Страницы

четверг, 30 января 2014 г.

Культы и семьи: разрушение семьи

Накопилось много информации по ситуациям, когда разрушаются семьи под влиянием культа. Напишу несколько материалов на эту тему, но начну с простой схемы или отправной точки.

Разрушение семьи под воздействием культа, ничем не отличается от разрушения семьи по любой другой причине или социальному недугу. Особенность культов здесь в том, что они практически всегда ставят условия для культиста: "Твоя семья должна присоединится к культу или поддерживать культ, или эта семья не подходит для тебя".

Соответственно, если проблема с пьющим, играющим, изменяющим и т.п. членом брачного союза может долгое время "висеть в воздухе" (терпеть; ждать, что ситуация сама исправится и т.п.), то культы достаточно быстро доводят брачные союзы до "выбора". По времени это занимает от 3-х месяцев до полутора лет. В психокультах быстрее, а в религиозных культах дольше переваривают "первого завербованного из чей-то семьи".

В классической семье есть три роли участников: жена, муж, дети

Я не могу себя отнести к семейным психологам, которые чаще сталкиваются с проблемами развода или раздела семьи с имуществом, но поделюсь определенной спецификой, с которой я столкнулся в своей практике. Около 20% обращений ко мне происходят как раз в ситуации уже разрушенного брака или в процессе разрушения.

В ситуации когда муж завербован культом, жена и дети "немного сопротивляются", но чаще капитулируют и идут с "прозревшим мужем" к "новому культовому счастью".

В ситуации когда жена завербована культом, муж если сопротивляется, то исключается из семьи (вплоть для развода), а дети в соответствии с законами РФ в 99% случаях остаются с матерью. Классическая ситуация, когда мужья столкнувшись с культом, пытаются все решить по своему и через полгода остаются без имущества и детей, а жена регулирует их общение с детьми. Мужья очень часто ищут объяснение краха семьи в происках культа и в бессилии государства, но, практически всегда, игнорируют факты того, что первопричина может быть в их жене (психологическая) или в их отношениях до попадания жены в культ. 

Вечная классика характерная для любой некультовой части семьи, что у них "до культа" все было "хорошо, прекрасно и отлично". Реальность всегда другая. Как правило, культ стал "спасением" для другого участника семьи из-за постоянных конфликтов или как вытеснение подобных проблем.

И когда кто-то из семьи обращается к консультанту по работе с жертвами деструктивных культов, то работать консультанту приходится прежде всего в области семейных отношений, брака и сексуальной жизни клиентов. Культ часто становится последствием какой-либо проблемы, а отнюдь не ее причиной. За исключением того, что культы "торопят" членов семьи "завербованного" с присоединением к ним.

В ситуации когда дети завербованы культом, то их отец или мать редко присоединяются к культу, а лишь "разрушают отношения" со своими детьми. Дети часто покидают семью или приходят только ночевать, а все время проводят в культе.

Как я всегда говорю (см. Нужно ли бороться с сектами и культами?"Борьба с культами" vs "спасение близких от культов" и "5 основных ошибок при общении с культистом в семье!") - "не спешите сжигать мосты" или "портить отношения" с "жертвой" (завербованным). Чем хуже отношения между членами семьи, тем тяжелее работать в последствии специалисту.

Специфика развода или деления имущества, прав на детей идет в правовом поле РФ. В этом правовом поле нет никаких понятий "секта" или "культ". Суд, органы социальной опеки и прокуратура будут подходить к Вашему делу с позиции обыкновенного развода. Закон стоит целиком на стороне "жены". И если Вы считаете, что брак спасти нельзя, то нужно заранее готовится к разводу (до объявление этого "завербованному партнеру"). Помощь Вам в этом должен оказывать грамотный специалист по семейному и гражданскому праву (ну а детям нужно готовить услуги "детского психолога", т.к. развод для них будет тоже большим шоком и стрессом).

И конечно необходимо понимать, что если Вам устно обещают разрешить видеться с детьми, при условии "отпиши квартиру" и "разведись по тихому", то скорее всего детей Вы потом не увидите. Все договоренности нужно зафиксировать в решении суда. Ваш близкий человек попав в культ и разводясь с Вами, освобождается "от всего плохого, что мешало ему стать лучше до этого" (по версии культа). Обмануть Вас для него - не проблема этического характера.

