Ученые озабоченно рассуждают о тревожном явлении в обществе, получившем название "ренессанс магического сознания". Число людей, переставших доверять науке и практике, построенной на ее основе, но зато верящих в магию и колдовство, стремительно растет. Как-то незаметно Волшебники и Колдуны из сказок перекочевали в нашу повседневную жизнь.
ИЗ САМЫХ ЧИТАЮЩИХ — В САМЫЕ КОЛДУЮЩИЕ…
Ушли в прошлое времена, когда наш народ был самым читающим в мире. Теперь он со стремительной скоростью превращается в самый колдующий.
Размыванию и без того зыбкой границы между миром фантазий и реальностью гражданам помогает фэнтези. Любопытно, что многие почитатели "Ночного дозора" даже и не считают его фантастикой. Их можно понять. Ведь Интернет и СМИ набиты до отказа рекламой всевозможных магических услуг и обучающих семинаров, а полки книжных магазинов — "серьезной" литературой по магии.
Юные детские умы уверенно направляет в сторону магического образа мысли Гарри Поттер. Людям посерьезнее, тем, кого сказочками для детей и взрослых не проймешь, уверенно встать на тропу магического мышления помогают книги американского фольклориста и этнографа Карлоса Кастанеды.
А вот по ТВ идет сериал "Приключения мага". Главная героиня — хозяйка салона магии, потомственная колдунья в исполнении популярной Марии Шукшиной. Колдунья по сценарию воплощенная добродетель и праведность. А жених ее, сотрудник милиции, ненавязчиво подтверждает легитимность ее занятий. Смотришь этот сериал и думаешь, как тонко его авторы уловили конъюнктуру спроса, посылая зрителю весьма двусмысленное сообщение о своем отношении к магии. Красавица Шукшина вроде и сказочную колдунью играет, но на фоне множества вполне реальных салонов магии, среди которых живем, сериал все равно производит впечатление пиар-акции.
В документальном формате после нескольких лет регулярных передач, в которых возможность презентовать себя широкой аудитории получило множество магических затейников, на новый уровень телевизионной популярности магию вывела передача "Битва экстрасенсов". В ней от проникновенных рассказов о себе маги перешли к демонстрации способностей.
Тем временем психологи продолжают появляться на ТВ только в качестве "говорящих голов". Правда, однажды тунгусским метеоритом пронесся доктор Курпатов. Так ведь один в поле не воин. Интересно, почему психологов на экране намного меньше, чем магов? Может быть, потому же, почему не ходят толпами сантехники? А что, собственно, и тем, и другим делать на телевидении? Ведь работа и у нас, и у них по большей части приватная. Кроме того, предмет психологии настолько сложен, что для широкой публики вещать о нем очень непросто.
Но — чу! Вот две колдуньи уже постучались в ворота "Дома-2".
НЕМНОГО НАУКИ (ИЛИ «ЕСЛИ НА КЛЕТКЕ СО СЛОНОМ…»)
"…прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим", — предупреждал Козьма Прутков. Вняв мудрому совету, попробуем понять, что за явление скрывается за этикеткой "магия". Для начала заглянем в словарь Даля.
Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками.
А вот что написано о магии в "Энциклопедии эзотеризма".
"…В древности считалось, что в основе магии лежат сверхъестественные силы, но к Средним векам возобладало представление о естественном характере магии… На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлющего закона природы, и М. основывается уже не на "несанкционированных культурой операциях", исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком Закона Подобия. Ритуальные действия, согласно воззрениям приверженцев М., способны оказывать воздействие на природу и человека".
Различие между наукой, религией и магией как формами общественного сознания впервые описал Джеймс Джойс Фрэзер в своем фундаментальном труде "Золотая ветвь. Исследование магии и религии".
Он считал, что магия, религия и наука — это стадии развития человеческого сознания. Причем магическое сознание характеризует всегда ошибочное, а научное — правильное установление связи между предметами и явлениями. Причем Фрэзер считал, что так называемые магические обряды и ритуалы, которые содержат в себе реальные знания о природе, — это уже не магия, а наука.
Хрестоматийным примером работы магического сознания может служить описание известного французского социолога и психолога Люсьена Леви-Брюля: В Новой Гвинее "туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет".