Страницы

вторник, 30 апреля 2013 г.

Дэниел Деннет: "Религия как эволюционный феномен"

Дэниел Деннет
Лекция американского философа Дэниела Деннета в Эдинбургском университете на тему "Религия как эволюционный феномен". Дэниел Деннет (Daniel Clement Dennett) - профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. американский философ и когнитивист, чьи исследования лежат в области философии сознания, философии науки и философии биологии.

Деннет также является заметным критиком религии и членом движения Brights (общественное движение сторонников "натуралистического мировоззрения", то есть мировоззрения, свободного от религии, мистицизма и других элементов сверхъестественного.).


Весьма полезная и интересная лекция с переводом. Спасибо за наводку Дмитрию Ч.

Депрессия оказалась заразным заболеванием

Депрессия и связанные с ней эмоции могут быть заразны, показало новое исследование. Оно доказало, что находиться рядом с человеком, склонным видеть все в черных тонах, опасно, так как его настрой может передаться окружающим. Впрочем, сменив среду общения, можно вновь обрести душевное спокойствие, говорится в отчете ученых, опубликованном в журнале Clinical Psychological Science Американской психологической ассоциации "Vulnerability to depression can be contagious, study shows".

В исследовании приняли участие студенты первого курса колледжа. Ученые, под руководством доктора клинической психологии Геральда Хеффеля (Gerald Haeffel), предположили, что они наиболее подходят для проверки их гипотезы, так как находятся в переходном периоде жизни, когда, по мнению специалистов, человек наиболее подвержен влиянию окружающих.

Проводя свое изыскание, исследователи из Университета Нотр-Дам (штат Индиана, США) изучили перемены в отношении к жизни 206 учащихся, которые на время учебы жили парами. Для начала специалисты определили уровень склонности к депрессии каждого из студентов. 
 
Gerald Haeffel
Спустя три месяца они провели сравнительный анализ, который показал, что те учащиеся, которым достался сосед с высоким уровнем склонности к депрессии, сами тоже стали более ей подвержены. А те, кому, наоборот, повезло оказаться в обществе более позитивно-настроенного человека, уменьшили собственный уровень подверженности депрессивному настроению.

Повторный анализ, проведенный спустя шесть месяцев, доказал верность полученных данных. 
 
Таким образом, было доказано, что депрессия может передаваться от человека к человеку. Вместе с тем, это также служит доказательством того, что уровень депрессивности не является константой и может меняться в зависимости от перемен в окружающей социальной среде, что может быть использовано при лечении депрессии. 
 

Илья Латыпов: "Как из личностей сделать биомассу"

Бруно Беттель[ейм
Готовясь к публичной лекции по психологии личности, я просматривал выдержки из книги психоаналитика Бруно Беттельгейма (также Беттельхейм, Беттельхайм) "Просвещенное сердце". В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты "раскрылись" на полную мощь. Делал пометки, выписки, и в итоге получилась эта статья.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались . В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на "воспитание" рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. 
 
Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.


Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? "Потому что я так сказал, жидовская морда!".

(Чем это отличается от "потому что надо" или "твое дело выполнять, а не думать"?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.


Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или "капо" (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.


Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях,когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда "все виноваты", или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

Это три "предварительных правила". Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.


Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.


Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как "благородных", имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

"Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я". (курсивом в кавычках - цитаты Б. Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде "от тебя ничего не зависит", "ну и чего вы добились", "так было и будет всегда").

Ирина Шапошникова: публичная лекция "Диагностика Лжи"

Был недавно на публичной лекции "Диагностика Лжи", которую вела Ирина Шапошникова, негосударственный судебный эксперт-психолог, член "Палаты судебных экспертов СУДЭКС", директор АНО "Экспертно-консультативный центр Идеа". 

У Ирины два высших, первое юридическое (работала адвокатом), а второе психологическое. Ее направление это психология лжи, диагностирование и умение работать с результатами полиграфов (сама она не полиграфолог).

Ирина Шапошникова
Лекция проходила в Самарском литературном музее 28 апреля 2013 года в 18 часов. Слушатели в основном были с "улицы": часть студентов, часть психологов, часть "по своим причинам".

Слушатели

Лекция сначала была, как стандартная вузовская, но потом стали говорить о примерах, кейсах и принципах диагностики обмана, лжи. Мне очень понравилось, т.к. Ирина имеет четкие научные и обоснованные подходы к данной теме (+ она сторонник "питерской психологической школы"), без всякой мистики, техномагии и популярной современной дури.

Некоторые вещи, касательно судебного процесса стали мне более понятны. Слушатели же показывали мышление о "лжи" в рамках шаблонов, субкультурных историй и стереотипов. Запись лекции на видео кто-то вел, но пока не выложили. 

четверг, 25 апреля 2013 г.

Галина Жолдош: Психологическая реакция на стресс


Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических сил. Подобная реакция на стресс может привести к истощению защитных механизмов организма, который оказывается не способным активно противостоять стрессу.

В подобной ситуации могут возникнуть состояния беспомощности, безнадежности и развиться депрессия.

Известный ученый, лауреат Нобелевской премии, Ганс Селье, который первым начал использовать понятие "стресс", выделил три основные фазы реакции организма на стресс:

  • Тревога (реакция на внешнее сильное воздействие на организм) На этом этапе происходит включение всех адаптационных способностей человека;
  • Сопротивление организма и собственно стресс;
  • Адаптация или истощение организма (в зависимости от адаптационных способностей)
В норме стрессовое напряжение на втором этапе должно снижаться и в итоге привести организм человека к спокойному состоянию. Однако если человек оказывается не готовым к столкновению со стрессом либо его сопротивляемость слишком низкая, стресс может привести к истощению организма или даже к болезням.

Таким образом, в случае, когда негативные эмоции не находят выход и сознательно подавляются человеком в стрессовой ситуации, они поселяются в организме в виде психосоматических заболеваний.

К подобным выводам ученого привели эксперименты над лабораторными крысами, в которых последние специально помещались в ситуации стресса. Так помещая в одну клетку с крысами кота, который находился за прозрачной перегородкой, Селье мог обнаружить на следующий день либо мертвых крыс, либо сильно истощенных. Во время вскрытия ученый находил у животных паталогические нарушения во внутренних органах.

Для подтверждения своих гипотез Г. Селье провел еще не один десяток экспериментов, в которых крысы то подвергались сильному воздействию тока, то громкому звуку, а иногда оказывались совершенно обездвиженными в своих клетках. Находясь в постоянном состоянии тревоги, животные, как только была возможность, убегали с мест своего заключения, спасаясь от мучителя.

Ученый, проявив милосердие, в последующих экспериментах стал предупреждать заключенных крыс об опасности звонком. Таким образом, крысы большую часть времени могли не беспокоиться о надвигающейся угрозе, что снижало у них уровень стресса. Но и эти крысы не избежали хирургического вмешательства физиолога-экспериментатора. Исследователь также обнаружил у них паталогические изменения в организме (в основном – язва желудка).

В результате своих исследований Селье пришел к выводам, что патология возникает не вследствие внешних воздействий (таких как, электрический шок, сильный звук, обездвиживание), а в результате специфической реакции животного на внешние воздействия (т.е. реакция на стресс).

В.Д. Менделевич
Психологи отмечают, что стрессовая реакция может быть вызвана как неприятными (развод, смерть близкого человека, болезнь), так и приятными событиями (свадьба, рождение ребенка). И чем больше по силе воздействия событие, тем больше энергии необходимо затратить на то, чтобы вернуться в нормальное состояние.

Причем сильнее на человека действуют такие психотравмирующие ситуации, к которым он оказывается не готов. Этой теме посвящена антиципационная концепция неврозогенеза, автор которой, В.Д. Менделевич, доктор медицинский наук и один из самых любимых преподавателей со времен моего студенчества. Больше пугать научными терминами я не буду, а кратко опишу суть данной концепции.

Так у невротиков часто наблюдается отсутствие способности прогнозировать события. Поскольку они вытесняют возможные негативные последствия, думая всегда о хорошем. Например, у женщины, которая неожиданно узнает об измене мужа, может под воздействием стресса развиться невроз только потому, что она и подумать не могла о возможности подобного исхода.

Таким образом, человеку необходимо заранее предвосхищать ход событий и собственное поведение в ситуациях стресса, руководствуясь поговоркой "Надейся на лучшее, но готовься к худшему!". Конечно, это не значит, что нужно заранее программировать себя на неудачу (как с возмущением могли бы заметить приверженцы позитивного мышления), однако, руководствуясь здравым смыслом, следует допускать, что существует вероятность подобного исхода событий. Запомните, что ориентируясь всегда только на желательные события, при неудачном исходе вы можете оказаться совершенно безоружными в ситуации сильного стресса.

Неудачники думают только о победе. А победитель – это человек, который знает, что делать в случае проигрыша, но не говорит об этом.