Часто мужья погружаются в стресс и неврозы, т.к. их мир разрушился, а любимый человек полностью отвернулся в сторону культа. Такой шок очень сильно затрудняет принимать правильные решения. Как правило, партнер из разрушенного брака (или в процессе разрушения) бросает все силы на борьбу с культом (или с партнером), а не на решение личных психологических проблем. Испробовав разные методы, партнеры вне культа, в конце концов, обращаются к специалисту по культам и сектам, но сами уже находятся в том состоянии, что им самим нужна психологическая помощь.

Простой тезис: "В ситуации разрушения брака культом, Ваша семья и отношения нужны только Вам". Ни Вашему завербованному партнеру по браку, ни детям, а только Вам (речь конечно о ситуации "здесь и сейчас"). Вы должны быть сильным и психологически стабильны, а уже потом бросаться спасать свой "мир счастья и уюта".

Но об этом я уже напишу в другой статье, где поговорим о специфике работы с членами семьи, которые не попали в культ, но хотят спасти своего близкого или детей.

Наталья Стэлсон: "Страх перед выбором"

Наталья Стэлсон (Natalia Stelson), она же жж-блогер gutta_honey написала интересный пост про  "Страх перед выбором" и причины возникновения такого социального бессилия.

Люди часто обращаются с жалобой на то, что они неспособны принимать решения. При этом, подразумевается, что это такое качество личности – "нерешительность". Но нерешительность является выражением состояния или расстройства, страха перед выбором. Но и это не все. Страх перед выбором формируется из нескольких составляющих:
  • страха потери контроля
  • страха отвержения. 
Возьмем пример. Женщины собираются у кого-то дома на девичник. Две подруги хозяйки приносят по тортику. Спонтанно так получилось. Был разговор, принести что-то к чаю, и обе решили, что тортик будет самая подходящая к чаепитию вещь. Два торта на столе и хозяйка начинает мысленно метаться, какой торт резать первым. Она должна выбрать один, но в ее понимании, подруга, чей торт будет разрезан вторым, непременно обидится, подумает, что ее не уважают. А дальше слезы, скандал, гостья хлопнет дверью и, все, больше никогда не будет общения. 

Нет, когда это все дословно крутится в голове, это уже тяжелый случай. Набор ассоциаций пролетает в сознании одним порывом, оставляя готовую дилемму, с какого тортика начать. Она стоит задумчиво над тортами, потом бросает нож, хватается за чай, и кричит кому-то за столом: "Девочки, порежьте тортик!"

Все в жизни на тортиках не замыкается. Надо покупать бытовую технику, подарки, выбирать праздничные блюда, одежду, в конце концов, и партнера тоже. Страх совершить ошибку часто выливается в перфекционизм, ибо надо принять идеальное решение, чтобы потом не пожалеть. Что делать, если идеальное решение на ум не приходит? Можно попрокрастинировать (постоять с ножом над тортами) или перебросить ответственность на других (режьте торт сами и несите ответственность если кто-то обидится). Некоторые люди проводят в магазинах в попытке купить какую-то вещь часами. Берут то одно, то другое, то снова первое, а второе откладывают. Почти доходят до кассы, возвращаются и берут второе, и т.п.

Не всегда колебания или невозможность решить, что делать является злом. Сомнения обычно толкают людей на более тщательное обдумывание вариантов действий. Но если последствия неправильного выбора пугают чрезмерно, то у человека возникает состояние вплоть до паники.

Способность управлять своими эмоциями связана со способностью к эмпатии

У людей способность управлять своими эмоциями связана со способностью к эмпатии — сопереживанию эмоциям других людей — и с социальной компетентностью в целом. 

Ученые из Университета Эмори в Атланте проверили, есть ли такая связь между социальными и эмоциональными умениями у наших ближайших родственников — шимпанзе бонобо, которые содержатся в приюте на территории Республики Конго. Свою работу "Development of socio-emotional competence in bonobos" они опубликовали в августе 2013 года.

Исследователи обнаружили, что юные бонобо ведут себя так же, как и человеческие дети: те, кто лучше контролирует свои эмоции, более успешны в дружеских отношениях. Например, бонобо, которые быстрее успокаиваются после проигрыша в стычке, чаще стараются утешить попавших в беду сородичей. 

