Страницы

понедельник, 23 декабря 2013 г.

Саентология и ПИН

Как Саентология захватывает контроль над разумом. Джефферсон Хоукинс рассказывает нам о "ПИН".

Некогда Джефферсон Хоукинс был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов "с вулканом" в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии" (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.

ОРТЕГА: Куда ты поведешь нас на этой неделе, Джефф?

ДЖЕФФЕРСОН: На прошлой неделе мы рассмотрели первую половину 8-й главы — все, что там сказано о Подавляющей Личности. На этой неделе мы взглянем на вторую часть этой главы, о Потенциальном Источнике Неприятностей (ПИН).

ОРТЕГА: Расскажи нам, что означает термин ПИН, и зачем его придумали.

ДЖЕФФЕРСОН: Одним из ярких признаков авторитарной группы или культа является контроль информации, или, как это называет Роберт Джей Лифтон, контроль окружения. Они должны иметь возможность контролировать информацию, получаемую их членами, и прежде всего ограждать их от любой негативной информации о группе и ее лидерах. Авторитарная группа или культ может существовать лишь в коконе контролируемой, позитивной информации.

ОРТЕГА: Я могу понять, как это делается, скажем, в Северной Корее, где правительство контролирует прессу, но как добиться этого эффекта в свободном обществе, где информация находится в открытом доступе — особенно при наличии сети Интернет?

ДЖЕФФЕРСОН: Как отмечал в своем романе "1984" Джордж Оруэлл, "контроль сознания" не означает, что кто-то другой управляет твоим умом, словно ты робот. Настоящий контроль сознания заключается в том, что ты сам контролируешь свое мышление по указке группы. Это достигается при помощи останавливающих мышление приемов. Для их описания Оруэлл использует термин "самостоп". Он пишет:

Самостоп означает как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли.

В книге "Освобождение от психологического насилия" Стив Хассан пишет:

Если информация, сообщаемая члену культа, расценивается как нападки либо на лидера, либо на учение, либо на группу, воздвигается стена враждебности. Членов культа приучают не доверять любой критике…

С помощью "технологии" ПЛ-ПИН саентологов приучают обходить стороной, игнорировать и пропускать мимо ушей любую информацию, содержащую критику в адрес Саентологии или Хаббарда. Эта практика торможения мысли началась с определения Подавляющей Личности, о котором мы поговорили на прошлой неделе. Это злоумышленное существо, которое ставит своей целью подавить или сокрушить "любые созидательные группы". Согласно определению Хаббарда, такие люди находят удовольствие в том, чтобы препятствовать развитию людей и не позволять им совершенствоваться. Потенциальный Источник Неприятностей, в таком случае, это…

Человек, который каким-то образом связан с подавляющей личностью, и на которого та оказывает негативное влияние. Его называют потенциальным источником неприятностей, потому что он может доставить множество проблем себе и другим.

Если ты как-то связан с ПЛ, если кто-то из твоих знакомых критикует Саентологию или Хаббарда, значит, ты ПИН.

ОРТЕГА: И это включает в себя чтение любых негативных новостей, просмотр негативных телепрограмм, посещение негативных сайтов в сети Интернет — таких, как наш сайт Underground Bunker.

ДЖЕФФЕРСОН: Да, все, что негативно отзывается о Саентологии, конечно, является результатом деятельности ПЛ. Если ты читаешь или слушаешь это, ты — ПИН.

ОРТЕГА: Берегись, читатель! И за то, что ты ПИН, есть какие-то наказания?

ДЖЕФФЕРСОН: Конечно. Если человек получил какую-то негативную информацию, будь то от родственников или из прессы, он должен немедленно донести на себя. Хаббард пишет:

…это преступление — быть ПИНом или стать им, не сообщив об этом или не предприняв действий по этому поводу…

ОРТЕГА: Преступление! Довольно жестко сказано. Итак, ты донес на себя, что дальше?

ДЖЕФФЕРСОН: Ну, тебя полностью отстраняют от одитинга или обучения. По существу, ты не можешь получать никакие саентологические услуги, если ты ПИН. Хаббард пишет:

…человек в состоянии ПИН не может получать процессинг или учиться…

В начале главы Хаббард вводит понятие "американских горок". "Состояние кейса" улучшается благодаря Саентологии, а потом ухудшается под влиянием ПЛ. Такие люди носятся вверх-вниз, словно на американских горках, потому что некий злодей скармливает им негативную, критическую информацию о Саентологии. И потому продвижение человека по Мосту невозможно, пока он поддерживает связь с ПЛ, так что ему необходимо уладить это состояние, прежде чем он вновь будет допущен к саентологическим услугам. По сути, человека подвергают остракизму до тех пор, пока он не уладит отношения с ПЛ или не разорвет их.

ОРТЕГА: Я вижу, что здесь перечислены три разных "типа" ПИН. Как это понимать?

