Страницы

суббота, 30 июня 2012 г.

Николас Христакис: "Невидимая роль социальных сетей"

Человек глубоко вовлечен в колоссальные сети социальных отношений – с друзьями, семьёй, коллегами и прочие. Николас Христакис (Nicholas A. Christakis) изучает передачу целого ряда качеств индивидуума – его удовлетворённость жизнью, его чрезмерный вес – от одного человека другому, показав, как ваше структурное место в сети может повлиять на вашу жизнь неведомым вам образом.


Не забудьте выбрать русские субтитры!

P.S. Автор интересно показывает в своем выступлении, как социальное окружение формирует наше поведение. Если наложить его идеи на малые закрытые авторитарные группы, то становится понятным принцип формирования "усредненного типа культиста" в культе.

четверг, 28 июня 2012 г.

Заметки на полях № 3: "доброжелатели" и репутация "консультанта по выходу"


В продолжение моих постов (Заметки на полях: профессия "консультанта по выходу" и Заметки на полях №2: профессия "консультанта по выходу") пишу о важном аспекте деятельности "консультанта по выходу": "доброжелатели" и репутация.

Чем дольше Вы работаете "консультантом по выходу" и общаетесь на сетевых ресурсах, тем быстрее у Вас формируется "репутация". А вот насколько она позитивная или негативная зависит:
  • от Вашего поведения, 
  • качества Ваших работ, 
  • от количества Ваших "доброжелателей".
Вы должны понимать, что любая критика деструктивных культов, идеологий и личностей, приводит к тому, что Вы сталкиваетесь с людьми, у которых полярная точка зрения. Это абсолютно нормально для любых коммуникаций. Однако в сфере психиатрии и психологического консультирования (в том числе онлайн) это "противопоказания к применению лекарства" сопровождающая Вашу работу - вечная "головная боль". 

Как я уже писал во многих заметках, в культах развиты определенные "подходы" к работе с критиками и негативной информацией о культе. Где-то могут Вас проклинать, судится с Вами, а где-то работать с Вашей "репутацией". Распространять слухи и свои истории общения с Вами, или оспаривание Ваших точек зрения (причем делается все без Вашего участия).

В нормальной полемике, подобная борьба точек зрения заканчивается выяснением мнений, конфликтом и продолжением "жития-бытия". В ситуации консультирования жертв деструктивных культов и сект - "перепост" будет повторяться по кругу (цикличность). Вы становитесь некой "мельницей", на которой сконцентрируется определенная, не согласная с Вами, группа "одиночек", имеющих альтернативное, но как правило, "истинное" (!) мнение.

У большей части "зацикленных доброжелателей" подобная тяга связана с их психологическими проблемами и неврозами. Другие просто являются одним из подвидов роллей", которым придает определенное удовольствие анонимно "конфликтовать" с публичной фигурой (см. Троллинг вызывает ощущения, сходные с опьянением или чувством неограниченной власти + это накладывается у некоторых на религиозное призвание). И лишь небольшая часть из данных одиночек являются людьми, которые действительно хотят "защитить свой культ" или "свое виденье" данной ситуации. К сожалению, у большинства из "адекватных защитников", работает только "диктофон" (воспроизведение цитат из культовых источников или "мой гуру сказал, что...") или стандартный культовый протокол борьбы с внешним инакомыслием:
  • "важно увести беседу с обсуждаемой критической информации на личность критика и его недостатки".
В двух случаях из трех, Ваша полемика скатится к обсуждению "Вас, как шарлатана" или "уточняющие вопросы" (форма буллинга у саентологов; подвид "саентологической игры" это "травля и охота" на критикующих). Я четко прослеживал линию беседы с разными саентологами про судебные иски в разных странах мира - заканчивалось все "А какого цвета галстук был у судьи? Как, Вы не знаете? Тогда, как Вы можете знать все остальное?".

И как я уже отмечал в других заметках - все сводится, что "наша секта хорошая и пушистая", а вот ее "американская прародительница была "плохой", но мы к ним не имеем никакого отношения теперь". Или другой вариант - "психологи зарабатывают миллионы на антикультовой лжи и преследовании".

