Страницы

воскресенье, 30 июня 2013 г.

C 1 июля 2013 года публичная критика культов в РФ становится правонарушением!

Президент подписал закон, вносящий изменения в УК РФ и отдельные законодательные акты "в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств верующих". 
Как сообщает в воскресенье портал правовой информации, закон расширяет ст. 148 Уголовного кодекса РФ (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий). В нее внесены положения о санкциях за "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих". Наказывать за это будут штрафом в размере до 300 тыс. рублей или зарплаты осужденного за период до двух лет, или обязательными работами на срок до 240 часов, или принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года, передает "Интерфакс". 
При этом если указанные деяния совершены в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, они наказываются штрафом в размере до 500 тыс. рублей. Альтернатива: обязательные работы до 480 часов, принудительные работы на срок до трех лет, возможно лишение свободы на тот же срок. 
Кроме того, ужесточается уголовная ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или отправлению религиозных обрядов и церемоний, предусмотренной ст.148. В частности, увеличен максимальный штраф, предусмотренный за эти деяния, с 80 тыс. до 300 тыс. рублей. 
Предполагается, что закон вступит в силу 1 июля нынешнего года.
Вся прелесть этого закона, что он защищает всех верующих граждан РФ. Речь идет о любой организация, которая зарегистрирована в регионе, как религиозная. Вы будете удивлены, но большинство международных деструктивных культов в РФ имеют регистрацию, как религиозные организации.

Теперь выступая на конференции или ведя публичную лекцию, и даже консультируя клиента, Вы легко можете "оскорбить чьи то чувства" на пару лет тюремного срока.

Я постараюсь выяснить мнение сотрудников прокуратуры и СК по правоприменению данного закона, но, как минимум, теперь необходимо заключать договора с организаторами лекций и конференций, что они под роспись извещают всех участников, что Ваша лекция или выступление может оскорбить их религиозные взгляды. 

Еще вариант это мероприятия - "вход разрешен только атеистам". А клиентов придется просить письменно подписывать отказ от претензий по религиозным убеждениям. Интернет клиентов придется знакомить с договором-офертой и продумывать, как теперь проводить консультации онлайн.

Ведь какая уверенность может быть у консультанта, что он общается с не "засланным казачком" из культа, который фиксирует "нужные высказывания", а юристы нанятые культом, готовят к Вам иски?

Высказывания, что это закон только для традиционных религий я отметаю сразу, т.к. в российском законодательстве нет понятия культов, но есть понятие "религиозная организация"

Фактически с 1 июля 2013 года в России публичная критика культов является правонарушением.

Это не злой умысел, а определенные недостатки новых и старых законов. Теперь психологи должны тратить деньги на юридическую защиту своей деятельности не в случае появления проблемы, а превентивно. Возможно есть смысл подумать о страховании ответственности, как консультанта (если в России она распространяется на данный вид консультационных не терапевтических услуг).

P.S. По идее, первыми целями в этом году у культов станут специалисты РАЦИРСа, чья деятельность давно вызывает "оскорбление убеждений и чувств" сектантов верующих.

Современные модели работы мозга оказались неверными

Группа исследований учёных дала понять, что представления медицины о работе мозга ложны.

Как ранее предполагалось о процессе обработки информации в мозгу, от органов чувств она поступает в таламус, по-простому называемый зрительным бугром, после чего она разбивается на части по шести слоям коры головного мозга: сначала на средний, четвёртый слой, потом в верхние слои, а за ними уже переходит и в два глубоких слоя - пятый и шестой. Эта идея движения информации по мозгу основана на исследованиях анатомии и направлений осей аксонов, которые составляют всю сеть нервной системы.

Биологи Колумбийского института изучения работы мозга имени Мортимера Цукермана и института Кавли провели эксперименты с участием грызунов, а именно крыс, с мозгом которых учёные хорошо знакомы. Роль усов у крыс схожа с ролью пальцев рук у человека – с помощью них звери могут представить форму и строение предмета. Волоски усов соединены с кластером нейронов в мозгу.

Благодаря особой методике биологи смогли разузнать путь сигналов через синапс между нейронами. Пользуясь микропипеткой с шириной около 0,001 миллиметра, наполненной жидкостью и способной проводить сигналы, учёным удалось записать нервные импульсы, идущие от усов, в 176 нейронах коры головного мозга и только в 76 нейронах таламуса. Эта запись показала учёным, что информация переходит из таламуса сразу в 4 и 5 слои, причём в пятый слой перешла примерно пятая часть аксонов.

Чтобы подтвердить не характерность пути сигналов, биологи блокировали дорогу к четвёртому слою анестетиком лидокаина. Всё подтвердилось, информация поступала в глубокие слои тем же объёмом, что удивило учёных, ведь это заставляет заново переосмысливать функционирование слоёв коры головного мозга.

Новая теория, вытекающая из этих экспериментов, гласит, что верхние и глубокие слои головного мозга имеют отдельную цепь нейронов, особенно характерно это для млекопитающих и человека. В другой теории предполагается, что основная обработка сигналов осязания происходит не в средних слоях, а именно в глубоких, а обработка сигналов, с которыми связан человеческий опыт, идёт в верхних слоях головного мозга.

Но это только теория, ясных ответов так и нет, а проведённое исследование только ещё больше всё запутало. Однако, учёные-биологи не собираются останавливаться и хотят продолжить эксперименты, чтобы проверить свои идеи.

Результаты же этого исследования представлены в последнем вышедшем на данный момент номере журнала Science.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона

Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение. 

