Страницы

четверг, 28 февраля 2013 г.

Вебинар: "Управленческие джунгли: как выжить в недружелюбных условиях"

Анонс вебинара:


5 марта 2013 года в 16 часов по Москве. Вебинар бесплатный и не посвящен теме культов, а больше офисным войнам и манипуляциям.

вторник, 26 февраля 2013 г.

Завышенная самооценка определяется реакцией мозга на дофамин

Макико Ямада (MakikoYamada) из Национального института радиологии в Тибе (NIRS) выяснил, что в голове человека есть так называемый центр чувства собственного превосходства, передает "Вечерняя Москва". Это открытие поможет бороться с депрессией, вызванной заниженной самооценкой.

Выявить центр позволила томография мозга 24 человек. За самооценку, как оказалось, отвечает зона удовольствия, располагающаяся во фронтальной коре и полосатом теле мозга. Здесь можно найти нейроны, реагирующие на дофамин, отвечающий за удовольствие. При определенных условиях у человека развивается синдромом "ложного превосходства".

Самооценка человека находится в зависимости от количества дофаминовых рецепторов. Если их мало, то самооценка высока. По словам Татьяны Черниговской, нейролингвиста, доктора филологии и биологии, член-корреспондента Норвежской академии наук, ученые до сих пор не знают, какие именно нейроны отвечают за определенные функции.

"Существует даже "нейрон бабушки". Его нашли в 2005 году. Этот нейрон активизируется при воспоминании о бабушке. Например, если увидеть ее фотографию или кто-то произнесет слово "бабушка". Существуют "нейрон Эйфелевой башни" и "нейрон Майкла Джексона", доказали ученые", - отмечает Черниговская. Кстати, нейробиолог Дэниел Вегнер считает, что действия и поведение человека зависят от импульсов мозга. То есть все предопределено еще до осознанного принятия решения.

понедельник, 25 февраля 2013 г.

15 признаков псевдо-науки

1. Странные регалии. В нашей стране существует Российская академия наук (РАН), несколько отраслевых академий и множество академий липовых. Есть, например, Нью-Йоркская академия наук – некоммерческая организация; стать "академиком" можно за 129 долларов.

Членство в "странной академии" (типа "Международной академии исследований будущего"), а тем более в нескольких подобных структурах, говорит не о высокой квалификации, а скорее о желании с помощью купленных регалий пускать пыль в глаза легковерной публике.

2. Выступающий специалист имеет учёную степень в одной области науки, а "гениальные открытия" делает совсем в другой. Скажем, кандидат физ.-мат. наук развивает новую теорию о том, с помощью каких невероятных технологий были возведены египетские пирамиды.

3. Употребление словосочетаний: "официальная наука", "официальная парадигма"… Cлово учёные в применении к "мейнстриму" часто заключается в кавычки:

"Эти "учёные", поборники официальной научной парадигмы, понаписали диссертаций и сидят себе на грантах, на государственных контрактах – и ни с кем делиться не хотят".

"Независимые эксперты уверены, что Луна давно заселена некими существами, но официальная наука скрывает"…

4. Постоянные претензии к научному сообществу (упоминается "заговор учёных", "замалчивание" и даже "уничтожение неугодных свидетельств" нехорошими "официальными учёными"…). Это позволяет использовать неопровержимый аргумент: фактов нет не потому что их нет, а потому что их СКРЫВАЮТ.

5. Повышенная эмоциональность, апелляция к чувствам, а не к разуму. В текстах это проявляется в использовании агрессивной пунктуации (злоупотребление восклицательными знаками, жирным шрифтом, заглавными буквами) и навешивании ярлыков.

"ЗАЧЕМ приматы покинули сравнительно безопасный ярус тропического леса ради хождения по земле на своих коротких, кривых, плоскостопых ножках?!!"

6. Чрезмерная глобальность обобщений и безапеляционность суждений. Использование слов "никто", "никогда"…

"никто, живя на юге, не поедет на Кольский полуостров жить. Только если можно торговать. И обезьяны на юге, ей на фиг не надо становиться человеком, у них и так у обезьян баунти, полное".

7. Список литературы в конце научной статьи или книги:
- отсутствует вообще;
- содержит только русскоязычные ресурсы;

Наука интернациональна, а ведущие научные журналы, увы, издаются за пределами России и на английском языке

- не содержит источников последнего года / десятилетия;

Ситуация в науке меняется очень быстро. Настоящий учёный в курсе того, что происходит в его области сегодня, а не полвека назад.

8. Среди источников, используемых автором, преобладают не научные труды, а популярные книжки, художественная литература, новостные сайты, статьи из Википедии и прочие "неавторитетные источники".

9. Корректно ли автор цитирует других авторов в тексте?
Правильно указывать источник с точностью до страницы 

Неправильно:

- Вообще не ссылаться…
- ссылаться в стиле: "И. Петров писал"; "знакомый рассказывал"; "учёные доказали"…

10. Небрежность / ошибки, например, в латинских или географических названиях…

11. Использование очень простой логики при изучении сложных объектов / явлений: например, если из А следует Б, то из Б следует А.

Пример: Дельфин – водное млекопитающее, и не имеет шерсти. Человек лишен шерсти – значит, (продолжите сами)…

Автора не смущает, что:

- у многих водных млекопитающих с волосяным покровом всё в порядке (тюлень, бобр, калан…)
- некоторые совсем НЕводные млекопитающие шерсти лишены или имеют редкий волосяной покров (носороги; слоны; голый землекоп)…

12. Апелляция к "очевидности".

"Любому прапорщику очевидно, что такое сооружение, как пирамида Хеопса, невозможно воздвигнуть без помощи современной строительной техники …"

13. Использование аргументов "от политики» или "от религии". Особенно – с "национальным уклоном".

"Многие, кто занимается "археологией" русского языка, считают, что слово «ЛЮБОВЬ» означает "ЛЮДИ БОГА ВЕДАЮТ"! "ЛЮ" – "ЛЮДИ", "БО" – "БОГ", "В" – "ВЕДАЮТ". Забавно, но если из слова "ЛЮБОВЬ" выбросить слог "БО", означающее "БОГА", получится "ЛЮВ" – почти английское "LOVE". Вроде как их любовь – это почти наша, но только без Бога. Может, поэтому они и относятся к любви более по-деловому, чем мы: к примеру, перед тем как пожениться, подписывают брачные контракты, прорабатывают условия брака, права и обязанности друг друга, заверяют их у нотариусов: "Обязуюсь любить тебя до гробовой доски! Если же этот мир покину, тебя разлюбив – с меня неустойка!".