Важно! События и люди сами по себе нейтральны. Мы сами окрашиваем их в позитивные или негативные цвета. Умение управлять своим настроением и жить здесь и сейчас поможет вам, прежде всего, не тратить время вашей жизни на отрицательные эмоции и справляться со сложными ситуациями.

Для того, чтобы реакция на стресс была адекватна ситуации и способствовала эффективному выходу из нее, необходима своевременная профилактика стресса.

А прямо сейчас посмотрите, какие эмоции испытывает жираф, попавший в стрессовую ситуацию.


понедельник, 22 апреля 2013 г.

Бывший мормонский миссионер описывает мироощущение "старейшин"

Райан Макилвейн
В качестве мормонского миссионера Райан Макилвейн два года стучался в двери к незнакомым людям, даже когда испытывал сомнения в собственной вере. К 25 годам Макилвейн покинул церковь. Его литературный дебют, роман «Старейшины» (Elders), основан на опыте, который он сам получил, когда пытался убедить людей присоединиться к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. «Старейшинами» называют молодых мормонов, отправившихся на миссию.

Шесть поколений семьи Макилвейна были мормонами. Он родился в штате Юта и вырос в штате Массачусетс. Теперь он живет в Лос-Анджелесе и работает над кандидатской степенью в области литературы в Университете Южной Калифорнии. Вместе с Терри Гросс, ведущей программы Fresh Air на Национальном общественном радио, Макилвейн обсуждает свою книгу, сюжет которой основан на приключениях молодого американца и молодого бразильца во время миссии. Вот основные моменты интервью.

Обложка книги

О том, как миссионерское служение в Бразилии укрепило его собственную веру


Я начал сомневаться едва ли не сразу, как только понял, во что я верю. Где-то в 13-14 лет я понял, что меня записали в команду под названием "мормонизм", которая отличается от католицизма — самой распространенной религии в той части штата Массачусетс, где я вырос. И я начал осознавать эти различия, тут же сомневаясь в них — поначалу про себя, а затем, в юношеские годы, вслух, причем довольно громко. Но пример некоторых близких мне людей — родителей, некоторых друзей из моего собрания, или прихода, как он называется, — много для меня значил, и я спрашивал себя: "Что им известно такого, что неизвестно мне?" Так что миссия стала для меня возможностью принять важное решение, соразмерное тому огромному количеству благодати, в котором, как мне казалось, я нуждался, чтобы поверить в то, что представлялось мне невероятным.

О единообразии внешнего вида мормонских миссионеров


Тебе позволено носить рубашку с короткими рукавами на пуговицах, а по воскресеньям мы должны были носить полный костюм, но только по воскресеньям… Желательно, чтобы молодые люди и девушки имели скромный вид, но при этом бросались в глаза. Думаю так задумано, что миссионеры должны выделяться из толпы, как забинтованный палец, и их униформа, их одежда должна бросаться в глаза, как бы говорить окружающим: "Эй, мы не такие, как все, мы другие, обратите на нас внимание, подойдите и поговорите с нами".

О переживаниях, связанных с проповедью по домам


Это щекочет нервы. Эмоционально это иногда очень выматывает — особенно, когда у тебя перед носом снова, и снова, и снова захлопывают дверь. Напряжение растет. Лично я старался не быть чересчур стеснительным, но в то же время не хотел быть слишком навязчивым, и, по моему собственному опыту и по опыту многих знакомых миссионеров, они пытаются не быть слишком настырными — надеюсь, получается. Но, да, ты говоришь себе, что весть, которую ты должен нести людям, основана на любви к ним. Никакой выгоды, никаких материальных стимулов миссионер не получает, и я внушал себе, что досаждаю людям ради благой цели, — то же самое я внушал себе, когда ходил по домам и убеждал людей голосовать за Обаму, — и, думаю, именно это помогало мне терпеливо переносить, когда передо мной захлопывали двери.

О карьере писателя


Я обязан мормонизму значительной частью своих литературных способностей, сколько бы их у меня ни было. В старших классах школы каждое утро до начала занятий мы с сестрой и еще несколькими молодыми людьми и окрестных городов собирались в здании местной церкви СПД, где с 5 до 6 утра изучали Писания, будь то Ветхий Завет, Новый Завет или Книгу Мормона. И я полагаю, что это внимание к слову, эта практика, этот разбор или толкование Писания приучили меня читать внимательно и замечать каждое слово в предложение. И поскольку мормоны — "люди книги", меня не удивляет, что многие мои друзья стали замечательными писателями и пользуются популярностью вне своих духовных кругов. Думаю, мормонизм может научить тебя этому, развить в тебе эту мускулатуру.

— npr books, 03.04.2013 Из рассылки Апологетики

пятница, 19 апреля 2013 г.

Мужской мозг действительно не может понять, чего хотят женщины

Горькая аксиома о том, что представители противоположных полов испытывают трудности в понимании друг друга, получила научное подтверждение. По крайней мере, в отношении мужчин.

Как оказалось, их проблемы в угадывании женских сигналов вызваны не одним только голым эгоизмом, а имеют куда более глубокие корни. Например, мужской мозг просто не способен распознавать женские эмоции также хорошо, как мужские, пишет The Daily Mail.

К таким выводам пришли немецкие ученые из Университетской Больницы LWL в городе Бохум. Они провели следующий тест: 22 молодым мужчинам показали 36 изображений, на которых присутствовали только глаза - половина мужских, половина женских. При этом добровольцы не знали, где чьи глаза.

Затем им предложили выбрать для каждой пары глаз одно из наиболее подходящих для их выражения слов, описывающих какие-либо эмоции, например, "недоверие" или "ужас". Как оказалось, добровольцы вдвое лучше определяли эмоции, которые выражали глаза других мужчин. При этом эмоции, выраженные женскими глазами, часто ставили их в тупик.

Сканирование мозга показало, что причиной тому - работа области мозга, известной как миндалина. Это так называемый мозговой эмоциональный центр, отвечающий за способность соотносить чувства другого человека с собственными переживаниями в прошлом и на основе этого определять чужое психическое состояние. При взгляде на мужские глаза у добровольцев миндалина активизировалась, а при виде женских - "засыпала".

четверг, 18 апреля 2013 г.

Спам от "духовного" SPA салона им. Анастасии Афинской

Какой спам мне только не приходит, но часто падает и "псевдо-религиозный". В прошлый раз я писал "Спам о конце света!"

Теперь мне пришло письмо с заголовком "Центр ОчаРАвательных "СИЯНИЕ" с рекламой учебного курса от екатеринбургского SPA салона под названием "Анастасия Афинская" (так себя называет "скромно" основательница салона). Курс под названием "Кокон королевы"!

"Кокон королевы"
 А вот "замечательный текст":
Мы предлагаем Тебе принять участие в уникальной, авторской программе Анастасии Афинской "Кокон Королевы" В сопровождении команды мастеров, ты увидишь насколько можешь быть привлекательной, эффективной, яркой, гармоничной! Прожив 29 дней совершенно по новому, ты подаришь себе шанс Выбирать оставить себя прежнюю, либо принять себя Королеву. Ту, что мудро правит событиями своей Жизни, вдохновляет своего Короля и окружение на красивые результаты. Ту, что счастливо идет по жизни создавая свою Реальность, почти сказочную для других! В Екатеринбурге счастливых Королев прошедших эту программу с каждым месяцем все больше и их результаты вдохновляют нас, создавать условия для Красивого перерождения и преображения каждой Женщины! Подари себе шанс! Начни жить свою собственную Счастливую и Сияющую Жизнь!
Стоимость участия - 30 000 рублей за месячный курс. 
А еще у них Тибетские техники и клубные карты.
Повальное увлечение Тибетом в SPA услугах откровенно пугает, т.к. люди банально не знают, что со здоровьем тибетцев. Население вымирало от сифилиса и т.п., лишь китайцы завоевав Тибет смогли как-то наладить нормальные условия оказания услуг и бороться с пандемией всяких экзотических болезней. Кстати именно китайцы запретили в Тибете работорговлю. :) Об этом мало кто знает, но в Тибете активно существовала работорговля.
Как звучит "Услуги Храма Красоты"!

Супер текст про "откровения"
 Цитаты: 
Когда то, подобно многим, я искала, то место где задам важные для меня вопросы, которые были по своему деликатны для меня и хотелось их поведать лишь там, где я почувствую, что нужны не только мои деньги, а где правда подойдут ко мне с заботой и искренне поведают тайны Мудрости. Шли годы... Мне как ценительнице гармонии было "душно", там где Женщины на полу, впритирку, да и в обнимку с сумками обсуждали деликатные темы, а постоянные перекусы этими вездесущими печеньками набили оскомину....
Жизнь в итоге распорядилась так, что я сама создала - Центр - являющийся поддерживающей средой для нас. Для очаровательных Женщин!
А какая подпись: "С Любовью к Вам и в Сотворчестве с Миром! Анастасия Афинская".

