Страницы

четверг, 28 ноября 2013 г.

Как наличие/отсутствие высшего образования влияет на оценку привлекательности противоположного пола

Психологи из Современной гуманитарной академии (СГА) решили разобраться, как наличие или отсутствие высшего образования влияет на оценку привлекательности партнера противоположного пола. Главный вывод: по мере перехода от "выпить вместе кофе" к "провести вместе отпуск" наличие или отсутствие диплома становится все более значимым.

Попал я как-то на выступление главного ученого секретаря одного очень крупного ядерно-физического института. Все как положено: бозон Хиггса, теория струн, кварк-глюонная плазма. Мозг нагревается, почти закипает. И тут он заканчивает:

— Вообще, физика элементарных частиц — это относительно просто. То ли дело гуманитарные науки, например социальная психология. Вот это действительно сложная область.

Сказано было безо всякой иронии.

В каком-то смысле он прав. Даже в самой навороченной физике все равно будет четыре фундаментальных взаимодействия, а в химии — чуть больше сотни элементов. При этом на планете Земля живут семь миллиардов человек, и у каждого в голове по сто миллиардов нейронов. А когда эти миллиарды начинают вступать друг с другом во всякие отношения…

Возьмем любовь, секс и брак. Как получается, что один человек становится нашим партнером, а другой нет? Какие факторы привели к тому, что Вася влюбился в Олю, Гриша женился на Свете, а Паша ухаживает за Мариной? Каждый раз выбор происходил среди сотен вариантов, и почему-то он оказывался именно таким. Если описывать это в виде строгой формулы, то рухнет даже суперкомпьютер IBM. Где здесь роль случайности, а где объективные законы, которые может обосновать наука?

До ответов на эти вопросы еще очень далеко. Но какие-то тенденции ученые определить все-таки могут.

Сексуальные вкусы древних девушек


David M. Buss
Есть такое направление — эволюционная психология. Его адепты пытаются объяснить все проявления человеческой жизни в логике эволюционной выгоды. 

"Подходы мужчин и женщин, живущих в разных уголках земного шара, к выбору партнеров отличаются именно так, как и предсказывали эволюционисты. Точно так же, как наша боязнь змей, пауков и высоты, есть своеобразное окно, через которое мы можем увидеть то, что представляло угрозу выживанию наших эволюционных предков, наши предпочтения, проявляющиеся при выборе партнера, есть окно, через которое можно увидеть ресурсы, необходимые нашим предкам для репродукции. Сегодня все мы — носители желаний наших успешных прародителей", — уверяет нас профессор Университета Техаса Дэвид Басс (цитату я взял из классического учебника психологии).

Привлекательная для мужчины барышня должна соответствовать задачам максимального распространения его генома, то есть гарантировать успешное зачатие и рождение потомства.

Вроде бы в массовые стандарты красоты это хорошо укладывается. Молодая, 20–25 лет, — самый репродуктивный возраст. Сексуальные бедра и большая грудь — значит, легче рожать и выкармливать. Гладкая кожа и пышные волосы — значит, здоровая, с хорошим обменом веществ и эндокринной системой. Если верить психологам-эволюционистам, то все, о чем пишут женские журналы, и все, что предлагают салоны красоты, можно свести к книге Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора".

Мужчине эволюция ставит свои задачи. Он должен женщину защищать от хищников и от посягательств других мужчин, а потом обеспечивать жизнь потомству. Что для этого нужно? Самое очевидное — физическая сила. Мускулистый мужик до сих пор кажется привлекательным (лично я всегда комплексую рядом с завсегдатаями тренажерных залов).

Но в борьбе за мамонта далеко не всегда побеждает обладатель самых крепких бицепсов и трицепсов. Куда важнее понять, где пасется мамонт, придумать, как к нему незаметно подобраться, убедить соплеменников участвовать в этом проекте. То есть нужен интеллект.

Есть теория, которая гласит, что наш развитый интеллект появился именно потому, что первобытные самки предпочитали отдаваться не столько сильным, сколько умным самцам. Так из поколения в поколение получали все больше шансов те гены, которые способствовали развитию головного мозга. Мы стали такими умными благодаря сексуальным вкусам древних девушек.

Более того, выбирая самку, первобытный мужчина тоже должен был обращать внимание на интеллект, а не только на грудь и бедра. Наследственный материал отца и матери при зачатии перемешивается, и есть вероятность, что потомству достанутся "гены ума" от матери. Значит, для выживания своего потомства и продолжения себя в веках выгодно спариваться с интеллектуальными самочками.

