Джефферсон Хоукинс разъясняет этические основы саентологического понятия "Подавляющая Личность".
Некогда Джефферсон Хоукинс был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов "с вулканом" в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии" (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.
Некогда Джефферсон Хоукинс был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов "с вулканом" в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии" (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.
Куда ты поведешь нас дальше, Джефф?
ДЖЕФФЕРСОН: На этой неделе мы возьмемся за 8-ю главу книги "Этика", которая называется "Основные данные о подавлении".
ОРТЕГА: Очень своевременно, учитывая, что организация, как мы сообщали в понедельник, объявила Лию Римини Подавляющей Личностью.
ДЖЕФФЕРСОН: Общеизвестно, что, если ты хочешь контролировать людей, нужно дать им врага. А если подходящего врага нет, нужно его выдумать. Например, в книге Hitler Speaks бывший нацист Германн Раушнинг пишет:
Когда Гитлера спрашивали, должны ли, по его мнению, быть уничтожены евреи, он отвечал: "Нет… тогда нам пришлось бы выдумать их. Очень важно иметь осязаемого, а не просто абстрактного врага".
Всегда можно всколыхнуть народ, создав врага, которого они будут ненавидеть и бояться. В своей книге The True Believer Эрик Хоффер замечает:
Массовые движения могут возникнуть и разрастись без веры Бога, но никогда — без веры в дьявола.
ОРТЕГА: И как Хаббард объясняет существование ПЛ?
ДЖЕФФЕРСОН: Любопытно, что в первой части 8-й главы, дав несколько основных определений, он приводит эссе под названием "Два типа людей", которое представляет собой откровенную проповедь "черно-белого мышления". Хаббард утверждает, что существует всего два типа людей — хорошие и плохие. Он добавляет:
И нет никаких других типов. В действительности не существует даже оттенков серого между ними.
В своей книге "Освобождение от психологического насилия" Стивен Хассен пишет:
Даже самые сложные учения культов в конечном итоге сводят реальность к двум основным полярностям: черное и белое, добро и зло, духовный мир и физический мир, мы и они.
Одним из характерных признаков культа (или, если на то пошло, любой экстремисткой, фанатичной группы) является черно-белое мышление. Все вокруг делится на черное и белое. На хорошее и плохое. Нет никаких полутонов, никаких нюансов. И именно об этом пишет здесь Хаббард. Люди бывают или хорошими, или плохими. Точка. Никаких полутонов.
ДЖЕФФЕРСОН: Вот так и бывает, когда внимательно читаешь! Ты совершенно прав. Когда он отстаивал принцип утилитарной этики, он писал о "градиентной шкале" правильного и неправильного. В том эссе он настаивал:
Такие понятия, как хороший и плохой, живой и мертвый, правильный инеправильный, используются только в сочетании с градиентными шкалами.
Когда ты настаиваешь на допустимости утилитарной этики, важно не использовать черно-белые понятия добра и зла. Нужно иметь пространство для маневра. Но когда ты пытаешься создать образ коварного врага, тебе нужно строго черно-белое мышление. Враг, которого ты создаешь, не может иметь никаких нюансов. У него не может быть никаких полутонов. Врага нужно изображать как абсолютное и неисправимое зло. Зло полного трека.
ОРТЕГА: И как нам распознать ПЛ?
ДЖЕФФЕРСОН: Следующий раздел 8-й главы носит красноречивое название "Антисоциальная личность. Антисаентолог". С самого начала понятно, что в сознании Хаббарда это тождественные понятия: если ты противник Саентологии, значит, ты по определению принадлежишь к числу "плохих людей", являешься Подавляющей Личностью. Далее Хаббард называет 12 отличительных черт "антисоциальной личности". Вот их краткое описание:
1. Она использует в своей речи только самые широкие обобщения...
2. Такой человек в основном занимается тем, что распространяет плохие новости, делает критические или враждебные замечания...
3. Когда антисоциальная личность передает сообщение или новости, она искажает их смысл в худшую сторону.
4. …она не поддается лечению, перевоспитанию и психотерапии.
5. В окружении такой личности мы найдем запуганных или больных родственников, знакомых и друзей…
6. Антисоциальной личности свойственно выбирать не ту мишень…
7. Антисоциальная личность не может завершить цикл действий.
8. Многие антисоциальные личности свободно признаются в самых страшных преступлениях, если заставить их сделать это, но они не будут чувствовать ни малейшей ответственности за них.