Текст спама и фото "божественной Афинской"
А это без макияжа!

А это сотрудники и последователи красоты
Чего только не приходит на почту, но такое сочетания духовного спа-салона удивило. Тексты наполнены "просветлением" и есть даже членские карты "для сказочной реальности".

Протоиерей Алексей Уминский: почему я ушел из соцсетей

«Я устал. Было время, когда я чувствовал, что перепосты, проповеди, переписка могут иметь смысл. Некоторые из тех людей, с которыми я переписывался в фейсбуке, пришли в храм. Но в социальных сетях спасение не происходит. В интернете любую проповедь, любое святоотеческое высказывание могут превратить в фейк. Сам человек может в нем превратиться в фейк», – говорит известный московский священник и телеведущий протоиерей Алексий УМИНСКИЙ, закрывший свои аккаунты в соцсетях.

Сугубые интернет-грехи 


— Почему у людей так сильна потребность жить виртуально в социальных сетях? 
— Мне кажется, что потребность «жить виртуально» в социальных сетях во многом связана с возможностью говорить с «трибуны», не неся ответственности за свои слова. Человек в интернете становится невидимкой. Он может выступать из ниоткуда. Психологически это очень комфортно. В социальных сетях собеседник не видит твоих глаз, мимики, твоих настоящих эмоций. 

Есть и другие причины для активного общения в интернете. Например, одиночество или недостаток общения в реальности, или даже возможность самовыражения, когда по-другому человека никто не слушает, и он никому не интересен. В социальных сетях пользователь может мгновенно сделать достоянием общественности любую свою идею, любую пришедшую в его голову мысль. «Блогеры пишут» стало устойчивым выражением, как «британские ученые доказали». Даже в прессе стало возможно ссылаться на надписи на заборе. Человек в социальных сетях кажется значимым только потому, что высказал свое мнение. Через социальные сети можно погрузиться в особенный мир, который очень близок к реальности, и начать жить в нем по его законам, всерьез получая от этого мира поддержку и уверенность.

В социальных сетях есть то, что приносит пользу, но есть и то, что лишает внутреннего мира и обижает. Поэтому соцсети можно рассматривать как способ быстрой связи, как способ поделиться откровенным, как способ узнать что-то новое, или собрать денег на операцию больному ребенку. А можно и как способ посмеяться над кем-нибудь, потроллить, собрать людей на митинг или сыграть злую шутку, не опасаясь возмездия.

Виктор Живов о науке, вере и РПЦ

Профессор Калифорнийского университета, замдиректора Института русского языка РАН Виктор Маркович ЖИВОВ — об интеллектуальной честности, гуманитарном образовании, истории представлений о кощунстве и дисциплинарных революциях.


Вы живете на две страны — преподаете в Беркли. В чем различия между устройством университетской, академической жизни здесь и там? Западная наука действительно в большей степени ориентирована на конъюнктуру, прагматику, гранты — или это все ложные стереотипы?

Разница, конечно, есть и очень большая. Это иным образом организованная академическая жизнь. Конечно, американская наука — не вообще «западная» — значительно больше подчинена моде, а можно сказать — интеллектуальному движению. Можно так интерпретировать, а можно — эдак. Действительно, американский профессор куда больше включен в движение интеллектуальной жизни вокруг него. Он овладевает новым языком, начинает на нем говорить, извлекает из него какие-то выгоды, а не просто гоняется за модой, как дурак. Есть, конечно, в американской науке и страшноватые области — Еthnic Studies например. Это политизированная область, где, по-моему, вообще ничего толкового не появляется. Зато в Америке ты должен куда в большей степени реагировать на запросы студентов. И в частности, следование господствующим дискурсам связано с тем, чего хочет студент. В Америке очень чувствуются результаты случившейся студенческой революции. Это накладывает на профессора определенную ответственность — быть привлекательным для своих студентов. 

В России я уже больше 10 лет не преподаю, так что не очень знаю нынешнюю ситуацию. В мое время, 10–15 лет назад, профессор считал, что он знает, что студенту нужно, а студент — дурак, ничего не понимает. Среди моих нынешних русских коллег есть люди, которые разделяют эту точку зрения. У нее тоже есть резоны, но это определяет существенное различие между американской и русской академической жизнью.

