среда, 28 мая 2014 г.

Лайфспринг в Самаре: наблюдения изнутри

Пример обязательного группового фото
Привожу кусок отчета моего коллеги психолога, который изучал психокульт Лайфспринг где-то в 2005 году на базовой ппрограмме:

Семинары-тренинги личностного роста являются сравнительно новым для России явлением и позиционируют себя как образовательные программы. "Мы не занимаемся психотерапией. Для этого нужно иметь специальную лицензию", — подчеркивают их руководители. В отличие от академического образования, которое дает знания применимые на практике и диплом государственного образца, организаторы этих программ гарантируют своим студентам освоение и закрепление практических навыков эффективного общения, создание гармоничных отношений в семье, формирование высокой самооценки, способность достигать поставленных целей.

Организация "Источник Жизни" (далее – ИЖ) проводит программы, основанные на методах, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов человека.

1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение.

Тренинг проходит с 9.50 утра и до 21.00 (иногда до 24 часов ночи). Каждый день проходит в бесконечных лекциях, дискуссиях, работе в парах, упражнениях в большой (малой) группах, медитативных процессах (упражнения с закрытыми глазами), играх, рассказах о своих переживаниях, работе с тренером. В завершении дня каждому участнику выдаётся письменное домашнее задание, которое необходимо выполнить к утру следующего дня. Тем самым контроль над временем формирует так называемую "вынужденную беспомощность", характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние.


2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в том, что с ними делают.

Отсутствует чётко определённое расписание мероприятий на день. Скрывается истинная информация о назначении упражнений курса. Никто из сотрудников организации (в т.ч. тренер), не отвечают на заданные вопросы. Медленно, поступенчато организация стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления, личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому статусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цель организации - сформировать зависимый тип личности.

3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно. Активная эксплуатация группового давления.

В начале первого дня курса зачитываются правила, определяющие организацию проведения тренинга, при нарушении которых впоследствии тренер грубо отчитывал «провинившегося». Вот ряд из них:
  • сохранять конфиденциальность о происходящем на тренингах;
  • соблюдать расписание курса (обязательно присутствие на всех днях тренинга);
  • нельзя без приказа, покидать или входить в зал;
  • без разрешения тренера нельзя разговаривать с соседями;
  • без разрешения тренера запрещено есть и пить, употреблять алкоголь, наркотические вещества, кофе, не прописанные врачом лекарственные препараты;
  • входить в зал только с именной карточкой, прикреплённой на видное место;
  • сдавать именную карточку в конце каждого дня и перед перерывами на обед;
  • в аудитории не разрешается записывать на магнитофон и вести записи в тетрадь.
Двери лекционного зала открываются и закрываются по времени, определённому в конце предыдущего занятия. Во время занятий необходимо принимать "открытую" позу, необходимую для свободного восприятия происходящего. При выборе пары для выполнения упражнений всегда менять партнёра. Питание производится по армейскому типу (построение, хоровые кричалки). Сразу после обеда (питание одноразовое) "капитан" проводит собрание малой группы, где обсуждаются темы предыдущих лекций. Остальные 20-30 минутные перерывы проводятся в молчании (нельзя разговаривать ни с посторонними людьми, ни по телефону). Все помещения, вход и выход контролируются сотрудниками ИЖ.

4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения - удобного группе.

Во время лекционных занятий тренер обращается к различным аспектам прошлого опыта, имеющегося у студентов. После лекции проводится оживлённая дискуссия с каждым из присутствующих (сначала по желанию, но в последствии обязательно) индивидуально. Выступающий обязан поднять руку, после чего член команды даёт ему микрофон. Тренер оснащён микрофоном-петличкой, поэтому усиление голоса говорящих, не даёт возможности остальной аудитории думать об отвлёчённой теме. Большая часть работы с тренером – корректировка того, что вы сказали. С первых минут общения в курсе новичку приписывается употреблять определённые слова, иногда лишённые своего прямого смысла. Присутствующим приходится аудиально принимать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом.

В ряде упражнений (парных, групповых) и медитативных процессов студентам прививаются мысли о детстве (беззаботном состоянии сознания). При работе в парах зачастую партнёры выполняют роли взрослого и ребёнка. В данных упражнениях тренер просит рассказать друг другу историю, принять какую-нибудь позу, исповедаться своему отцу/матери, войти в роль жертвы, научится доверять любому студенту из большой группы. В результате контроля над действиями и мыслями студентов создаётся конформная группа. Наблюдается внешняя и внутренняя податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Она проявляется в изменении его первоначального поведения и установок в соответствии с позицией большинства, то есть “быть как все”. Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по-другому, а всем явлениям жизни предписывается новый "культовый" смысл.