Существование эффекта Пигмалиона (психологического феномена оправдывающихся ожиданий) впервые было доказано в школьном классе. В эксперименте, впоследствии ставшем классическим, учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей у всех учащихся был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными. В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании получила более высокие оценки, чем группа "менее" способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи. 

В практике кадровой работы эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А руководители, считающие своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов, т.е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

То, что ожидания, связанные с действиями персонала, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот феномен более ярко проявляется в мужских коллективах (в частности, в армии), нежели в женских, и чрезвычайно присущ тем работникам, с которыми не только менеджмент не связывает никаких ожиданий, но которые и сами махнули на себя рукой. Результативность их труда обычно соответствует негативным ожиданиям.

Взято на "Science-Psychology"

четверг, 27 июня 2013 г.

Фонд "Общественное мнение": "Религия как обряд"

Большинство прихожан РПЦ трудно назвать верующими, показал недавний опрос Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Как выяснили социологи, священных книг более половины из них не читали ни разу в жизни, а представления о православии у многих едва ли не первобытные. При этом доля воцерковленных православных практически не изменилась за последние годы, несмотря на проникновение религии во все сферы жизни от образования до политики. Эксперты связывают это, в частности, с низким уровнем религиозной культуры многих россиян.

Большинство российских православных сложно назвать верующими – об этом свидетельствуют данные июньского исследования Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), посвященного религиозным настроениям россиян. Хотя 64% опрошенных назвались православными христианами, лишь 12% из них оказались воцерковленными (посещающими храм чаще раза в месяц, регулярно причащающимися и знающими церковные молитвы). 

Из этих 12% священные тексты регулярно читают лишь 14%, а около четверти оказались с ними вовсе не знакомы. Как отмечают аналитики ФОМ, ядро этой группы опрошенных – неработающие пенсионерки

33% людей, относящих себя к православным, оказались "полувоцерковленными" – они посещают храм несколько раз в год, иногда причащаются, но практически не соблюдают постов. Евангелие читала лишь половина этой группы опрошенных. 

31% респондентов исследователи называют "немного воцерковленными", а "слабо воцерковленные" и "очень слабо воцерковленные" составили 16% и 8% опрошенных соответственно. Как отмечается в материалах исследования, за последние тринадцать лет доля воцерковленных православных не изменилась, а доля "полувоцерковленных" выросла на 6%.

Доля активных христиан в России не превышает 2% населения, уверен в беседе с "НИ" протоиерей Русской православной автономной церкви Михаил Ардов: "О чем речь, если на пасхальную всенощную в Москве приходит всего 1,5–2% процента жителей? И это совершенно нормально – во всем мире доля активных христиан не выше 2–3%. Мы живем в постхристианские времена – для официальной патриархии поезд уже ушел".

Однако, как выясняется, даже немногочисленные практикующие верующие в понятие "православие" зачастую вкладывают своеобразный смысл. По данным социологов, лишь 57% православных верят в то, что Вселенная была создана Богом, 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад, а четверть православных верят в реинкарнацию. Воцерковленные христиане, помимо прочего, чаще других утверждают, что контактировали с инопланетянами.

Таким образом, российские православные верят, скорее, в церковь, чем в Бога, поясняет социолог Катерина Кожевникова: "Религиозность православных в современной России можно назвать магической. Иначе говоря, у значительной части православных она ограничивается обрядовой составляющей", – отмечает социолог.

Некритическое отношение к деятельности РПЦ у россиян во многом связано с низким уровнем образования, в том числе и религиозного, убежден в беседе с "НИ" религиовед, эксперт Московского бюро по правам человека Юрий Табак: "Образованность вообще способствует развитию критического мышления. Например, если люди будут изучать историю соборов, положения о том, что рукополагаемое духовенство не может иметь личного имущества, это приведет их к некоторому недоумению по поводу нынешних церковных иерархов"

По словам г-на Табака, уровень просвещенности российских православных христиан ниже, чем в странах, где распространены католицизм или протестантизм: "Протестанты значительно лучше знакомы со священными текстами, многие знают их наизусть, распространены библейские кружки. Для католиков это характерно в меньшей степени, но они тоже много читают"

Религиовед Табак считает, что низкий уровень религиозного образования в России связан не только с советским прошлым, но и с дореволюционными пережитками: "Духовенство не было образованным, это был один из самых презираемых классов. Кроме того, читать Новый и особенно Ветхий Завет было не принято, читали в основном жития святых и так называемую благочестивую литературу".

В то же время, по данным исследования "Левада-Центра", проведенного в апреле этого года, 48% респондентов оценивают роль церкви и религиозных организаций в обществе как "ровно такую, какой она должна быть".

воскресенье, 23 июня 2013 г.

Как гомосексуальность перестала быть болезнью и стала вариантом нормы

До цивилизации

О том, как относились к гомосексуальности в самых древних культурах, ученые могут только догадываться. От племен, живших во времена неолита, не осталось почти никаких культурных артефактов, по которым можно было бы судить о сексуальной морали, тем более о восприятии гомосексуальности. Чтобы узнать, как в доисторическом периоде люди могли относиться к различным аспектам своей сексуальности, антропологам остается только обратиться к племенам, сохранившим древний уклад до наших дней.

По наблюдениям антропологов, у австралийских племен аранда повсеместно распространены гомосексуальные игры между детьми, а также сексуальные контакты взрослых с подростками, у которых появились признаки половой зрелости. Африканским же племенам ака и нгангу, напротив, гомосексуальность практически неизвестна — в их языке еще тридцать лет назад не было таких слов. Антропологи, изучавшие их сексуальную культуру и традиции, отметили (результаты представлены в African Studies monograph), что в обоих сообществах приняты исключительно гетеросексуальные контакты, причем направленные на продление рода.

