Ученые озабоченно рассуждают о тревожном явлении в обществе, получившем название "ренессанс магического сознания". Число людей, переставших доверять науке и практике, построенной на ее основе, но зато верящих в магию и колдовство, стремительно растет. Как-то незаметно Волшебники и Колдуны из сказок перекочевали в нашу повседневную жизнь.
ИЗ САМЫХ ЧИТАЮЩИХ — В САМЫЕ КОЛДУЮЩИЕ…
Ушли в прошлое времена, когда наш народ был самым читающим в мире. Теперь он со стремительной скоростью превращается в самый колдующий.
Размыванию и без того зыбкой границы между миром фантазий и реальностью гражданам помогает фэнтези. Любопытно, что многие почитатели "Ночного дозора" даже и не считают его фантастикой. Их можно понять. Ведь Интернет и СМИ набиты до отказа рекламой всевозможных магических услуг и обучающих семинаров, а полки книжных магазинов — "серьезной" литературой по магии.
Юные детские умы уверенно направляет в сторону магического образа мысли Гарри Поттер. Людям посерьезнее, тем, кого сказочками для детей и взрослых не проймешь, уверенно встать на тропу магического мышления помогают книги американского фольклориста и этнографа Карлоса Кастанеды.
А вот по ТВ идет сериал "Приключения мага". Главная героиня — хозяйка салона магии, потомственная колдунья в исполнении популярной Марии Шукшиной. Колдунья по сценарию воплощенная добродетель и праведность. А жених ее, сотрудник милиции, ненавязчиво подтверждает легитимность ее занятий. Смотришь этот сериал и думаешь, как тонко его авторы уловили конъюнктуру спроса, посылая зрителю весьма двусмысленное сообщение о своем отношении к магии. Красавица Шукшина вроде и сказочную колдунью играет, но на фоне множества вполне реальных салонов магии, среди которых живем, сериал все равно производит впечатление пиар-акции.
В документальном формате после нескольких лет регулярных передач, в которых возможность презентовать себя широкой аудитории получило множество магических затейников, на новый уровень телевизионной популярности магию вывела передача "Битва экстрасенсов". В ней от проникновенных рассказов о себе маги перешли к демонстрации способностей.
Тем временем психологи продолжают появляться на ТВ только в качестве "говорящих голов". Правда, однажды тунгусским метеоритом пронесся доктор Курпатов. Так ведь один в поле не воин. Интересно, почему психологов на экране намного меньше, чем магов? Может быть, потому же, почему не ходят толпами сантехники? А что, собственно, и тем, и другим делать на телевидении? Ведь работа и у нас, и у них по большей части приватная. Кроме того, предмет психологии настолько сложен, что для широкой публики вещать о нем очень непросто.
Но — чу! Вот две колдуньи уже постучались в ворота "Дома-2".
НЕМНОГО НАУКИ (ИЛИ «ЕСЛИ НА КЛЕТКЕ СО СЛОНОМ…»)
"…прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим", — предупреждал Козьма Прутков. Вняв мудрому совету, попробуем понять, что за явление скрывается за этикеткой "магия". Для начала заглянем в словарь Даля.
Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками.
А вот что написано о магии в "Энциклопедии эзотеризма".
"…В древности считалось, что в основе магии лежат сверхъестественные силы, но к Средним векам возобладало представление о естественном характере магии… На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлющего закона природы, и М. основывается уже не на "несанкционированных культурой операциях", исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком Закона Подобия. Ритуальные действия, согласно воззрениям приверженцев М., способны оказывать воздействие на природу и человека".
Различие между наукой, религией и магией как формами общественного сознания впервые описал Джеймс Джойс Фрэзер в своем фундаментальном труде "Золотая ветвь. Исследование магии и религии".
Он считал, что магия, религия и наука — это стадии развития человеческого сознания. Причем магическое сознание характеризует всегда ошибочное, а научное — правильное установление связи между предметами и явлениями. Причем Фрэзер считал, что так называемые магические обряды и ритуалы, которые содержат в себе реальные знания о природе, — это уже не магия, а наука.
Хрестоматийным примером работы магического сознания может служить описание известного французского социолога и психолога Люсьена Леви-Брюля: В Новой Гвинее "туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет".
Докапываться до психологических корней магического сознания продолжил Зигмунд Фрейд. В знаменитой работе "Тотем и табу" он поставил вопрос о причине кажущейся бессмысленности большинства магических ритуалов примитивных племен. И на примере подробного анализа множества из них показал, что в основе всех разновидностей магии скрывается единый принцип "всемогущества мыслей".