5. Подавление прежнего социального поведения и, за счёт манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки);

На базовом курсе ИЖ применяется трёхэтапная программа психологического контроля , создающая дисциплинированного члена деструктивной секты. Все мероприятия, представленные на базовом курсе ИЖ разрушают представления человека о реальности: взрослых людей призывают отбросить прошлый опыт и взглянуть на жизнь по-новому. Наряду с этим происходит разрушение личности - дезориентирование человека (контролируется отдых, питание с низким содержанием белков и высоким содержанием сахаров). Программа базового курса насыщена управляемыми медитациями, групповыми инсайтами, персональными исповедями, сеансами групповых криков, которые весьма способствуют "размораживанию". Эти виды активности начинаются спонтанно и кажутся вполне безобидными, но по мере продолжения тренинга они постепенно становятся всё более интенсивными.

Пример графика с "тренинга"
На этапе "замены" внимание слушателей фокусируют на определённых темах, к которым постоянно возвращаются. Студентам рассказывают, что мир ужасен и обычные невежественные люди даже не представляют, что его можно сделать прекрасным. Студентам внушают, что они могут познать «новую истину», но им мешает "прежняя" личность, "рациональный" ум, и прошлый опыт, которые не дают им возможность иметь выгоду. Их призывают сдаться, прекратить сопротивление, освободиться, поверить. Поначалу эти призывы звучать сдержанно и ненавязчиво, затем становятся всё откровеннее и настойчивее. В них появляется пафос и убедительность. Материал, на основе которого формируется новая личность, выдаётся постепенно, с той скоростью, с какой он может быть усвоен. Курс лекций читается очень монотонно и ритмично, что позволяет эффективно усыплять людей и вводить их в состояние гипнотического транса. Хотя тренер сурово критикует людей, которые уснули и заставляет чувствовать себя виноватыми, в действительности они применяют к ним гипнотические техники воздействия.

На этапе "замораживания" главным методом подачи новой информации становится подражание. Новичков попарно объединяют с ветеранами секты. На одном из вечеров новички последовательно обнимаются со специально приглашёнными для этой акции лидерами ИЖ. "Замораживанию" новой личности способствует так же новое имя, причёска, язык общения. В ходе проведения тренинга ряд студентов поменяли свои именные карточки (был Санёк – стал Александр, Натусик - Наталья), один студент на последнем дне тренинга признался, что скрыл своё настоящее имя (корейца Васю на самом деле звали Роман). У большинства студентов появляется желание поменять свой имидж. Большую роль в общении как с тренером, так и с другими людьми играет "загрузочный язык" - понятный только прошедшим курсы ИЖ. Нового члена группы стремятся как можно быстрее подключить к вербовке.

Фонд поддержки инновационных обучающих программ "Источник Жизни" признан и зарегистрирован как официальная обучающая программа (другие названия – система не традиционного образования, тренинг (или курсы) личностного роста), созданная выпускниками тренинговой компании "Lifespring", является одной из наиболее опасных тоталитарных сект, относящихся к разряду психокультов, действующих на территории России (Екатеринбург, Самара, Санкт-Петербург, Тольятти, Уренгой, Чебоксары и ряд других городов).

К разряду деструктивных культов данная организация отнесена из-за выраженных характерных признаков:
  • чрезмерная необоснованная закрытость: фонд активно работает, но при этом старается быть "невидимым"; отсутствует открытая реклама тренингов;
  • сеть фонда построена аналогично сети распространения наркотиков, в обоих случаях распространение информации о фонде происходит при личном контакте;
  • жесткая градация персонала фонда по уровням посвященности в объективную информацию о фонде и его целях;
  • неординарные формы заключения контрактов фонда со своими студентами, например, подписавший контракт с фондом не является его учеником, а лишь сотрудничает с ним;
  • при этом фонд организован по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фонда и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы;
  • применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фонда "культового менталитета" и формирование в той или иной форме убеждения, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фонда;
  • активный прозелитизм сотрудников фонда: для перехода на следующий этап обучения студенту требуется привлечь на первую ступень определённое число новичков, то есть за количество вовлеченных, завербованных; обманная вербовка новых сотрудников;
  • сокрытие истинных последствий своей деятельности: создатели (основатели) фонда не имеют соответствующего образования в той области, где они проводят активную работу; при рекламе тренинга фонда активно используются ложь, недомолвки, иносказания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.