Недавно столкнулся с упоминанием интересного психологического феномена, под названием "Эффект Даннинга-Крюгера".
Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.
Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.
Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина ("Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание") и Бертрана Рассела ("Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности").
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов - слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
- они склонны переоценивать собственные умения;
- они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
- они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности;
- в случае, если уровень этих умений удается значительно повысить, у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности.
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года.
Результаты других подобных исследований были представлены в 2003 и 2008 годах.
Этот эффект очень хорошо иллюстрирует специфику поведения представителей и последователей ряда лжеучений и спорных движений. Например последователи "Бизнес-Молодости" (о них писал ранее) активно отрицают значимость современного образования. НЛП-исты обожают использовать постулат о том, что "практика важней теории".
С другой стороны я фанат фразы, что "истина рождается в споре", но лично я не готов спорить с малообразованными людьми или с малым опытом/компетенциями в определенной сфере, но которые любят "выигрывать все споры" или "навязывать свою единственно правильную точку зрения".
Теперь я знаю название этого феномена, когда "социально дезадаптивные" индивиды учат всех быть "успешными и лидерами".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.