Ученые выяснили, что такое поведение характерно для обезьян, родившихся в приюте и воспитанных собственной матерью. А вот бонобо-сироты, спасенные от браконьеров, плохо справлялись со своими эмоциями и с большим трудом заводили друзей.

Zanna Clay and Frans B. M. de Waal // PNAS. October 14, 2013

Исследование политических взглядов и масштаба групп единомышоленников

Chadly Stern
Либералы сильно недооценивают число людей, разделяющих их взгляды, тогда как консерваторы и центристы, напротив, склонны преувеличивать распространенность своих убеждений. 

Такое заключение сделали психологи под руководством Чедли Стерна (Chadly Stern) из Университета Нью-Йорка в своей работе "The Liberal Illusion of Uniqueness", протестировав около 600 человек разных взглядов. Причина, по мнению исследователей, в стремлении либералов выделяться, в желании быть уникальными, которое проявляется не только в политике, но и в ответах на нейтральные вопросы тестов

Большинству же людей, наоборот, свойственно стремление не слишком выделяться и разделять ценности группы, к которой они принадлежат. Исследователи считают, что эта разница в мотивации объясняет многие черты в поведении либералов и консерваторов как психологических типов.


Chadly Stern et al. // Psychological Science, November 18, 2013

Тяжкие преступления и проступки в Саентологии

Некогда Джефферсон Хоукинс был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов "с вулканом" в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии"(Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.

Мы с нетерпением ждали сегодняшнего эпизода нашей беседы, Джефф. Понятие справедливости в Саентологии тоже выглядит странно.

ДЖЕФФЕРСОН: Мы уже приближаемся к концу книги "Введение в Саентологическую этику". На этой неделе мы поговорим о главе 12. Она называется "Кодексы Саентологического правосудия и их применение". Основную часть главы составляют очень длинные списки поступков, которые в Саентологии считаются предосудительными.

В каком-то смысле, мы вернулись к началу. Если вспомнить первые главы книги, в них Хаббард убеждал нас, что старые определения этики неверны, и что до сих пор изучение этого предмета порождало только путаницу и отчаяние. Единственное решение, настаивает он, — изучить саентологические принципы определения "этичных" и "неэтичных" поступков. И вот, в этой главе мы находим подробный перечень поступков, которые в Саентологии считаются нарушениями этики. Это дает нам очень интересную перспективу на то, что в мире Саентологии считается самым серьезным преступлением.

вторник, 21 января 2014 г.

Джефферсон Хоукинс: "Одержимость саентологов цифрами"

Jefferson Hawkins
Некогда Джефферсон Хоукинс (Jefferson Hawkins) был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов «с вулканом» в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии" (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.

Джефферсон, куда ты сегодня нас поведешь?

ДЖЕФФЕРСОН: На этой неделе мы рассматриваем 3-ю главу "Введения в Саентологическую этику", в которой речь идет, по большей части, о статистике. Это весьма подробное описание важности статистической информации с указаниями о том, как ее представлять в наглядной форме и как определять статистические тренды.

ОРТЕГА: Всякий, кто хоть немного соприкасался с Саентологией, хорошо знает, что эта организация одержима еженедельной статистикой. А всякий, кто побывал в рядах сотрудников Саентологии, знает, какой стресс они испытывают в 2 часа дня по четвергам, когда эта "еженедельная статистика" должна быть сдана. Но какое отношение это имеет к этике?

ДЖЕФФЕРСОН: Будучи сотрудником организации, я никогда не сомневался в том, что тема статистики должна рассматриваться в книге о Саентологической этике, но если вдуматься, в этом мало смысла. Зачем нужно столь подробное описание того, как собирать статистику и как ее представлять в наглядной форме, в контексте разговора об этике, о правильных и неправильных жизненных решениях? Какое вообще отношение к этике имеет статистика?

ОРТЕГА: Она действительно выглядит неуместно в книге об этике. Так почему эта глава туда включена?