Вот типология групп, которые будут комментировать работу "консультанта по выходу" всю его практику (писал по группам личностей с которыми сталкивался в своей практике):
  • "Культисты-тролли" - индивиды, которые получают дополнительное удовольствие (помимо "религиозного рвения") от конфликта с Вами в сети или от распространения про Вас "правильной информации". Такие есть, но малочисленны. У меня, например, в этом блоге есть тролль, которому нравится писать мне матом комментарии;
  • "Культисты-ненормальные" - индивиды, которые будут преследовать Вас, т.к. Вы стали их "смыслом жизни" ("мельницей"). Доказывая всем, что Вы "шарлатан" и "распространяете ложь про их культ", они успокаивают себя, что "они нормальные" (процесс замещения и ухода от решения своих неврозов и психологических проблем). Подобных пациентов очень много в любой психиатрической клинике - навязчивые мысли, бред преследования и т.п. В консультировании по выводу из сект подобных "персон" мало, но они, в отличие от троллей, не устают и будут Вас преследовать дольше всех. Объяснять им что-то бесполезно;
  • "Культисты-защитники" - индивиды, которые пытаются с Вами достаточно вежливо обсудить Вашу "неправоту" и т.п. Обычно это обыкновенные сетевые вербовщики или активные культисты, которым дали Ваш материал, как "Вот почему я не пойду к Вам петь песни про Христа на квартиру". Общаться с ними комфортно, т.к. они не истерят и не троллят, но скучно. Если Вы не религиовед, то маловероятно, что Вы получите удовольствие от чтения цитат "такой-то святой/наставник/гуру/умный человек сказал...". Своего мнения у них нет. Такие встречаются часто в практике общения, особенно если Вы специализируетесь на религиозных культах;
  • "Застрявшие в дверях" - индивиды, которые самостоятельно покинули культ, но не получили психологической помощи в процессе выхода и не прошли реабилитацию. Тут бывает два варианта: они физически не в культе, а мышлением там - ищут нового "повелителя"; начинают бороться с культами и через какое-то время с антикультистами. Подобный феномен был неоднократно зафиксирован в общении с "застрявшими". Скорее всего это вызвано вытеснением своей агрессии на "тех кто не помог мне в нужное время" (+ у "застрявших" проявляется поиск своего "правильного решения проблем зависимости от культов, которым наука не может помочь из-за своей ограниченности"). У них получаются интересные спайки с "культисты-ненормальные", при условии, что последние не из их бывшей секты или культа. Встречаются так же часто, как и "ненормальные";
  • "Фанаты" - индивиды, которые формируются вокруг фигуры "консультанта" и готовы бороться с любым критиком его подходов. Некий аналог "сетевых хомячков". Чаще встречаются вокруг "консультантов от традиционных религий". Кроме "мнения их идола" - других не существует;
  • "Антикультисты-инквизиторы" - индивиды, которые часто сталкиваются с культами в своей работе и даже могут оказывать консультационную помощь жертвам сект и культов. В большинстве случаев, они "знают как правильно (!) решить проблему культов" или "как нужно оказывать помощь", а другие мнения и альтернативные подходы для них, как "красная тряпка". Конфликты с Вами будут проходить с использованием научной аргументации, но сведется к "вопросу Вашей некомпетентности". В дальнейшем они не пройдут мимо возможности упомянуть о "Ваших недостатках и научных заблуждениях". Очень жесткие в своих формулировках и хоть на научном арго, но так же как и тролли, "обсуждают" всех кто не с ними в "одной лодке". Встречаются не только в среде светских специалистов, но и в среде спецслужб и традиционных религий;
  • "Антикультисты-на-один-раз" - индивиды, которые вступают в конфронтацию с культами ради решения своей проблемы (в большинстве случаев родственники "жертв"). Как только они ее решают, то вся активность "прекращается". Постоянно рассуждают о "большом враге", который контролирует "суды, почтамты и пароходы". Обожают менять "консультантов" или работать одновременно с несколькими, выбирая "части рекомендаций", которые им больше нравятся. Когда у них ничего не получается и ситуация только ухудшается - начинают винить "консультантов";
  • "Наблюдатели" - блоггеры, простые обыватели, которые любят обсуждать проблему культов. Тут все зависит от того "понравились Вы (Ваши материалы, высказывания) им или нет". Таких очень много, особенно в ЖЖ;
  • "Представители традиционных религий" - все зависит от Ваших отношений с представителями традиционных религий и Ваших высказываний о роли традиционных религий во всех аспектах общественной активности (см. Традиционные религии и культы). Если у Вас "конфликт с ними", то будьте готовы столкнуться с их "фанатами" и обвинениями в "грехах".
  • "Клиенты" - формально клиенты могут публиковать отзывы и т.п., но Вы связаны тайной переписки и этикой. Если у клиента "каша в голове" и он "творчески пересказывает опыт работы с Вами", то Вы можете столкнуться с дилеммой "как реагировать на заблуждения";
  • "Журналисты" - аналогичны "наблюдателям", но дополнительно на них влияют их религиозные предпочтения и "политика редактора" (см. Общение с Телевидением). В своей практике Вы можете часто столкнуться с журналистом-культистом и получить массу "незабываемых впечатлений".
Бороться с троллями, неадекватами и т.п. бесполезно и отнимает Ваше время и нервы. Максимум, что нужно делать, так это оставлять комментарий-пост для "наблюдателей", чтобы обозначить свою точку зрения на "конфликт". Природа не терпит пустоты и если на авторитетном сайте Вас склоняют в форуме, то может сложится мнение у "обывателя", что там пишут "правду".

Лично я уже пережил 3 или 4 расследования "культистов" в сети, которые "показали всю мою ужасную сущность". Часть "неадекватных" (у меня их около 5-6) продолжают атаковать меня, как "мельницу". Здесь я ничего поделать не могу - клиника.

Занимаясь борьбой с культами, Вы должны понимать, что Ваша активность в сети с одной стороны приводит к формированию общественного мнения о важности Вашей деятельности, а с другой стороны делает из Вас "Цель" для огромного количества троллей, культистов, религиозных фанатиков и т.п. Попробуйте не замечать их, ведь Ваша помощь нужна "жертвам" больше, чем Вы переживаете из-за "грязи" вокруг Вас.
P.S. Пост написал под впечатлением от постов одной "невменяемой" о "моем коварстве". :)

среда, 27 июня 2012 г.

Творчество в тоталитарной среде


Интересное видео выступления на Северо-Корейском телевидении "юных талантов". Впечатляет, завораживает, пугает и заставляет задуматься.

Какие аспекты ограничивают наше творчество? Может ли быть эффективное творчество в психологически сложных условиях и т.п.?

Понятно, что данные дети выросли в Северной Корее и они не знают другого образа жизни. Большинство обывателей "охает и ахает" от ужасов Средневековья или Древнего мира, забывая что нормальный уровень насилия тогда был крайне высоким. "Сжигание ведьмы" или "забрасывание камнями" было обыкновенным явлением - зрелищем.

Когда ты не видишь "как живут другие", то тебе не с чем сопоставлять и сравнивать. В этом плане замкнутые культовые группы очень удобны, так как они обрывают социальные связи и не дают поступать внешней информации (посмотрите кино "Таинственный лес", там это хорошо продемонстрировано). Так же и эти дети - для них внешняя среда не является "минусом", а "внутренняя среда" еще не важна, т.к. они еще даже не подростки.

Однако, подобные "благочестивые образы", часто путают с отображением "внутренних процессов в группе". На тех же судах культисты все имеют "вычищенный и прилизанный" облик. Обыватели (в данном случае и судьи) очень удивляются, как так "правильно упакованные" люди могут быть представителями "страшной секты". Влияние стереотипов.

Лично мне кажется, что личность попадая в культ становится "ограниченной" в творческих способностях. В зависимости от личностных характеристик, у кого-то они остаются на прежнем уровне (но они не могут их применять к новым направлениям или улучшать), а у кого-то "сморщиваются" до "некоего подобия" прежней деятельности. 