9. Антисоциальная личность поддерживает только разрушающие группы, она яростно выступает против любых созидательных групп или групп, чья деятельность направлена на улучшение, и нападает на них.
10. Личности такого типа одобряют только разрушительные действия и борются против созидательных или полезных действий или видов деятельности.
11. Помощь другим — это деятельность, которая доводит антисоциальную личность чуть ли не до бешенства.
12. У антисоциальной личности плохое чувство собственности, и она полагает, что идея, будто что-то кому-то принадлежит, — это уловка, цель которой дурачить людей.
ДЖЕФФЕРСОН: Как организация, нет. Этот список чаще всего используется в контексте "ПИН-интервью", когда саентолог пытается вычислить, не является ли ПЛ его мать, отец или начальник, и не следует ли ему разорвать с ними отношения. Но в масштабах организации нет.
За 37 лет, что я провел в Саентологии, я ни разу не видел, чтобы организация объявляла кого-то ПЛ потому, что некто сверил поведение этого человека со списком отличительных черт и обнаружил, что все или большинство черт совпадают. Никогда такого не видел.
Саентологи — и даже некоторые из независимых — любят говорить, что этот перечень представляет собой просто удобный диагностический инструмент для выявления лиц с диссоциальным расстройством личности, или что ПЛ — это просто синоним психопата или социопата. На самом же деле, если Вы ознакомитесь с критериями диагностики диссоциального расстройства личности, этот перечень не имеет ничего общего со списком Хаббарда — за возможным исключением "отсутствия раскаяния".
За 37 лет, что я провел в Саентологии, я ни разу не видел, чтобы организация объявляла кого-то ПЛ потому, что некто сверил поведение этого человека со списком отличительных черт и обнаружил, что все или большинство черт совпадают. Никогда такого не видел.
Саентологи — и даже некоторые из независимых — любят говорить, что этот перечень представляет собой просто удобный диагностический инструмент для выявления лиц с диссоциальным расстройством личности, или что ПЛ — это просто синоним психопата или социопата. На самом же деле, если Вы ознакомитесь с критериями диагностики диссоциального расстройства личности, этот перечень не имеет ничего общего со списком Хаббарда — за возможным исключением "отсутствия раскаяния".
Если бы этот список действительно был предназначен для выявления и обозначения ПЛ, можно было бы ожидать, что его использование будет частью саентологических "судебных процедур" (justice procedures). Можно было бы ожидать, что правила требовали бы от Администратора по Этике проверять человека по этому перечню, прежде чем объявлять его ПЛ. Но в реальности этот список не используется таким образом.
ДЖЕФФЕРСОН: Я видел, что применялся только один критерий — а именно, что человек критиковал или ругал Саентологию, Хаббарда или Мискевиджа. Если человек — "антисаентолог", то он ПЛ. Точка. И всякого, кто покидает Международную Базу, объявляют ПЛ. Вне зависимости от того, насколько их поведение соответствует списку Хаббарда.
Это, кстати, отвечает на вопрос "Как сумел Мискевидж захватить власть над организацией, если саентологи должны уметь обнаруживать ПЛ?". Мискевидж — не Подавляющая Личность, он социопат. Чтобы выявить социопата, пришлось бы воспользоваться проверенными характеристиками, которые ассоциируются с социопатией, и которые не совпадают со списком Хаббарда. Мискевидж не высказывается против Саентологии или Хаббарда, а значит, он не ПЛ.
ОРТЕГА: Так зачем было публиковать этот список из 12 особенностей?
ДЖЕФФЕРСОН: На мой взгляд, Хаббард пытался придать своему заявлению налет научности, представить его как "технологический прорыв". В середине 1960-х от организации откололись некоторые высокопоставленные члены и даже группы. Думаю, Хаббард понимал, что ему нужно каким-то образом изолировать и очернить тех, кто бросал ему вызов или критиковал его. Он должен был убедиться, что саентологи считают таких людей "плохими", а потому избегают их и отказываются их слушать.
В то же время, Хаббард не хотел ввязываться с этими людьми в жалкую перепалку с взаимным охаиванием. С его стороны было гениальным шагом представить это учение как "новый технологический прорыв" и убедить саентологов в том, что эти люди находятся в клиническом, патологическом состоянии, которое делает их порочными, и которое, конечно же, уходит корнями в импланты полного трака. Теперь у саентологов была технологическая причина ненавидеть и избегать их.
