Продолжение нового проекта - серия интервью с интересными людьми. Моя задача показать проблему религиозной толерантности, новых религиозных движений и дестркутивных культов и сект, с позиции людей, которые профессионально и по своей работе не связаны с данной тематикой. Попытаться взглянуть на актуальную проблему для меня, моих коллег и клиентов с чужой точки зрения.
Второе интервью я взял у известного психолога в сфере телефонной психологической помощи Андрея Соловьева.
Андрей, расскажи немного о себе? Профессия? Образование? Хобби и увлечения?
Мне 39 лет, женат, имею двух детей Сына Даниила и дочь Анну.
Начинал трудовую деятельность учителем труда в сельской школе, затем работал в администрации города в сфере молодежной политики и работе с общественными организациями.
С 2006 года работаю в Некоммерческом партнерстве "Межведомственная служба помощи детям и молодежи "Восхождение" в должности руководителя проекта "Телефон горячей линии "Детство" (тел. 8-800-2000-122), а с 2007 года в должности заместителя директора.
Образование у меня высшее "Череповецкий государственный университет" 1997 год окончания, по специальности "Учитель воспитатель начальных классов", ну и проходил все возможные семинары по подготовке консультантов и супервизоров на телефоне доверия, фандрайзинг в НКО, работа по управлению персоналом и т.д.
Люблю юмор, а именно КВН, сам бывший участник команды КВН местного масштаба, нравятся и другие телепроекты (Прожекторперисхилтон, Валера-ТВ ит.д.). Из увлечений предпочитаем сейчас активный семейный отдых, для этого вроде бы все есть, особенно желание всей семьи, дети "живут" с нами в палатках с возраста в 1,5 года им нравится это больше чем каменный мешок города. Лес, рыбалка, грибы и ягоды. Также увлекаюсь фотографированием (не так профессионально как Ты!) и автомобилями 4х4. Иногда работа и семья занимают много времени и на увлечение даже в отпуске не остается времени.
Как долго ты работаешь психологом? Какая твоя научная школа? Занимаешься ли ты частной практикой?
Практическим психологом я не работаю, только для своих домашних. Частной практикой не занимаюсь.
Насколько я знаю, ты возглавляешь "Службу психологической помощи г. Череповца" и ежедневно Вы помогаете десяткам людей с их психологическими проблемами?! Расскажи немного о работе службы?!
В основной своей деятельности Служба работает с "социальной беспомощностью" граждан в трудной жизненной ситуации (семьи с детьми, будущие родители или лица их замещающие).
Справка: Социальная беспомощность – системная социально-психологическая характеристика личности человека, имеющая широкое распространение у значительной части граждан новой России (не только у групп риска). Социальная беспомощность приводит к серьезным повреждениям в основных сферах душевной жизни (поведение, чувства, мышление) и выражается в нежелании или даже отказе человека брать ответственность за социально значимые аспекты своей жизни, что проявляется в форме лени, скуки, апатии, депрессии. Социальная беспомощность может привести человека к психосоматическим заболеваниям, зависимостям, суицидам, конфликтам и правонарушениям. Исследования А.Л. Лихтарникова и Е.Н. Чесноковой показали, что часто причинами социальной беспомощности являются жесткие, подавляющие ожидания и отношения родителей и других значимых взрослых по отношению к детям, приводящие к нарушению контакта, а также прерывание игры (учебы, любой другой деятельности). Всегда у социально беспомощных людей наблюдается нарушение системы ценностей (эффект "пустого мешка", который может поддерживаться только другими). (Е.Н. Чеснокова и А.Л. Лихтарников).
В работе используется их инструмент (Е.Н.Чеснокова и А.Л.Лихтарников) "Развивающий диалог".
Развивающий Диалог – Метод социальной работы, транслирующий демократические ценности (интерес, вера, любовь, уважение, порождающие права: быть выслушанным и услышанным, на признание ценности личного опыта каждого, потребности, выбора, принятия решения и т.д.). Метод исследования опыта и потребностей личности, включения поиска/мотивации, исследования точек противоречия (внутренних трудностей) и превращения их в точки развития, передачи ответственности, позитивной обратной связи, обобщения. Метод, при котором отношения выражаются в действии: интерес – вступаю в личный контакт; вера – отказываюсь от ожиданий, любовь – вижу, слышу и чувствую; уважение – соблюдаю права.
Сталкивались ли Вы в своей работе, когда человеку требовалась психологическая помощь из-за религии или вопросов веры?
Практически нет.
По твоему где пролегает граница личной жизни и религии? Как ты относишься к атеизму?
Мне кажется, граница слишком размыта ее практически нет, религия или вера это и есть часть личной жизни человека, а вот если религия становится частью общественной жизни индивида – это уже зависимые и созависимые отношения.
Атеизм – это временный период жизни человека, когда он не верит в чудеса, и не ждет помощи свыше. Но еще раз добавлю – он временный, к каждому приходит вера или он приходит к ней и каждого она своя – у меня это вера в себя и маленькие чудеса.
Звонок в психологическую службу по форме похож на "исповедь" или это больше "крик о помощи"?
Большей частью это сначала "крик о помощи" и только потом – при длительной работе с этим обращением он может стать исповедью.
Разделяешь ли ты биполярное видение мира "Бог-Сатана" и "Добро и Зло" или ты считаешь по другому? Какова твоя картина мира? Есть ли в ней высшие силы и как они влияют на мир?
Наверное да, "Добро и Зло" это две стороны мира, а кто их представляет это уже другое, кто то под Богом понимает высший разум, "инопланетных гостей", сверхчеловеков и т.д., а кто то видит его только в себе.
В моей картине мира присутствует "вмешательство" в создание человека и земли, но вот какое оно и чьих "рук" я пока не определился. Слишком уж все точно и скрытно пока от нынешней цивилизации (в плане вселенских тайн), человечество еще не готово брать на себя такую ответственность, оно еще с огнем не научилось правильно обращаться, Я бы сделал так же, если б был "Богом"!
Как по твоему религия и вера превращается во "Зло" и в эксплуатацию/манипулирование человеком?
Очень просто, в "умелых руках" кукловода. Есть, допустим, топор, вот этим топором можно сделать красивую мебель, а можно и бабушку - процентщицу грохнуть. Так и тут очень много технологий и методов для создания различной сети агентуры, сообщества или культа манипуляций – как угодно и есть "страждущие люди" в состоянии беспомощности на которых это все рассчитано, то есть любую вещь (не только религию и веру) во Зло превращает человек или группа лиц для личного обогащения (эмоционально, материально, сексуально и т.д.).
Так называемые секты или деструктивные культы - что ты о них знаешь? Как ты думаешь, что они из себя представляют?
Ну я думаю большую часть информации о сектах или деструктивных культах я получил из наших с тобой многочасовых бесед. Хотя по предыдущей работе мне и приходилось сталкиваться с такими "организациями" зарегистрированными как общественные на "собрания" которых приходилось выходить с функцией контроля и наблюдения. Со стороны это похоже на фанатичные действия людей (из наблюдений на службах-проповедях) которые пугают в первые два три раза, но все выглядит очень странно (как будь то все эти люди сговорились и "прикалываются" как могут.
Я не сказал бы, что они у нас (Череповец) так ярко сейчас выражены, но все же существуют типа "Лайфспринга", "Свидетелей Иеговых", "Саентологов", "Белого братства", "Аум сеньрико" и прочего.
Все они представляют внутри строгую иерархическую структуру с системой подчинения, поощрения и наказания, со своим "входом" и строгими правилами, часто с вливанием западных денег и молодых пастырей – грамотно обученных где-то за рубежом. Большей частью это сеть – сеть по отлову людей "готовых" изменить себя – как они считают, а на самом деле отдать себя в рабство, будь то экономическое или физическое, ну не мне тебе рассказывать об этом.
Сталкивался ли ты с ними или попадал ли кто из твоих знакомых в культы? Что тебе наиболее запомнилось или удивило?
Ну ответы на большую часть вопроса я дал ранее. Лично я под влияние их не попадал, хотя такие предложения и были, ну и конечно вездесущие бабушки с книжечками и разговорами о боге звонящие в двери квартир.
Из своих знакомых не припомню чтоб кто то так совсем потерял мозг от именно таких деструктивных культов. Хотя с другой стороны есть знакомые, которые очень "набожны" в православной религии и постоянно посещают РПЦ, строго чтут все ее каноны – это иногда меня больше смущает и даже пугает.
Нужно ли "обывателю" вообще думать о таких сложных материях, что в вопросах веры тоже есть "некачественные услуги", "обман и мошенничество"?
Конечно, нужно! Ведь прикрываясь словами о вере или доверии проще всего обманываются люди - уж сколько раз твердили миру…. Ведь как пел "Наутилус Пампилиус" - "… твоя голова, всегда в ответе, за то куда сядет твой зад!"
Я думаю, каждый человек в наш электронный век может и должен получать нужный объем информации по той или иной "услуге", а уж тем более, если ты знаешь, куда тебя зовут или приглашают – спросить у интернета. Хотя горизонтальная реклама, используемая сектами, пока действеннее.
По-твоему насколько актуальна проблема деструктивных культов в нашей стране? В Вашем городе или области?
Проблема существует, и она отчасти зависит от несовершенства законодательства и от неграмотности общества. Сейчас я далек от таких исследований по области и городу, но мне кажется, она есть, но не так ярко как было в 90-е и 2000-е года, хотя появляются и новые направленные на молодежь.
К своему сожалению узнаю, что молодые люди целыми компаниями и коллективами офисов и торговых центров уходят в "Лайфспринг" и что с ними будет дальше, неизвестно, поскольку работы с такими структурами в нашем городе я не вижу.
Нужно ли что-то делать с культами в нашей стране (запрещать, преследовать или другое) или проблема решится самостоятельно, с помощью общества?
Я считаю, что работа должна быть комплексной и системной, общество и государство должно выработать свод мер и правил, и обязательное просвещение для населения, самостоятельно она не решится.
Почему люди попадают в культы? Это их недостатки и слабости или качественная вербовка в культы?
Люди ищут "спасения", от каких-то своих страхов и невзгод, конечно, это их слабости, государство и РПЦ не активно принимают участие в "спасении" душ, но нельзя и усомнится в качестве вербовки некоторых организаций, они как раз готовы подставить "плечо", через готовых агентов, для "слабых овец".
Твой прогноз на ближайшие 5-7 лет в России, что произойдет с традиционными религиями и культами?
Не могу играть в прорицателя, для меня это сложный вопрос. Вопрос влияния веры и политики, мне кажется, уже давно начал переплетаться, общество идет в расход в борьбе за веру для тех или других или третьих сил.
Возможно усиление влияния определенных традиционных религий, в виду большого миграционного потока рабочей силы с юга на север страны (мы это уже ощущаем). :(
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.