Последнее время на Западе стало модным гениальное выражение: "ПОЙДЁМ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБОВЬЮ!". Любовь приравняли к бизнесу! А всё потому, что Бога выкинули из святейшего слова "ЛЮБОВЬ", которая... должна спасти мир!

14. Отсутствие конкретики.

В научной литературе принято при описании фактов давать их настолько конкретно, насколько это возможно – чтобы читатель мог при необходимости проверить соответствие информации действительности. Это – типовая страховка от рисков научной ошибки.

Например, если указывается археологическая находка – в нормальной литературе принято указывать точное место находки, её автора и каталожный номер.

Если рассказывается об особенностях животного – современного или вымершего – должно указываться конкретное видовое латинское название.

15. Неупоминание альтернативных гипотез. 

Автор обсуждает свою гипотезу, не сравнивая её с другими подходами к проблеме (часто даже не зная о них), в крайнем случае – кратко упоминая (как бы отмахиваясь). Вариант: автор выбирает среди множества гипотез наболее слабую – и с лёгкостью расправляется с ней

"Рэп про Иисуса": "Jesus is my ni**a"

Один пастор Джим Колерик (Jim Colerick) из штата Айова (West Dubuque 2nd Church of Christ) сделал клип, где спел рэп про Иисуса:


Кстати церковь была закрыта в 2004 году, а видео выложили в 2013 году. Хотя видно, что запись песни пастора выложена с видеокассеты. И как часто бывает, ребята кто выложил видео торгуют майками с надписями "Jesus is my ni**a". Но пастор не первый, кто пытался выйти на разговор с молодежью через рэп (вот более старая запись 80-х годов):

среда, 20 февраля 2013 г.

7 "ловушек" сознания

Человеческий мозг в состоянии выполнять более тысячи операций в секунду. Это значит, что его мощность до сих пор выше, чем мощность любого существующего на сегодняшний день компьютера. Но это совсем не значит, что для возможностей нашего мозга не существует пределов. Простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее, да и память часто бывает ненадёжна.

Плюс ко всему, мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые, то и дело, заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы. В этой статье мы расскажем о семи таких ловушках или, по-научному, «когнитивных искажениях».

1. Предвзятость подтверждения

Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы, в основном, посещаем форумы, где собираются люди, разделяющие наши политические взгляды, и общаемся с людьми, вкусы и суждения которых схожи с нашими. Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте — психолог Б. Скиннер называл это явление "когнитивным диссонансом".

Эта избирательность и приводит к "предвзятости подтверждения" — мы часто подсознательно воспринимаем только ту информацию, которая "подпитывает" наши уже существующие суждения, игнорируя или отвергая всё, что с ними конфликтует и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

2. Внутригрупповая пристрастность

Внутригрупповая пристрастность — явление, похожее на предвзятость подтверждения, о которой шла речь выше. Это проявление нашей врождённой потребности "чувствовать себя частью коллектива".

Довольно странно, но эта потребность связана с гормоном окситоцином — так называемой "молекулой любви". Этот нейромедиатор, с одной стороны, помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — производит обратное действие по отношению к тем, кто остался вне нашего "круга". Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.

3. Ошибка игрока

Это тенденция придавать огромное значение уже совершившимся событиям, уверенность, что они могут как-то повлиять на наше будущее. Классический пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, вероятность, что следующим выпадет орёл в нашем сознании возрастает. На самом деле она по-прежнему остаётся 50/50.

Примерно так же работает ловушка "позитивного ожидания", свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто ДОЛЖНА повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесёт им огромный куш. Точно так же работает и заблуждение относительно "полосы везения".

4. Пост-шопинговая рационализация

Каждый из нас может припомнить хоть один случай, когда после покупки чего-нибудь ненужного, неработающего или непомерно дорогого пытался уговорить себя, что "всё равно оно того стоило". Это и есть "пост-шопинговая рационализация" — встроенная в наше сознание программа, благодаря которой мы можем почувствовать себя несколько лучше после того, как сделаем какую-нибудь явную глупость (вообще это свойство нашего мозга придавать обоснованность и рациональность "задним числом", принятым решениям).

5. Пренебрежение вероятностью

Очень немногие из нас боятся садиться в автомобиль, но большинство может признаться, что испытывает трепет, когда поднимается на борт самолёта. Полёт, вне всяких сомнений, — совершенно для человека неестественное состояние, вызывает ассоциации с опасностью. В то же время практически каждый знает, что вероятность погибнуть в автомобильной аварии во много раз больше, чем в авиакатастрофе. И, тем не менее, наш мозг отказывается воспринимать эту связь (статистически шанс погибнуть, путешествуя на автомобиле – 1/84, на самолёте – 1/5000). Этот же феномен заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов, и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

6. Выборочность наблюдения

Выборочность наблюдения — это когда мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это "нечто" с определённого момента стало нас преследовать, в то время как в действительности раньше оно просто-напросто ускользало от нашего внимания.

7. Эффект негативности

Человек имеет тенденцию обращать больше внимания на плохие новости — и это совсем не означает наличие психологических отклонений. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохие новости как более важные. Кроме того, плохие новости вызывают у нас больше доверия, возможно потому, что хорошие кажутся слишком подозрительными или скучными.

Взято в сообществе: "Science-Psychology"

Суеверия: число "13"

Новый 2013 год станет нелегким испытанием для людей, которые боятся и избегают числа 13. Боязнь числа 13 называется трискаидекафобия (боязнь пятницы 13-го называется фриггатрискаидекафобия). Предрассудки, связанные с этим числом, до сих пор остались.

Число 13 в Библии и мифологии


1. На тайной вечере Иисуса Христа было 13 человек. Иуда Искариот - апостол, предавший Иисуса, был 13-м человеком за столом.

2. Согласно древней скандинавской мифологии, за столом сидело 12 богов, как вдруг на пир пришел 13-й незваный бог Локи. Локи убил одного из богов, что, в конечном счете, привело к смерти других богов, целому ряду стихийных бедствий и уничтожению всего на Земле.