В то же время, Хаббард не хотел ввязываться с этими людьми в жалкую перепалку с взаимным охаиванием. С его стороны было гениальным шагом представить это учение как "новый технологический прорыв" и убедить саентологов в том, что эти люди находятся в клиническом, патологическом состоянии, которое делает их порочными, и которое, конечно же, уходит корнями в импланты полного трака. Теперь у саентологов была технологическая причина ненавидеть и избегать их.
ОРТЕГА: В пунктах 9, 10 и 11 своего списка Хаббард предупреждает нас, что ПЛ "яростно выступает против любых созидательных групп или групп, чья деятельность направлена на улучшение, и нападает на них", а также "одобряют только разрушительные действия и борются против созидательных или полезных действий или видов деятельности". О каких "группах, чья деятельность направлена на улучшение", по-твоему, здесь идет речь?
ДЖЕФФЕРСОН: К слову сказать, "группа, чья деятельность направлена на улучшение" — это иносказательное обозначение Саентологии. Это становится очевидным, если попытаться понять, какие еще группы Хаббард мог иметь в виду. Психотерапевты? Нет, это не могут быть они, поскольку сам Хаббард яростно выступал против них. Церковные группы? Это не могут быть и они, поскольку сам Хаббард часто и яростно нападал на христианство. Медицинские работники? Нет, это невозможно, потому что сам Хаббард яростно нападал на врачей. Группы самосовершенствования и взаимопомощи (Семинар Эрхарда, анонимные алкоголики, терапевтические группы)? Нет.
В реальности никого и никогда не объявляли ПЛ потому, что он нападал на бойскаутов, анонимных алкоголиков или какую-либо иную "группу, чья деятельность направлена на улучшение". Людей объявляли ПЛ только за нападки или критику в адрес Саентологии. Так что подлинный смысл пунктов 9, 10 и 11 довольно прозрачен. Когда Хаббард говорит о "группе, чья деятельность направлена на улучшение", он имеет в виду исключительно Саентологию. И в этом подлинная суть этой "технологии" ПЛ.
ОРТЕГА: Я обратил внимание, что в пункте 4 Хаббард также отмечает, что ПЛ "не поддается лечению, перевоспитанию и психотерапии". Из уст Хаббарда это заявление звучит очень, очень странно.
ДЖЕФФЕРСОН: Да, на протяжении многих лет он говорил саентологам, что психотерапия не работает и не дает результатов. Однако здесь он, по существу, говорит: "Если психотерапия тебе не помогает, это говорит о том, что ты можешь быть ПЛ". Опять-таки, это заявление обретает смысл, лишь когда ты поймешь, что под фразой "лечение, перевоспитание и психотерапия" подразумевается Саентология. Хаббард говорит: "Если Саентология тебе не помогает, возможно, ты ПЛ". Именно так эти слова воспринимаются, и это станет еще более очевидно, когда мы подойдем к разговору о ПИН.
Кроме того, это дает возможность воспользоваться аргументом, который можно назвать "новым платьем короля": Саентология помогает всем, кроме ПЛ. Тебе она не помогла? Наверное, ты ПЛ!
ОРТЕГА: Есть еще список характерных черт "социальной личности".
ДЖЕФФЕРСОН: Да, это 12 характерных черт ПЛ, вывернутые наизнанку. И, опять же, отдельные саентологи, возможно, используют их в контексте ПИН-интервью, но на уровне организации, чтобы снять с кого-то обвинение в том, что он является ПЛ, они не применяются. На самом деле, если бы какой-то саентолог попытался с помощью этого списка проверить жизнь, например, Лии Римини, или Джейсона Бега, или Пола Хаггиса, он неизбежно пришел бы к выводу, что эти люди никак не могут быть "ПЛ". Но такая проверка не проводится.
Напоследок еще один ироничный момент. Один из признаков ПЛ в списке Хаббарда выглядит так: "Она использует в своей речи только самые широкие обобщения". Социальная же личность, пишет Хаббард, рассказывая о чем-то, "говорит конкретно". Интересно, что бывшие члены организации, разоблачающие тайны и преступления Саентологии, говорят очень конкретно, рассказывают о конкретных ситуациях, называют время, место и содержание событий. Саентология же отвечает им широкими обобщениями: "Все они лгут", "Это озлобленные отлученные отступники" и т. п. Так кто же является ПЛ согласно правилам Хаббарда?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.