ДЖЕФФЕРСОН: Пару недель назад, когда мы говорили об утилитарной этике, я вскользь упомянул такое понятие, как "государственный консеквенциализм". В широком смысле "консеквенциализм" — это идея о том, что основанием для оценки поступков человека являются последствия этих поступков. Государственный консеквенциализм, согласно приведенному в Википедии определению, — это "этическая теория, оценивающая нравственную ценность поступков на основании их вклада в благосостояние государства". Говоря конкретнее, "этичным" считается все, что способствует порядку в государстве, его материальному благополучию или приросту народонаселения. Иными словами, все, что улучшает государственную статистику.

ОРТЕГА: Иными словами, этичным считается все, что улучшает статистику Саентологии?

ДЖЕФФЕРСОН: Да. Далее в этой книге Хаббард объясняет, что конечным результатом его этической системы является улучшение статистических показателей. Каким образом вы этого добиваетесь, значения не имеет. Вот несколько примечательных отрывков из следующих глав:
Этические действия должны соответствовать целям Саентологии и ее организаций… Цель организации — разворачивать и поддерживать активную деятельность. Это означает производство… 
Наша задача не в том, чтобы быть хорошими мальчиками и девочками. Наша задача в том, чтобы стать свободными и добиться, чтобы производство в организации било ключом. Поэтому секцию этики не интересует абсолютно ничего, что выходит за рамки следующего: а) ввести технологию в действие, добиться, чтобы она работала, и чтобы она работала правильно, и б) добиться, чтобы объем производства был высоким, и организация полным ходом двигалась вперед. 
Таким образом, если сотрудник обеспечивает высокий объем производства, добиваясь отличной статистики, то секцию этики он, безусловно, не интересует. Но если сотрудник ничего не производит, что видно из его плохой статистики на посту, малейший его проступок приковывает взгляд секции этики. 
Короче говоря, сотруднику может «сойти с рук убийство» при условии, что его статистика растет, но если она падает, то ему "отрубят голову" за любой чих… 
Поэтому мне все равно, что делают люди, если они просто носят свои шляпы и поддерживают рост своих статистик…
Иными словами, если твои статистические показатели растут, ты не можешь сделать ничего плохого. Если твои показатели падают, тебя гнобят и наказывают. Каждый поступок оценивается лишь с той точки зрения, способствовал ли он росту статистики. Этим определяется твое этическое состояние. Помню, как этот принцип применяли в организации Флаг. Там был один регистратор, и всем было известно, что он алкоголик. У себя в столе он держал бутылку с выпивкой. И у него было несколько интрижек с видными саентологами. Но никто не мог его и пальцем тронуть, потому что он приносил Флагу основной доход. И потому он считался "этичным", что бы он ни делал.

ОРТЕГА: Неудивительно, что сотрудники организации зациклены на показателях.

ДЖЕФФЕРСОН: Это создает обстановку, в которой выживает сильнейший. В 1995 году я с интересом прочел в Wall Street Journal заметку о том, как "административную технологию" Хаббарда пытались воплотить в компании Allstate Insurance. В этой статье, текст которой есть на сайте Арни Лермы, рассказывается о том, что случилось, когда в Allstate начала работать система показателей, наград и наказаний Хаббарда:
Сотрудники Allstate , прошедшие курс, говорят, что важной, хотя и не единственной темой обучения была бескомпромиссная точность в сроках — даже ценой жесткого обращения с отстающими. В материалах курса менеджеров наставляли никогда не жалеть того, чьи показатели производительности, или "статистики", падают… 
Однако семинары были посвящены, главным образом, тому, как управлять организацией с помощью статистики, для чего требуется составлять еженедельные сводные таблицы доходов и производства. Поступки сотрудников, выдающих так называемые "статистики", не должны ставиться под сомнение, как бы они себя ни вели… 
Работники, чья производительность падает, говорилось в курсе, должны немедленно стать объектами пристального изучения. "Человек с низкими статистиками не только лишен этической защиты, но и подвергается травле", — говорится в учебном руководстве…. 
"Программа позволяла управление с помощью запугивания. Она была карательной — способом попытаться избавиться от людей, — говорит г-н Ричардсон. — Мы изводили агентов" тем, что постоянно им звонили и снова и снова наносили им визиты.
Это описание очень похоже на все саентологические организации, в которых я когда-либо работал.

