вторник, 13 мая 2014 г.

Лженаука: "Вытесненные воспоминания"

В 80-90х годах XX века по США прокатилась настоящая эпидемия восстановления вытесненных воспоминаний: тысячи взрослых людей, проходя психоаналитическую и другую психотерапию, вспомнили, как в детстве родители и близкие родственники насиловали их и даже заставляли участвовать в сатанинских ритуалах и оргиях, сопровождающихся убийством и пожиранием некрещеных младенцев. Что же это было? Неужели благодаря психотерапии наконец-то вскрылась безбожная природа США и была выявлена массовая тайная секта инцестуозных педофилов-сатанистов?

На самом же деле, приведенный выше исторический факт – это всего лишь один из примеров, демонстрирующих реконструктивную природу человеческой памяти и, одновременно, – феномен восстановленной памяти.

Вот, что пишет о реконструктивной природе памяти выдающийся социальный психолог Элиот Аронсон:
"Вспоминание – это процесс ре-конструктивный, т.е. буквальный перевод прошлых событий в слова мы осуществить не можем. Память – не аналог видеозаписи, напротив, наши воспоминания мывоссоздаем (выделено мной – АН) из фрагментов реальных событий, профильтрованных сквозь наши представления о том, что могло произойти и что должно было бы произойти в соответствии с нашими желаниями…" [1, 142].
Сегодня концепция реконструктивной памяти (reconstructive memory) является общепризнанной в научной психологии. Специалисты понимают, что память – это не хранилище видеороликов с записью произошедших с человеком событий, а процесс вспоминания содержит в себе значительную долю реконструирования, воссоздания событий, в котором участвуют и мышление, и воображение, и наши убеждения, установки, и внешние влияния.

Поэтому не стоит обвинять во лжи человека, который, пережив тот же эпизод, что и Вы, по прошествии времени воспроизводит этот случай совершенно иначе, чем Вы. Не стоит обвинять во лжи и рыбака, который каждый раз рассказывая о конкретной рыбалке, говорит о все более и более крупной рыбе. Не стоит и ругаться с супругом, обвиняя его во лжи, если он рассказывает о том или ином пережитом вместе с Вами событии совершенно иначе, чем Вы.

С тем, что память реконструктивна, сталкивался каждый. Например, Ваш покорный слуга, долгое время четко помнил, что оперная дива Плавалагуна в фильме "Пятый элемент" поет песню "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь". Но когда я пересмотрел фильм, то понял, что моя память ошиблась.

И конечно, на нашу память можно повлиять извне, и существуют способы заставить нас реконструировать наше прошлое в заданном ключе. Пионером в исследовании этого аспекта реконструктивной памяти была Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus), которая провела множество экспериментальных исследований ложных воспоминаний.

В одном из таких экспериментов, проведенном Э. Лофтус совместно с Дж. Палмером, 150ти испытуемым показывали видеозапись ДТП. После просмотра видеозаписи испытуемых случайным образом разделили на три группы по 50 человек и попросили ответить на несколько вопросов. Один из этих вопросов был ключевым, но испытуемые об этом не знали.

Первой группе испытуемых предложили следующий ключевой вопрос:
  • "Насколько быстро ехали машины, когда одна из них ударила (hit) другую?"
Второй группе испытуемых предложили ключевой вопрос, сформулированный иначе:
  • "Насколько быстро ехали машины, когда одна из них врезалась(smashed) в другую?"
Третья группа была контрольной, т.е. испытуемые из этой группы ключевого вопроса не получили. Необходимо отметить, что в английском языке слова hit и smash контрастируют сильнее, чем русские слова ударила и врезалась.

Затем Э. Лофтус и Дж. Палмер выждали неделю и снова собрали испытуемых для анкетирования. И (как, должно быть, уже догадался проницательный читатель) испытуемые из второй группы оценивали скорость машин – участниц ДТП значительно выше, чем испытуемые из первой и третьей группы (различия статистически значимы), они даже утверждали, что видели на месте аварии осколки стекла, хотя на просмотренной ими неделю назад видеозаписи никаких осколков стекла не было [6]. Отличный экспериментальный пример реконструктивной природы памяти и возникновения ложных воспоминаний под внешним влиянием.

В других экспериментах Э. Лофтус [3; 4] было показано, что с помощью вопросов можно заставить испытуемых приобрести разнообразные ложные воспоминания, в том числе:
  • о стоп-сигнале, которого на самом деле не было,
  • о количестве участников студенческих беспорядков,
  • о сарае, которого в действительности не было,
  • о мнимом пересечении одинарной сплошной линии,
  • о школьном автобусе, которого не было,
  • о женщине с коляской, в действительности отсутствовавшей,
  • о припаркованном фургоне,
  • о цвете автомобиля,
  • и т.д.
Исследования Элизабет Лофтус существенно повлияли не только на расследования дел об изнасилованиях, которые якобы произошли в детстве, и о которых жертвы вспомнили спустя много лет, например, под влиянием психотерапии, но и на отношение к свидетельским показаниям и на правила проведения допросов и дознаний. Сегодня такие правила жестко ограничивают (по крайней мере, в западных странах) возможности следователя повлиять (вольно или невольно) на показания свидетелей, в том числе, за счет наводящих вопросов.

Заметим, что исследованиями восстановленных воспоминаний, ложных воспоминаний занималась не только Э. Лофтус, но и многие другие ученые, в частности, Z. Ambadar, M. Bendiksen, G.O.J. Fletcher, K. Ketcham, J.F. Kihlstrom, W. Koutstaal, K.A. Norman, R. Ofshe, С. McFarland, M. Ross, D.L. Schacter, J.W. Scooler, E. Wattersи др.