3. Многие христиане считают, что Иисус Христос был распят в пятницу 13-го. Однако исследователи считают, что, возможно, это была не пятница 13-го, а пятница 3 апреля 33 года н.э. Кроме того, есть те, кто считает, что конфликт Каина и Авеля связан именно с этой датой.

13-е несчастливое число


4. Традиционно считалось, что к виселице вело 13 ступеней. Также по легенде висельная петля содержит 13 шлагов - оборотов веревки.

5. "Аполлон-13" был единственной неудачной миссией на Луну. Бак с кислородом взорвался, и жизнь астронавтов на борту корабля оказалась под угрозой. К счастью, все астронавты вернулись на Землю живыми и невредимыми. Старт "Аполлона-13" произошел в 13 часов 13 минут с площадки 39 (трижды 13), а авария случилась 13 апреля.

6. В пятницу 13 октября 1307 года были арестованы практически все тамплиеры – французские рыцари монашеского ордена Храма.

7. Считается, что шабаш - это группа, состоящая из 13 ведьм.

8. Существует старое суеверие, согласно которому человек с 13 буквами в имени и фамилии, обладает судьбой дьявола.

9. Конец календаря майя - 13 бактуна считалось датой конца света 2012 года.

10. В нумерологии (другое шарлатанство) число 12 символизирует совершенство и завершенность. Считается, что, добавляя число к 12, Вы навлекаете на себя неудачу.

13 счастливое число


11. Древние египтяне считали число 13 счастливым, так как они верили в то, что 13-я стадия жизни связана с загробной жизнью.

12. В Италии и Китае число 13 также считается счастливым. 13 – это число крови, плодовитости и потенции. Во многих азиатских странах несчастливым считается число 4, которое ассоциируется со смертью.

13. Одной из самых популярных татуировок в виде цифр считается число 13, которое, как верят его обладатели, приносит удачу.

Взято в сообществе: "Science-Psychology"

6 интересных психологических эффектов

1. "Эффект Ромео и Джульетты"

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. "Эффект Очевидца"

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. "Эффект труднодостижимости"

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Если же сделать себя слишком труднодоступным или казаться таковым, то можно отвадить от себя людей, уменьшив свою социальную желанность. 

4. "Эффект Пигмалиона"

(Pygmalion effect). Термин взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

5. "Эффект Зейгарник"

(англ. Zeigarnik effect) – мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина – Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. "Эффект ореола"

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. 

Среди студентов хорошо известен миф: "вначале студент работает на зачетку, а потом она на него". Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам, часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, занимаются меньше, а на экзаменах не всегда отвечают на все вопросы. Но на преподавателя уже действует "эффект ореола" и он старается "натянуть" ответ студента на "отлично".

Взято в сообществе: "Science-Psychology"

Негативное состояние психики "Зависть"

Зависть — негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния.

В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего "Я".

Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, "немотивированных" поступков и действий людей. Осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них.

Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление зависти возможно по двум сценариям:

1) позитивному (конструктивному), при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами, более того, признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений;

2) негативному (деструктивному), при котором человек слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии («самоедству», агрессии, направленной на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к вовне направленной агрессии, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим ("устранение с дороги", разорение и т.п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства.

Взято в сообществе: "Science-Psychology"

Какие суеверия у представителей разных профессий?

1. Врачи стараются никогда не меняться дежурствами. Они говорят, что если начать суетиться и договариваться с коллегами, так обязательно достанется такая ночка, что глаз сомкнуть будет некогда.

2. Летчики никогда не фотографируются перед полетом.

3. Музыкантам в день концерта нужно обязательно встать с правой ноги. Также считается, что перед концертом нельзя убирать кровать. Это одна из самых распространенных примет среди дирижеров и оперных певцов.

4. В театре, если пьеса (или роль) падает на пол, актер должен обязательно на нее сесть и с нею подняться. Если этого не сделать, то не удастся сыграть.

5. Все знают, что указывать пальцем на что-либо – дурной тон. Моряки скажут Вам, что особенно дурная примета – показывать пальцем на небо. Это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

6. Саперы-пиротехники никогда не прощаются, когда уезжают на вызов, и никогда не произносят слово “последний”, в каком бы то ни было контексте.

7. Пожарные говорят, что если во время дежурства почистить сапоги, обязательно поступит вызов на пожар. То же самое происходит, когда в расчете появляется новенький.

8. А когда пожарные возвращаются из отпуска, их поливают водой. Иначе и им, и их товарищам в этот же день придется выезжать на пожар.

9. Молодые врачи стараются не заниматься любовью в ночь перед дежурством. Потому что иначе следующее дежурство будет очень тяжелым, обязательно что-нибудь случится.

10. Наверное, самые суеверные люди на свете – это космонавты. Достоверно известно, что Сергей Королев не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она выпадала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее, в советской, а сейчас в российской космонавтике понедельник стал чуть ли не официальным “нестартовым” днем. А вот самое забавное суеверие космонавтов. На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут “Таня”. Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Говорят даже, что однажды, когда забыли вывести на корпусе счастливое имя, ракета перед стартом взорвалась.

Взято в сообществе: "Science-Psychology"

Трудовые лагеря "лаоцзяо": "Всех не перевоспитают"


Участники запрещенного в Китае движения "Фалуньгун" в трудовом лагере, 2001 год.
Китайские исправительные лагеря, куда людей отправляют без суда и следствия, в скором времени могут прекратить свое существование. О грядущем отказе от системы "перевоспитания трудом" с начала года активно заговорили как в Пекине, так и в провинциях. Эксперты к этим планам отнеслись с недоверием: стимула отказываться от проверенной временем методики внесудебного наказания у китайских властей нет.

Сообщения о возможном упразднении системы трудовых лагерей, известных как "лаоцзяо" (laojiao), появились в январе 2013 года. Правда, у источников не было единства относительно того, действительно ли эту систему уничтожат или же речь идет только о ее реформировании. 7 января государственные СМИ рассказали, что избавиться от лагерей было решено на прошедшей в тот же день конференции юристов. По данным журналистов, окончательное решение до конца года должны принять депутаты парламента — Всекитайского собрания народных представителей. Однако позже слова "упразднить" в заметках заменили на "реформировать", что поставило под сомнения революционность замыслов правительства. В конце же января китайские газеты, чья редакционная политика тщательно координируется Пекином, снова стали писать о грядущей отмене "лаоцзяо". Например, издание China Daily 21 января сообщило, что, до того как парламентарии запретят лагеря, на их деятельность будет фактически наложен мораторий.