Итак, подведем итог тому, что мы узнали из книги "Этика". Хаббард убедил нас, что прежние системы нравственности и этики никчемны, что единственный способ выжить — это изучить его "технологию этики". Он убедил нас, что понятия "правильного" и "неправильного" зависят от результатов поступка. И, наконец, он показал нам, что единственный способ измерения этих результатов — это статистика. Точнее, саентологическая производственная статистика.

The Underground Bunker, 07.11.2013

Из рассылки "Новости Центра Апологетических Исследований"

Саентология и подавляющие личности

Джефферсон Хоукинс разъясняет этические основы саентологического понятия "Подавляющая Личность".

Некогда Джефферсон Хоукинс был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов "с вулканом" в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии" (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.

Куда ты поведешь нас дальше, Джефф?

ДЖЕФФЕРСОН: На этой неделе мы возьмемся за 8-ю главу книги "Этика", которая называется "Основные данные о подавлении". 

ОРТЕГА: Очень своевременно, учитывая, что организация, как мы сообщали в понедельник, объявила Лию Римини Подавляющей Личностью.

ДЖЕФФЕРСОН: Общеизвестно, что, если ты хочешь контролировать людей, нужно дать им врага. А если подходящего врага нет, нужно его выдумать. Например, в книге Hitler Speaks бывший нацист Германн Раушнинг пишет:

Когда Гитлера спрашивали, должны ли, по его мнению, быть уничтожены евреи, он отвечал: "Нет… тогда нам пришлось бы выдумать их. Очень важно иметь осязаемого, а не просто абстрактного врага".

Всегда можно всколыхнуть народ, создав врага, которого они будут ненавидеть и бояться. В своей книге The True Believer Эрик Хоффер замечает:

Массовые движения могут возникнуть и разрастись без веры Бога, но никогда — без веры в дьявола.

ОРТЕГА: И как Хаббард объясняет существование ПЛ?

ДЖЕФФЕРСОН: Любопытно, что в первой части 8-й главы, дав несколько основных определений, он приводит эссе под названием "Два типа людей", которое представляет собой откровенную проповедь "черно-белого мышления". Хаббард утверждает, что существует всего два типа людей — хорошие и плохие. Он добавляет:

И нет никаких других типов. В действительности не существует даже оттенков серого между ними.

В своей книге "Освобождение от психологического насилия" Стивен Хассен пишет:
Даже самые сложные учения культов в конечном итоге сводят реальность к двум основным полярностям: черное и белое, добро и зло, духовный мир и физический мир, мы и они. 
Одним из характерных признаков культа (или, если на то пошло, любой экстремисткой, фанатичной группы) является черно-белое мышление. Все вокруг делится на черное и белое. На хорошее и плохое. Нет никаких полутонов, никаких нюансов. И именно об этом пишет здесь Хаббард. Люди бывают или хорошими, или плохими. Точка. Никаких полутонов.

ОРТЕГА: Постой-постой. Разве несколькими главами выше он не говорил нечто прямо противоположное?

ДЖЕФФЕРСОН: Вот так и бывает, когда внимательно читаешь! Ты совершенно прав. Когда он отстаивал принцип утилитарной этики, он писал о "градиентной шкале" правильного и неправильного. В том эссе он настаивал:

Такие понятия, как хороший и плохой, живой и мертвый, правильный инеправильный, используются только в сочетании с градиентными шкалами.

Когда ты настаиваешь на допустимости утилитарной этики, важно не использовать черно-белые понятия добра и зла. Нужно иметь пространство для маневра. Но когда ты пытаешься создать образ коварного врага, тебе нужно строго черно-белое мышление. Враг, которого ты создаешь, не может иметь никаких нюансов. У него не может быть никаких полутонов. Врага нужно изображать как абсолютное и неисправимое зло. Зло полного трека.

ОРТЕГА: И как нам распознать ПЛ?

ДЖЕФФЕРСОН: Следующий раздел 8-й главы носит красноречивое название "Антисоциальная личность. Антисаентолог". С самого начала понятно, что в сознании Хаббарда это тождественные понятия: если ты противник Саентологии, значит, ты по определению принадлежишь к числу "плохих людей", являешься Подавляющей Личностью. Далее Хаббард называет 12 отличительных черт "антисоциальной личности". Вот их краткое описание:
1. Она использует в своей речи только самые широкие обобщения...
2. Такой человек в основном занимается тем, что распространяет плохие новости, делает критические или враждебные замечания...
3. Когда антисоциальная личность передает сообщение или новости, она искажает их смысл в худшую сторону.
4. …она не поддается лечению, перевоспитанию и психотерапии.
5. В окружении такой личности мы найдем запуганных или больных родственников, знакомых и друзей…
6. Антисоциальной личности свойственно выбирать не ту мишень…
7. Антисоциальная личность не может завершить цикл действий.
8. Многие антисоциальные личности свободно признаются в самых страшных преступлениях, если заставить их сделать это, но они не будут чувствовать ни малейшей ответственности за них.
9. Антисоциальная личность поддерживает только разрушающие группы, она яростно выступает против любых созидательных групп или групп, чья деятельность направлена на улучшение, и нападает на них.
10. Личности такого типа одобряют только разрушительные действия и борются против созидательных или полезных действий или видов деятельности.
11. Помощь другим — это деятельность, которая доводит антисоциальную личность чуть ли не до бешенства.
12. У антисоциальной личности плохое чувство собственности, и она полагает, что идея, будто что-то кому-то принадлежит, — это уловка, цель которой дурачить людей.


Социальные сети оказались устойчивы к репрессивному законодательству

Ученые из Университета Абердина в Шотландии обнаружили, что попытки законодательно ограничить пользователей в социальных сетях изменяют их поведение, но не нарушает структуры сети и возможность распространения информации. Исследование опубликовано в журнале Europhysics Letters, кратко о нем можно прочитать на сайте Phys.Org

Объектом исследования стали канадские пользователи Twitter во время студенческих протестов начала 2012 года. Недовольство, вызванное резким повышением стоимости обучения в колледжах, привело к забастовке, в которой участвовало около 75 процентов всех студентов в Квебеке. Канадские власти, пытаясь остановить протесты, приняли "Специальный закон 78" (Bill 78). Среди прочего, он обязывал организаторов массовых мероприятий сообщать о них властям как минимум за восемь часов начала и предусматривал большие штрафы за распространение информации о несогласованных мероприятиях.

Ученые проанализировали, как менялось поведение пользователей Twitter до и после принятия закона 18 мая 2012 года. Оказалось, что закон значительно поменял поведение пользователей — рост сообщений с "протестными" хэштегами перешел в падение, хотя общее число сообщений было выше, чем до принятия закона. Кроме того, общение стало более кластеризованно: пользователи опасались нового закона и предпочитали общение в узких группах.

Однако, указывают авторы, все это не изменило общей структуры социальной сети и ее безмаштабной природы. Студенты по-прежнему могли обмениваться информацией через наиболее популярных пользователей, которые выступали в роли ключевых узлов сети.

Ученые не впервые исследуют поведение социальных сетей во время тех или иных протестов. Так, анализ микроблогов сторонников движения "Захвати Уолл-Стрит" показал, что даже после спада протестной активности пользователи стали чаще обсуждать экономические вопросы. Недавно другая группа исследователей определила с помощью подобного анализа активности американских пользователей Twitter основные центры генерации обсуждаемых тем в США.

В России поправки, внесенные президентом 8 июля 2012 года, разрешают распространение информации о массовых мероприятиях только "с момента их согласования".

понедельник, 20 января 2014 г.

Американское психоаналитическое общество: Билль о правах личности

"Билль о правах личности" Американского психоаналитического общества (APsaA):

Вы имеете право:
- иногда ставить себя на первое место
- просить о помощи и эмоциональной поддержке
- протестовать против несправедливого обращения или критики
- иметь свое собственное мнение или убеждения
- совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
- предоставлять людям право самим решать свои проблемы
- говорить: "спасибо, нет", "извините, нет"
- не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
- побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
- иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли вас окружающие
- менять свои решения или изменять образ действий
- добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:
- быть безупречным на 100%
- следовать за всеми
- делать приятное неприятным Вам людям
- любить людей, приносящих Вам вред
- извиняться за то, что Вы были сами собой
- выбиваться из сил ради других
- чувствовать себя виноватым за свои желания
- мириться с неприятной Вам ситуацией
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
- сохранять отношения, ставшие оскорбительными
- делать больше, чем Вам позволяет время
- делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать
- выполнять неразумные требования
- отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
- отказываться от своего "Я" ради чего бы то ни было, или кого бы то ни было.

