среда, 28 мая 2014 г.

Лайфспринг в Самаре: наблюдения изнутри

Пример обязательного группового фото
Привожу кусок отчета моего коллеги психолога, который изучал психокульт Лайфспринг где-то в 2005 году на базовой ппрограмме:

Семинары-тренинги личностного роста являются сравнительно новым для России явлением и позиционируют себя как образовательные программы. "Мы не занимаемся психотерапией. Для этого нужно иметь специальную лицензию", — подчеркивают их руководители. В отличие от академического образования, которое дает знания применимые на практике и диплом государственного образца, организаторы этих программ гарантируют своим студентам освоение и закрепление практических навыков эффективного общения, создание гармоничных отношений в семье, формирование высокой самооценки, способность достигать поставленных целей.

Организация "Источник Жизни" (далее – ИЖ) проводит программы, основанные на методах, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов человека.

1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение.

Тренинг проходит с 9.50 утра и до 21.00 (иногда до 24 часов ночи). Каждый день проходит в бесконечных лекциях, дискуссиях, работе в парах, упражнениях в большой (малой) группах, медитативных процессах (упражнения с закрытыми глазами), играх, рассказах о своих переживаниях, работе с тренером. В завершении дня каждому участнику выдаётся письменное домашнее задание, которое необходимо выполнить к утру следующего дня. Тем самым контроль над временем формирует так называемую "вынужденную беспомощность", характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние.

Наталия Зоркая: "Не бунтари, а приспособленцы"

Наталия Зоркая
Социолог Наталия Зоркая обозначила основные тенденции в настроениях молодых россиян. 

Чем отличается современная молодежь от своих сверстников, скажем, 90-х, что стало для нее главной жизненной ценностью и насколько сильны в молодежной среде патриотические настроения – заглянуть в душу поколения молодых XXI века ответственный редактор "НГ-политики" Роза ЦВЕТКОВА попыталась с помощью завотделом социально-политических исследований Левада-Центра Наталии ЗОРКОЙ.

– Наталия Андреевна, что собой представляет социальный портрет нынешней молодежи? Давайте начнем с возраста – есть ли четкие границы, как говорится, "от" и "до"?

– Как известно, в советское время молодежью считались люди чуть ли не до 35 лет. Это было своего рода пролонгированное вступление как бы во взрослую жизнь, отчасти связанное с тем, что для молодых людей того времени предполагался постепенный переход от комсомольской карьеры к партийной и соответственно кадровое повышение по службе.

Сейчас нет каких-то принятых стандартов, но если посмотреть на это с социологических позиций, то молодежью принято считать тех, кто уже получил среднее образование, то есть достиг возраста 16–18 лет, и вступает в следующую фазу социализации – может либо идти работать, либо продолжать свое образование. Верхнюю границу я бы ограничила возрастом в 25 лет. Вот в этих пределах – от 16 до 25 – можно говорить о молодежи как о какой-то выделенной группе. Но в принципе под разные задачи можно эти границы раздвигать, например, если иметь в виду какой-то первый опыт рабочей жизни, уместно выделение группы молодых в диапазоне от 25 до 35 лет.

– Ну да, покупать алкогольные напитки, к примеру, можно лишь с 21 года, голосовать – с 18, а уголовная ответственность, если не ошибаюсь, для несовершеннолетних заканчивается на уровне 14 лет. Это укладывается в общевозрастное определение молодого поколения?

– Нет, это не связано с тем понятием молодежи, которым мы оперируем в наших исследованиях, а определяется скорее политикой в отношении молодых, и здесь просматриваются разные тенденции. Например, снижение срока уголовной ответственности до 14 лет, и это все-таки значительное ужесточение свидетельствует о том, что со стороны государства очевидно: существует большая проблема подростковой преступности, агрессии. Если же посмотреть с позиций тех, кто занимается этой проблематикой, то, конечно же, становится понятно, что одним снижением возраста для наступления более жесткой уголовной ответственности решить эти проблемы сложно.

Поскольку подростки, может быть, именно сейчас в нашей стране – группа в наибольшей степени потерянная, нигилистическая, не находящая понимания и оттого – агрессивная. Такие настроения в подростковой среде в любом современном обществе присутствуют, но у нас эта проблема приобретает еще более острые, специфические черты. При том, что ей, этой проблеме подросткового, переходного возраста уделяется гораздо меньше внимания, чем на Западе.

– В чем эта специфика проявляется?

– В современной российской семье – есть у нас такие данные – присутствует явно выраженная установка на авторитарное воспитание, на жесткий контроль над подростками во всем: общение, деньги, свободное время. И такие установки диктата по отношению к детям, вплоть до физического наказания за непослушание, в последние годы растут, усиливаются в обществе. Даже в семье взрослые люди ориентированы не на помощь и понимание по отношению к детям, а на то, чтобы максимально их контролировать и подавлять для "их же пользы".

вторник, 27 мая 2014 г.

Свежие исследования о лжи: "Ложь наша насущная"

Мы — патологические лжецы. Так проявляется альтруистическая часть нашей личности и желание, чтобы окружающие видели нас с самой лучшей стороны.

Мы подсознательно уверены, что обманщиков в конце концов ожидает расплата, и если не сразу, то через какое-то время их настигнет кара. Несмотря на это мы постоянно лжем: в среднем (по американским данным) 11 раз в неделю. А в разговоре с новым знакомым — даже до трех раз в 10 минут. 

Обычно это совершенно невинный обман. Немного преувеличить, о чем-то умолчать, на волосок отклониться от правды: тебе это очень идет; ты совершенно не меняешься; отлично сделанная работа; у меня все хорошо; я не видел, что ты звонил; я уже еду; я купила это на распродаже; я к этому не прикасался и понятия не имею, где оно! 