Впрочем, главный вывод из работ антропологов XIX-XX веков: гомосексуальность встречалась повсюду или практически повсюду.

От язычества к монотеизму

Сохранилось немало свидетельств того, что в Древней Греции мужские гомосексуальные отношения были нормой. Вот, например, цитата из "Пира" Платона:
Таким образом, в тех государствах, где отдаваться поклонникам считается предосудительным, это мнение установилось из-за порочности тех, кто его придерживается, то есть своекорыстных правителей и малодушных подданных; а в тех, где это просто признается прекрасным, этот порядок идет от косности тех, кто его завел. Наши обычаи много лучше, хотя, как я уже сказал, разобраться в них не так-то легко. (перевод С.К. Апта)
В Древнем Риме могли осуждать однополые контакты между мужчинами там, где это противоречило принятым представлениям о мужской роли: а в желании секса с другим мужчиной ничего предосудительного не видели до тех пор, пока речь шла о проникающей позиции. Так, Нерон (умер в 68 году) заключил брак с 16-летним кастрированным юношей.

В третьем веке нашей эры ситуация, однако, начала меняться. В 240-х годах запрещена гомосексуальная проституция, в 293-м происходит раздел на Западную и Восточную империи, в 305 году гомосексуалов решением Эльвирского собора изгоняют из церковной общины, в 314-м на Анкирском соборе их приравнивают к скотоложникам и отлучают от церкви на двадцать лет, в 342-м оказываются запрещены однополые браки. К 395-му Западная Римская империя уже в значительной степени оказывается разрушена — успев в 390 году напоследок ввести смертную казнь за гомосексуальные отношения.

В конце VII столетия в списке наказаний появляется кастрация: шестнадцатый толедский собор в 693 году не только ввел специальный налог для евреев, но также постановил карать гомосексуалов кастрацией, ста ударами плетью, обриванием налысо и изгнанием с отлучением от церкви. Вплоть до Нового времени законы оставались столь же суровыми: во Франции XIII века гомосексуалам (причем это касалось как геев, так и лесбиянок) грозило сожжение на костре, а в 1432 году во Флоренции даже учредили специальный орган для расследования случаев содомии.

суббота, 22 июня 2013 г.

Снотворные заставляют человека вспоминать плохие события из жизни

Сон помогает мозгу регулировать эмоциональную память. Но популярные снотворные нарушают данный механизм. В итоге человек больше обращается к негативным воспоминаниям, пишет The Times of India. Это особенно важно для людей с бессонницей, посттравматическим стрессовым расстройством и тревожностью, которые принимают золпидем. 

Было доказано: с точки зрения эмоциональной памяти, очень важны скачки мозговой активности, которые отмечаются в особой фазе сна. Таким образом происходит перенос информации из краткосрочной и долгосрочную память. Препарат усиливает активность процесса. В принципе, эту особенность можно использовать для корректировки состояния пациентов с ухудшением памяти.

Ученые проверили влияние золпидема и оксибата натрия на эмоциональную память. Также в исследовании применялось плацебо. В эксперименте участвовали 28 человек 18-39 лет. Все они нормально спали. Между приемом доз препаратов проходило несколько дней. Это позволяло вывести лекарства из организма и получить адекватный результат.

Участникам показывали изображения, вызывавшие негативную или позитивную эмоциональную реакцию, до и после сна. В итоге люди могли вспомнить больше изображений, несущих негативную окраску или инициировавших сексуальное возбуждение, именно после приема золпидема.

воскресенье, 16 июня 2013 г.

Дэн Гилберт: "Почему мы счастливы?"



Дэн Гилберт (Dan Gilbert), гарвардский психолог, доктор социальной психологии, автор книги Stumbling on Happiness ("Спотыкаясь о счастье"), оспаривает тезис, согласно которому мы несчастливы тогда, когда не получаем того, чего хотим. Наша "психоимунная система" позволяет нам чувствовать себя счастливыми даже тогда, когда вещи идут не так, как мы задумали.

Каждая пятая женщина-антрополог страдает в поле от насилия со стороны мужчин

Быть антропологом — это не только "отнимать у земли давно ушедшие забытые тайны". Многие мужчины ездят на раскопки домогаться коллег, показали опросы. 

Полевые исследования – важнейший этап работы антропологов, которым приходится, порой в удаленных и труднодоступных уголках планеты, исследовать происхождение и эволюцию человека. Для молодых ученых работа "в поле" становится пропуском в науку, знакомством с древними культурами, ощущением профессионального братства с коллегами.

Однако для женщин в полевой работе есть и обратная сторона – риск сексуальных домогательств со стороны коллег-мужчин.

Kathryn B. H. Clancy
Видимо, эта проблема вышла за рамки отдельных случаев, если антрополог Кэтрин Клэнси (Kathryn B. H. Clancy) на время решила забросить изучение древних костей и посвятить целое исследование моральному облику своих коллег.

По ее словам, более 20% антропологов, принимавших участие в опросе, заявили, что пережили "сексуальные домогательства или нежелательные сексуальные контакты" во время раскопок. Большая часть пожаловавшихся – женщины, а домогательствами, как правило, занимаются мужчины — либо старшие коллеги, либо непосредственные руководители. Идея провести широкое исследование возникла у Клэнси, профессора антропологии в Университете Иллинойса, в 2011 году, когда подруга пожаловалась ей на насилие со стороны научного руководителя.