Система лагерей "лаоцзяо", исповедующих принцип «перевоспитания трудом», была создана при первом председателе КНР Мао Цзэдуне в 1957 году. Изначально исправительные учреждения официально использовались для искоренения инакомыслия: туда отправляли врагов режима. Впоследствии «лаоцзяо» стали использовать для наказания подозреваемых в мелких правонарушениях, к которым уголовный и административный кодексы неприменимы из-за чрезмерной или недостаточной суровости соответственно. В отличие от тюрем, для отправки в «лаоцзяо» санкции суда не требуется: решение о назначении наказания принимает полиция. Максимальный срок, который могут определить нарушителю, составляет три года с возможностью его продления не более чем на год. По версии правозащитников, исправительные лагеря по-прежнему активно используются против критиков властей.
Вскоре похожие заявления зазвучали в регионах. 29 января о скорой отмене "лаоцзяо" объявила руководитель органов юстиции в провинции Гуандун. Правда, чиновница всего лишь дала понять, что внимательно следит за происходящим в Пекине: по ее словам, лагеря прекратят принимать провинившихся только после того, как соответствующее решение примут народные избранники. Между тем 7 февраля о временном моратории на отправку в лагеря людей заявил высокопоставленный представитель отделения Компартии в провинции Юньнань. При этом он подчеркнул, что отныне все подозреваемые в нарушении закона будут предаваться справедливому суду. Те же, кто сейчас уже находится в лагерях, останутся там до окончания своих сроков.

Намерения упразднить или реформировать систему наказаний через принудительный труд у китайских властей появились не на пустом месте. Впервые о возможных переменах руководство страны заговорило еще в октябре 2012 года. Тогда речь об этом завел руководитель аппарата Центральной инициативной группы по вопросам судебной реформы Цзян Вэй (Jiang Wei). По его словам, систему однозначно надо менять — слишком много в ней существует лазеек, с помощью которых за решетку можно отправить совершенно невинных людей. Тогда же он сообщил о подготовке проекта реформы, не назвав при этом даже приблизительных сроков ее принятия.

Эффект "музыкальной дрожи"

"Музыкальная дрожь" - это физическая реакция организма, возникающая при прослушивании музыки. Чаще всего представляет собой дрожь, появление "гусиной кожи", учащение сердцебиения и дыхания, незначительное повышение температуры. Некоторые исследователи считают, что музыкальная дрожь, может появляться у всех людей, другие склонны считать её признаком творческой, чувствительной натуры.

Музыка доставляет мозгу такое же удовольствие, как секс. У этих явлений общий корень: дофамин. Выброс этого нейромедиатора доставляет происходит во время таких действий, как приём пищи, наркотиков или занятий сексом. Как ни странно, на музыку, которая не имеет жизненно важного значения, человек реагирует точно так же: вырабатывает дофамин, который дарит мозгу ощущение эйфории. Почему так происходит, учёным пока неясно.

Именно высвобождение дофамина и заставляет нас дрожать и покрываться мурашками во время звучания любимой композиции.

Любовь и зависимость

Артур Арон
Артур Арон (Arthur Aron), ученый из Нью-Йоркского центра психологии, исследовал такие сильные чувства, как любовь и страсть, и сделал интересные выводы в своей работе "Neural correlates of long-term intense romantic love".

Многие из нас зависят от разных вещей. В привычку входят разнообразные вещи и события – от режима дня до любимой кружки, из который мы пьем чай. Мы начинаем чувствовать себя некомфортно, когда недополучаем что-либо из привычного. Мы привыкаем и чувствуем потребность, как и в наркозависимости. По последним данным исследователей можно отнести к наркотикам и такое эмоциональное проявление, как любовь.

Это подтверждается тем фактом, что в нашем головном мозге есть центр, который воспринимает и обрабатывает чувства, вызываемые при романтических отношениях. Этот же центр активизируется при употреблении наркотиков. То есть наш мозг воспринимает любовь как наркотик. Серое вещество при этом вызывает эмоциональный отклик, отвечающий за награду и мотивацию. Перефразируя, можно утверждать, что мы выбираем себе партнера, а наш мозг начинает мотивироваться настолько, что мы начинает творить, усиленно работать и делать абсолютно неожиданные вещи.

Люси Браун
Даже если обратится к живописи, поэзии, музыке и прочим видам искусства, то большинство шедевров были созданы на пике эмоционального состояния их авторов. Итак, мы подсознательно пытаемся совершить подвиги, чтобы объект обожания остался доволен. По словам одного из ученых неврологического центра Альберта Эйнштейна Люси Браун (Lucy L. Brown): "Влюбленный человек может быть абсолютно счастлив, однако достаточно часто чувство счастья сопровождается чувством беспокойства". Так же она утверждает, что достаточное стимулирование этого отдела головного мозга побуждает нас заниматься сексом. 

В нью-йоркском центре психологии Артур Арон сделал вывод: "Любовь и страсть, так же как и наркотики, активируют одну и ту же область головного мозга". К такому утверждению психолог пришел, исследовав магнитно-резонансные изображения головного мозга десяти женщин, которые находились в состоянии влюбленности и семи влюбленных мужчин. Все испытуемые состояли в отношениях от 1 месяца до двух лет. Им показывали изображения их любимых и просто схожих с ними людей.

Результатом этого эксперимента стал вывод о том, что самое сильное чувство, на которое способен человек, — это любовь, причем в зависимости от длительности отношений меняется интенсивность чувств. Любопытно то, что мозг испытуемых одинаково реагировал как на фотографии любимых, так и на реальную встречу, вызывая большой всплеск активности в отделе головного мозга, отвечающего за удовольствие. Что же касается спада интенсивности чувств с годами, то ученый на это ответил так: "Для большинства людей характерно медленное уменьшение страстной любви и рост привязанности".

Благодаря привязанности люди на долгое время остаются вместе, что позволяет им родить и воспитать детей. Более того, чувство привязанности и уменьшение страсти возникает в тот момент, когда исчезает ощущение страха потерять любимого.