Justyna Sarzyńska
"Мы хотим, чтобы нас уважали и любили. Когда оценка оказывается под угрозой, мы склонны искажать действительность, чтобы соответствовать идеалу. Это одна из основных причин, почему мы лжем. Мы не хотим доставлять окружающим неудобств. Желание быть честным отступает перед желанием быть милым и вежливым: в будничной жизни преобладает альтруистическая ложь", — отмечает Юстина Сажиньска (Justyna Sarzyńska), сотрудник Высшей школы общественной психологии в Варшаве.

Robert Feldman
Ложь — это способ адаптации к общественной жизни. Благодаря обману мы облегчаем себе ежедневное существование и функционирование социальных отношений. 

Однако, как утверждает исследователь этого аспекта жизни профессор Массачусетского университета Робер Фельдман (Robert Feldman), в маленьких обманах кроется ловушка. От легкой лжи в несущественных вопросах, проще перейти ко лжи в серьезных делах

Исследование показало, что близким людям мы лжем реже, однако если это происходит, то прибегаем к обману более крупного "калибра" и имеющему более серьезные последствия. 

воскресенье, 25 мая 2014 г.

Манипулятивный или лоскутный стиль медиации

Коллега поделился великолепной моделью медиации, которая по моему мнению в разы лучше "искусственных" и не реалистичных подходов в стиле "все люди братья".

"Mediation Style and Crisis Outcomes", Kyle C. Beardsley, David M. Quinn, Bidisha Biswas and Jonathan Wilkenfeld, The Journal of Conflict Resolution, Vol. 50, No. 1 (Feb., 2006), p 66

Манипулятивный/лоскутный (Manipulation/Clout) стиль медиации: 
  • Удерживает стороны за переговорным столом
  • Изменяет ожидания сторон
  • Берёт ответственность за уступки
  • Предупреждает стороны о цене несогласия
  • Предоставляет избирательно информацию
  • Помогает переговорщикам прийти к договорённости
  • Вознаграждает стороны за уступки
  • Оказывает давление на стороны с целью повышения их гибкости
  • Обещает ресурсы
  • Угрожает лишением ресурсов
  • Предлагает проверку соблюдения соглашений
  • Добавляет стимулы
  • Угрожает санкциями
  • Угрожает прекращением медиации

четверг, 22 мая 2014 г.

Опрос пострадавших для научного исследования!

Публикую просьбу коллеги-ученого:

Уважаемые посетители Блога Felicidad!

Меня зовут Виктор Елкин, я аспирант кафедры социальной психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Моя научная работа посвящена исследованию социально-психологических процессов  в нетрадиционных религиозных группах на постсоветском пространстве, которые в различной литературе называются сектами, культами, НРД и т.д. В подобных группах за последние двадцать лет побывали многие наши соотечественники. В этом нет ничего постыдного, так как в секту при определенных обстоятельствах может попасть любой из нас. Опыт людей, состоявших в таких группах, сегодня представляет большую ценность.

Подобное исследование проводится впервые. Его результаты помогут не только точнее рассмотреть процессы происходящие в различных религиозных группах, но и в будущем могут стать основой для совершенствования законодательства с целью защиты человека от психологического насилия, осуществляемого в некоторых их них. Поэтому мы просим побывавших в таких группах людей отозваться и принять участие в нашем исследовании.

Почему мы решили провести такое исследование?

Сегодня в обществе ведутся острые дискуссии о том, какие религиозные группы считать позитивными, помогающими обрести опору в жизни, а какие наоборот —  опасными и представляющими угрозу для человека. Представителей прессы,  апологетов традиционных религий и антисектантских организаций часто обвиняют в необъективности, в том, что они ставят штамп «секта» и незаслуженно относят к деструктивным многие религиозные группы, которые на самом деле таковыми не являются. Мы решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения и выделить признаки, отличающие конструктивные группы от деструктивных, измерить и проанализировать выраженность этих признаков в  деятельности как традиционных, так и нетрадиционных религиозных групп.

На наш взгляд, деструктивные группы характеризуются вмешательством в жизнь членов группы и осуществлением контроля в тех сферах жизнедеятельности, где традиционно  человек принимает решения самостоятельно (т.е. тоталитарностью), а также насильственным воздействием и применением техник психологического воздействия, целью которых является лишение человека возможности делать осознанный выбор в той или иной ситуации. Например, таких техник как групповое давление, манипуляция, внушение, формирование страхов и фобий и т.п.

Важно уточнить, что мы не считаем тоталитарностью общие требования морали и нравственности, которые имеются в любой религии. Ни одна цивилизованная религия не будет следить за каждым шагом своих последователей и требовать от них полного подчинения. Например, требовать отказа от семьи и друзей только из-за того, что они не разделяют учение группы, указывать на ком жениться или за кого выходить замуж, какую профессию выбрать и т.д.

Для участников исследования мы подготовили пакет опросников с инструкциями по заполнению, который вышлем на e-mail, Skype или адрес в социальных сетях (в зависимости от того, как будет удобно). Мы гарантируем  анонимность всем, кто готов принять участие в исследовании, и просим писать на электронный адрес:

rusbalt@yandex.ru или в личные сообщения «Вконтакте»: http://vk.com/id5161915

С уважением,

Виктор Елкин

среда, 21 мая 2014 г.