Творчество не бывает коллективным. Это сугубо личностный процесс. А вот результат творчества как раз может быть сложен из коллективных усилий. Культовая группа всегда борется с проявлением индивидуализма в своей среде и толкает своих членов к "усредненному шаблону члена культа". Творчество не терпит чужих рамок.

А Вы что думаете? :)

четверг, 21 июня 2012 г.

Новая методика подавления арахнофобии


Американские психологи разработали и успешно применили методику подавления арахнофобии, вылечив несколько людей от смертельного страха перед пауками за одну сессию терапии, которая продолжалась всего несколько часов; авторы методики опубликовали инструкцию по ее применению в статье, опубликованной в журналеProceedings of the National Academy of Science.

Katherina Hauner
"Перед лечением некоторые из наших подопечных ни за что не стали бы ходить по траве из-за страха перед пауками или же они могли провести несколько дней вне дома в том случае, если они считали, что там прячется паук. Но после двух-трехчасового лечения они смогли пройтись по газону или подержать или потрогать тарантула. Эффект сохранялся как минимум на протяжении шести месяцев - эти люди были в восторге от терапии", - пояснила руководитель группы психологов Катерина Хаунер (Katherina Hauner) из Северо-Западного университета в городе Эванстон (США).

Хаунер и ее коллеги разработали методику подавления страха, изучая реакции, которые происходят в мозге человека при встрече со смертельно пугающим его объектом. Для этого психологи собрали группу из девяти женщин и трех молодых людей, страдавших от арахнофобии и желавших избавиться от необъяснимого страха перед пауками.

Сначала ученые попытались оценить степень страха своих подопечных при помощи простейшего теста. Они заводили добровольцев в комнату, в центре которой располагалась клетка с чилийским розовым птицеедом (Grammostola rosea) - крупным тарантулом размером в 15-16 сантиметров. Авторы статьи просили участников эксперимента подойти к клетке и потрогать паука.

Вполне ожидаемо, что ни один из добровольцев не смог выполнить этой задачи. В это время ученые наблюдали за центрами активности в их мозге и фиксировали те его участки, которые "включаются" во время реакции страха.

После оценки силы страха и активности в соответствующих регионах мозга ученые приступили к подавлению страха. Для этого они просили своих подопечных попытаться еще раз приблизиться к клетке, на этот раз чуть ближе, чем они осмелились подойти ранее. Затем они делали небольшой перерыв и инструктировали добровольцев продвинуться еще на шаг вперед. Это продолжалось до тех пор, пока участники эксперимента не дотрагивались до паука.

К удивлению самих добровольцев, они смогли приблизиться и потрогать "страх во плоти" через два или три часа последовательного продвижения к клетке. Этот подвиг отразился и в работе их мозга - активность цепочек нейронов, включающихся при появлении источника страха, была заметно снижена. По словам исследователей, данный эффект сохранялся даже через шесть месяцев после первого эксперимента - их подопечные спокойно подходили к клетке с тарантулом и трогали его без появления внезапных приступов страха.

Хаунер и ее коллеги полагают, что схожая терапия может применяться и для лечения других фобий, имеющих под собой материальную основу.

Аутисты менее религиозны, чем обычные люди

Отсутствие способности оценивать и интерпретировать свое собственное поведение, ставить себя на место других людей являются причинами того, почему аутисты менее склонны верить в сверхъестественные силы по сравнению с обычными людьми, заявляют канадские социологи в статье, опубликованной в журнале PloS.


Ara Norenzayan
"Религиозные люди интуитивно представляют себе своих божеств в качестве существ, наделенных человеческими качествами, эмоциями и мыслями. Они предвидят человеческие нужды и действия, и реагируют на них соответствующим образом. Так, отсутствие данной психологической способности ожидаемо делает веру менее интуитивной и доступной для понимания", - пояснил руководитель группы ученых Ара Норензаян (Ara Norenzayan) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада). 

Норензаян и его коллеги Уилл Жерве (Will Gervais) и Кали Трзесниевски (Kali Trzesniewski) из университета Британской Колумбии в Ванкувере уже долгое время изучают психологические факторы, которые влияют на склонность человека верить в сверхестественные силы и существа. 

