среда, 26 марта 2014 г.

Елена Браун: "Образ ведьмы" (видео)



Какие мифы окружают эпоху инквизиции? Почему именно женщины стали участниками большинства процессов? И какими были два самых распространенных образа ведьмы? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Елена Браун.

Цитаты:

Преследования ведьм были начаты инквизиторами по инициативе Католической церкви. Как известно, большинство служителей католической церкви – это мужчины. Есть, конечно, женщины-монахини, но они не могут занимать каких-либо значимых постов в церковной иерархии. Ярый антифеминизм более чем характерен для этой духовной среды. Если мы обратимся к "Молоту ведьм", то его авторы открыто говорят, что женщины по природе своей гораздо больше подвержены козням дьявола, чем мужчины. И самый главный порок, который толкает женщин в объятия дьявола, – это, как ни странно, сладострастие.

Если мы посмотрим в качестве примера на фольклорные произведения, например, сказочные или легендарные, то мы увидим, что еще одним атрибутом ведьмы являются красные глаза и очень плохое зрение. Например, в сказках братьев Гримм ведьма всегда просит девочку пощупать, толстый или не толстый мальчик, и если мальчик просовывает ей косточку, то ведьма не понимает, что это не он внутри клетки. Это, естественно, пример некорректный с научной точки зрения, но тем не менее такая подслеповатость ведьмы – традиционная фольклорная черта, связанная с тем, что раз они взаимодействуют с миром духов, с миром мертвых, то, как и многие посредники между мирами, ведьмы имеют ограниченное зрение.

Шабаш – главное деяние ведьм. Собирается шабаш, как правило, на Лысой горе. Считается, что это константа. На самом деле Лысая гора – это не какое-то конкретное место. Это просто холм, лишенный конкретной растительности. Он всегда освещен лучами солнца. Это важно, потому что, видимо, в языческие времена на таких холмах собирались святилища в честь богов, в частности в честь бога Солнца. Естественно, в христианскую эпоху такие места пользовались дурной славой.

Елена Браун, кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории РГГУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.