По идее эта тенденция должна сохраняться и в наше время. Более умный человек кажется более привлекательным. Вроде бы все логично и очевидно. Пикантность социальных наук заключается в том, что любую красивую теорию можно приложить к окружающей реальности и гордо воскликнуть: "Это все объясняет!" Но наука требует не только теорий, но и строгих экспериментальных доказательств.

На тему мужской и женской привлекательности на Западе опубликованы тысячи работ, но в России эта тема исследуется куда реже. Поэтому, когда в редакцию пришел свежий номер научного журнала "Вопросы психологии" со статьей, озаглавленной "Уровень образования как фактор привлекательности партнера противоположного пола", я принялся читать ее прямо посреди редколлегии.

Рассортировать мужчин и женщин


"Выберите того, кому вы бы согласились оставить номер своего телефона", "С кем бы вы согласились провести вечер, пойти вместе в кино, театр, кафе или клуб?", "С кем бы вы были согласны провести вместе отпуск?" — это вопросы из эксперимента, который провели московские психологи из Современной гуманитарной академии Денис Давыдов (руководитель лаборатории поведенческих установок) и Екатерина Чмыхова (заместитель проректора).

Гипотеза была такая. При выборе партнера большинство мужчин будут обращать внимание на внешность, а большинство женщин — на интеллектуальный уровень. Чтобы проверить это экспериментально, из фотобанка взяли портреты случайных людей обоих полов. Обычные люди — не красавцы, не уроды. Испытуемым-добровольцам надо было их рассортировать по степени привлекательности.

К фотографии прилагались разные подписи: "получил образование в престижном европейском вузе", "учеба в ее жизни не главное" и т. д. Фишка в том, что один и тот же портрет одним испытуемым показывали с указанием на то, что у человека есть высшее образование, а другим — что нет.

— Конечно, напрямую соотносить интеллект и наличие высшего образования нельзя. Но в обыденном сознании связь между этими качествами, скорее всего, есть, — поясняют авторы исследования.

Я слегка усомнился: а не помешало ли чистоте эксперимента то, что кроме образования указывались и другие характеристики. Допустим, если я вижу, что человек получил юридическое образование, то для меня важнее не его ум, а доходы, карьерные устремления, круг общения (лично я никогда бы не выбрал юристку). Психологи меня успокоили:

— Влияния ассоциаций с конкретной профессией мы старались избежать путем различных вариантов указания на высшее образование, например, "работает в банке, высшее экономическое образование" или "в университете была старостой группы" и т.д. Также различались и другие возможные привлекательные качества: уровень дохода, система ценностей… По этим дополнительным качествам стимульный материал был уравновешен: лица с высшим образованием или без него не должны были иметь преимущества. Наконец, обработка данных была спланирована так, чтобы все различия воспринимаемых качеств взаимно уравновешивались и оставались только различия в уровне образования.

В общем, методика кажется убедительной. Тем более что человеческий мозг склонен домысливать. Был знаменитый эксперимент, когда двум группам студентов показывали портрет одного и того же мужчины, сообщая одним, что это "фашистский преступник, работавший в концлагерях", а другим — что это "великий педиатр, спасший тысячи детей". В итоге у "фашиста" на лице обнаруживались "склонность к садизму", "жестокий подбородок" и "суровые брови", а черты лица "педиатра" выражали явную доброту, заботу и мудрость.

Аналогично с мужчинами и женщинами. Написано "с высшим образованием" — сознание наделяет лицо признаками ума, и наоборот.

Испытуемые были разделены на тех, кто имеет высшее образование, и тех, у кого его нет. Авторы исследования поясняют, почему это так важно:

— Большинство известных экспериментов проведено на выборках студентов университетов. Из этих исследований родились весьма распространенные представления: девушки ориентированы на партнера с интеллектом, мужчин он принципиально не интересует — внешность партнерши важнее.

Еще одна особенность эксперимента: фотографии сортировать нужно было трижды. Сначала выбрать того, кому бы испытуемый согласился дать номер своего телефона: это, конечно, на грани флирта, но ничего серьезного. Вторая стадия — с кем готов провести вечер в кафе, кино или клубе. Это уже серьезнее, есть явный намек на то, что вечер перейдет в ночь. И последний выбор — с кем готов поехать вместе в отпуск. Тут уж совсем серьезные отношения.