Trzesniewski Kali
Так, в апреле 2012 года Жерве и Норензаян установили, что люди с аналитическим складом ума меньше склонны верить в сверхъестественные силы и явления по сравнению с теми, кто полагается на интуицию при решении задач. При этом вера человека с интуитивным мышлением может стать менее крепкой в тех случаях, если верующий начнет решать сложные когнитивные задачи и будет одновременно думать о своих религиозных убеждениях. 

На этот раз Норензаян и его коллеги обратили внимание на то, что глубокая религиозная вера связана с тем, как человек функционирует в обществе

Как правило, воображаемые божества и сверхъестественные силы помогают человеку бороться со страхами и проблемами, наблюдая за его поведением и оценивая его поступки. Такое поведение связано с так называемой ментализацией - способностью человека оценивать и интерпретировать свое собственное поведение и ставить себя на место других людей. 

Авторы статьи проверили, насколько справедлива эта гипотеза, изучив религиозность людей, предположительно, наименее способных к ментализации - аутистов и мужчин. Для этого ученые провели несколько социологических исследований среди жителей Канады и Соединенных Штатов. 

Will Gervais
Исследователи оценивали способность к ментализации при помощи специального теста и проводили соцопрос на предмет их религиозности по нескольким критериям. 

В своей работе ученые использовали так называемый тест на эмпатию - специальную анкету из нескольких десятков вопросов, позволяющую оценить способность человека к сопереживанию в виде коэффициента EQ. 

Оказалось, что религиозные люди среди аутистов и мужчин с низкой склонностью к ментализации встречались примерно в девять раз реже, чем среди других американцев и канадцев. Выяснилась интересная особенность - чем выше была склонность человека к систематизации, тем меньше он верил в богов и был склонен к ментализации. Выводы не менялись и в случае, когда ученые исключали влияние побочных факторов - регулярного посещения церкви, уровня интеллекта, религиозных убеждений родителей и образования. 

По расчетам исследователей, религиозные мужчины встречаются примерно в 1,5 раза реже, чем верующие женщины. Это хорошо согласуется с тем, что для женщин характерен более высокий средний коэффициент эмпатии. 

Ученые предостерегают, что к их выводам не следует относиться слишком серьезно, так как анкетирование было добровольным, и нет гарантии, что участники исследования были полностью откровенны в своих ответах. Тем не менее, подобные выводы подтверждают гипотезу о том, что способность к ментализации является одним из определяющих факторов в религиозности людей. 

Жестокость и насилие негативно влияют на детский сон

Ученые из Case Western Reserve University (Кливленд, штат Огайо, США) провели исследование, выявившее взаимосвязь между нарушениями сна у детей и фактами насилия и жестокости, с которыми им приходится сталкиваться, говорится в пресс-релизе Американской академии медицины сна

Исследование, представленное в четверг на конференции "Сон-2012" показывает, как тяжесть случая насилия затрагивает качество и продолжительность сна ребенка. Чем более жестокое насилие совершено, тем больше его влияние. Проблемы с бессонницей и ночными кошмарами и ранее ассоциировались с влиянием насилия или жестокости, но работа ученых из Кливленда обнаружила, что разные их формы затрагивают различные аспекты детского сна. 

Например, дети, подвергшиеся насилию, спят меньше и беспокойнее по сравнению с теми, кто был свидетелем насилия, но не стал его жертвой. Дети, ставшие свидетелями убийства, страдают неустойчивым сном, который может меняться спустя время после события. 

James Spilsbury
"Насилие пропитывает наше общество, и эта работа показывает, что переживание даже единственного факта насилия в качестве жертвы или свидетеля может изменить привычки сна, что в свою очередь может негативно сказаться на детском здоровье и развитии", - цитируются в пресс-релизе слова Джеймса Спилсбери (James Spilsbury), доктора философии, научного руководителя исследования. 

Дети, не получающие достаточно отдыха во время сна, подвержены развитию поведенческих проблем. Плохой сон также связан с рядом серьезных рисков для здоровья, включая высокое кровяное давление, сердечные заболевания, инсульты, депрессии, диабет, ожирение. 