ДЖЕФФЕРСОН: ПИН 1-го типа означает, что "ПЛ существует прямо в настоящее время, активно подавляя человека". Это самый простой с точки зрения улаживания случай. Человека спрашивают, не "обесценивает" ли кто-нибудь (например, друг или родственник) его самого, его достижения или Саентологию. Как только злодей выявлен, человек должен "уладить или разорвать отношения" с ним.

В случае ПИНа 2-го типа "кажущаяся подавляющая личность, которая существует в настоящее время, является только рестимулятором действительной подавляющей личности". Это означает, что тот, кого человек считает ПЛ, на самом деле не является ПЛ, но всего лишь напоминает ему о каком-то ПЛ, существовавшем в его треке времени.

А вот, кстати, как они улаживают отношения с теми, кто называет своим ПЛ Хаббарда или Мискевиджа:

…если человек начинает называть в качестве ПЛ сотрудников организации или других людей, которые вряд ли являются ПЛами, то администратор по этике должен осознать, что он имеет дело с ПИНом 2-го типа…

Запомните: если названы имена Хаббарда, Мискевиджа или кого-то из руководства организации, эти люди "вряд ли являются ПИНами", а потому проблемы следует искать в другом месте.

ПИН 3-го типа описывается как "совершенные психотики", находящиеся "за пределами возможностей организаций". ПИНу 3-го типа нужно обеспечить "относительно безопасное окружение, покой и отдых — и вообще никакого лечения разума". Именно в этой связи впоследствии был введен Рандаун Интроспекции. Предполагалось, что с его помощью можно помогать 3-му типу.

Будучи в Саентологии, я видел несколько таких случаев — людей, которых причислили к 3-му типу. Обычно это были люди, которые настойчиво хотели уйти, отказывались от какой-либо помощи, а в некоторых случаях вели себя буйно. И их определенно изолировали от группы.

ОРТЕГА: Так как же "улаживается" состояние ПИН?

ДЖЕФФЕРСОН: Теперь мы добрались до раздела "улаживай или разрывай отношения". Человеку говорят, что он должен либо уладить отношения с ПЛ, либо разорвать их.

Хаббард описывает несколько шагов улаживания отношений. Первый…

…может заключаться в том, что вы… можете потребовать от него, чтобы он действительно отвечал на письма, или чтобы он написал этому человеку любезное послание в стиле "хорошие дороги, хорошая погода", или чтобы он трезво взглянул на то, чем он сам вызвал отчуждение.

Далее:

…заполнить любой имеющийся у человека вакуум, возникший из-за упущенных данных, такими данными о Саентологии, которые основаны на фактах, и доказать, что любые встретившиеся этому человеку ложные данные, слухи и ложь являются ложью.

Для того, чтобы эффективно это проделать, Хаббард велит читателю получить пакет актуальных материалов у своего местного администратора по этике или в "Офисе особых дел" (OSA). Он также упоминает книгу "Что такое Саентология?" и "запись" под названием "Сможем ли мы быть друзьями?" Тем, кто не знаком с последней, поясню, что речь идет о записи, сделанной по сценарию Хаббарда с целью уладить антагонизм родителей или родственников. Хаббард даже указал, на каком "эмоциональном уровне" следует использовать ту или иную реплику. Сначала текст записал Фред Хэйр, много лет бывший членом организации, а потом ее записали заново голосом Джеффа Померанца, напоминающим голос ведущего дешевого развлекательного шоу. В обоих случаях получился тупой, нахальный, помпезный кусок дерьма, который многим саентологам было стыдно прокручивать перед своими родными.

ОРТЕГА: В этом "улаживании" есть нечто по-настоящему странное. Как мы видели на прошлой неделе, Хаббард изображал ПЛ совершенно порочным человеком, который противится любым попыткам помочь человечеству, которому невозможно помочь, которого невозможно изменить к лучшему, и который ненавидит уже саму мысль о том, что кто-то станет лучше. Так каким же образом любезные письма или ознакомление с Саентологией поможет уладить отношения с ПЛ?

ДЖЕФФЕРСОН: Вот именно. В процедуре улаживания кое-что не стыкуется. Когда читаешь этот раздел, становится очевидно, что речь не идет о каком-то неисправимо порочной, антисоциальной личности, задавшейся целью уничтожить все человечество, как он писал об этом ранее. Хаббард пишет о друзьях и родственниках саентологов, которые, возможно, проявляют антагонизм к Саентологии или критикуют ее. Он советует саентологам: "Не вызывайте антагонизм". По отношению к ПЛ этот совет звучал бы глупо — ведь ПЛ и без того до предела антагонистична, — если следовать определению Хаббарда.

