Jefferson Hawkins |
Некогда Джефферсон Хоукинс (Jefferson Hawkins) был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов «с вулканом» в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах "Поддельные мечты" (Counterfeit Dreams) и "Уход из Саентологии" (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.
Джефферсон, куда ты сегодня нас поведешь?
ДЖЕФФЕРСОН: На этой неделе мы рассматриваем 3-ю главу "Введения в Саентологическую этику", в которой речь идет, по большей части, о статистике. Это весьма подробное описание важности статистической информации с указаниями о том, как ее представлять в наглядной форме и как определять статистические тренды.
ОРТЕГА: Всякий, кто хоть немного соприкасался с Саентологией, хорошо знает, что эта организация одержима еженедельной статистикой. А всякий, кто побывал в рядах сотрудников Саентологии, знает, какой стресс они испытывают в 2 часа дня по четвергам, когда эта "еженедельная статистика" должна быть сдана. Но какое отношение это имеет к этике?
ДЖЕФФЕРСОН: Будучи сотрудником организации, я никогда не сомневался в том, что тема статистики должна рассматриваться в книге о Саентологической этике, но если вдуматься, в этом мало смысла. Зачем нужно столь подробное описание того, как собирать статистику и как ее представлять в наглядной форме, в контексте разговора об этике, о правильных и неправильных жизненных решениях? Какое вообще отношение к этике имеет статистика?
ОРТЕГА: Она действительно выглядит неуместно в книге об этике. Так почему эта глава туда включена?
ДЖЕФФЕРСОН: Пару недель назад, когда мы говорили об утилитарной этике, я вскользь упомянул такое понятие, как "государственный консеквенциализм". В широком смысле "консеквенциализм" — это идея о том, что основанием для оценки поступков человека являются последствия этих поступков. Государственный консеквенциализм, согласно приведенному в Википедии определению, — это "этическая теория, оценивающая нравственную ценность поступков на основании их вклада в благосостояние государства". Говоря конкретнее, "этичным" считается все, что способствует порядку в государстве, его материальному благополучию или приросту народонаселения. Иными словами, все, что улучшает государственную статистику.
ОРТЕГА: Иными словами, этичным считается все, что улучшает статистику Саентологии?
ДЖЕФФЕРСОН: Да. Далее в этой книге Хаббард объясняет, что конечным результатом его этической системы является улучшение статистических показателей. Каким образом вы этого добиваетесь, значения не имеет. Вот несколько примечательных отрывков из следующих глав:
Этические действия должны соответствовать целям Саентологии и ее организаций… Цель организации — разворачивать и поддерживать активную деятельность. Это означает производство…
Наша задача не в том, чтобы быть хорошими мальчиками и девочками. Наша задача в том, чтобы стать свободными и добиться, чтобы производство в организации било ключом. Поэтому секцию этики не интересует абсолютно ничего, что выходит за рамки следующего: а) ввести технологию в действие, добиться, чтобы она работала, и чтобы она работала правильно, и б) добиться, чтобы объем производства был высоким, и организация полным ходом двигалась вперед.
Таким образом, если сотрудник обеспечивает высокий объем производства, добиваясь отличной статистики, то секцию этики он, безусловно, не интересует. Но если сотрудник ничего не производит, что видно из его плохой статистики на посту, малейший его проступок приковывает взгляд секции этики.
Короче говоря, сотруднику может «сойти с рук убийство» при условии, что его статистика растет, но если она падает, то ему "отрубят голову" за любой чих…
Поэтому мне все равно, что делают люди, если они просто носят свои шляпы и поддерживают рост своих статистик…
Иными словами, если твои статистические показатели растут, ты не можешь сделать ничего плохого. Если твои показатели падают, тебя гнобят и наказывают. Каждый поступок оценивается лишь с той точки зрения, способствовал ли он росту статистики. Этим определяется твое этическое состояние. Помню, как этот принцип применяли в организации Флаг. Там был один регистратор, и всем было известно, что он алкоголик. У себя в столе он держал бутылку с выпивкой. И у него было несколько интрижек с видными саентологами. Но никто не мог его и пальцем тронуть, потому что он приносил Флагу основной доход. И потому он считался "этичным", что бы он ни делал.
ОРТЕГА: Неудивительно, что сотрудники организации зациклены на показателях.
ДЖЕФФЕРСОН: Это создает обстановку, в которой выживает сильнейший. В 1995 году я с интересом прочел в Wall Street Journal заметку о том, как "административную технологию" Хаббарда пытались воплотить в компании Allstate Insurance. В этой статье, текст которой есть на сайте Арни Лермы, рассказывается о том, что случилось, когда в Allstate начала работать система показателей, наград и наказаний Хаббарда:
Сотрудники Allstate , прошедшие курс, говорят, что важной, хотя и не единственной темой обучения была бескомпромиссная точность в сроках — даже ценой жесткого обращения с отстающими. В материалах курса менеджеров наставляли никогда не жалеть того, чьи показатели производительности, или "статистики", падают…
Однако семинары были посвящены, главным образом, тому, как управлять организацией с помощью статистики, для чего требуется составлять еженедельные сводные таблицы доходов и производства. Поступки сотрудников, выдающих так называемые "статистики", не должны ставиться под сомнение, как бы они себя ни вели…
Работники, чья производительность падает, говорилось в курсе, должны немедленно стать объектами пристального изучения. "Человек с низкими статистиками не только лишен этической защиты, но и подвергается травле", — говорится в учебном руководстве….
"Программа позволяла управление с помощью запугивания. Она была карательной — способом попытаться избавиться от людей, — говорит г-н Ричардсон. — Мы изводили агентов" тем, что постоянно им звонили и снова и снова наносили им визиты.
Это описание очень похоже на все саентологические организации, в которых я когда-либо работал.
Итак, подведем итог тому, что мы узнали из книги "Этика". Хаббард убедил нас, что прежние системы нравственности и этики никчемны, что единственный способ выжить — это изучить его "технологию этики". Он убедил нас, что понятия "правильного" и "неправильного" зависят от результатов поступка. И, наконец, он показал нам, что единственный способ измерения этих результатов — это статистика. Точнее, саентологическая производственная статистика.
— The Underground Bunker, 07.11.2013
Из рассылки "Новости Центра Апологетических Исследований"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.