Конспект семинара Джанни Франчесетти по работе с паническими атаками

Gianni Francesetti
Психолог Наталья Старова в своем акакунте фейсбука выложила  конспект февральского семинара "Гештальт-подход в терапии панических расстройств" Джанни Франчесетти (Gianni Francesetti). 
Джанни Франчесетти (Gianni Francesetti), гештальт-терапевт, психиатр, международный тренер, координатор международной обучающей программы по работе с психопатологией в гештальт-подходе (Итальянский Гештальт Институт) президент EAGT, президент FIAP(Федерация Психотерапевтических Ассоциаций Италии), экс-президент Итальянской Ассоциации Гештальт-терапии, ассоциированный член Нью-Йоркского Гештальт Института. Живет и работает в Турине (Италия), как психотерапевт, психиатр и супервизор.
Каждый человек проживает панические атаки (далее "ПА") своим уникальным способом. Обычно ПА появляется внезапно у человека, который не имеет особенных расстройств. На начальном этапе ПА человек не идет к психологу, идет к медику или в скорую, т.к. у него ощущение, что он умирает. Обычно такой человек чувствует себя довольно хорошо, у него нет особенных расстройств, до момента ПА "жизнь в порядке".

Паническое расстройство и Паника. 

Паника – физиологическая ситуация, которая описана у Перлза и Гудмена, как защитная реакция на границе контакта. Эта защитная реакция рождается, когда появляется опасность, с которой невозможно справиться. Случается инцидент, происходит паника и мы убегаем. Либо теряем чувства, падаем в обморок. Это физиологическая реакция - сбежать от опасности. Паника - физиологическая реакция, которая возникает при реальной опасности. Такая реакция бывает и у животных: побег или замирание. Замирание – это эволюционное приобретение. Глаза хищника лучше видят движение, если одно животное замерло, а другое бежит – хищник будет реагировать на бегущее животное. Это причина, почему от страха мы делаем резкий вдох и задерживаем дыхание.

Паническая атака.

ПА – это симптом (это не диагноз). Что происходит при ПА? Возникает внезапно без видимых причин. Чувство страха, ужаса. Страх перед смертью либо страх сойти с ума здесь в этот миг, и необходимо сразу что-то сделать. Сердцебиение, пот, изменение дыхания, слабость в ногах, м.б. боль в животе, сильнейшая тошнота. Чувства странным образом воспринимают внутреннее состояние. 

Паническое расстройство.

Это диагноз. Когда ставят диагноз ПР, ПА по крайне мере в начале, неожиданны. (ПА при фобиях не рассматривается как ПР). При ПР первый приступ случается внезапно. Все как обычно, и случается "молния на ясном небе". И если я выживаю, то закрепляется жуткий страх "ходить по дороге с ясным небом". Я начинаю избегать ситуации, где это случилось, я пробую контролировать. А эти ситуации могут случиться где-то еще… Медики говорят, что все в порядке с моим организмом…

Итак, неожиданность + запрет (избегание ситуаций), где это произошло. Я могу это пережить только если меня сопровождают.

Человек не знает, почему это с ним случилось. Это сильнейший симптом, который оторван от жизни. Важно дать (расширить, переопределить, воссоздать) фон, чтобы сделать непонятный симптом понятным.

вторник, 20 мая 2014 г.

Даниэль Канеман: "В каких случаях интуиция мешает нам принимать верные решения"

Daniel Kahneman
Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) - психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике, в своей книге "Думай медленно, решай быстро" описывает 7 типичных ловушек, когда интуиция приводит к ошибочным действиям.

Одна из лучших статей, которая идеально описывает не только ловушки мышления в ситуации работы и семьи, но и в рамках культа и гуру. Принцип заблуждений и ошибочных выводов такой же.

Психологи выделяют два режима мышления, которые мы назовём Система 1 и Система 2. 
  • Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля. 
  • Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. 
Пока мы бодрствуем, работают обе системы: первая — автоматически, а вторая — находится в комфортном режиме минимальных усилий. Когда всё происходит гладко, Система 2 принимает предложения Системы 1 совсем или почти без изменений. Как правило, вы верите своим впечатлениям и действуете согласно своим желаниям, и обычно это вполне приемлемо. Система 2 приходит в действие, когда обнаруживается событие, нарушающее модель окружающего мира в представлении Системы 1. Большую часть времени Система 1 отлично выполняет свои функции, однако ей свойственны свои искажения и систематические ошибки, особенно плохо она разбирается в логике и статистике. 

Иллюзия истины


Если что-то кажется знакомым, мы предполагаем, что это правильно. Система 1 даёт ощущение знакомости, а Система 2 на основе этого ощущения решает, соответствует ли утверждение истине. Всё, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку. 

Частые повторения — надёжный способ заставить людей поверить неправде, потому что различить истину и ощущение чего-то знакомого нелегко. Авторитарные режимы и маркетологи давно об этом знают, но психологи обнаружили, что для правдоподобия даже не обязательно повторять утверждение полностью. Если вы часто слышали слова "температура тела курицы", вы легче примете за правду утверждение "температура тела курицы равна 62 градусам". Если вы не можете вспомнить, откуда вы это знаете, и никак не можете соотнести утверждение с другими известными фактами, вам остаётся лишь ощущение когнитивной лёгкости, сообщающее о том, что где-то вы нечто подобное уже слышали. Ощущение "прошлости" указывает вам на наличие предыдущего опыта, которого в реальности не было. 

Эффект настроения 


Хорошее настроение, интуиция, способность к творчеству, доверчивость и повышенная зависимость от Системы 1 входят в одну группу. На другом полюсе находятся связанные между собой огорчение, бдительность, подозрительность, аналитический подход и дополнительные усилия. Хорошее настроение ослабляет контроль Системы 2 над деятельностью, люди в таком состоянии более склонны к логическим ошибкам. Такая связь имеет биологический смысл: хорошее настроение — это сигнал, что в целом всё идёт хорошо, окружающая обстановка безопасна, оборону можно ослабить. 