суббота, 11 января 2014 г.

Лайфспринг: "12 техник убеждения"

Взято в "Открытом сознании", а первично опубликовано тут. Отзыв лайфспринговца о Лайфспринге. Привожу только выдержку, полный вариант можете прочитать по ссылкам выше.
Речь пойдёт о Лайфспринге. Когда-то сам проходил, от меня (до недавнего времени) довольно много народу шло туда. 
Ну, например, сейчас идёт Продвинутый курс (вторая ступень), там по моим рекомендациям 3 человека из 11 участников. 
Всего в Лайфе 3 ступени: 
  • Базовый (3 дня), 
  • Продвинутый (5 суток), 
  • Лидерская (3 месяца). 
Я прошёл Базовый и Продвинутый, в Лидерской не был. Очень понравилось "Когда я захочу Лидерскую, то я сам себе её сделаю". Собственно, её и сделал сам себе ещё много лет назад, после Базового и Продвинутого. 
И сейчас у нас в городе новая волна этого тренингового течения.
И меня, в который раз, пытались затянуть в Лидерскую. 
На этот раз опять разговор с Мариной, тренером Лайфа.
За 2.5 часа были были использованы приёмы: 
1. Манипуляция кнопкой "Превосходство".
"Ты же вообще самый крутой, ты самый великий человечище. И ты представь, что огромного случится в городе, когда ты пойдёшь в Лидерскую. Это же невероятно, как преобразится город", "И путь единственный - Лидерская".
"Ты же не просто человек, ты уже Мастер, и я разговариваю с тобой как с Мастером, поэтому..." 
2. Метафора дерева (с прорисовкой на бумаге).
"Вот ты развиваешься как дерево. Дерево растёт, у него появляются веточки, много веточек, а в одном месте веточки бросают расти, жизнь останавливается. Нет развития Жизни, так как нет Лидерской. И чтобы опять продолжился рост, развитие, необходима только Лидерская". 
3. Стоимость.
Меня тут зазвали капитанить в Прорыв. Капитаны - это несколько человек, которые работают с участниками тренинга в мини-группах (иногда нужно). В это постновогоднее время желающих капитанить практически не было, а люди нужны. Расчистил себе 5 суток от дел и решил пойти. 
"Я тебя могу взять капитанить только если ты согласишься пойти в Лидерскую. Ты должен прямо сейчас, прямо тут взять на себя обязательство, дать своё слово, что пойдёшь." 
4. Кнопка "Чувство вины".
"Сейчас уже поздний вечер, если ты не пообещаешь пойти в Лидерскую, значит выпадаешь из капитанов Прорыва и нам надо будет искать другого капитана в Прорыв. Ты подводишь всех нас. Поэтому тебе необходимо согласиться".
5. Единственный выбор.
 "Если ты хочешь хоть что-то изменить в своей жизни, сделать хоть что-то большое, то существует только один выбор - Лидерская. Иначе твоя жизнь не работает" 
6. Закрытие гештальта.
"Ты же давно прошёл Базовый, Прорыв. У тебя незавершённый процесс, процессу нужно завершиться. И завершение - Лидерская, без этого никуда, без этого жизнь не развивается". 
7. Работа с препятствиями (про продажному: "Работа с возражениями").
"Какие у тебя есть препятствия перед твоей большой жизнью, перед Лидерской, расскажи прямо весь диалог, который крутится в голове".
(Препятствий-то как раз нет, просто этот товар мне не нужен, у меня уже есть ) 
8. Приём "Как если бы".
 "А если бы ты пошёл в Лидерскую, то что великого ты мог бы создать?" 
9. Ответственность.
"Как ты можешь общаться с теми, кто в Прорыве, раз ты сам не идёшь в Лидерскую. Это ведь и другие не пойдут. И ответственным (виноватым) будешь ты".
 "Ты просто сейчас дай своё слово, что идёшь в Лидерскую, возьми на себя ответственность и всё. И потом выполни своё слово, пойди на риск" 
10. Команда, общность, причастность в бОльшему, чем сам.
"Ты что, это же такая энергия, когда 30 человек работают на твои цели, когда все вместе. Это же такая синергия. Это возможно только в Лидерской" 
11. Кнопка "Концепция мира. Иллюзии".
"Всё, что ты думаешь - это иллюзии, ты живёшь в иллюзиях. Выход из иллюзий - только Лидерская!" 
И так 2.5 часа. Было довольно интересно. Но очень долго и с разных сторон, поэтому запарился этим. 
В конце-концов пришлось просто снять свою кандидатуру. Но это ж активные продажи, поэтому, даже мой ответ "Нет" не является остановкой процесса продажи, идёт новая итерация 

12. "Двери открыты", эксклюзив.
Это уже после того, как "нет, нет, нет".
"Ну ты помни, что для тебя двери всегда открыты, и ты можешь всегда прийти и начать". 
 Пришлось погулять, проветриться после этого 
Единственное, что после этого случилось, это я задался вопросом: "А следует ли хоть кому-то из знакомых говорить, упоминать об этом тренинге. Ведь каждому из них после каждой ступени изнасилуют мозг. После Базового - иди в Прорыв, после Прорыва - иди в Лидерскую". 
И каждый раз, каждому из моих знакомых будет говориться, что "другого пути в жизни нет, есть только это. Больше путей развития, изменения, успеха нет!".

Наталья Стэлсон: "Магическое мышление и психические расстройства"

Наталья Стэлсон (Natalia Stelson), она же жж-блогер  gutta_honey написала интересный пост про "Магическое мышление и психические расстройства".

Если заходит речь о психиатрии и различных паранормальных феноменах, как бы наука достоверно не объясняла эти феномены прозаическим способом, всегда находится "агент Малдер", который с блеском романтики и легкого презрения к приземленным личностям в глазах скажет: "Я хочу верить". Я лично не против чудес и инопланетян. А даже напротив, мне, как любому другому человеку, наверное, очень хочется, чтобы представители иных миров (желательно с мирными намерениями) прилетели, или оказалось, что мы все волшебники, просто немного забыли в себе эти качества. Но наука, окаянная, никак не хочет найти какое-то подтверждение нашим чаяниям. Я даже больше скажу. 

Когда в нашей стране расцвели, не побоюсь этого слова, БУЙНЫМ цветом экстрасенсы и маги, я была этим сильно очарована. Ходила на всякие их сборища и хотела все-таки увидеть какое-то чудо воочию, так сказать, поймать жар-птицу за хвост. Да ладно даже жар-птицу, хоть бы перо жар-птицево увидеть через щелочку, чтобы сказать, да, ЭТО существует. В конце концов, я только обнаружила, что экстрасенсы и маги, а так же их клиенты люди с определенной личностной спецификой и…. пошла в психиатрию.

Человеку свойственно верить в чудеса, просто у всех разное к этому критическое отношение. Тем не менее суеверия и их ответвления в виде паранормальных верований существуют не только среди примитивных культур. Это не надо никому доказывать. Если у нас в инопланетян не все верят, то уж карма, астрал, сглаз и порча, это дело святое. 

Тут конечно есть и момент культурный, однако есть люди, которые верят в это значительно больше остальных. Для них мир пронизан колдовством и энергетическими влияниями, пробоями ауры и фактами ясновидения. Все события связываются в непостижимую для человека стороннего сеть знаков, примет, предзнаменований и предчувствий. Что бы ни случилось они могут воскликнуть: "АГА! Вчера в мое окно залетел кленовый лист и, я понял, что это не к добру" или "вчера я уронила на кухне табуретку, а сегодня в Китае землетрясение. Это был знак!" Это называется магическим мышлением. Совершенно несвязанные события могут в сознании человека связаться через волшебство или энергетику. И не надо страдать шизофренией для того чтобы делать такие удивительные "паранормальные" выводы.

Natalia Stelson
Большинство людей, которые имеют такое магическое мышление, страдают различными видами тревожных расстройств, обсессивно-компульсивным расстройством и паническим расстройством. Если вы думаете, что это просто так они дурью маются, скажу вам, что вовсе нет. Для них магическое мышление это мощный способ защиты против их расстройств, которые доставляют им много дискомфорта. Существует такое понятие в психологии, как "локус контроля". Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.