"Узнать о том, что это происходило с моими подругами, было сродни пощечине, — рассказала Клэнси, добавив, что самой ей при подготовке докторской повезло. – Мы работали в Польше, и чисто случайно оказалось, что все антропологи на раскопках были женщинами".

Клэнси, которая ведет свой научный блог в журнале Scientific American, начала собирать данные о случаях домогательств, почерпнутые от пострадавших коллег.

"Стали писать люди, занимающиеся не только биоантропологией. Это определенно касается не только моей дисциплины", — говорит она.

Обилие рассказанных историй заставило женщину подойти к исследованию со всей строгостью и даже привлечь к нему еще трех своих коллег. Дамы составили онлайн-опросник, рассылая его коллегам по почте, "Фейсбуку" и через блоги.

Уже за первый месяц в опросе приняло участие 98 женщин и 23 мужчины. Им предлагалось ответить на 3 вопроса:
  • Как часто на раскопках вы слышали неуместные высказывания сексуального характера?

На этот вопрос примерно по 30% мужчин и женщин ответили, что словесные домогательства происходят "регулярно" или "часто"
  • Приходилось ли вам лично слышать в свой адрес неприемлемые высказывания о вашей привлекательности, отличиями в интеллекте, связанными с полом, или другие шуточки?
63% женщин ответили, что являлись объектами подобных комментариев, против 39% мужчин.
  • Были ли вы сами жертвой домогательств или нежелательного сексуального контакта?
На этот вопрос утвердительно ответили 21% женщин и лишь один мужчина.

Несмотря на то, что проблема насилия над женщинами, например, в армии, поднимается в странах Запада довольно часто, на специфические сферы науки, связанные с долгими командировками "в поле", это никогда ранее не рапространялось.

"Покинуть раскопки, не завершив и не опубликовав работу, не получить рекомендаций … все это может иметь последствия для академической карьеры. В совокупности эти факторы приводят к появлению жертв и свидетелей, которые не могут даже вмешаться". – говорит Кэти Хинде из Гарвардского университета, участвовавшая в исследовании. "Если мы хотим оставаться учеными, нам надо осознать эту проблему и защитить наших молодых коллег, особенно женщин", — добавила она.

Воодушевленная своей идеей, Клэнси представила результаты исследования на ежегодной встрече Американской ассоциации антропологов. 

"Я разгневана, разочарована и опечалена тем, о чем рассказывают эти женщины. Я была уверена, что этого больше не происходит, и я все еще шокирована тем, что это так", — сказала президент ассоциации Лорена Мадригал. "Реакция была значительной. Я получила десятки писем, сотни сообщений в Твиттер и еще больше на Facebook. Прекрасно, что есть люди, которых взволновала эта тема", — рассказала Клэнси .

суббота, 15 июня 2013 г.

Сериал "Саша и Маша": Как отшивать Свидетеля Иеговы


Смешно и маловероятно, т.к. они не ходят по одиночке. Один начнет с Вами говорить о Вашем, а другие продолжат окучивать. :) Но даже если не зайдут, то заполнят анкету на Вашу квартиру и следующие "ходоки" придут во всеоружии!

четверг, 13 июня 2013 г.

Влияние статуса на поведение человека

Эти исследования наглядно демонстрируют, 
насколько наше поведение подвержено влиянию 
со стороны людей, которые, как нам кажется, 
обладают властью или являются ее полномочными 
представителями. Будучи в плену таких мифов, 
люди редко задумываются над ними.


Автор: Миxaил Bлaдимиpoвич Kлapин, 
ведущий эксперт Российского института 
директоров Российской академии образования.


Многочисленные исследования показывают, что люди с большей готовностью откликаются на просьбу незнакомого человека с высоким статусом, о котором им становится известно по его внешнему виду и одежде или из предварительно полученной о нем информации. Влияние статуса достаточно сильно для того, чтобы подавить некоторые реакции. 

Известно, например, что водителю, который не трогается с места после того, как зажегся зеленый свет, сигналят меньше, если у него дорогая машина (Dobb & Gross, 1968). Более того, если ему и начинают сигналить, то значительно позже, чем тому, у кого машина непрестижной марки. И наоборот, человек с высоким статусом, заблокированный на светофоре машиной среднего класса, реагирует более агрессивно (Diekman, Jungbauer-Gans, Krassnig, Lorenz, 1996). Статус может спровоцировать нас даже на подражание опасному поведению.

Так, Лефковиц с соавторами (Lefkowitz, Blake & Mouton, 1955) показали, что когда человек высокого статуса нарушал правила дорожного движения, переходя дорогу на красный свет, 20% людей начинали следовали его примеру, в то время как в контрольной ситуации или при условии низкого статуса нарушение имело место только в 1% случаев. Исследование Гегена и Пишо Gueguen & Pichot, 2001) подтвердило эти результаты и даже продемонстрировало эффект подавления реакции (меньше случаев копирования статусной модели) при низком статусе: при условии высокого, среднего, низкого статуса и в контрольной ситуации (без модели) процент нарушения был 54, 18, 9 и 16% соответственно. 

Кроме эффекта копирования поведения статусной модели можно наблюдать и другие реакции. Так, сообщник в эксперименте Харриса (Harris, 1974) вклинивался в разные очереди (в кино, в кассу в магазине, в банковское окошко), состоящие не меньше чем из пятнадцати человек. Для воссоздания того или иного статуса использовалась одежда. В случае низкого статуса помощник экспериментатора был одет небрежно, в случае высокого — весьма элегантно. Результаты продемонстрировали меньшую степень агрессивности в отношении сообщника "высокого статуса" по сравнению с сообщником "низкого статуса" вне зависимости от наличия или отсутствия извинений и того, в какой отрезок очереди он влезал. 