Плохое настроение — признак того, что ситуация не очень хорошая, возможно наличие угрозы, требуется бдительность. Так что будьте осторожны с принятием ответственных решений, если утром вы проснулись в хорошем настроении. 

Эффект ореола 


Если вам нравится политика президента, вам, вероятно, также нравятся его внешность и голос. Склонность хорошо (или плохо) воспринимать в человеке всё, включая то, чего вы не видели, называется эффектом ореола. Это ещё один способ, с помощью которого Система 1 генерирует представление об окружающем мире, упрощая его и делая более логичным, чем на самом деле. 

Сведения о предмете накапливаются постепенно, и их интерпретация определяется эмоцией, связанной с первым впечатлением. Эффект ореола увеличивает силу первых впечатлений порой до такой степени, что остальная информация почти полностью пропадает.

Для получения полезной информации из множественных источников следует обеспечить их независимость друг от друга. Именно из-за этого полицейские не разрешают свидетелям происшествия обсуждать его друг с другом до дачи показаний — боятся, что те повлияют на мнение друг друга и начнут делать одинаковые ошибки. Принцип независимости суждений могут с успехом использовать руководители компаний во время проведения совещаний. Все участники должны записать краткое изложение своей точки зрения до обсуждения, тогда разнообразие знаний и мнений внутри группы может быть эффективно использовано. При стандартном открытом обсуждении слишком большой вес приобретают мнения тех, кто говорит раньше и убедительнее других.

Что видишь, то и есть 


Система 1 отлично справляется с выстраиванием наилучшей возможной истории, включающей активированные в данный момент идеи, но не учитывает информацию, которой у неё нет. Мерой успеха для Системы 1 является целостность созданной истории, а количество и качество данных, на которых она основана, особого значения не имеют. Она работает как механизм для поспешных выводов. 

Подумайте над следующим: "Будет ли Миндик хорошим лидером? Она умная, сильная…" Вам в голову быстро пришёл ответ: "Да". Вы выбрали лучший вариант на основании ограниченной доступной информации, но вы поторопились. А вдруг следующие два прилагательных оказались бы "коррумпированная" и "жестокая"? Ваша ошибка в том, что вы не задали себе вопрос: "Что мне нужно знать, чтобы сформировать своё мнение о качестве лидерства?" Обращаясь к Системе 2, вы начинаете искать информацию, которой у вас нет, а не строите историю на основе отрывочных фактов. 

Автозамена 


В нормальном состоянии ваш разум обладает интуитивными чувствами и мнениями почти обо всём, что вам встречается. Вы просто откуда-то чувствуете, что человек вам не нравится, хотя вы его плохо знаете, что дело будет успешным, хотя пока не вдавались в его анализ. Есть объяснение того, как мы генерируем интуитивные мнения по сложным вопросам. Если на сложный вопрос быстро не находится удовлетворительного ответа, Система 1 подыскивает более лёгкий родственный вопрос и отвечает на него (считая при этом, что нашли ответ на первый вопрос). 

Например вопрос "Сколько вы согласны пожертвовать на спасение исчезающего вида?" заменяется на вопрос "Какие эмоции я испытываю, думая об умирающих дельфинах?". Вопрос "Насколько вы в последнее время счастливы?" — на вопрос "Какое у меня сейчас настроение?". "Насколько популярен будет президент через полгода" — на "Насколько президент популярен сейчас?"

Счастливый случай 


Ассоциативные механизмы ищут причины. Наша склонность к каузальному мышлению порождает серьёзные ошибки в оценке случайности действительно случайных событий. Для примера возьмём пол шести младенцев, родившихся в больнице один за другим. Последовательность появления мальчиков и девочек совершенно случайна, эти события независимы. Однако вам покажется менее вероятным, что родились 6 девочек подряд, чем то, что мальчиков и девочек родилось поровну. Мы везде ищем закономерности и не ожидаем, что случайный процесс приведёт к регулярным результатам.

На этом основывается убеждение многих тренеров и болельщиков, что иногда у игроков бывает "лёгкая рука": если тот забрасывает три или четыре мяча подряд, возникает казуальное убеждение, что он и дальше будет играть успешнее других. Статистика это опровергает. 

Иллюзия закономерности влияет на нас и за пределами игр: сколько выгодных сделок должен заключить ваш финансовый консультант, прежде чем вы решите, что он необычайно эффективен? Какое количество успешных сделок убедит совет директоров, что у гендиректора талант к управлению? Следуя интуиции, вы чаще воспримете случайное событие как закономерное.

Мнимая убедительность 


Предположим, вы хотите, чтобы читатели поверили тому, что вы пишете. Главное — любым способом уменьшить когнитивное напряжение, так что для начала стоит сделать всё возможное для повышения читабельности: выберите качественную бумагу, внятный шрифт, используйте ярко-синие или красные буквы и ни в коем случае не бледные оттенки зелёного, жёлтого или голубого. 

Если вам важно казаться умным и достойным доверия, не используйте сложные слова в случаях, где достаточно простых. Облечение знакомых мыслей в претенциозные слова считается признаком низкого интеллекта и малой достоверности информации. Так, компании с произносимыми названиями лучше чувствуют себя на рынке в первую неделю после выхода акций. Одно исследование показывает, что инвесторы ожидают более высоких доходов от акций компаний с легко произносимыми названиями, вроде "Эмми", чем от акций, названных неудобно, например "Геберит". 