Исследователи в ходе своей работы изучали данные 46 детей в возрасте от 8 до 16 лет, которые являлись участниками специальной программы для детей, подвергшихся насилию. Этнический состав группы был смешанным, но преимущественно дети проживали в неблагополучных семьях в городских условиях. 

Данные о сне были собраны в течение семи дней с помощью актиграфа, диагностического устройства в виде наручных часов, позволяющего на основании анализа двигательной активности установить, когда человек спит или бодрствует. Продолжение эксперимента последовало три месяца спустя. Анализируя результаты, исследователи учитывали такие факторы, как возраст, пол, доход семьи и насильственные факты за предыдущий год. 

"Мы увидели, что тяжесть самых последних фактов насилия имеет измеримое, негативное влияние на качество и продолжительность детского сна", - говорит Спилсбери. 

Где в мозге "живут" любовь и желание?

Jim Pfaus
Международная группа исследователей предприняла первую попытку создать карту участков мозга, ответственных за формирование таких чувств, как сексуальное желание и любовь, говорится в пресс-релизе Университета Конкордии (Concordia University) в Канаде.

"Никто никогда еще не сопоставлял оба эти чувства с целью найти механизмы их активации. Мы не знали, чего ожидать: оба могли быть самостоятельными будучи полностью разделенными. Оказывается, любовь и желание активируются отдельными, но связанными областями в мозге", - цитируются в пресс-релизе слова профессора психологии университета Джима Пфауса (Jim Pfaus).

Совместно с коллегами из США и Швейцарии, Пфаус проанализировал результаты 20 разных исследований, которые оценивали мозговую активность, в то время как участники испытаний просматривали эротические изображения или рассматривали фотографий людей, имевших для них особое значение. Объединив эти данные, ученые смогли сформировать полную "карту любви и желания" в мозгу. Работа "Who, what, where, when, (and maybe even why): How the experience of sexual reward influences sexual desire, preference, and performance. Arch Sex Behav" в феврале 2012 года.

Они обнаружили, что две структуры головного мозга, в частности островковая доля и полосатое тело, ответственны за превращение сексуального желания в любовь. Островковая доля - это часть коры головного мозга, находящаяся глубоко в области между височной и передней долей полушарий, тогда как стриатум (полосатое тело) расположен вблизи переднего мозга.

Любовь и сексуальное желание активируются разными областями стриатума. Область, активируемая сексуальным желанием, обычно начинает работать при воздействии безусловно приятных вещей, таких как секс или еда. Область, активируемая чувством любви, вовлечена в процесс сопровождения таких вещей, как награждение и удовольствие, имеющих врожденную, изначальную, ценность. Учитывая это, когда чувство сексуального желания перерастает в любовь, оно занимает другое место в стриатуме.

Ученые были удивлены, обнаружив, что эта область полосатого тела также является связанной с наркотической зависимостью.

"Любовь - это фактически привычка, которая возникает из сексуального желания, когда это желание удовлетворено. Здесь работает тот же принцип, когда люди становятся зависимыми от наркотиков", - говорит Пфаус.

При этом любовь не обязательно должна быть плохой привычной. Это чувство активирует сигналы в мозге, которые вовлечены в формирование моногамного существования и создания пары. Некоторые области в мозге менее активны, когда человек влюблен по сравнению с состоянием, когда он испытывает сексуальное желание. "Тогда как сексуальное желание имеет довольно конкретную цель, любовь более абстрактна и многогранна, поэтому меньше зависит от физического присутствия кого-либо", - отмечает исследователь.

По его мнению, когнитивная нейробиология дает сегодня исследователям полное понимание, где находятся в головном мозге интеллект или способность принимать решения, но вопрос о происхождении любви все еще имеет большой задел для изысканий. "Я рассматриваю наш труд как краеугольный камень, который, я надеюсь, инициирует многие исследования в области человеческой социальной нейробиологии, которые дадут общее представление о том, где "живет" любовь в мозге", - отметил Пфаус.

суббота, 16 июня 2012 г.