Насколько серьезны споры о методологии гуманитарных наук? Методология — действительно эффективная надстройка? Или важен предмет исследования, а методология — просто игра в бисер?

Меня недавно прыткий студент спросил: «А какая, собственно говоря, у вас методология?» (Я читал курс по восточному христианству.) Я сказал: «У меня методология эклектичная». Что-то я беру у Вебера, что-то у Фуко. Ты смотришь, как лучше свой материал описать, и подбираешь к нему подходящий инструмент. Инструменты могут быть разными. Какие-то мне сейчас кажутся слишком примитивными — скажем, структурализм или тартуская семиотика в ее прямолинейном варианте. Я считаю, это плохой объяснительный инструментарий — слишком прямолинейный, слишком грубый, навязывающий концепцию исследователям, подтягивающий факты к концепции. Примитивный марксизм никуда не годится — можно выбросить на помойку. А какие-то более продвинутые, но связанные с марксизмом направления — Бурдье, например, замечательный, интересный ученый, у него концепция очень плодотворная для разных направлений гуманитарных исследований. 

Вам нравится преподавать? Или вы бы предпочли заниматься чистой наукой?

Это сложный вопрос. Я люблю преподавать. Я считаю, что люди, которые занимаются наукой, должны преподавать. В противном случае может выработаться склонность писать и думать на своем птичьем языке, который никому, кроме ближайших коллег, не понятен. Я люблю американских студентов. В последние годы у меня довольно много младших студентов — undergraduates. С ними увлекательно, весело, они задают вопросы, в классе дискуссия — это симпатично. Хочу ли я дальше преподавать? Сложный вопрос, потому что я старый. Мне хочется еще что-то успеть — дописать то, что я начал, до того, как умру. 
Я сейчас дописываю большую книжку по истории языка русской письменности. Я ее пишу 20 лет, понемножку, конечно, занимаясь другими делами, но очень хочу дописать. И после этого я надеюсь написать книжку про категорию спасения в русской религиозной культуре. Ну, если Бог попустит, то, может быть, книжка появится. 

вторник, 16 апреля 2013 г.

Социальные сети для ультраправых?

В Западной Европе в последнее десятилетие отмечается резкий рост уровня поддержки ультраправых и популистских партий, сообщается на bbk.co.ru (Эксперты: социальные сети работают на ультраправых, 7 ноября 2011 г.)

К такому выводу пришел британский экспертный центр "Демос". Исследователи отмечают, что рост популярности таких партий идет параллельно с созданием социальных веб-сайтов.

Сотрудники "Демос" опросили через Facebook более десяти тысяч юных последователей популистских организаций из одиннадцати западноевропейских стран.

Выяснилось, что эти молодые люди в большинстве своем симпатизируют тем политическим группам, которые выражают свое недовольство мигрантами, критикуют глобализацию и выступают в защиту национальной культуры.

четверг, 11 апреля 2013 г.

Майкл Шермер: "Модель самообмана"

Майкл Шермер (Michael Shermer) утверждает, что человеческая тенденция верить в удивительные вещи - от похищения инопланетянами до лозы для поиска воды - сводится к двум основным бессознательным инстинктам самосохранения. Он объясняет, что они из себя представляют и как доводят нас до беды.

Майкл Ше́рмер (Michael Brant Shermer) — американский историк науки, основатель Общества скептиков, а также главный редактор журнала "Скептик", в значительной мере посвящённого расследованию псевдонаучных и сверхъестественных утверждений.

С апреля 2001 года также ведёт ежемесячную колонку в журнале "Scientific American". Шермер утверждает, что одно время был христианским фундаменталистом, однако ушёл от веры во время учёбы в университете.

Майкл Шермер: "О вере в странные вещи"

Почему люди видят Деву Марию на бутерброде или слышат демонический подтекст в "Лестнице в рай"? Используя видео и музыку, скептик Майкл Шермер (Michael Shermer) показывает, как люди верят несмотря на факты.

Майкл Ше́рмер (Michael Brant Shermer) — американский историк науки, основатель Общества скептиков, а также главный редактор журнала "Скептик", в значительной мере посвящённого расследованию псевдонаучных и сверхъестественных утверждений.

С апреля 2001 года также ведёт ежемесячную колонку в журнале "Scientific American". Шермер утверждает, что одно время был христианским фундаменталистом, однако ушёл от веры во время учёбы в университете.


Александр Сосланд: "Психология восприятия психологии"

Александр Сосланд, кандидат психологических наук. Доцент кафедры мировой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. 

Старший научный сотрудник института «Русская антропологическая школа» под руководством В. В. Иванова при РГГУ. 

Практический опыт консультирования – 20 лет. 

Чтение лекционных курсов, ведение семинаров и тренингов.

Народ он делится на ненарод
И на народ в буквальном смысле
Д. А. Пригов

В долинах глупости для философа произрастает больше травы, 
чем на голых вершинах ума.
Л. Витгенштейн (Культура и ценности, 457)[1]

Психология восприятия психологии


I. Граница коммуникации

Мне хотелось бы обсудить здесь целый ряд ситуаций, имевших место в моем, скажем так, непрофессиональном коммуникативном опыте. То, о чем пойдет речь, происходит за пределами пространства, где мы, психологи, психотерапевты, применяем наши знания и навыки. Тем не менее, к ним, знаниям и навыкам, всё это имеет непосредственное отношение. 

Эти ситуации так или иначе связаны с рецепцией профессионального статуса, моего и моих коллег, в мире нашего житейского опыта. Оставаясь вне рамок психологического сообщества, мы сталкиваемся с весьма экстравагантной трактовкой различных аспектов психологии и психотерапии. Многие из моих коллег, без сомнения, могли бы поделиться аналогичным опытом. Не мне одному, разумеется, часто приходится сталкиваться с тем, что специфика наших занятий вызывает незаурядную реакцию у непрофессионалов. Эти реакции зачастую банальны и поверхностны, порой просто смехотворны, довольно часто серьезно раздражают. Тем не менее, они вполне могут представлять интерес для психологов и могут послужить материалом для небанального исследования и серьёзного анализа.

Что и говорить, любая профессия накладывает определенный отпечаток на житейский коммуникативный процесс. Было бы очень интересно исследовать, как представителей разных профессий воспринимают непрофессионалы. Наверняка есть свои небезынтересные особенности рецепции у разведчиков и священников, адвокатов и бизнесменов. Особо проблемной областью является коммуникация за пределами профессионального поля для представителей публичных профессий.

Для нас ситуации, о которых пойдет речь, в первую очередь – пограничные вехи, расставленные на весьма своеобразной коммуникационной границе. Эта граница отделяет нас, профессионалов-психологов от дилетантского (по отношению к нам) мира. Мы, в свою очередь, формируем дилетантское пространство по отношению ко многим другим профессиональным группам. Границы этих пространств прозрачны, непрочны и легко проницаемы. При этом нас ждут там многочисленные засады, о которых и пойдет речь ниже.

Своеобразие нашей позиции по отношению к другим непрофессионалам в том, что психология, как никакая другая область специального знания, склонна проникать в значимые сферы экзистенциального опыта подвергаясь при этом интенсивной мифологизаторскому редактированию. Получается так, что наша профессиональная идентичность отчасти формируется в этих контактах, оказываясь на пересечении интенсивных потоков симпатии и агрессии, часто комически нелепых. 

Иррациональный характер этих ситуаций исключает, или, по меньшей мере затрудняет возможность интеллектуального совладения с ними. За пределами нашего профессионального наши коммуникативные и полемические навыки не находят себе применения. Приходится сталкиваться с иной логикой, с тем, что называют wishfulthinking. 

Часто мы замыкаемся в «башню из слоновой кости», и делаем вид, что смехотворность этих ситуаций недостойна нашего внимания. Безусловно, наше интеллектуальное высокомерие исполняет здесь функцию нарцистической защиты. Можно, вспомнив известное место из М. Хайдеггера, сказать, что психология оказывается во власти толков (dasGerede – толки, сплетни, болтовня)[2]. Однако тут вполне возможен вовсе не отвергающий жест, а наоборот, исследовательский ход, который нам представляется весьма продуктивным: от болтовни – к серьёзному, от мнения (doxa) – к сущности (ousia). Попробуем его реализовать.

II. Среди друзей

В дружеском кругу чаще всего знают о роде наших занятий. Если нам везет, то нас оставляют в покое и не касаются нашей профессии, но, увы, порой допекают вопросами и сентенциями, которые ставят нас в смешное или неловкое положение.

Оказываясь, скажем так, в дружеской компании, ты зачастую становишься, к чувству своего большого неудовольствия, объектом специфического внимания. К тебе обращаются по любому поводу, желая знать, что ты думаешь об этом, «как психолог». Хуже всего обстоит дело, когда у тебя настойчиво домогаются диагнозов. При этом речь идет как о так называемых «комплексах», так и о клинике. Вообще термин «комплекс» в бытовой речи получил крайне широкое хождение, обзавелся немелким семантическим полем. Из всего того, что перекочевало из психологического обихода в повседневный, он является, пожалуй, самым востребованным. 