Если можете, выразите свои мысли в виде стихов, тогда их легче воспримут как правду. Выражение "Вместе горевать — меньше враждовать" кажется более глубоким, чем "вместе горевать — меньше соперничать". Если вы кого-то цитируете, выбирайте источники с названиями попроще. 

Мы все проводим основную часть жизни под руководством впечатлений Системы 1 и зачастую не знаем, откуда они берутся. Откуда вы знаете, что утверждение верно? Если оно логически и ассоциативно увязывается с другими вашими убеждениями или исходит из источника, которому вы доверяете, вы почувствуете когнитивную лёгкость. Проблема состоит в том, что у лёгкости могут быть и другие причины, в том числе вид шрифта и привлекательный ритм прозы, а у вас нет простого способы отследить источник своих чувств.

Взято.

Общение с культистом: метод "запечатанного конверта"

Недавно в процессе делового общения выяснил, что один знакомый попал в психокульт. Общение было неформальное и праздничное, так что ни о какой серьезной дискуссии речи не могло идти, но...

сколько лет я работаю, столько вижу, что аргументация, в большинстве случаев, при общении с людьми, кто в стадии вербовки в культ или на первом этапе (а иногда и на втором) индоктринации по Левину, сводится к осбуждению одних и тех же шаблонов и заблуждений. Особенно в случае психокульта, если речь идет о личном успехе, лидерстве и развити, и т.п.

В моем случае, это как просмотр одной и той же серии или версии фильма. Те же реплики, одинаковый сюжет, но актеры меняются. :)

Так вот один из методов, который может сильно изменить влияние аргументации консультанта на "жертву" - "метод запечатанного конверта"
  1. Напишите список тезисов о чем будет скорее всего будет говорить культист. Тезисы нужно продумать, т.к. они могут немного отличаться в зависимости от идеологии культа, но как правило это разные вариации "8 признаков культового влияния по Лифтону" + немного особенностей культа.
  2. Запечатываете тезисы в конверт и при клиенте отдаете третьему лицу, который участвует в беседе и кладет его на видное место, но доступное только ему.
  3. Вы сообщаете, что в определенный момент Вы можете попросить (а можете и не попросить) Клиента взять конверт, открыть его и прочитать вслух. 
  4. Объясните, что Вы там записали тезисы, которые будут использоваться в процессе обсуждения культа.
  5. Если большая часть дискуссии идет по типичным стереотипам и шаблонам мышления, которые формируются в культе (или до культа, но схожи с культовой идеологией - характерно для лидерских курсов), то в определенный переломный этап, чтобы доказать, что клиент воспроизводит типичные шаблоны - просите его вскрыть конверт и зачитать тезисы.
  6. Дальше Вы можете обсудить с ним или проговорить вслух от себя, что он/Вы думает или прочувствовал после прочтения тезисов из конверта. Важно получить зацепки для критической беседы и выстроить барьеры для включения культовых стереотипов.
Задача данного метода показать клиенту или "вовлекаемому новичку" (культисту со стажем, который глубоко погрузился в культ сложно будет доказать, что-то даже если Вы очень точно все опишите в письме), что его мысли и высказывания, на самом деле уже групповые и он уже капитулировал перед группой. Это первые шаги для работы в направлении критических высказываний и снижения защиты "ценностей культа" в процессе общения с культистом. Консультант должен помочь по другому посмотреть на ситуацию попадания в психокульт и сломать "диктофон", который воспроизводит реплики/тезисы культовой группы.

Сами по себе тезисы должны быть нейтральными, не нападающими и обобщенными, но с учетом культовой идеологии. 

Например, в случае Лайфспринга (пишу очень сжато, не для конверта, а просто как тезисы "шаблонов"): 
  • "многие успешные люди прошли занятия и им помогло";
  • "западные/отечественные ученые/наука не может всё объяснить";
  • "я/он/кто-то получил пользу";
  • "это небольшие деньги, поэтому не опасно";
  • "это вложения в себя, которые окупятся";
  • "лайфспринг на Западе/в другом месте плохой, но у нас другой - хороший";
  • "я не могу перестать туда ходить, т.к. там находятся важные/близкие для меня люди" ("стокгольмский синдром");
  • "вокруг меня много неудачников/ленивых людей/глупцов, нужно развиваться и быть лидером";
  • "ты должен убедить меня и возможно я не пойду туда, но я буду выбирать что правда, а что нет".
Для другого культа можно подготовить свой перечень вопросов и т.д. Данный подход позволяет сочетать элементы некоего "действия на сцене", признаки "честной сделки" и возможности, на определенном этапе дискуссии, ухода к критическому и рациональному общению.

пятница, 16 мая 2014 г.

Элизабет Лофтус: "Исследование ложных воспоминаний"

Психолог Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus) о ложной памяти. Лофтус делится некоторыми поразительными историями и статистическими данными и поднимает важные этические вопросы, над которыми нам всем следует задуматься.



Данное видео великолепно иллюстрирует процессы внедрения ложной памяти у культистов.

Нейробиология: как мозг создает зрительный образ Бога

Статья "Рай для нейробиологии: как мозг создает зрительный образ Бога" ("Heaven is for neuroscience: How the brain creates visions of God","Salon", США). Такие известные люди, как Жанна д’Арк и Достоевский, говорили о том, что у них случаются сверхъестественные видения. Почему? Разгадка может храниться в их мозге

Отрывок из книги Сэма Кина "Рассказ о дуэли нейрохирургов. История человеческого мозга в правдивом повествовании о травмах, безумии и выздоровлении" (The Tale of the Dueling Neurosurgeons: The History of the Human Brain as Revealed by True Stories of Trauma, Madness, and Recovery).