4 ловушки мышления человека

1. Ловушка статус-кво

Стремление сохранить порядок вещей

В одной экспериментальной группе были наугад розданы подарки: половина участников получила декоративные кружки, другая половина — большие плитки швейцарского шоколада. Затем им было сказано, что они могут без проблем обменять один подарок на другой. Логика подсказывает нам, что не менее половины участников должны быть не удовлетворены своим подарком и пожелать обменять его, но на деле только 10 % участников сделали это!

Мы склонны действовать согласно устоявшимся моделям поведения, если отсутствуют позитивные стимулы, склоняющие нас изменять эти модели. Статус-кво автоматически берет верх над любыми другими вариантами.

Совет: Рассматривайте статус-кво лишь как еще один возможный вариант развития ситуации. Не позволяйте себе попасть в поток мыслей, увлекающий Вас против привычного образа мышления других людей. Спросите себя, выбрали бы Вы Вашу текущую ситуацию, если бы это не был статус-кво.

2. Ловушка невозвратных издержек

Защита ранее принятых решений

Вы забронировали билет на футбольный матч без права возврата. И вот наступает вечер, в который назначена игра, а Вы смертельно устали и за окном бушует непогода. Вы уже жалеете о том, что приобрели этот билет, потому что, честно говоря, Вы гораздо охотнее остались бы дома, разожгли камин и с комфортом смотрели бы игру по телевизору. Что же делать?

Возможно, с этим трудно согласиться, но в данном случае остаться дома — лучший вариант. Деньги на билет уже не вернуть, независимо от того, какой вариант, в конечном счете, Вы предпочтете. Это невозвратные издержки, и они не должны влиять на Ваше решение.

Совет: Не бойтесь совершать ошибки! Разберитесь, почему признание ранее совершенных ошибок выбивает Вас из колеи. Никто не застрахован от ошибок, поэтому не следует делать из этого трагедию. Лучше постарайтесь извлекать из своих ошибок уроки на будущее!

3. Ловушка подтверждения

Когда мы принимаем желаемое за действительное

Вы чувствуете, что курс доллара скоро упадет, и сейчас самое время продать доллары. Чтобы убедиться в своих предположениях, Вы звоните своему другу, который только что продал доллары, чтобы узнать его причины.

Итак, Вы попали в ловушку потребности в подтверждении: ища информацию, которая, по Вашему мнению, с большой вероятностью должна подтвердить Ваше собственное изначальное предположение, и, в то же время, старательно избегая информации, бросающей вызов Вашим ожиданиям.

Такое искаженное восприятие действительности не только влияет на то, где Вы будете искать необходимые факты, но также и на то, как Вы будете интерпретировать полученные данные: мы гораздо менее критично относимся к аргументам, подтверждающим наши изначальные убеждения, и сопротивляемся фактам, противоречащим им. Не имеет значения, насколько объективными мы сами себя считаем, когда принимаем свое изначальное решение, наш мозг — интуитивно — немедленно переключает нас на альтернативные варианты, заставляя практически всегда подвергать сомнениям первоначальный вариант.

Совет: Изучите тщательно все факты. Не пренебрегайте данными, противоречащими Вашим изначальным убеждениям. Четко представьте себе, к чему Вы стремитесь: найти альтернативные варианты или успокоить себя, подтвердив свои исходные предположения!

4. Ловушка превосходства над другими

Среднее выше среднего

В ходе одного из исследований водителям авто было предложено сравнить свое водительское мастерство с мастерством других водителей. Почти все участники (93%!) оценили свои навыки "выше среднего". За редким исключением, люди имеют завышенное мнение о своей персоне. Они преувеличивают свои умения и способности, что приводит к ошибочному суждению о самих себе.

Теперь, когда известно о 4 вышеупомянутых мыслительных ловушках, нужно быть особенно осторожными, чтобы не впасть в новую: уверенность, что теперь мы застрахованы от всех ловушек.

Конечно, первый шаг к тому, чтобы избежать этих ловушек — осведомленность и постоянная бдительность, но помните: намного легче заметить как другие попадают в эти ловушки, чем ты сам.

Взято в сообществе: "Science-Psychology"

"Hammond, Ralph & Raiffa: The Hidden Traps in Decision Making", Harvard Business Review, January 200

четверг, 14 февраля 2013 г.

Молодые люди чаще остальных возрастных групп подвержены стрессу

Американская психологическая ассоциация выяснила, что лица 18-33 лет страдают от более высокого уровня стресса по сравнению с более взрослыми людьми, пишет The Los Angeles Times. Примерно 50% молодых людей признаются: за последний месяц они не могли нормально спать из-за обуревающих их тревог.

Строгая экономия занимает умы молодых людей чаще всего. Также стресс вызывают тревоги относительно стабильности ситуации на работе. 

Более того, исследование 2010 американских выпускников показало, что почти 50% трудились на позициях, не требующих диплома о высшем образовании.

Многие заканчивают высшее учебное заведение с долгами, а на рынке не так уж и много вакансий, говорит психолог Кэтрин Нордал. Это может нарушить планы человека. За прошлый год в изучаемой группе людей примерно у 40% уровень стресса резко подскочил.

Аналогичная проблема наблюдается лишь у 33% лиц 45-60 лет и у 29% лиц 67 лет и старше. Молодые люди имеют мало опыта, поэтому их реакция на стресс и неудачу, как правило, острая. Она зачастую выражается в гневе и раздражении.

среда, 13 февраля 2013 г.

Эксперимент: человек не может встать на место другого

Кристин Лорин
Наше мнение о том, хорошо ли быть одному, автоматически переносится на окружающих, доказало исследование. Как пишет The Times of India, данная убежденность актуальна даже в тех случаях, когда ситуация вообще не касается отношений.

Люди, включенные в определенную социальную систему склонны ее рационализировать и оправдывать. Кристин Лорин (Kristin Laurin) из Стэнфордского университета, Дэвид Килль (David Kille) и Ричард Ейбах (Richard Eibach) из Университета Ватерлоо подчеркивают: люди зачастую идеализируют собственное положение в качестве компенсации за неудовлетворенность жизнью.

Ричард Ейбах
Чаще всего это происходит, когда человек уверен в том, что его положение не изменится. Чем сильнее его уверенность в этом, тем больше человек идеализирует положение и переносит его на окружающих. Это относится как к одиноким людям, так и к состоящим в браке. Притом, степень счастья не играла роли.

Отдельный эксперимент проводился в День Святого Валентина. Группу добровольцев попросили представить идеальный вечер в этот день для представителя своего пола (предлагались герои - Николь или Ник).