Такие же результаты были получены в ситуации, в которой помощник экспериментатора, менявший внешний вид в зависимости от экспериментальных условий (высокий, средний, низкий статус), не имел достаточно денег, чтобы купить в булочной круассан (ему не хватало нескольких евроцентов). В зависимости от ситуации помощник экспериментатора вел себя то крайне вежливо ("Я смущен, мне не хватает 8 центов. Не могли бы вы мне их простить, пожалуйста?") и широко улыбался, то наоборот ("Вот черт, мне не хватает 8 центов. Ну вы же мне их простите?"). 

Результаты показали, что при вежливом обращении испытуемые (продавцы в булочной) соглашались на просьбу сообщника вне зависимости от его статуса (в среднем 93%). Однако при грубом обращении просьбу сообщника низкого статуса выполнили 20% испытуемых, среднего статуса — 40% и высокого — 75%. Влияние статуса сказывается даже в ситуациях, когда нарушается закон. Геген и Паскаль (Gueguen & Pascual, 2002) продемонстрировали, что в случае совершения кражи в магазине человеком высокого статуса испытуемые склонны к меньшей реакции (отчитать или предупредить охранника, находящегося поблизости) в отличие от той ситуации, когда вором оказывается человек со средним или низким статусом.

В совокупности все эти работы показывают, что в одних обстоятельствах высокий статус имеет свойство подавлять реакцию, в других может вызывать неточные оценки реальности и провоцировать копирование поведения статусной модели. И подавление и активация имеют зачастую один результат. В обоих случаях поведение, адекватное ситуации или контексту, демонстрируется реже.

Влияние статуса не ограничивается конфликтными ситуациями. Оно распространяется и на помощь, которую мы оказываем какому-либо человеку вне зависимости от того, попросил он об этом или нет. Так, было доказано, что мы охотнее приходим на помощь человеку, уронившему вещи в тот момент, когда он собирался положить их в багажник своей машины, если это человек с высоким статусом (Solomon & Herman, 1977). Человеку с высоким статусом (новая дорогая машина) помощь была оказана в 53% случаев, в то время как человеку с низким статусом (дешевая машина в плохом состоянии) — всего в 23%. 

Мы наблюдаем тот же эффект, когда речь идет о настоятельной просьбе, исходящей от человека, чей внешний вид четко определяет его статус. Так, Клейнке (Kleinke, 1977) показал, что люди охотнее дают деньги тому просителю, который одет в классический костюм (80%), чем одетому небрежно (32%). Тот же эффект наблюдался, когда студенты определяли сумму пожертвований на нужды благотворительной организации. Просьба о пожертвовании исходила от профессора (высокий статус) и от студента (равный статус). Средний размер пожертвования, отданного профессору, статус которого был обозначен мантией, был равен 6,02 рупиям, а сумма, собранная студентом, в среднем составила 2,62 рупии. При этом в данном эксперименте профессор был подставным, т. е. он не преподавал у тех, кого просил о пожертвовании. 

Тот же результат был достигнут при сборе подписей за разоружение (Chaikin, Derlega, Yoder & Phillips, 1974). Было также продемонстрировано, что продавец компакт-дисков охотнее идет навстречу клиенту (возвращает деньги или меняет диск без предъявления чека), нарушая правила, если одежда просителя выдает в нем человека с высоким статусом (Ainscough & Motley, 2000). Мы будем более вежливы с человеком высокого статуса, нежели с человеком равного нам статуса, в ситуации, если нас спросят, не находили ли мы деньги в телефонной будке: в первом случае 78% испытуемых возвращают деньги, в то время как во втором — только 38% (Bickman, 1971). Было замечено, что символические элементы внешнего вида влияют и на восприятие статуса. Так, Грин и Жиль (Green & Giles, 1973) показали, что интервьюер, носящий галстук, получил согласие на участие в анкетировании у 70% людей, а интервьюер, одетый так же, но без галстука, — только у 40%.

Статус всегда положительно влияет на оценку испытуемого независимо от поведения сообщника по отношению к нему. Айверсон (Iverson, 1968) продемонстрировал, что мы не перестаем относиться позитивно к человеку с высоким статусом, если он сказал нам что-либо, что не является для нас комплиментом (приписал нам качество, которое мы не хотели бы иметь), но не отреагируем так же, если замечание исходит от человека, равного нам по статусу. Даже некоторые физические характеристики закрепляются и оцениваются более позитивно, когда они социально благоприятны. Было показано (Cann, 1991), что люди с высоким статусом оцениваются как более высокие и более красивые, чем люди с низким. Более того, известно, что взаимодействие с лицом высокого статуса сопровождается более сильными психическими реакциями со стороны испытуемого. 

Клейнке и Уильямс (Kleinke & Williams, 1994) доказали, что артериальное давление и частота сердцебиений испытуемых (студентов первого курса) возрастали в том случае, когда они беседовали на тему досуга со студентом третьего курса (высокий статус), в то время как никаких физических изменений не наблюдалось, когда в беседе принимал участие тот же человек, но представленный как студент первого курса. Наконец, высокий статус действует, когда нам дают советы. 

Так, Левин с коллегами (Levine, Moss, Ramsey & Fleishman, 1978) провели такой эксперимент. На приеме в зубоврачебном кабинете дантист, ассистент дантиста или секретарь (в зависимости от статусной группы) говорил пациенту, что ему (или ей) хотелось бы, чтобы пациент прочитал новую и абсолютно бесплатную брошюру по профилактике болезней зубов и десен, которую он может получить, отправив по почте открытку со своим адресом. Каждая открытка сопровождалась отметкой, позволяющей идентифицировать отправителя. Это дало возможность вычислить в каждой группе точный процент тех, кто последовал этому совету. Полученные результаты весьма показательны, поскольку рекомендация была выполнена 54% пациентов, услышавших ее от дантиста, 35% услышавших ее от ассистента и 18% — от секретаря.