На протяжении почти всей известной нам истории люди относили свой разум и, соответственно, душу не к области мозга, а к области сердца. Так, готовя мумию к загробной жизни, древние египетские жрецы удаляли сердце целиком и сохраняли его в обрядовом сосуде. А мозг они, напротив, выдирали через ноздри железными крючками и выбрасывали его на поживу животным, заполняя пустую черепную коробку опилками или смолой. (Вообще-то это нельзя назвать язвительной оценкой умственных способностей древнеегипетских политиков — просто тогда бесполезным считался мозг любого человека.) 

Большинство древнегреческих мыслителей также считали сердце венцом человеческого организма. Аристотель отмечал, что у сердца есть толстые сосуды, чтобы формировать и передавать послания, а у мозга имеются лишь тонкие и слабые струны. Более того, сердце находится в самом центре организма, как и подобает командующему. А мозг пристроился в изгнании в его верхней части. Сердце формируется у зародыша в первую очередь, и оно работает в такт нашим эмоциям, стуча то быстрее, то медленнее. А мозг — ну, он просто типа сидит в черепе. Следовательно, в сердце должны находиться наши главные способности и дарования.

Между тем, у некоторых врачей всегда была несколько иная точка зрения на то, откуда берется наш разум. Просто у них было слишком много пациентов, получивших хороший удар по башке и утративших высшую способность мыслить, чтобы считать все это простым совпадением. Поэтому врачи начали продвигать идею о том, что в центре человеческой природы находится мозг. Несмотря на острые дебаты, шедшие несколько столетий, и особенно о том, есть в мозгу некие специальные отделы или нет, к началу 17-го века большинство ученых мужей возвело мозг на престол и разместило в нем разум. А некоторые отважные ученые занялись даже поисками анатомического Эль-Дорадо, а именно, точного места размещения души в человеческом мозге.

Одним таким исследователем был шведский философ Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg). Это был один из самых странных типов, забредших на сцену истории. Семья Сведенборга в конце 1600-х сделала состояние в горном деле; и хотя мальчика воспитывали в набожной среде (отец писал хвалебные гимны хлебу насущному, а позднее стал епископом), он посвятил свою жизнь физике, астрономии и геологии. Он стал первым, кто предположил, что солнечная система образовалась тогда, когда гигантское облако космической пыли свернулось и подверглось сжатию. Подобно Леонардо да Винчи, он рисовал в своем дневнике чертежи и эскизы самолетов, подводных лодок и пулеметов. Современники называли Сведенборга "шведским Аристотелем".

В 1730-х годах, когда ему исполнилось сорок, Сведенборг занялся анатомией нервной системы. Но вместо того, чтобы препарировать мозги, он уютно устроился в кресле и начал штудировать горы книг. Основываясь исключительно на этих исследованиях, Сведенборг предложил несколько поразительно провидческих идей. Он разработал теорию о том, что в мозгу имеются миллионы маленьких независимых элементов, соединенных волокнами. Таким образом, он спрогнозировал учение о нервных клетках. Сведенборг сделал верный вывод о том, что мозолистое тело позволяет левому и правому полушариям обмениваться информацией. Он также определил, что гипофиз выполняет функцию "химической лаборатории". В каждом случае Сведенборг утверждал, что он просто сделал очевидные заключения из исследований других людей. В действительности он совершенно по-новому начал толковать нейробиологию своего времени. И почти все из тех, кого он цитировал, называли его душевнобольным и/или еретиком.

"Эффект Моцарта" - история одного мифа

Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об "Эффекте Моцарта". 

Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга "Почему Моцарт?". В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие "Эффект Моцарта". 

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом. 

Популяризация мифа

Хотя исследование Раушер и Шоу показало лишь кратковременное улучшение пространственного мышления, их результаты были истолкованы общественностью и СМИ как "улучшение работы мозга в целом". В 1994 году музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в New York Times статью под названием: "исследователи установили, что прослушивание Моцарта на самом деле делает вас умнее". А в 1997 году о результатах исследования Раушер и Шоу упомянула газета Boston Globe. 

Монетизация мифа:

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла "Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух". В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – "Эффект Моцарта для детей". В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушер и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты 

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные "таблетки от всего". Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: 
  • "глубокого отдыха и омоложения", 
  • "развития интеллекта и обучения", 
  • "развития творчества и воображения". 
Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с "правильной" подборкой произведений Моцарта. 

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование "универсального лекарства". Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями. 

Тяжелая артиллерия:

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки. 

Опровержение мифа:

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли "Эффект Моцарта" на самом деле? В статье "Прелюдия или Реквием по "Эффекту Моцарта", на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: "любое улучшение пространственного мышления, приписываемое "Эффекту Моцарта" слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и "Эффект Моцарта" здесь не при чем". 

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению "Эффекта Моцарта". В своём докладе они сделали вывод: "...прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…"

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об "Эффекте Моцарта", он написал: "Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…".

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование "Эффекта Моцарта" в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается. 

По запросу "Эффект Моцарта" поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с "Эффектом Моцарта", но и записаться на семинар по этой теме. "Опытные психологи", за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

вторник, 13 мая 2014 г.

Лженаука: "Вытесненные воспоминания"

В 80-90х годах XX века по США прокатилась настоящая эпидемия восстановления вытесненных воспоминаний: тысячи взрослых людей, проходя психоаналитическую и другую психотерапию, вспомнили, как в детстве родители и близкие родственники насиловали их и даже заставляли участвовать в сатанинских ритуалах и оргиях, сопровождающихся убийством и пожиранием некрещеных младенцев. Что же это было? Неужели благодаря психотерапии наконец-то вскрылась безбожная природа США и была выявлена массовая тайная секта инцестуозных педофилов-сатанистов?