Люди, считавшие свой социальный статус стабильным, представляли, что герои в этот вечер будут счастливы, если у них будет аналогичный статус. Если же положение героя отличалось от их собственного, то они негативно смотрели на ситуацию. В ближайшее время ученые хотят выяснить, работает ли этот механизм с другими аспектами жизни.

Плохая коммуникабельность у ребенка вызвана дискриминацией в семье

Дженни Дженкинс
В семьях бывают любимчики - это известный факт. Выделение кого-то из остальных известно как дифференциальное воспитание. Оно влияет на всю семью, отмечает ABC News. Чем сильнее дискриминация среди детей, тем больше пострадает их психическое здоровье.

Дженни Дженкинс (Jenny Jenkins) из Университета Торонто признается: до сегодняшнего момента ученые не исследовали влияние подобной стратегии воспитания на всю семью в целом. В течение четырех лет Дженкинс наблюдала за 400 канадских семей.

Оказалось, дети из семей, где практиковалось дифференциальное воспитание, чаще демонстрировали проблемы с вниманием и трудности в построении социальных отношений. По словам экспертов, эффект сохраняется даже в подростковом и взрослом возрасте.

На само поведение родителей влияло множество факторов, начиная с текущей обстановки дома, заканчивая делами прошлого. Хотя они в теории понимали, что выделять любимчиков нельзя, на практике было все по-другому. В частности, свой вклад делали финансовые трудности, наличие психического заболевания и прочее.

К дифференциальному воспитанию склонны матери, пребывающие в состоянии эмоционального стресса и с финансовыми трудностями. Ученые призывают поддерживать семьи, чтобы искоренить дифференциальное воспитание, влияющее на становление ребенка.

Нейрофизиологи научились прогнозировать длительность любовных отношений

Слева: Мозг добровольцев, чьи отношения продолжались.
Справа: Мозг добровольцев, которые позже разошлись.
Красный цвет означает повышенную активность и
синий показывает, мозг отключается
Американские социальные психологи провели исследование "Neural correlates of long-term intense romantic love", под руководством  профессора социальной психологии Артура Арона (Arthur Aron) из Университета Стоуни Брук в Лонг-Айленде (Нью-Йорк).

Если люди любят друг друга уже продолжительное время, то это обязательно отразится на их мозге, пишет The Daily Mail. Оказывается, по сканированию мозга влюбленных можно предсказать, будут ли они вместе спустя три года. Причем, результат не зависел от показаний людей.

Итак,в ходе эксперимента группе добровольцев показывали фотографии их "второй половинки" и просили вспомнить о времени, проводимом вместе. При этом сканировался мозг. Если фиксировалась повышенная активность в медиальной орбитофронтальной коре (зоне, связанной с критикой и суждениями), то отношения имели будущее.

Артур Арон
Примечательно: центры удовольствия демонстрировали сниженную активность. По мнению ученых, это означает, что пары получают удовлетворение от отношений. Значит, механизм награды критичен с точки зрения стабильности отношений. Из 12 добровольцев 50% оставались со своим партнером спустя три года.

По мнению ученых, все видно уже в начале отношений. Когда сильное чувство сочетается со способностью регулировать эмоции, у пары имеются шансы на успех. Значит, человек позитивно смотрит на партнера и умеет разрешать конфликты.

Жизнь на "Ранчо" - в школе-интернате для детей высокопоставленных саентологов


Дженна Мискевидж Хилл
Дженна Мискевидж-Хилл написала книгу, в которой рассказала о тайнах саентологии. Как выглядело детство, проведенное в Морской организации — самом элитарном подразделении Саентологической церкви?

В своих воспоминаниях Beyond Belief, эксклюзивный отрывок из которых приведен ниже, Дженна Мискевидж-Хилл описывает свою жизнь на "Ранчо" — в школе-интернате для детей высокопоставленных саентологов, расположенной в Сан-Джасинто, штат Калифорния. Племянница главы организации Дэвида Мискевиджа, она росла вдали от родителей, а потом работала в Морской организации вплоть до своего ухода из саентологии в 2005 году.

Теперь она живет неподалеку от Сан-Диего, она замужем за Далласом Хиллом и растит двух детей — 3-летнего Арчи и 10-летнюю Винни. Свою историю она, по ее словам, рассказывает для того, чтобы люди лучше понимали, что такое саентология: "Каждый день я сознаю, как мне повезло, что я оттуда вырвалась". (В ответ на просьбу прокомментировать то, как в этой книге изображены члены организации, Саентологическая церковь ответила, что книгу они не читали, но что "любые обвинения в небрежном отношении совершенно не соответствуют действительности").


Родители Дженны, Рон и Блайт Мискевидж, высокопоставленные члены Морской организации, отправили дочь и ее старшего брата Джастина на "Ранчо". Там, в возрасте 7 лет, в соответствии с убеждением саентологов, что они являются "тетанами", т. е. бессмертными духами, Дженна подписала контракт на миллиард лет.

Я пыталась вывести свое имя лучшим почерком, как меня учили. По спине у меня бегали мурашки. Так я отдала свою душу в услужение Саентологической церкви на миллиард лет.
Морская организация была создана по образцу военно-морского флота: сотрудники носили форму и управляли всеми сторонами церковной жизни. Супружеские пары не могли заводить детей, а уже родившихся детей отдавали на совместное воспитание.
Член Морской организации должен был проводить на дежурстве не менее 14 часов в день, семь дней в неделю, и лишь один час отводился для семейных дел. Я была слишком мала, чтобы понимать, что видеть родителей по часу в день — совершено ненормально.

— People, 01.02.2013

Взято из рассылки Центра апологетических исследований

вторник, 12 февраля 2013 г.

Ивар Максутов: Религиоведение как область знания

Когда религиоведение становится самостоятельной дисциплиной? Какова история развития религиоведения? И какое влияние оказали феноменология религии и теология на становление религиоведения как науки? Об этом рассказывает религиовед Ивар Максутов.

Ивар Максутов, главный редактор проекта ПостНаука, старший преподаватель Центра изучения религий РГГУ, член исполнительного комитета Европейской религиоведческой ассоциации (EASR).

Взято.

понедельник, 11 февраля 2013 г.