В итоге мы получили новые знания об отношениях мужчин и женщин. Не могу сказать, что они полностью перевернули мои представления об этом вопросе (все-таки кроме чтения научных журналов был и какой-то жизненный опыт). Но все равно получилось интересно.

Справедливость, полезность, затратность


— Привет, давай познакомимся.
— Ну, давай.
— Ты кем работаешь?
— Редактором отдела в газете.
— Хм… И я редактором отдела в газете…

Так началось мое знакомство с будущей женой. Диалог происходил в самом стерильном от социальных рамок пространстве — на сайте знакомств. Окончилось все счастливым браком, который продолжается уже семь лет, о чем я ничуть не жалею. Не исключено, что свою роль сыграло сходство профессий и должностей. Но это моя частная история, которую я вспомнил для иллюстрации тех выводов, которые получили психологи. У них-то ничего личного — сплошная статистика.

"Значимость различий в предпочтении более и менее образованных партнеров достигает p<0,01 (по t-критерию Стьюдента) как в группе испытуемых с высшим образованием, так и среди тех, кто высшего образования не имеет"— эту цитату из публикации об исследовании я привожу для того, чтоб было понятно: здесь все серьезно, а не просто про то, кто с кем предпочитает трахаться.

Главный вывод из исследования: высшее образование повышает привлекательность партнера независимо от того, к какому полу принадлежит испытуемый и имеет ли он сам диплом. Соответствует ли этот тезис здравому смыслу, личному опыту и принципам эволюционной психологии? Вроде бы да. В этом-то и ловушка. Я вас слегка обманул, уж простите.

Очень часто, когда психологи сообщают о своих результатах, публика скептически хмыкает: "Это же очевидно и так. Зачем исследование какое-то проводить?" Но эффект "заднего ума" точно так же сработал бы, если бы утверждение было строго обратным. Собственно, оно обратное и есть — выводы совсем не такие, как я написал в предыдущем абзаце.

На самом деле эксперимент показал противоположное — наличие высшего образования далеко не всегда увеличивает привлекательность. Иногда строго наоборот. Например, мужчины без диплома, как правило, предпочитали девушек, которые, как и они, не оканчивали вуза.

У женщин примерно так же. Те испытуемые, которые не имеют высшего образования, при своем выборе вообще не обращали внимания на статус мужчины, а те, которые отучились в вузе, наоборот, очень внимательно за этим следили. То есть при выборе партнера привлекательность повышает не его интеллектуальный статус, а близость этого статуса к своему. Получается, что теория психологов-эволюционистов здесь не работает или работает как-то не так.

— Изначально ожидали получить данные, близкие к "классическим": мужчин интересует физическая привлекательность, женщин — способности партнера. Нас удивила столь явная тенденция мужчин избегать партнерш с высоким уровнем образования, — признаются авторы эксперимента.

Но это не самое интересное. Напомним, что выбор происходил в три стадии. И чем более тесными предполагались отношения, тем более значимым становилось сходство образовательных уровней. Выпить кофе за светской беседой можно и с девушкой/юношей совершенно иного образовательного уровня, а для регулярных занятий сексом и уж тем более для брака нужен кто-то социально близкий.

Чтобы объяснить эти закономерности, у психологов есть несколько идей. Например, есть "теория затрат". Поддерживать отношения с более образованным человеком менее "выгодно": нужно больше напрягать мозг и демонстрировать другие свои преимущества, компенсирующие разницу. Если мужчина с незаконченным техническим образованием женится на кандидате наук, ему придется постоянно делать ремонт и менять смесители, дабы обеспечить баланс. Велики и риски. Добиться взаимности от девушки с более высоким образовательным уровнем будет сложнее, и вложения в ухаживание могут не оправдаться.

Другая теория обращается к чувству справедливости. При разнице в образовательном уровне (или, например, в возрасте) возникает чувство неловкости, что приводит к разрушению отношений.

Но, напомним, выбор происходил в лаборатории. В реальной жизни вмешиваются и другие факторы. Люди имеют возможность познакомиться главным образом в социально близкой среде: в институте, на работе и т. д. Это увеличивает "образовательный барьер" в отношениях. Мало того что юноша из автомеханического колледжа изначально боится девушки из МГУ, так еще у них нет особых возможностей познакомиться друг с другом. Психологические установки накладываются на социальные сети, и мы имеем очень четкую сегрегацию общества, которая не так заметна, как лет двести назад, но все равно очень сильна.

Впрочем, все это теория и статистика. Жизнь в ее частных проявлениях куда богаче.

Григорий Тарасевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.