудительном лечении в Орловской ПБСТИН и совершившие противоправные действия сексуального характера, и 9 человек, совершившие сексуальное ООД, находившиеся на амбулаторной экспертизе в ФГУ "ГНЦССП им. В. П. Сербского Минздравсоцразвития".
В экспериментальной группе были испытуемые, совершившие агрессивно-насильственные действия сексуального характера в отношении женщин и детей.
Способность влиять на других людей изменяет мышление
Li-JunJi |
Ощущение собственной силы и власти позитивно сказывается на работе мозга человека, заверяет профессор социальной психологии Ли-Юн И (Li-Jun Ji) из Королевского Университета Канады. Работу "Power Fosters Context-Independent, Analytic Cognition" профессор выполнила вместе с Юри Мийамото (Yuri Miyamoto) По ее словам, сила, определяемая как способность влиять на других людей, заставляет человека по-другому мыслить, передает CTV.
Например, у жителей Северной Америки ощущение своей силы приводит к тому, что люди мыслят аналитически и более сосредоточенно. Это очень важно, если нужно достигнуть какой-то цели. То есть, человек в состоянии сосредоточиться на цели и на том, как ее достичь, не отвлекаясь на посторонние дела.
Yuri Miyamoto |
"Самое интересное это то, что образ мышления - гибкая вещь, а не изначально предопределенная и неподвижная единица. Мы можем изменить ход мысли в зависимости от ситуации. Однако иногда процесс подстраивания зависит от культурной основы", - констатирует Ли-Юн И.
Эксперимент показал: чтобы вызвать у добровольцев ощущение власти, их попросили вспомнить время, когда они влияли на других людей. В число таких воспоминаний входил момент, когда застенчивый человек под влиянием другого становился более открытым, когда кто-то что-то покупал или проигрывающая футбольная команда вырывала зубами победу.
Потом добровольцам предлагалось выполнить ряд заданий, чтобы оценить, насколько они аналитически мыслят. Оказалось, людям было проще мыслить в таком ключе после первой части эксперимента.
понедельник, 5 декабря 2011 г.
Экстремальное видео активизирует весь мозг
Что происходит в мозге человека, когда он смотрит кино? Для ответа на этот животрепещущий вопрос объединились ученые из МИФИ, Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
12 здоровым испытуемым-добровольцам показывали два видеосюжета (эмоционально-спокойный и эмоционально-вовлекающий) - один нейтральный (чтение лекции), а второй эмоционально насыщенный (прыжок с парашютом). Люди смотрели видео не просто так: их головы находились внутри магнитно-резонансного томографа, который анализировал работу их мозга.
Эксперимент состоял из семи серий: две серии при просмотре точки фиксации и двух видов видеосюжетов, одна серия при последовательном просмотре двух видов видеосюжетов, две серии при просмотре видеосюжетов с последующим припоминанием и две серии при просмотре точки фиксации с последующим припоминанием видеосюжетов. Просмотр видеосюжетов вызывал наибольшую степень повышения метаболизма с локализацией в зрительной коре. При этом активация была более выражена при предъявлении эмоционально-вовлекающего видеосюжета.
Как и следовало ожидать, просмотр кино вызывал активизацию обмена веществ в затылочной доле мозга, отвечающей за обработку зрительной информации. Но когда демонстрировался эмоционально яркий сюжет, активность была заметно выше. Кроме того, помимо затылочной доли включались височная и теменная, а также лобная кора.
воскресенье, 4 декабря 2011 г.
Чувство справедливости развивается у человека само собой
Ощущение радости, испытываемое человеком, когда он видит, что злодея наказывают, изначально "записано" в человеческой психике. Как показало последнее изыскание, даже детям нравится, если наказывают кого-то, пошедшего против правил или совершившего плохой поступок, отмечает ABC News.
Исследователи из США собрали 100 детей и разделили их на три возрастные группы (5 месяцев, 8 месяцев, 19 месяцев и старше). Маленьким добровольцам показывали кукольное представление, в котором куклы вели себя хорошо или плохо по отношению друг к другу. Потом "хорошие" и "плохие" были либо наказаны, либо получили некое вознаграждение.