Дмитрий Жуков: "Влияние гормонов на поведение"

Дмитрий Анатольевич Жуков
Одна из самых молодых и бурно развивающихся областей современной биологии - психоэндокринология, наука о психотропных эффектах гормонов. Долгое время считалось, что единственная функция периферических гормонов - управление работой внутренних органов, а влиять на поведение могут только нейромедиаторы, образующиеся непосредственно в головном мозге. 

Но с каждым годом становится все яснее, что организм — целостная система, и в ходе эволюции закрепляются механизмы, позволяющие формировать поведение с учетом всех процессов, происходящих в нашем теле. Уже несколько лет студенты биофака и психфака Санкт-Петербургского университета могут слушать курс лекций "Биология поведения. Гуморальные механизмы". 

В самом конце 2012 года автор этого курса и создатель одноименного учебника, Дмитрий Анатольевич Жуков, выпустил новую книгу, посвященную биологически обусловленным отличиям в поведении мужчин и женщин (по ссылке можно прочитать). О перспективах глубокого понимания нашего поведения с биологической точки зрения с ученым беседовала Анастасия Казанцева.

— Как развивается сегодня психоэндокринология в целом?

— Большинство ученых, работающих в этой области, называют себя психонейроэндокринологами. Они интересуются, главным образом, нейропептидами и нейростероидами, то есть теми веществами, которые синтезируются в головном мозге. Из последних успехов этой науки самое заметное, пожалуй, — разработка орексинов. На их основе создано новое снотворное, которое сейчас проходит клинические испытания.

Не знаю, почему психотропные эффекты периферических гормонов меньше интересуют исследователей. Может, дело в инерционности мышления? «Всё, что прямо не связано с мозгом, не имеет отношения к поведению». 

— Логично, наверное, начинать изучение поведения именно с мозга. А часто ли в ходе исследований обнаруживается и влияние переферических гормонов?


— Вот пример: еще в 1941 году была опубликована работа Ганса Селье, создателя концепции стресса, в которой он показал, что прогестерон — половой гормон, синтезируемый в яичниках и в коре надпочечников, главной функцией которого является защита беременности — обладает седативным эффектом, т.е. крысы после введения прогестерона меньше двигаются.

Данный факт никто не замечал до 1986 года, когда обнаружили, что в мозге идет синтез веществ, очень близких по химическому строению к прогестерону. Вещества назвали нейропрогестинами и кинулись интенсивно изучать. Они и седативные вещества, и противотревожные. Но ведь периферический прогестерон тоже обладает теми же свойствами, поскольку нейропрогестины являются его метаболитами, т.е. продуктами химического превращения прогестерона в организме. И только в 2011 году, в Швеции защищена диссертация, автор которой показала, что предменструальный синдром (ПМС), связан с резким падением прогестерона в конце цикла. Заметьте — дело не в нейрогормонах, а в старом добром периферическом гормоне. 

Из других успехов науки о связи гормонов и поведения можно вспомнить интенсивное изучение окситоцина. Гормон усиливает секрецию молока млекопитающими. Лет 15 назад нащупали связь с родительским поведением. Сейчас хорошо известно, что окситоцин связан со стабильностью социальных контактов и с уровнем тревожности.

— Да, окситоцин у нас в научной журналистике — страшно модная тема. к каким только эмоциям его не приплетают!


— Здесь надо сделать замечание. Заголовки типа "Окситоцин — гормон супружеской верности" некорректны. Так же как и "Адреналин — гормон риска", "Тестостерон — гормон агрессии", "Тестостерон — гормон потенции".
 
Очевидная связь какого-либо гормона с конкретной формой поведения, или же с физиологической функцией (в случае потенции) отнюдь не означает, что стоит добавить в организм этого гормона и произойдет усиление искомой функции. Всё сложнее. Подробности — в моих учебниках.

Что касается окситоцина, то сейчас пытаются использовать его для лечения тревожных и депрессивных состояний.

Александр Сергеев: "Что делать с лженаукой на ТВ?"

Александр Сергеев
Очень интересная заметка научного редактора журнала "Вокруг Света" Сергеева Александра Генриховича (его ЖЖ) о лженауке и современном российском обществе. Опубликована в газете "Троицкий вариант" № 2 (121).

Прежде всего надо перестать, наконец, думать, будто это делается по некомпетентности. Руководители телевидения прекрасно знают, что эта продукция считается лженаучной. Они создают ее и ставят в эфир вполне осознанно.

Также нужно перестать, наконец, думать, что лженаука заполонила теле эфир из-за того, что только сказки и страшилки пользуются спросом у публики. Это бы еще могло сойти за объяснение на коммерческих каналах, но "Культура", очередной раз показывающая "тайну воды", не зависит от рекламных денег. 

Таким образом, есть далеко не только коммерческие причины, побуждающие ставить в эфир лженауку. Таких причин я вижу три, и все они субъективного характера. 

1. Антинаука. Некоторые руководители телевидения действительно не доверяют ученым или недолюбивают науку. Поэтому они стремятся дискредитировать науку или противопоставить ей иные идеи, в частности, лженаучные. Это явление называется антинаукой. 

В основе антинаучных установок могут лежать самые разные причины. Например личные, вроде детской психотравмы, оставшейся от плохого преподавателя физики; религиозные, когда человек убежден, что ослабляя науку, он содействует укреплению веры; националистические, когда нужно "доказать", будто американцы не опередили нас на Луне, в Армении жили гиганты, а Россия — родина слонов; и даже, как ни удивительно, соображения посконной справедливости: не всё ж признанным ученым рассказывать об устройстве мира — долой круговую поруку, непризнанные самородки разбираются в атомных реакторах ничуть не хуже.

То, что антинаучные установки у людей встречаются — это естественно и нормально. А вот то, что люди с таким мировоззрением получают возможность руководить телевидением и, в частности, освещением науки, — это, конечно, ненормально. Но тут всё определяется большой политикой. 

2. Приколы. Некоторые журналисты и руководители СМИ считают информацию о мироустройстве чисто развлекательной и совершенно сознательно занимаются разнообразными розыгрышами в прессе, полагая, что это остроумно. Некоторые из них считают, что глупость подобных материалов очевидна каждому нормальному человеку, хотя это далеко не так - многие лженаучные материалы намеренно делаются правдоподобными. Другим кажется забавным, что кто-то в это всё же поверил, повелся на розыгрыш. Им смешно, что запущенные в таких передачах мемы и вирусные идеи потом продолжают самостоятельно циркулировать в обществе. 

