Александр Сосланд, кандидат психологических наук. Доцент кафедры мировой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета.
Старший научный сотрудник института «Русская антропологическая школа» под руководством В. В. Иванова при РГГУ.
Практический опыт консультирования – 20 лет.
Чтение лекционных курсов, ведение семинаров и тренингов.
Народ он делится на ненарод
И на народ в буквальном смысле
Д. А. Пригов
В долинах глупости для философа произрастает больше травы,
чем на голых вершинах ума.
Л. Витгенштейн (Культура и ценности, 457)[1]
Психология восприятия психологии
I. Граница коммуникации
Мне хотелось бы обсудить здесь целый ряд ситуаций, имевших место в моем, скажем так, непрофессиональном коммуникативном опыте. То, о чем пойдет речь, происходит за пределами пространства, где мы, психологи, психотерапевты, применяем наши знания и навыки. Тем не менее, к ним, знаниям и навыкам, всё это имеет непосредственное отношение.
Эти ситуации так или иначе связаны с рецепцией профессионального статуса, моего и моих коллег, в мире нашего житейского опыта. Оставаясь вне рамок психологического сообщества, мы сталкиваемся с весьма экстравагантной трактовкой различных аспектов психологии и психотерапии. Многие из моих коллег, без сомнения, могли бы поделиться аналогичным опытом. Не мне одному, разумеется, часто приходится сталкиваться с тем, что специфика наших занятий вызывает незаурядную реакцию у непрофессионалов. Эти реакции зачастую банальны и поверхностны, порой просто смехотворны, довольно часто серьезно раздражают. Тем не менее, они вполне могут представлять интерес для психологов и могут послужить материалом для небанального исследования и серьёзного анализа.
Что и говорить, любая профессия накладывает определенный отпечаток на житейский коммуникативный процесс. Было бы очень интересно исследовать, как представителей разных профессий воспринимают непрофессионалы. Наверняка есть свои небезынтересные особенности рецепции у разведчиков и священников, адвокатов и бизнесменов. Особо проблемной областью является коммуникация за пределами профессионального поля для представителей публичных профессий.
Для нас ситуации, о которых пойдет речь, в первую очередь – пограничные вехи, расставленные на весьма своеобразной коммуникационной границе. Эта граница отделяет нас, профессионалов-психологов от дилетантского (по отношению к нам) мира. Мы, в свою очередь, формируем дилетантское пространство по отношению ко многим другим профессиональным группам. Границы этих пространств прозрачны, непрочны и легко проницаемы. При этом нас ждут там многочисленные засады, о которых и пойдет речь ниже.
Своеобразие нашей позиции по отношению к другим непрофессионалам в том, что психология, как никакая другая область специального знания, склонна проникать в значимые сферы экзистенциального опыта подвергаясь при этом интенсивной мифологизаторскому редактированию. Получается так, что наша профессиональная идентичность отчасти формируется в этих контактах, оказываясь на пересечении интенсивных потоков симпатии и агрессии, часто комически нелепых.
Иррациональный характер этих ситуаций исключает, или, по меньшей мере затрудняет возможность интеллектуального совладения с ними. За пределами нашего профессионального наши коммуникативные и полемические навыки не находят себе применения. Приходится сталкиваться с иной логикой, с тем, что называют wishfulthinking.
Часто мы замыкаемся в «башню из слоновой кости», и делаем вид, что смехотворность этих ситуаций недостойна нашего внимания. Безусловно, наше интеллектуальное высокомерие исполняет здесь функцию нарцистической защиты. Можно, вспомнив известное место из М. Хайдеггера, сказать, что психология оказывается во власти толков (dasGerede – толки, сплетни, болтовня)[2]. Однако тут вполне возможен вовсе не отвергающий жест, а наоборот, исследовательский ход, который нам представляется весьма продуктивным: от болтовни – к серьёзному, от мнения (doxa) – к сущности (ousia). Попробуем его реализовать.
II. Среди друзей
В дружеском кругу чаще всего знают о роде наших занятий. Если нам везет, то нас оставляют в покое и не касаются нашей профессии, но, увы, порой допекают вопросами и сентенциями, которые ставят нас в смешное или неловкое положение.
Оказываясь, скажем так, в дружеской компании, ты зачастую становишься, к чувству своего большого неудовольствия, объектом специфического внимания. К тебе обращаются по любому поводу, желая знать, что ты думаешь об этом, «как психолог». Хуже всего обстоит дело, когда у тебя настойчиво домогаются диагнозов. При этом речь идет как о так называемых «комплексах», так и о клинике. Вообще термин «комплекс» в бытовой речи получил крайне широкое хождение, обзавелся немелким семантическим полем. Из всего того, что перекочевало из психологического обихода в повседневный, он является, пожалуй, самым востребованным.
Чаще всего он употребляется в значении внутреннего препятствия, мешающего реализации неких действий.