Каково это - быть психиатром с депрессией и фобиями

ВИКТОР К., психотерапевт и психиатр с 27-летним стажем, 52 года:

«Если говорить о моем психическом здоровье, то мне присуща зимняя депрессия. Помимо депрессии у меня повышенная тревожность, мнительность, фобии — например, высоты или публичных выступлений. Еще у меня страх иметь детей, и их у меня нет. Я боюсь оставаться с детьми на улице, мне кажется, что с ними может что-то случиться.

Первую психотравму я получил при рождении, когда был придушен обвитой вокруг шеи пуповиной. В детстве мама-учительница оставляла меня одного рано, с трех лет. Сперва я спокойно на это реагировал. Но когда мне было лет пять, я уже знал время ее прихода, и если она опаздывала часа на два, у меня начиналась паника. Я выбегал на балкон, рыдал и просил кого-нибудь найти маму. Еще я писал ей записки: «Мама ты дура и крятинка, потому что оставляишь меня одново дома». Когда мне было семь, я сильно накричал на родителей. Я был тихий астеник и вдруг устроил скандал — много чего им кричал, но главной была такая фраза: «Когда вырасту, стану солдатом и убью вас!». После этой истории мама сразу отвела меня к психоневрологу. Та внимательно осмотрела меня и написала: «Лицо маскообразное, избыточная саливация, интересуется космосом, дружит только с девочками, нуждается в наблюдении». 

А тогда, в советское время, это означало, что я не совсем нормальный, что мое будущее под вопросом. К счастью, мама сообразила позвонить другу семьи — психиатру. Он ей сказал: «Ты с ума сошла? Немедленно беги в поликлинику, возьми карту и вырви эту страницу! Ты же всю жизнь ребенку изуродуешь». Она испугалась, побежала и вырвала страницу. Если бы она этого не сделала и машина советской психиатрии сработала, то я сейчас бы тут не сидел. Меня бы уже не было.

По характеру я — тип конституционально-депрессивный, то есть у меня пониженный фон настроения с просветами. Но всегда приходилось работать, невзирая на свое состояние. Зимой, когда мало света, у меня наступает депрессия. В этом состоянии даже физически все сложнее дается. А тут приходит пациент со своими проблемами — они кажутся смешными, по сравнению с проблемами врача, к которому он пришел, но пациент не должен об этом даже догадываться. Раньше я пытался бороться с депрессией, чтобы на работе нормально держаться. Ну, прежде всего, в ход шел алкоголь. Не во время работы, но после, чтобы получить какую-то разрядку.

среда, 13 июня 2012 г.

Борис Дубин: "Религиозного возрождения в России так и не произошло за 20 лет"

Руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра", заместитель главного редактора журнала "Вестник общественного мнения" Борис Дубин представил накануне на семинаре в Московском центре Карнеги доклад "Образ православного верующего в современной России", сообщает Благовест-инфо.

"Я с самого начала не верил в религиозное возрождение России и за 20 лет не стал в это верить. Гипотеза религиозного возрождения не подтвердилась", — подытожил ученый результаты многолетних социологических исследований.

Открывая свое выступление Б. Дубин отметил, что данные о религиозности в России систематически собираются с 1989 г., когда к неверующим себя относили 2/3 населения, а к православным — 30%. За 20 лет "пирамида перевернулась": сегодня называют себя православными около 70%, а неверующими — 20%. При этом крещеными являются 88-90% населения.

Главная проблема, по мнению Дубина, — в "качестве" явления, которое обычно принимают за религиозное возрождение. Среди тех, кто называет себя православными (далее эта категория населения обозначена аббревиатурой — НСП) — крещены 68-70%, около 40% твердо верят в существование Бога и загробной жизни, а 1/3 НСП не верят в Бога вообще и не относят себя к религиозным людям, утверждает эксперт. У более чем половины НСП дома нет никакой религиозной литературы; 80% из них не причащаются; 55% - не посещают богослужения и только 15% НСП непременно бывают в храме на Пасху, 10% из них регулярно постятся и ежедневно молятся, 3-4% знают 10 заповедей и Символ веры.

По частоте посещения храмов, по включенности в жизнь Церкви Россия занимает самое последнее, 15-е место из целого ряда исследованных стран. Так, в ФРГ, Словакии не включены в деятельность Церкви 20% населения, в США — 30%, во Франции — 40%. Получается, что остальные - включены.