Эти исследования наглядно демонстрируют, насколько наше поведение подвержено влиянию со стороны людей, которые, как нам кажется, обладают властью или являются ее полномочными представителями. 

С этой точки зрения, видимо, проще объяснить столь высокую степень подчинения: результаты свидетельствуют о том, что существует спектр автоматического, спонтанного поведения, который реализуется, когда мы сталкиваемся с имплицитной или эксплицитной просьбой власти. Если даже в такой ситуации наша реакция является автоматической, то понятно, почему в более сложной ситуации, когда власть настаивает, призывает нас подчиниться, нам столь трудно бросить ей вызов.

По мнению Зимбардо (Zimbardo, 1974), эти экспериментальные данные наглядно демонстрируют те механизмы, которые ведут к подчинению. Как полагает Зимбардо (Zimbardo, 1974), ситуация и символы сочетаются друг с другом, поэтому подчинение является не просто актом ситуационного конформизма, но и результатом длительного процесса, в ходе которого в сознании индивида укореняется рациональность силы, господства и власти. 

Мы контролируемся символами и правилами и не перестаем приспосабливать к цивилизации собственных детей, например, с помощью такого института, как школа, где без конца нужно уважать власть, подчиняться правилам и т. п. Если существует спонтанное подчинение, то потому, что мы сами участвуем в создании мифических символов власти, живем с иллюзией личного контроля, не допуская мысли, что нас принуждают поведенческие нормы, и к тому же думаем, что дурные поступки совершаются дурными людьми, которыми движут дурные мотивы. 

Будучи в плену таких мифов, мы редко задумываемся над тем, как функционируют наши социальные, институциональные, организационные системы, которые искусно прячут за своей бесспорной легитимностью сложность, если не невозможность, реального контроля наших действий сообразно нашей совести.

вторник, 11 июня 2013 г.

Мужчины больше предрасположены к суициду по сравнению с женщинами

Jan Sundquist
Лундский Университет и Университет Стэнфорда установили: число жертв самоубийств среди мужчин почти в три раза больше, чем среди женщин. Как передает News-medical.net, чаще всего на суицид шли молодые, одинокие мужчины с низким уровнем образования. А вот для женщин значительным фактором риска было наличие психического отклонения. 

В целом отсутствие работы оказалось самым сильным социальным фактором риска для женщин, а отсутствие партнера - для мужчин. Комментирует профессор Ян Сандквист (Jan Sundquist): "Есть острая необходимость в разработке новых стратегий, снижающих риск самоубийства среди людей, страдающих от депрессии, тревожности, астмы, ХОБЛа".

Итак, из числа самоубийц 29,5% женщин и 21,7% мужчин посещали врача за две недели до суицида. А 57,1% женщин и 44,9% мужчин посещали врача в пределах 13 недель до самоубийства. 

Эта статистика наглядно показывает все несовершенства системы психологической помощи, отмечают эксперты. Они призывают включать в программу поддержки не только медиков, но и социальных работников.

Аутизм и болезнь Альцгеймера связаны с механизмом формирования памяти

Ученые узнали, какую именно роль играет белок мозга Arc с точки зрения трансформации заученного материала в устоявшуюся часть памяти, передает BBC. По их словам, это может помочь в борьбе с нейродегенеративными заболеваниями. 

Steve Finkbeiner
Доктор Стив Финкбейнер (Steve Finkbeiner) из Университета Калифорнии доказал важность белка в ходе лабораторной работы. Уже было известно, что Arc вовлечен в процесс формирования долговременной памяти. К примеру, когда у грызунов белка не было, они приобретали новые навыки в ходе обучения, но на следующий день не помнили, что учили.

Оказалось, Arc является главным регулятором нейронов в ходе процесса формирования долговременной памяти. В процессе формирования памяти нужно, чтобы активировались и "выключались" определенные гены в заданное время. Это гарантирует выработку особых белков, помогающих нейронам сохранить информацию.

Arc же руководит данным процессом из ядер клеток. Если белка нет, у человека возникают проблемы с памятью. При болезни Альцгеймера запасы белка истощаются в гиппокампе - зоне, связанной, как раз, с памятью. А когда белок неправильно переносится и вырабатывается, возникают отклонения, характерные для аутизма. К примеру, синдром ломкой Х-хромосомы, сопряженный с умственными отклонениями, напрямую влияет на выработку белка в нейронах.

Нужна ли психиатрии революция?

В начале мая 2013 в США увидело свет пятое издание "Руководства по диагностике и статистике психических расстройств" (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, DSM-5). 

Сама его подготовка была окружена скандалами, интригами и критикой. Наблюдая за тем, как увеличивается объём справочника, специалисты обвиняли трудившуюся над ним Американскую психиатрическую ассоциацию в желании расширить рамки понятия «психическое расстройство», объявив таковым детскую робость, резкие смены настроения, интернет-зависимость и депрессию, следующую за смертью любимого человека. И всё это лечить таблетками... 

Естественно, дискуссия подстегнула людей, которые плохо относятся к психиатрии вообще, считая её выдумкой ради отъёма денег у населения. На недавней конференции TED британский журналист Джон Ронсон грустно пошутил: "Может, психиатрия обуреваема желанием считать типичные аспекты человеческого поведения болезнью?" 