На самом же деле, приведенный выше исторический факт – это всего лишь один из примеров, демонстрирующих реконструктивную природу человеческой памяти и, одновременно, – феномен восстановленной памяти.

Вот, что пишет о реконструктивной природе памяти выдающийся социальный психолог Элиот Аронсон:
"Вспоминание – это процесс ре-конструктивный, т.е. буквальный перевод прошлых событий в слова мы осуществить не можем. Память – не аналог видеозаписи, напротив, наши воспоминания мывоссоздаем (выделено мной – АН) из фрагментов реальных событий, профильтрованных сквозь наши представления о том, что могло произойти и что должно было бы произойти в соответствии с нашими желаниями…" [1, 142].
Сегодня концепция реконструктивной памяти (reconstructive memory) является общепризнанной в научной психологии. Специалисты понимают, что память – это не хранилище видеороликов с записью произошедших с человеком событий, а процесс вспоминания содержит в себе значительную долю реконструирования, воссоздания событий, в котором участвуют и мышление, и воображение, и наши убеждения, установки, и внешние влияния.

Поэтому не стоит обвинять во лжи человека, который, пережив тот же эпизод, что и Вы, по прошествии времени воспроизводит этот случай совершенно иначе, чем Вы. Не стоит обвинять во лжи и рыбака, который каждый раз рассказывая о конкретной рыбалке, говорит о все более и более крупной рыбе. Не стоит и ругаться с супругом, обвиняя его во лжи, если он рассказывает о том или ином пережитом вместе с Вами событии совершенно иначе, чем Вы.

С тем, что память реконструктивна, сталкивался каждый. Например, Ваш покорный слуга, долгое время четко помнил, что оперная дива Плавалагуна в фильме "Пятый элемент" поет песню "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь". Но когда я пересмотрел фильм, то понял, что моя память ошиблась.

Каждый шестой кадровик России признался в использовании гороскопов

В России 15 процентов специалистов по кадрам признались, что использовали помощь астрологов при подборе персонала. Такие данные по итогам опроса среди HR-менеджеров привел портал Работа@Mail.ru.

Чаще всего кадровики-любители астрологии утверждают, что подобные предсказания помогают создать эффективную команду. Так, гороскопы позволяют им оценить соответствие кандидата коллективному духу, узнать его лидерский потенциал и в целом успешность в жизни.

Большинство таких HR-специалистов отметили, что прибегают к гороскопам, когда у них появляются сомнения в кандидате. 27 процентов из них признались, что используют астрологию всегда, а каждый седьмой заявил, что ему приходилось отказывать в трудоустройстве из-за неподходящего гороскопа. По словам 23 процентов кадровиков, смотреть на гороскопы их заставил начальник.

Портал Работа@Mail.ru проводил опрос с 20 по 27 февраля 2013 года среди 1164 менеджеров по персоналу российских компаний.

ЧП: Эротическое издательство от католиков


У нас часто любят ругать традиционные религии в РФ за их "косяки", ошибки и тягу к бизнесу. Недавно прочитал интересную заметку про немецких католиков:
Некоторые представители католической церкви отличаются впечатляющими бизнес-способностями. К таким можно отнести главу немецкого католического издательства Weltbild Клауса Донаубауэра. Он несколько лет руководил компанией c годовым оборотом в 1,7 млрд евро, конкурировавшей в Германии с Amazon. 
Но в 2011 году журналисты обратили внимание на ассортимент издательства: там оказались не только книги по эзотерике, но и издания эротического содержания. Последних было около 2 500 наименований: "Шлюшка — адвокат", "Возьми меня здесь, возьми меня сейчас", "Называй меня проституткой"... 
Скандал прогремел на всю Германию: Кёльнская епархия отказалась от своей доли в бизнесе, а оставшиеся 13 немецких епархий-собственников издательства пытались продолжить бизнес, изъяв из ассортимента книги нескромного содержания, но ничего не вышло. Клаус Донаубауэр ушёл в отставку, а в 2014 году Weltbild объявило себя банкротом.
Так что совершать ошибки свойственно представителям разных религий и в разных странах.

Взято. 

понедельник, 5 мая 2014 г.

Мужчины-военные чаще подвергаются сексуальным домогательствам


Сексуальные домогательства чаще огорчают военных мужского пола, а не их коллег из числа военнослужащих-женщин, выяснили американские ученые, статья которых опубликована в "Sex differences in outcomes and harasser characteristics associated with frightening sexual harassment appraisals".

К такому выводу они пришли, проведя опрос 17 874 военнослужащих армии США, из которых 9098 были мужчинами.

Им удалось установить, что солдаты из числа мужчин чаще страдают от сексуальных домогательств, что приносит им дополнительный стресс.

В 52% случаев мужчины домогались других мужчин. В то же время в 86% случаев мужчины домогались женщин.

Низкий уровень глюкозы в крови провоцирует бытовое насилие

Американские ученые из Университета штата Огайо, основываясь на том, что уровень глюкозы в крови влияет на концентрацию и способность к самоконтролю, выяснили, что пониженный уровень сахара в крови может отрицательно сказаться на супружеской жизни и даже спровоцировать случаи бытового насилия.

К такому выводу ученые пришли в ходе исследования, участниками которого стали 107 семейных пар. Для измерения агрессивных импульсов, каждый участник ежедневно втыкал от 0 до 51 булавки в "куклу вуду", которая олицетворяла их супруга, в зависимости, насколько они были рассержены на него.

