1. Ловушка статус-кво
Стремление сохранить порядок вещей
В одной экспериментальной группе были наугад розданы подарки: половина участников получила декоративные кружки, другая половина — большие плитки швейцарского шоколада. Затем им было сказано, что они могут без проблем обменять один подарок на другой. Логика подсказывает нам, что не менее половины участников должны быть не удовлетворены своим подарком и пожелать обменять его, но на деле только 10 % участников сделали это!
Мы склонны действовать согласно устоявшимся моделям поведения, если отсутствуют позитивные стимулы, склоняющие нас изменять эти модели. Статус-кво автоматически берет верх над любыми другими вариантами.
Совет: Рассматривайте статус-кво лишь как еще один возможный вариант развития ситуации. Не позволяйте себе попасть в поток мыслей, увлекающий Вас против привычного образа мышления других людей. Спросите себя, выбрали бы Вы Вашу текущую ситуацию, если бы это не был статус-кво.
2. Ловушка невозвратных издержек
Защита ранее принятых решений
Вы забронировали билет на футбольный матч без права возврата. И вот наступает вечер, в который назначена игра, а Вы смертельно устали и за окном бушует непогода. Вы уже жалеете о том, что приобрели этот билет, потому что, честно говоря, Вы гораздо охотнее остались бы дома, разожгли камин и с комфортом смотрели бы игру по телевизору. Что же делать?
Возможно, с этим трудно согласиться, но в данном случае остаться дома — лучший вариант. Деньги на билет уже не вернуть, независимо от того, какой вариант, в конечном счете, Вы предпочтете. Это невозвратные издержки, и они не должны влиять на Ваше решение.
Совет: Не бойтесь совершать ошибки! Разберитесь, почему признание ранее совершенных ошибок выбивает Вас из колеи. Никто не застрахован от ошибок, поэтому не следует делать из этого трагедию. Лучше постарайтесь извлекать из своих ошибок уроки на будущее!
3. Ловушка подтверждения
Когда мы принимаем желаемое за действительное
Вы чувствуете, что курс доллара скоро упадет, и сейчас самое время продать доллары. Чтобы убедиться в своих предположениях, Вы звоните своему другу, который только что продал доллары, чтобы узнать его причины.
Итак, Вы попали в ловушку потребности в подтверждении: ища информацию, которая, по Вашему мнению, с большой вероятностью должна подтвердить Ваше собственное изначальное предположение, и, в то же время, старательно избегая информации, бросающей вызов Вашим ожиданиям.
Такое искаженное восприятие действительности не только влияет на то, где Вы будете искать необходимые факты, но также и на то, как Вы будете интерпретировать полученные данные: мы гораздо менее критично относимся к аргументам, подтверждающим наши изначальные убеждения, и сопротивляемся фактам, противоречащим им. Не имеет значения, насколько объективными мы сами себя считаем, когда принимаем свое изначальное решение, наш мозг — интуитивно — немедленно переключает нас на альтернативные варианты, заставляя практически всегда подвергать сомнениям первоначальный вариант.
Совет: Изучите тщательно все факты. Не пренебрегайте данными, противоречащими Вашим изначальным убеждениям. Четко представьте себе, к чему Вы стремитесь: найти альтернативные варианты или успокоить себя, подтвердив свои исходные предположения!
4. Ловушка превосходства над другими
Среднее выше среднего
В ходе одного из исследований водителям авто было предложено сравнить свое водительское мастерство с мастерством других водителей. Почти все участники (93%!) оценили свои навыки "выше среднего". За редким исключением, люди имеют завышенное мнение о своей персоне. Они преувеличивают свои умения и способности, что приводит к ошибочному суждению о самих себе.
Теперь, когда известно о 4 вышеупомянутых мыслительных ловушках, нужно быть особенно осторожными, чтобы не впасть в новую: уверенность, что теперь мы застрахованы от всех ловушек.
Конечно, первый шаг к тому, чтобы избежать этих ловушек — осведомленность и постоянная бдительность, но помните: намного легче заметить как другие попадают в эти ловушки, чем ты сам.
Взято в сообществе: "Science-Psychology"
"Hammond, Ralph & Raiffa: The Hidden Traps in Decision Making", Harvard Business Review, January 200
"Hammond, Ralph & Raiffa: The Hidden Traps in Decision Making", Harvard Business Review, January 200
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.