А теперь имеет смысл рассмотреть один простой, но весьма интересный эксперимент, показывающий, как приобретенные убеждения вызывают ложные воспоминания.

Одну группу испытуемых убедили, что регулярная чистка зубов полезна. Другая группа такого убеждающего воздействия не получала. Затем участникам обоих групп (экспериментальной и контрольной) в никак не связанной с экспериментом ситуации задали вопрос: "Сколько раз в день Вы чистили зубы в течение последних двух недель?" Испытуемые из экспериментальной группы вспомнили, что чистили зубы значительно чаще, чем испытуемые из контрольной группы (различия статистически значимы) [8].

Необходимо отметить, что подобно участникам этого эксперимента переделывают собственное прошлое люди, попавшие в секту или ставшие адептами какой-либо лжепсихологии. Например, адепты соционики находят множество подтверждений правоты этой лженауки, вспоминая случаи воздействия на "болевую функцию", "ревизии", "заказа" и пр., якобы имевшие место в их жизни.

Исследования Э. Лофтус и других ученых позволяют опровергнуть психотерапевтическую доктрину, в соответствии с которой вытесненные воспоминания о травмах, полученных в детстве, определяют поведение человека, вызывают у него невроз. В частности, в своей статье под названием "Реальность подавленных воспоминаний" Элизабет Лофтус описывает множество факторов, под влиянием которых люди начинают верить своим психотерапевтам и восстанавливают вытесненные воспоминания [5].

В этом плане стоит упомянуть и исследование Гарольда Рено и Флойда Эстесса, в рамках которого 100 успешных взрослых мужчин, продемонстрировали, что их детский опыт перенасыщен травмирующими эпизодами, сложными отношениями со значимыми другими, а также психотравмирующим поведением родителей [7]. Как же это соотносится с тем, что испытуемые были нормальными в психическом плане и успешными в плане социальном?.. Я думаю, ответ очевиден: психотерапевты, да и сама по себе массовая культура, содержащая психотерапевтические (психоаналитические) идеи, просто создают у людей ложные воспоминания.

Кстати, рассмотренное исследование Г. Рено и Ф. Эстесса позволил известному социальному психологу и популяризатору науки Дэвиду Майерсу утверждать следующее: "когда психотерапевты, работающие в парадигме психоанализа Фрейда, начинают выуживать проблемы раннего детства", они эти проблемы находят [2, 196].

Ложные воспоминания, безусловно, могут возникать под влиянием индоктринации, которая является непременным условием психотерапии (чтобы получать психотерапию, человек должен усвоить представления терапевта о том, как работает терапия и как возникает невроз). И если человек принял психотерапевтическую доктрину, в соответствии с которой "все идет из детства", то он легко приобретет ложные воспоминания, соответствующие этой доктрине, например, о половом влечении к матери и о желании убить отца, имевших место в раннем детстве.

Воспоминания, возникающие под гипнозом, в том числе и воспоминания о прошлых жизнях и предыдущих воплощениях также, вероятнее всего, являются ложными. И если человеку в процессе гипноза внушают вспомнить прошлые жизни, то, скорее всего, он их вспомнит, ведь гипнотические внушения вряд ли влияют на память меньше, чем наводящие вопросы.

Воспоминания о прошлых жизнях, возникающие в процессе дианетического и саентологического одитинга, также являются ложными.

Во всех упомянутых выше спорных концепциях (психотерапия, гипноз) и явных лженауках (сектантские доктрины, дианетика, сайентология, соционика), как и в огромном множестве других, о которых мы не упоминали, ложные воспоминания возникают как под влиянием прямых инструкций (внушений) и наводящих вопросов, так и подвлиянием контекста и в огромной степени под влиянием индоктринации. В частности, на различных курсах, предшествующих дианетическому одитингу, человек впитывает информацию о том, какого рода воспоминания должны у него в процессе одитинга возникать. Причем самостоятельно понять, в какой степени воспоминания обусловлены воздействием извне, а не реальным прошлым человек, в большинстве случаев не может. И ложные воспоминания верифицируют, субъективно валидизируют систему представлений, которую навязывают человеку. Жертва обмана при этом как бы говорит себе: "мне удалось вспомнить, значит, учение работает!" Это похоже на то, как трюк эстрадного гипнотизера, механизм которого не понятен, заставляет зрителей поверить в то, что исполнитель трюка обладает таинственной силой.

Итак, будьте осторожны со своими воспоминаниями. И никогда не пытайтесь проверить истинность учения, доктрины, концепции, просто вспоминая случаи из своего прошлого.

ЛИТЕРАТУРА
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — СПб: Прайм-Еврознак, 2006. — 416 с.
МайерсД. Интуиция. Возможности и опасности. — СПб: Питер, 2013. — 272 с.
Loftus, E.F. Leading questions and the eyewitness report. Cognitive Psychology, 1975, Vol. 7, pp.560-572.
Loftus, E.F. Shifting human color memory. Memory & Cognition, 1977, Vol. 5 (6), pp. 696-699. 
Loftus, E.F. The reality of repressed memories. American Psychologist, 1993, 48, pp. 518-537.
Loftus, E.F., Palmer J.C. Reconstruction of automobile destruction: an example of the Interaction between language and memory. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1974, Vol. 13, pp.585-589.
Renaud H., Estess F. Life history interviews with one hundred normal american males: «pathogenicity» of childhood. American Journal of Orthopsychiatry, 1961, Vol. 31, Issue 4, pp. 786-802.
Ross, M., McFarland, С., Fletcher, G.O.J. The effect of attitude on the recall of personal history. Journal of Personality and Social Psychology, 1981, Vol. 40, pp. 627-634.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.