Название принципа, как пишет Фрейд, он позаимствовал у одного высоко интеллигентного больного, страдавшего навязчивыми представлениями. "Стоило ему подумать о ком-нибудь, как он уже встречал это лицо, как будто бы вызвал его заклинанием; стоило ему внезапно справиться о том, как поживает какой-нибудь знакомый… как ему приходилось услышать, что тот умер".
Общность сознания маленького ребенка и человека, творящего магию, состоит, по Фрейду, в том, что оба они верят: нечто в реальном мире должно произойти только потому, что они этого хотят. При этом магическое сознание довольствуется с легкостью представлением о предмете вместо самих предметов.
Более того, Фрейд очень убедительно доказывает, что появление магического сознания у взрослого — признак психического расстройства, а не просветления.
Идеи Фрейда получили развитие в работах многих психологов. В частности, психолог Жан Пиаже ввел понятие "познавательный эгоцентризм", исследуя мышление детей.
Для "мага", как и для маленького ребенка, другие точки зрения не существуют. Так же как и границы между собственной психикой и психикой других людей. То, что не признавать границ между психиками ничуть не лучше, чем не замечать границ личности и жилища другого человека, магов не волнует, как и любая объективность. "Будь по-моему!" — девиз любой магии. Для магического сознания есть только одна реальность — субъективная, а объективную оно просто ставит "в игнор".
НЕ ФИГУРА НА РЫНКЕ ПСИХОМАГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Область перехода от магии к регулярной психологии — парапсихология. В ней находят пристанище те энтузиасты, чей азарт и увлеченность исследованием феномена человека и/или желание помочь другим или себе, самоутвердиться в жизни сбивают фантастические коктейли из слов, понятий и практик всевозможных эзотерических традиций и обретают искомое социальное признание вне узких пределов регулярной и официальной психологической науки и вопреки ей.
Открываю наугад популярное информационное издание. Читаю объявления.
- "Тренинг вербальной кармы". Идея потренировать карму — явный шаг вперед. Раньше ее только чистили.
- "Управление энергией, выход на контакт с небесными владыками и ангелами". Это прямо как "ужин со звездой", круто.
- "Активация для звездных душ и переход в пятое измерение". А четвертое почему перескакиваем?
- "Медиум из Германии — посланник Крайона". Заграница нам всегда помогала.
- Под занавес новость из астрологии "Коррекция времени рождения". Ой, мама, роди меня обратно!!!
- И среди этого великолепия два неприметных объявления. "Психологический центр. Консультации. Тренинги". Удивляюсь, почему до сих пор кто-то еще ходит к обыкновенным психологам.
Ведь вот же ведут прием дипломированные "доктор психологии и магии, чародей" и "магистр магии и психологии".
В ОБЪЯТИЯХ НЕОБЪЯТНОГО
Одним из ключевых моментов в определении понятия "магия" у Даля фигурирует отсутствие признания магических практик и знаний официальной наукой. Парадокс сегодняшней ситуации в том, что чихать она хотела на это признание.
Мировое сообщество во весь голос говорит о глобальном кризисе научного мировоззрения, признавая, что материализм как философское основание научного сознания практически себя исчерпал. А пока идет зарождение новой парадигмы, в магический водоворот ныряют один за другим все новые искатели счастья, славы, власти, денег, знаний и не знаю чего еще. Зачем? Ведь понятно сказал Козьма Прутков: "Нельзя объять необъятное". Так что кто как хочет, а я лично не стану переквалифицироваться в УниверМаги (тем более, дело к пенсии), останусь как есть — кандидатом обыкновенных психологических наук.
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
1 Даль В. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка — М.: 1979 г. — С. 288.
Случайно довелось услышать диалог в регистратуре одного медицинского центра:
— Можно записаться к психологу?
— К обыкновенному или к парапсихологу?
Обомлевшая клиентка (после паузы):
— А кто такой парапсихолог?
— Ну, он выходит на канал, считывает информацию, потом рассказывает то, что вам следует знать, работает с вашей кармой.
— Нет, мне к обыкновенному. У меня с мужем проблемы. Я уже была у психолога год назад, мне помогло.
— Парапсихолог еще лучше поможет. Но если проблема небольшая, то можно и к обыкновенному психологу пойти…
1 Даль В. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка — М.: 1979 г. — С. 288.
2 Энциклопедия Эзотеризма — http://slovari.yandex.ru
3 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Хрестоматия по общей психологии. — М.: 1981 — С. 137.
4 Зигмунд Фрейд. Тотем и Табу. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси.: 1991 — С. 278.
5 Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги "Речь и мышление ребенка" и "Суждение и рассуждение ребенка". Хрестоматия по общей психологии. М.: 1981. — C. 189.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.