Для измерения агрессии, участники соревновались со своим супругом на решении 25 задач, в которых победитель оглушал проигравшего громким шумом через наушники (вариативный эксперимент Милгрэма).

На основе полученных данных исследователи смогли сделать вывод, что пониженный уровень глюкозы связан с агрессией и отсутствием должного самоконтроля.

С полученными учеными выводами можно ознакомиться в "Low glucose relates to greater aggression in married couples", опубликованной в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в ночь на вторник по московскому времени.

Использующие иностранный язык люди склонны принимать основанные на морали решения

Использующие иностранный язык люди склонны принимать основанные на морали решения, говорится в статье американских ученых, опубликованной в статье "Using a foreign language changes moral decisions".

К такому выводу они пришли, проведя собеседования с иностранцами, живущими в США, Испании, Кореи, Франции и Израиле и говорящими на языках этих стран.

Вообще изначально тема исследования возникла в дискуссии о "предвзятости" граждан-эмигрантов, которые попадают в присяжных заседателей.

Было проведено два эксперимента. В одном исследователи оценила данные собеседования 725 участников, в том числе 397 носителей испанского с английского языка как иностранным, и 328 носителями английского языка с испанским языком как иностранным.

А в другом ученые собрали данные из нескольких выборок "родной / иностранный язык": английский / испанский (N = 112) в США, корейский / английский (N = 80) в Корее, английский / французский (N = 107) во Франции, и испанском или английском языке / Иврит (N = 18) в Израиле.

Результаты эксперимента согласуются с  предположением исследователей о том, что иностранный язык увеличивает утилитаризм, увеличивая эмоциональную дистанцию, но, учитывает высокий уровень утилитарных выбор это также может отражать "эффект потолка".

По словам ученых, такие люди склонны принимать решения, основанные на концепции всеобщего блага.

В то же время в своей стране, когда они стоят перед определенным выбором, такие решения они принимают, учитывая, в первую очередь, личные интересы.

Исследователи утверждают, что подобная закономерность указывает на необходимость наличия того учреждения как ООН.

Психические заболевания обычно не связаны с преступностью

Психические заболевания обычно не связаны с преступностью, утверждают американские ученые, статья которых опубликована в статье "How often and how consistently do symptoms directly precede criminal behavior among offenders with mental illness?" и более развернуто в газетной статье.

К такому выводу они пришли, проанализировав 429 преступлений, среди которых были 143, которые совершили люди, страдающие от таких расстройств, как депрессия, шизофрения и биополярное расстройство.

По словам ученых, лишь 7,5% преступлений напрямую связаны с психическими заболеваниями, в то время как остальные обусловлены бытовыми или иными мотивами.

Исследователи утверждают, что бытующий стереотип о прямой связи между преступлениями и психическими заболеваниями не имеет под собой оснований.

Религиозная музыка помогает старым американцам сохранять психическое здоровье в тонусе

Религиозная музыка помогает пожилым американцам сохранять психическое здоровье в тонусе, утверждают ученые из США, чья статья опубликована в научном журнале The Gerontologist.

К такому выводу они пришли в ходе исследования, участниками которого стали 1024 американца в возрасте от 65 до 90 лет.

Ученые установили, что те из них, что слушали религиозную музыку реже страдали от слабоумия. Тем не менее, наблюдались и обратные случаи.

Исследователи не связывают этот феномен с религиозными чувствами отдельных стариков.

По их мнению, закономерность проявляется вследствие того, что эти люди имеют хобби и продолжают вести активный образ жизни.

После расставания влюбленные чаще обращаются к Богу

Данное исследование хорошо иллюстрирует почему молодежь или более зрелых людей, после эмоционального разрыва с партнером, так легко вовлечь в культы.
После расставания влюбленные чаще обращаются к Богу, считают ученые, статья которых опубликована в статье "A Relationship With God? Connecting with the Divine to Assuage Fears of Interpersonal Rejection"
К такому выводу они пришли в ходе четырех исследований, участниками которых стали 187 людей, исповедовавших христианство, иудаизм, ислам, а также атеисты. 
По словам ученых, чаще всего к религии обращаются те, кого бросили, а не те, кто выступил инициатором разрыва
Исследователи утверждают, что расставание зачастую заставляет перестать верить в людей, вследствие чего и происходит обращение к Богу.
Взято. 

Проблемы в отношениях со сверстниками выражаются в кошмарах


Если ребенку снятся ночные кошмары, то, возможно, над ним издеваются в школе, предупреждают специалисты в лице доктора Сузет Тани Лереи из Университета Варвика. Кошмары довольно часто посещают детей. На них жалуются до 10% детей, пишет The Telegraph в статье "Children's nightmares may be warning sign of bullying".
.
Исследование 6438 детей показало: неприятные сны повышали риск наличия издевательств в школе. Родителям стоит озаботиться этим вопросом, если кошмары происходят часто или на протяжении длительного времени. Видимо, стресс, вызванный издевательствами сверстников, выражается в форме неприятных снов. В рамках исследования, когда детям исполнялось 12 лет, их опрашивали на предмет наличия кошмаров и случаев лунатизма.

Кошмары были у четверти 12-летних детей (это почти у каждого 10-го), а приступы лунатизма - у 12%. Более одного ребенка из каждых трех сталкивались минимум с одной из названных проблем. И именно проблемы в отношении со сверстниками действовали в качестве мощного стимула. Известно, что ночью мозг человека обрабатывает информацию, полученную днем. Поэтому по снам можно сделать довольно точный вывод о психическом и эмоциональном состоянии человека. Помимо издевательств, кошмары вызывают переживания по поводу экзаменов, личных взаимоотношений или даже насилия.

Взято.