Чаще всего он употребляется в значении внутреннего препятствия, мешающего реализации неких действий.

вторник, 2 апреля 2013 г.

Анна Варга: Профанация психотерапии

Анна Варга
Анна Варга, семейный психотерапевт, кандидат психологических наук, профессор Института практической психологи и психоанализа написала интересную заметку о российской психотерапии.

Наскакивала я тут недавно на Михаила Решетникова и пообещала более подробно описать свою позицию. Думала напишу только о конфиденциальности, но как-то расписалась. Вот что получилось. 

В последнее время я часто сталкиваюсь с профанацией профессии. По моим наблюдениям наибольшую распространенность получили следующие идеи.

Профанация № 1. Психологическую помощь может оказывать человек, не получивший профессиональной подготовки. 


Вариант: наша доморощенная подготовка ничем не хуже, а может и лучче ( курсив мой) международно принятой.

В годы советской власти психотерапия развивалась на Западе.. Активное развитие психотерапии в России началось после перестройки, тогда же началось обучение местных психологов и врачей. Это поколение тех, кому сегодня между пятьюдесятью и шестьюдесятью годами. Некоторая часть практикующих сегодня в России психотерапевтов получила полноценное образование по западным стандартам. Что входит в это образование? Знания, умения, личная психотерапия и супервизия своей практики у "старших товарищей" , т.е. у аккредитованных профессиональным сообществом тренеров-супервизоров. Далее профессиональная жизнь, членство в международных профессиональных ассоциациях, публикация сложных случаев в международных специализированных журналах, участие в работе профессиональных международных конференций, наконец, получение статуса тренера-супервизора и возникновение собственных учеников. 

Другая часть практикующих психотерапевтов такого системного и полноценного образования не получила. Обычно их образование это некоторое количество мастер-классов и тренингов западных коллег.

Первое препятствие для многих это незнание языков. Не знаешь иностранного языка (английского обычно достаточно), не можешь участвовать в конференциях, не можешь общаться с супервизором, не можешь, наконец, проходить собственную психотерапию у признанного на Западе психотерапевта. Тем не менее, как-то эти коллеги стали заниматься психотерапией, создавать свои школы и организации, практиковать и учить других. Таким образом, воспроизводился определенный, им присущий уровень профессионализма. Возникает междусобойчик, где все варятся в собственном соку. Приведу пример из жизни психоаналитиков, потому что они самая первая и самая старая школа с наиболее хорошо выстроенными профессиональными стандартами.

Существует международная психоаналитическая ассоциация - IPA. Это зонтичная организация, которая объединяет национальные ассоциации психоанализа. Есть и Европейская психоаналитическая федерация (EPF), устроенная так же. В этих ассоциациях, в частности, есть учебный комитет, которые отвечает за разработку профессионального стандарта и организацию обучения и этический комитет, который контролирует соблюдение этических норм. Чтобы стать членом IPA или EPF необходимо иметь релевантное образование (медицинское или психологическое), пройти собственный анализ у психоаналитика, которому ассоциация дала право быть обучающим или тренирующим аналитиком. Параллельно с этим нужно посещать теоретический и клинический семинары в течении нескольких лет, где разбираются работы аналитиков и клинические случаи. 

Претендент на членство в IPA/EPF должен получить разрешение на ведение, сначала одного, собственного случая с еженедельной супервизией. Если все хорошо, то он может получить разрешение на ведение второго и затем третьего случая. Супервизия не может длиться менее года. Если все идет без задержек, стать членом профессиональной ассоциации можно лет за шесть, чаще за десять. Только после этого человек считается психоаналитиком, может таким образом называться, вести частную практику, повесить свои дипломы и свидетельства о членстве на стенки в своем кабинете. И не быть самозванцем. 

На сегодняшний день в России примерно 30, может на несколько человек больше, членов IPA/EPA, они действительно психоаналитики. Людей же, которые называют себя психоаналитиками - тысячи. Как их учили, чему, - трудно понять. Таким образом, они снижают профессиональный стандарт и конечно знают об этом. Но отказываться от гордого звания не хочется. Тогда начинаются рассуждения про особость Российской реальности, клиента и психотерапевта и обоснование, таким образом, слабого профессионализма и провинциальности.