В итоге детям предложили выбрать игрушки, которые им понравились больше всего. Так, большинство детей из первой группы выбирали игрушки, которые хорошо себя вели по отношению ко всем, а вот вторая группа выбирала игрушки, наказывавшие "плохих". Последняя возрастная группа действовала так же, как и первая (забирала подарки у "плохих" игрушек).
Kiley Hamlin |
Как отмечает автор изыскания "Five- and 9-month-old infants prefer prosocial to antisocial others" Кайли Хамлин (Kiley Hamlin), психолог из Университета Британской Колумбии, полученные результаты помогут понять, как у человека формируется чувство справедливости, необходимое для функционирования в обществе. Именно в возрасте 5-8 месяцев дети получают от природы способность более тонко воспринимать и интерпретировать обстоятельства.
Рахиль Бриггс (Rahil Briggs), детский психолог и директор программы "Здоровые Шаги" в Медицинском центре Монтефиоре в Бронксе, Нью-Йорк, отметила, что ученые очень мало знали о том, что происходит в мозге ребенка в первые месяцы жизни. Данное исследование показало, что другие сложные понятия, такие как чувство собственного и характеристики и мотивы других людей, воспринимаются младенцами уже в 6 месяцев.
суббота, 3 декабря 2011 г.
Сплетни, как фундамент счастья
Такой вывод сделали психологи под руководством доктора психологии Колина Гилла (Colin Gill). Эксперты подсчитали: 85% женщин получают удовольствие, выслушивая подробности чье-то жизни, а каждой десятой трудно хранить тайну, пишет The Telegraph.
Притом, обсуждение последних сплетен повышает чувство единства с социумом и ощущение благополучия. По словам доктора Колина Гилла, сплетни активируют выработку гормонов вроде серотонина, снижают степень стресса и тревожности. Когда человек делится сплетнями, ему интересно, что скажет другой. Подобное установление связи делает человека более счастливым.
Аналогичный эффект производится, когда мы сравниваем себя с окружающими. Плюс, нередко, сплетничая, люди смеются. А это позитивно сказывается на состоянии здоровья (мышечное движение, дыхание и т.п.). С точки зрения эволюции, сплетни помогают собрать полезную информацию о поведении, характере других людей, утверждают ученые из Гарвардского Университета.
Это помогает нам оградиться от ненадежных людей, жить в больших группах, понять, какое поведение адекватно для конкретной группы. Аналогичную роль в сообществе обезьян играет ритуал выискивания друг у друга паразитов.
В настоящее время, сплетничать по-прежнему жизненно важно для групповой сплоченности. Доктор Гилл отметил: "Это хороший способ узнать, какие виды поведения являются социально приемлемыми в Вашей группе. Если кто-то поднимает брови, когда они говорят Вам что-то о ком-то еще, Вы измените свое поведение соответствующим образом".
четверг, 1 декабря 2011 г.
Евгения Белякова: "Осторожно, психолог!"
Автор: Евгения Белякова, клинический психолог, арттерапевт.
"Психологи – враги рода человеческого" – бормочет мой коллега врач-психиатр после разговора с новой пациенткой. И я с ним согласна. Потому что одно из моих мест работы – психиатрическая больница. Читаешь карты – сердце кровью обливается. На ранних этапах болезни большинство годами ходили по психологическим консультациям, курсам, группам, тренингам. Их учили "радоваться жизни" и как "избавиться от излишних страхов и тревог". Болезнь, между тем, прогрессировала. И никто из ведущих группы или консультирующих психологов не увидел, что у человека душевное заболевание.
Проблема людей с душевным заболеванием в том, что они не понимают, что с ними происходит. При этом человек чувствует, что с ним что-то "не то" и начинает искать помощи. После советских времен слово "психиатрия" остается пугающим, поэтому чаще всего идут к психологам. Весь ужас в том, что психологи эту область совсем не знают и норму от патологии не отличают. А прелесть их положения в том, что они ни за что не отвечают (врач подсуден, психолог – нет!).
Я сама из психологов. И сегодня я, как Павлик Морозов, выступаю против alma mater. Как партизанка, я подрываю авторитет профессионального сословия. Я имею на это право. Потому что знаю истинные размеры ущербности психологического образования. И последствия этого.