Для большинства российских НСП вера является моральным ориентиром, "механизмом коллективной идентификации", "заставляет задумываться о смысле жизни", "помогает переносить других…, адаптироваться к изменению обстоятельств". Однако если чуть видоизменить вопрос, НСП скажут, что вера нужна, "чтобы мне полегче стало", и не станут связывать религиозную жизнь с проблемой ответственности, личной активности, продолжил докладчик. Для социологов очевиден демонстративный характер религиозности российского большинства: "словесное подтверждение своей принадлежности к православию — да, а включенность в деятельность Церкви — нет; креститься — да, а взять ответственность за свои действия, помогать людям — нет".

Борис Фаликов: "Для нашего времени характерен отказ от организованных вероучений"

Все чаще мы встречаем людей, которые вроде бы веруют, но не относят себя к определенной религиозной традиции. 

Одни тем не менее позиционируют себя как христиане, убеждения других являют собой синкретизм догм различных религий. 

О том, как этот феномен распространяется в мире, корреспонденту "НГР" Лидии ОРЛОВОЙ рассказал доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Борис ФАЛИКОВ.

– С возрождением религиозной жизни в России многие обратились к своим корням, стало общепринятым соотносить себя с православием, если семья исконно принадлежала к этой конфессии. Сейчас мы видим другую тенденцию, когда человек не причисляет себя к определенной традиции, но считает себя верующим.

– Не стоит забывать, как у нас началось это возрождение. Рухнула коммунистическая идеология, а вместе с ней и официальный атеизм. Образовалась мировоззренческая пустота, люди растерялись – кто они, во что верят? Кто-то со всех ног пустился в религиозные поиски, отсюда популярность всякого рода новых религий. Для кого-то важнее было не столько определиться с верой, сколько со своей национальной и культурной идентичностью. 

Православие сделало ставку на вторых. Русский значит православный, остальное приложится. На первый взгляд эта политика себя оправдала, нынче, согласно опросам, более 70% населения считают себя православными. Однако по-настоящему воцерковленных людей среди них немного. Сейчас Церковь спохватилась и пытается этим номинально православным преподать азы веры. Флаг ей в руки. Но противостоит ей не только элементарная религиозная безграмотность, а гораздо более серьезное явление. Одни именуют его индивидуальной, другие внеконфессиональной религиозностью. 

Речь о том, что люди отходят от организованных религий, но не теряют веру в высшее начало. И число их быстро растет. В Великобритании социологи насчитывают 48% таких верующих без религии, во Франции – где-то под 30%, в США – 12%. У нас специальные исследования на сей счет не проводились, но большой разрыв между числом тех, кто называет себя верующими и цифрами посещения храмов даже по большим праздникам очевиден.

Признаки психопатии видны уже в возрасте трех лет

Почти все дети время от времени агрессивно себя ведут. Но в отдельных случаях подобное поведение может стать предвестником настоящей психопатии. По словам специалистов, родителям стоит задуматься, если ребенок не испытывает сострадания, имеет садистские наклонности (например, по отношению к животным), не понимает, в чем провинился, не испытывает страха.

Стефан Скотт, профессор британского Института Психиатрии, уверен: психопатию реально диагностировать в возрасте всего трех лет. Он составил список, по которому родители смогут определить, насколько серьезен их случай, отмечает The Daily Mail.

Итак, возможно, у ребенка психическое расстройство, если:
  • Он постоянно оскорбляет, причиняет боль и дерется с другими. 
  • Он также может красть или ломать чужие вещи, нарушать правила (убегать из дома, не ложиться спать в положенное время).
  • Когда его пытаются пристыдить, он не испытывает чувства вины, да и вообще не берет в расчет чувства других людей. 
  • Ребенку наплевать на свои успехи, как правило, внешне он неэмоционален, но проявляет эмоции для манипулирования другими.
  • Больной ребенок обвиняет в своих проступках окружающих и не желает брать на себя ответственность. 
  • При этом он ничего не боится, поэтому угрозы наказания на него не действуют. 
  • Зато его легко заинтересовать возможной наградой (личная заинтересованность всегда перевесит чужую).