Давайте попробуем разобраться в ситуации вместе с Джейми Доуардом из британской Observer. 

Самое сложное, самое расплывчатое понятие психиатрии — понятие нормы. И так было всегда. "Граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна, все мы немного нервозны", — писал, к примеру, Зигмунд Фрейд в работе "Психопатология обыденной жизни» (1904). Отчасти поэтому в психиатрии существует "диагностическая инфляция", когда границы нормы сужаются, а расстройств — только расширяются. Это явление особенно характерно для психиатрии Северной Америки и Западной Европы и вызывает неизбывный поток насмешек. 

Обычно психиатры относятся к этому с пониманием (имеются в виду честные врачи, а не те, кто приходит в профессию ради больших заработков), однако новая редакция справочника раздосадовала даже их. Например, Аллен Фрэнсис, глава комитета, занимавшегося четвёртым изданием, отмечает, что подготовка DSM-5 велась за закрытыми дверями, а в результате и без того непомерно раздвинутые рамки психиатрии скатились в гиперинфляцию. Томас Инсел, директор Национального института психического здоровья (имеющего в США статус правительственного ведомства), и вовсе подверг сомнению применимость руководства. 

В этой области сложилась предреволюционная ситуация. И вот разразилась долгожданная гроза: Отделение клинической психологии Британского психологического общества, объединяющее более 10 тыс. врачей, выступило с требованием прекратить использование терминов вроде "заболевания" и "расстройства" в психиатрической практике. 

В заявлении говорится: "Психиатрический диагноз зачастую преподносится как объективная констатация факта, но в действительности это клиническое суждение, основанное на наблюдении и интерпретации поведения и самоотчёта, а следовательно, могущее быть неточным и предвзятым». Сомнению подвергнуты такие, казалось бы, устоявшиеся диагнозы, как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, расстройство личности, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство поведения и т. д. 

Диагноз — краеугольный камень, фундамент, Святой Грааль любой медицинской отрасли. И этот шаг, по сути, означает попытку обрушить всё здание психиатрии, которое воздвигалось примерно два века. Мэри Бойл, почётный профессор Университета Восточного Лондона, отмечает: "Это уже не просто признание проблемы необоснованности диагноза в психиатрии, а призыв к совершенно иному мышлению о психических расстройствах, отход от идеи о том, что в их основе лежат биологические причины". 

понедельник, 10 июня 2013 г.

FAQ: Физиология стресса

Павел Умрюхин - доктор медицинских наук, профессор Первого московского государственного медицинского университета, старший научный сотрудник лаборатории системных механизмов эмоционального стресса НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН

Основоположником учения о стрессе был канадец Ганс Селье, который установил, что при действии самых разных раздражителей на организм возникает универсальный ответ, который приводит к увеличению способности организма эффективно реагировать в условиях, которые требуют возрастания ресурсов, чтобы справиться с обстоятельствами.

Назовем некоторые из этих универсальных механизмов: 
  • активация симпатоадреналовых механизмов, 
  • выброс гормонов надпочечников (гормона стресса адреналина), 
  • реакция со стороны иммунной системы, 
  • изменение метаболизма. 
Данные универсальные реакции улучшают способность организма реагировать в условиях неблагоприятных воздействий.

1. Отечественные физиологи первыми указали на то, что в концепции Ганса Селье недостаточно выявлена очень важная деталь, которая вскрывает многие аспекты эмоционального стресса. Эта деталь — реакция нервной системы, которая, по сути дела, дирижирует остальными системами организма. Другими словами, была доказана главенствующая роль нервной системы в организации стрессорной реакции. Ганс Селье говорил о стрессе как о неспецифическом адаптационном синдроме в ответ на самые разные воздействия организма. Это может быть воздействие высокой и низкой температурой, токсинами и так далее. Мы на сегодняшний день вынуждены в большей степени говорить об эмоциональном стрессе. Здесь ведущей причиной стресса является эмоциональная причина, связанная с длительным неудовлетворением каких-то жизненно важных потребностей. Стресс возникает на основе отношения субъекта к той среде, которая его окружает.

2. Некоторые люди ассоциируют слово "стресс" с чем-то негативным. Это неправильно. Дело в том, что стресс в первой своей фазе — стадии тревоги — обостряет чувствительность организма. Во второй стадии — стадии напряжения — приводит к выраженному увеличению ресурсов организма. Организм при этом так модифицирует свою жизнедеятельность, что способен достичь гораздо больших результатов, чем до того. К примеру, был случай, когда на альпиниста наваливался валун, и альпинист, спасаясь от гибели, мог сдвинуть его. В валуне — несколько тонн, альпинист никогда бы не мог сделать это в обычном состоянии.

Третья стадия стресса, по Гансу Селье, — это стадия истощения. Если человек не управляет своим эмоциональным состоянием, он может "скатиться" в эту фазу. И в конечном итоге организм, как и любой механизм, изнашивается, если его вовремя не смазать, не починить, не подкрутить гаечки. Возникают те заболевания, которые связывают со стрессом. То есть стресс — это не однозначно позитивная и не однозначно негативная реакция.

3. Следующий вопрос состоит в том, как управлять стрессом. И какие существуют возможности для того, чтобы жить в адаптивной фазе (эустрессе). На сегодняшний день, находясь в состоянии технически и информационно нагруженного пространства, мы просто не имеем других возможностей, если не уехать в тайгу или в деревню. Как быть в этой ситуации? А управлять нужно, потому что у каждого человека есть свои функции организма, звенья регуляции, которые являются наиболее чувствительными и которые ломаются в первую очередь при таких эмоциональных перегрузках.