Помните, вначале он упомянул Гитлера в качестве исторического примера ПЛ? Ну, тогда представьте себе германских евреев, которые последовали совету Хаббарда и начали "улаживать" с ним отношения — писать фюреру "любезные" письма о дорогах и погоде и посылать ему просветительские материалы об иудаизме, чтобы нейтрализовать ложные сведения, которые он, возможно получил. И тогда вы увидите, насколько неэффективен этот подход для улаживания отношений с теми, когда Хаббард описывал как ПЛ. Очевидно, что здесь он пишет не об улаживании отношений с антисоциальными, порочными личностями. Он пишет о том, как поступать с друзьями и родными, которые негативно относятся к Саентологии. А это совсем другое дело.

Кроме того, становится очевидно, что "уладить отношения" означает только одно: убедить их перестать критиковать Саентологию.

С моей мамой отношения были "улажены" в том смысле, что она приучилась не отзываться о Саентологии критически в присутствии нас с братом. Она оставалась при своем мнении, но никогда нам его не высказывала и потому могла с нами общаться. Многих родителей и родственников приучают поступать так же — не отзываться о Саентологии негативно в присутствии родственников-саентологов, что бы они лично ни думали об этой организации. Они знают, что в противном случае отношения с ними будут разорваны.

ОРТЕГА: Итак, мы дошли до разрыва отношений, которого, по словам Томми Дэвиса, не существует.

ДЖЕФФЕРСОН: Это ключевой момент торможения мышления. Стив Хассан в своей книге пишет:

В конечном итоге, если родственники нового члена группы настроены достаточно критически, ему велят разорвать с ними всякие отношения. Деструктивные культы не могут терпеть никакое противление. Либо люди соглашаются с ними (или выступают в роли потенциальных новообращенных), либо они враги.

Данный раздел представляет собой обоснование практики разрыва отношений и излагает доводы, которыми саентологи обычно пользуются для оправдания этой практики — когда не отрицают, что она вообще существует! Эта практика изображается как "фундаментальное право". У всякого, говорят нам, есть право принять общение или отказаться от него. Этот принцип, говорят нам, присутствует в любой группе. В эссе упоминается, что ранее практика разрыва отношений уже отменялась, поскольку "некоторые люди им злоупотребляли", но была возрождена, поскольку "мы не можем себе позволить отказывать саентологам в той основополагающей свободе, которая предоставлена любому другому".

ОРТЕГА: Ее действительно отменили?

ДЖЕФФЕРСОН: Хаббард публично отменил ее в 1968 году после широкого опроса, который показал, что эта практика крайне непопулярна. Это было частью попытки "реформы", нацеленной на то, чтобы исправить чудовищную ситуацию, в которой в то время оказалась Саентология с точки зрения паблик релэйшенз. По мнению некоторых, восстановил эту практику Мискевидж — по той же причине, по которой она была изначально введена. Люди получали плохие новости от друзей и родных, это нужно было взять под контроль и прекратить. Чтобы создать информационный кокон, который отсеивает любые негативные или критические идеи, нужен такого рода механизм.

ОРТЕГА: Сегодня мы слышим, как аббревиатура ПИН используется в качестве универсального оправдания любых неудач Саентологии.

ДЖЕФФЕРСОН: Конечно. Поскольку Саентология "всегда работает", саентологам нужны удобные отмазки, когда этого явно и очевидно не происходит. Самая распространенная отмазка: "технология была применена неправильно". Но вторая по распространенности — "он (она) ПИН". Мы слышим ее, когда какой-нибудь ОТ высокого уровня совершает самоубийство, вроде Стива Бракетта, или убивает другого, вроде Рекса Фаулера, или уходит из организации, вроде Лии Римини (и множества других). "Они были ПИНами". Это оправдывает все, потому что Хаббард делал очень широкие обобщения по поводу состояния ПИН. Он писал:

Первое, что надо знать, это то, что КЕЙС УХУДШАЕТСЯ ТОЛЬКО В СИТУАЦИИ ПИН. Других причин никогда не будет.

Все кейсы, страдающие психическими болезнями, — ПИНы.

Все болезни в большей или меньшей степени и все ужасные положения происходят определенно и только из состояния ПИН.

Так что это очень удобный предлог для оправдания самых чудовищных провалов, намертво останавливающий мышление.

На мой взгляд, "технология ПИН" — это стержень всей саентологической системы контроля и торможения мышления. Саентологи до смерти боятся, что их объявят ПИНами, или снимут с "Моста", или заставят разорвать отношения с друзьями и близкими. Поэтому они любой ценой избегают негативной или критической информации. Это означает, что их учат ревностно оберегать целостность своего информационного кокона и не впускать внутрь ничего негативного. Можно завалить их массой критической информации, но они в буквальном смысле не станут ее читать. Они к ней не прикоснутся. Они боятся. Они усвоили собственную версию оруэлловского "самостопа" — «инстинктивного умения остановиться на пороге опасной мысли».

The Underground Bunker, 06.12.2013

Из рассылки "Новости Центра Апологетических Исследований"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.