Это, конечно, извращение профессиональных принципов журналистики, отражающее общий упадок этой сферы деятельности в России. Советская школа журналистики, при всей ее идеологизированности, всё же достаточно аккуратно обращалась с фактами. Снятие цензуры было воспринято многими журналистами нового поколения как отказ от принципа достоверности, который подменяется "драматичностью" изложения. 

3. Презрение. И еще часть журналистов публикует лженауку просто потому, что считает свою аудиторию недостойной серьезного информирования. Именно это презрение выражено мемом "пипл хавает". Допуск к эфиру или печатному станку, общение на равных со знаменитостями, участие в гламурных тусовках у многих деформирует картину мира. Люди начинают предельно высокомерно относиться к тем, кто "тупо смотрит в ящик", мол, таким можно показывать любую чепуху, лишь бы они смотрели рекламу и становились еще тупее. 

Вот только эти люди не задумываются о том, что, напичкивая мозги ахинеей, они реально сводят народ с ума. И в какой-то момент это выльется в совершенно непредсказуемую отдачу, то ли от народных масс, то ли от свихнувшихся чиновников. И тогда сами эти телевизионщики будут хвататься за голову и искать, "как бы свалить из этого сумасшедшего дома".

Ну, а теперь о том, что делать. Поскольку лженаука на ТВ - это осознанная информационная политика, поддержанная и снизу, и на уровне менеджмента, и с самого верха, то возможности влияния на ситуацию крайне ограничены. Надо выделять островки порядочности и здравого смысла, которые периодически появляются на телевидении и стараться им помогать. 

А лженаучный беспредел надо изучать - на то ведь и есть ученые. Это же уникальный социальный процесс — планомерная деинсталляция науки в еще недавно технологически развитом государстве. Кроме России да, пожалуй, Украины, такой процесс нигде еще не удавалось систематически пронаблюдать и задокументировать. По-моему, на этом материале, если его собрать, можно защитить не одну полновесную докторскую диссертацию, как в России, так и за рубежом. 

Начинать же надо с организации мониторинга распространения лженауки. Собственно, это ведь такое же социальное зло, как нарушение прав человека или загрязнение окружающей среды. Там борьба за общественные интересы всегда начиналась с мониторинга нарушений и злоупотреблений. И борьба с лженаукой на ТВ, в прессе в целом и в обществе должна развиваться по той же схеме.

суббота, 2 февраля 2013 г.

Андрей Гусев: "Не каждому хватает мужества справляться с жизнью в одиночестве"

Продолжение нового проекта - серия интервью с интересными людьми. Моя задача показать проблему религиозной толерантности, новых религиозных движений и дестркутивных культов и сект, с позиции людей, которые профессионально и по своей работе не связаны с данной тематикой. 

Попытаться взглянуть на актуальную проблему для меня, моих коллег и клиентов с чужой точки зрения.

Пятое интервью, я взял у путешественника и психолога Андрея Гусева.

Андрей, расскажите немного о себе? Профессия? Образование? Хобби и увлечения? 

Родился в СССР, теперь живу на Украине. Психолог, тренер, медиатор. Музыкальное, педагогическое и психологическое образования. Кандидат психологических наук. Музыка из профессии превратилась в хобби. Имею склонность к оформлению своих мыслей в письменном виде, в результате чего несколько лет уже являюсь автором московского журнала "Наша психология". 

Насколько я знаю, то Вы занимаетесь профессионально "посредничеством в конфликте (conflict mediation)? Как думаешь, может ли медиация применять в вопросах культов и конфликтов на почве религий? 

Медиация исходит из того, что каждый человек в равной степени имеет право разделять определенную систему ценностей, верований, убеждений. Соответственно, медиировать в вопросах «чья религия лучше» как минимум не имеет смысла, а вот, всевозможные конфликтные ситуации, связанные, к примеру, с разделом церковного имущества могу оказаться вполне "медиабельными". 

Семейный конфликт из-за религиозных предпочтений это закрытый семейный конфликт, который должен решаться самостоятельно или нужно привлекать психологов? 

Как говорят в Одессе - "все зависит". Однозначно, могу сказать, что лично я не буду выполнять «заказ» одного из членов семьи, по "исправлению" системы убеждения другого. 

Вы много путешествуете и у Вас интересный блог об этом! Вы были в различных религиозных общинах и традиционных сектах. Какие Ваши впечатления? 

Больше всего мне импонирует, когда представители религиозных направлений, уважительно относятся к праву другого иметь свое мировоззрение – и даже и не пытаются заниматься "пропагандой" своего вероучения. К примеру, я проходил обучение медиации и конфликтологии в университете, принадлежащем религиозной общине меннонитов, так если бы ни название самого университета, я никогда не догадался бы, что это, вообще-то, религиозное учебное заведение – настолько толерантно относились друг у другу студенты и преподаватели, хотя они принадлежали к самым разным конфессиям. 

В этом смысле в США вообще есть замечательная традиция совместного сосуществования верующих различных конфессий. Так в пятнадцатитысячном городке, к примеру, могут спокойно уживаться представители более десятка самых различных религиозных направлений – и всем хватает места! 

Чем, по-вашему, отличаются деструктивные культы от традиционных сект? 

Как по мне, так любое верование может быть в равной степени, как деструктивным, так и целительным для человека. А, вот сам принцип выделения "традиционных сект" подходит исключительно для научной классификации, исходящей почему-то из того, что в мире есть раз и на всегда установленные "мировые религии", а все остальное – секты. Не толерантно это, мягко говоря.) 

Чем, по-вашему, вызван такой бурный всплеск популярность различных культов в Вашей стране, что даже мэром столицы становился представитель культа? 

Ничего удивительного – чем хуже жизнь, тем чаще человек обращается к вере. Не каждому хватает мужества справляться с жизнью в одиночестве. 

Сталкивались ли Вы с культами и сектами в своей работе или попадал ли кто из Ваших знакомых в культы? Что Вам наиболее запомнилось или удивило? 

Приходилось работать и с родственниками "культистов" и с бывшими "культистами". Самое, пожалуй, поразительное то, насколько человеку можно промыть мозги! Как психолог понимаешь, что это не так сложно, но все равно каждый раз удивляешься, как такое возможно.