Ирина Романенко: "Тыжпсихолог" или 10 заблуждений о психологах

Недавно на просторах интернета встретила интересную статью. Прочитала, долго смеялась и решила поделиться ею с вами.

Возможно, кто-то из вас ее уже читал, поэтому спешу сообщить, что я снабдила ее вставками, поясняющими, почему эта статья так злободневна для психологов и какие расхожие заблуждения встречаются среди людей других профессий насчет психологов и психотерапевтов.

После каждого пункта я буду коротко рассказывать, как у нас психологов "на самом деле" обстоят дела.

"Тыжпсихолог?"


Есть фраза, от которой некоторые мои коллеги часто начинают приобретать нездоровый цвет лица, когда она звучит в их адрес. Я даже знаю нескольких, которые скрывают свое образование и подготовку, чтобы ее не слышать.

"Ты ж психолог!" – и праведный гнев на голову негодяя, который ведет себя аки простой смертный грешник, вместо выполнения святого долга. Я предлагаю создать на каждом факультете психологии отделение, которое будет заниматься подготовкой особой специальности – тыжпсихологов. Они постепенно вытеснят всяких недоучек и лентяев из сферы, и, наконец, примирят ее с обывателем.

10 фактов, известных о них всем и каждому:

1) Тыжпсихолог – знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Поэтому вполне простительно для многих людей путать "телепат" и "тыжпсихолог".

На самом деле:
Проницательность тех, кто давно в профессии действительно выше, чем у среднестатистического человека, она рождается с годами, с опытом работы, но, безусловно психологи не способны читать ваши мысли и всегда допускают то, что они действительно много знают, но не все и не всегда. Любой психолог может ошибиться.

2) Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

На самом деле:
Решение проблемы всегда знает сам человек. Задача психолога не найти решение проблемы, а ПОМОЧЬ человеку самому найти для него самое оптимальное решение, которое будет приемлемо прежде всего для клиента и его окружения. Поэтому психолог может рассказать о способах, которые он знает, но выбор ЛУЧШЕГО способа всегда за вами!

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно. Тыжпсихолог!

На самом деле:
Психологи редко кого-то убеждают в чем-либо. Они с уважением относятся к Вашим ценностям и данностям. С интересом относятся к Вашим убеждениям и их задача сопровождать Вас, а не убеждать и не навязывать свои убеждения. У них всегда больше вопросов, чем ответов.

4) Неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче.

На самом деле:
Открою тайну всех психологов: они самые обыкновенные люди и бояться их надо не больше не меньше, чем человека другой профессии.

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, осталось только облагодетельствовать человечество.

На самом деле:
Я уже говорила, что психологи тоже обыкновенные люди? А как обыкновенные люди психологи бывают несчастны и огорчены, могут терпеть неудачи и разочарования. Им так же знакомы горе и потери. И обычные человеческие потребности психологи тоже испытывают. Они так же хотят есть, пить, быть любимыми, создавать семьи и жить в тепле и уюте.

6) Сам факт существования и профессиональности тыжпсихологов обязывает их к тому, чтобы нести ответственность за любого, кто к ним обратился (даже в смысле просто заговорил). Ответственность за его чувства в первую очередь. Но и за благополучие в целом, разумеется, тоже.

На самом деле:
Психолог действительно несет ответственность ЗА ПРОЦЕСС психотерапии. А ответственность за Вас, Ваши поступки и действия лежат на Ваших плечах, уважаемые читатели. Так же как и ответственность за Вашу жизнь, карьеру, место жительства.

7) Работа тыжпсихолога – давать советы. Это, собственно, его основное предназначение – он ведь должен знать, что для других лучше.

На самом деле:
Дождаться от психолога советов совсем непросто. Но когда он прояснит ваши обстоятельства, когда задаст вопросы, которые Вы себе сами никогда не задавали и Вы себе на них ответите советы будут уже не к чему.

Думаю, вы не удивитесь следующему пункту, исходя из предыдущих:

8) Практически каждый тыжпсихолог – не настоящий. Кругом шарлатаны!

На самом деле:
Шарлатаны от психологии действительно есть. Найти "своего" психолога большая удача. И если Вы знаете, что психолог в основном задает вопросы, слушает Вас внимательно, не делает вид, что он знает все лучше Вас, Вы чувствуете, что Вас понимают и испытываете облегчение и реальную помощь – значит перед вами настоящий психолог.

9) Поэтому "увидел шаолиньского монаха – ударь шаолиньского монаха" (с). Тыжпсихолог очень нуждается в проверке своего профессионализма. Тут надо справедливо заметить, что и врач иногда рискует, представившись по профессии, сразу перейти к выслушиванию жалоб.

На самом деле:
Проверить профессионализм психолога Вы не сможете, так как, чтобы понять профессионал перед Вами или нет Вам понадобится отучиться пять лет в институте, а затем еще пять лет на специализацию. Так что стоит ли тратить на это время, которое можно потратить на работу с вашими проблемами и задачами?

10) Тыжпсихолог несет ответственность за всех психологов мира. В том числе за тех, что в телевизоре. Их репутация – это его репутация. За психиатров тоже, зачем-то, несет.

На самом деле:
Мне почему-то кажется, что вы уже догадались, что каждый несет ответственность только за себя и за свои действия. (А может я уже сказала вам это раньше?)

Что ж…
Возможно, я смогла развеять некоторые мифы, связанные с моей профессией, рассказав вам "из первых рук", как у нас обстоят дела на самом деле.

С уважением, Ирина Романенко
психолог, психотерапевт, коуч