Недавно в процессе делового общения выяснил, что один знакомый попал в психокульт. Общение было неформальное и праздничное, так что ни о какой серьезной дискуссии речи не могло идти, но...
сколько лет я работаю, столько вижу, что аргументация, в большинстве случаев, при общении с людьми, кто в стадии вербовки в культ или на первом этапе (а иногда и на втором) индоктринации по Левину, сводится к осбуждению одних и тех же шаблонов и заблуждений. Особенно в случае психокульта, если речь идет о личном успехе, лидерстве и развити, и т.п.
В моем случае, это как просмотр одной и той же серии или версии фильма. Те же реплики, одинаковый сюжет, но актеры меняются. :)
Так вот один из методов, который может сильно изменить влияние аргументации консультанта на "жертву" - "метод запечатанного конверта".
- Напишите список тезисов о чем будет скорее всего будет говорить культист. Тезисы нужно продумать, т.к. они могут немного отличаться в зависимости от идеологии культа, но как правило это разные вариации "8 признаков культового влияния по Лифтону" + немного особенностей культа.
- Запечатываете тезисы в конверт и при клиенте отдаете третьему лицу, который участвует в беседе и кладет его на видное место, но доступное только ему.
- Вы сообщаете, что в определенный момент Вы можете попросить (а можете и не попросить) Клиента взять конверт, открыть его и прочитать вслух.
- Объясните, что Вы там записали тезисы, которые будут использоваться в процессе обсуждения культа.
- Если большая часть дискуссии идет по типичным стереотипам и шаблонам мышления, которые формируются в культе (или до культа, но схожи с культовой идеологией - характерно для лидерских курсов), то в определенный переломный этап, чтобы доказать, что клиент воспроизводит типичные шаблоны - просите его вскрыть конверт и зачитать тезисы.
- Дальше Вы можете обсудить с ним или проговорить вслух от себя, что он/Вы думает или прочувствовал после прочтения тезисов из конверта. Важно получить зацепки для критической беседы и выстроить барьеры для включения культовых стереотипов.
Задача данного метода показать клиенту или "вовлекаемому новичку" (культисту со стажем, который глубоко погрузился в культ сложно будет доказать, что-то даже если Вы очень точно все опишите в письме), что его мысли и высказывания, на самом деле уже групповые и он уже капитулировал перед группой. Это первые шаги для работы в направлении критических высказываний и снижения защиты "ценностей культа" в процессе общения с культистом. Консультант должен помочь по другому посмотреть на ситуацию попадания в психокульт и сломать "диктофон", который воспроизводит реплики/тезисы культовой группы.
Сами по себе тезисы должны быть нейтральными, не нападающими и обобщенными, но с учетом культовой идеологии.
Например, в случае Лайфспринга (пишу очень сжато, не для конверта, а просто как тезисы "шаблонов"):
- "многие успешные люди прошли занятия и им помогло";
- "западные/отечественные ученые/наука не может всё объяснить";
- "я/он/кто-то получил пользу";
- "это небольшие деньги, поэтому не опасно";
- "это вложения в себя, которые окупятся";
- "лайфспринг на Западе/в другом месте плохой, но у нас другой - хороший";
- "я не могу перестать туда ходить, т.к. там находятся важные/близкие для меня люди" ("стокгольмский синдром");
- "вокруг меня много неудачников/ленивых людей/глупцов, нужно развиваться и быть лидером";
- "ты должен убедить меня и возможно я не пойду туда, но я буду выбирать что правда, а что нет".
Для другого культа можно подготовить свой перечень вопросов и т.д. Данный подход позволяет сочетать элементы некоего "действия на сцене", признаки "честной сделки" и возможности, на определенном этапе дискуссии, ухода к критическому и рациональному общению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.