Страницы

вторник, 30 сентября 2014 г.

Гоель Рацон - гуру маленькой секты

Израильский гражданин Гоель Рацон был признан виновным в совершении преступлений на сексуальной почве: изнасилованиях, в том числе, своих дочерей, непристойных действиях и неразрешенных сексуальных отношениях. У главы семьи, которая больше похожа на секту, были 32 “жены” и более 40 детей. В то же время с него были сняты обвинения в том, что он удерживал в рабстве 21 “жену”. Судебный процесс длился 4 года.


Сам 64-летний Рацон отрицает все обвинения, считая свой образ жизни и “семейный уклад” правильными, а выбор женщин – осознанным. По данным следствия, он использовал гипноз, который позволял сохранять в домах жесткую дисциплину, влиять на поведение женщин и детей.

В 2010 10-й канал израильского телевидения получил доступ в один из домов Рацона в Тель-Авиве. На вопрос журналистов, почему женщины остаются с ним, несмотря на армейскую дисциплину и даже унижения, хозяин ответил: “Я просто совершенство”.

Copyright © 2014 euronews

Взято.

четверг, 25 сентября 2014 г.

Мария Конникова о парадоксе выбора: почему богатство выбора приводит к фрустрации

Збигнев Липовски
Возможно, вы не удивитесь, узнав, что здоровые люди, живущие в процветающем обществе, часто испытывают беспокойство. Но, когда к открытию этого факта в 1960-е годы пришел психолог Збигнев Липовски (Zbigniew J. Lipowski), его это поразило.

Сам Липовски родился в Польше. В 1944 году он принял участие в Варшавском восстании против немецкой армии, которое привело к расстрелу 200 тысяч мирных жителей. Липовски стал одним из немногих участников мятежа, которым удалось бежать — он чудом сумел пересечь границу под видом французского беженца. "Эти два месяца в Польше были самыми страшными в моей жизни, — вспоминал он позже, — запах горящих тел преследовал нас день и ночь. Нас постоянно бомбили, еды не хватало, а за водой приходилось ходить за несколько километров — и только ночью. От голода у меня начинались галлюцинации".

Северная Америка, куда Липовски эмигрировал в 1955 году, напротив, встретила его изобилием и свободой. Но его пациентов и здесь мучила тревога. Когда Липовски стал размышлять над этим, то вспомнил про буриданова осла, неспособного сделать выбор между двумя одинаковыми лужайками.

Этот известный философский парадокс назван по имени Жана Буридана — философа и богослова, писавшего о проблеме свободной воли. Буридан считал, что возможность выбора может привести к полному бездействию — невозможности определиться из–за неуверенности в правильности выбора или же избыточности предоставленных вариантов. Буриданов осел стал образным выражением этой проблемы, хотя сам Буридан нигде не упоминал его напрямую (образ был известен еще из трудов Аристотеля). Этот парадокс помог Липовски объяснить тот тип тревожности, который он замечал у своих пациентов, — когда человек не мог сделать выбор из нескольких заманчивых предложений, поскольку ему крайне трудно было выбрать что-то одно. И даже если выбор был сделан, оставалась тревога — ведь другая лужайка могла быть лучше.

Липовски представил свою теорию в статье "The Conflict of Buridan's Ass or Some Dilemmas of Affluence: The Theory of Attractive Stimulus Overload", опубликованной в 1970 году в "Американском журнале психиатрии". Он писал: "Я убежден, что именно изобилие заманчивых предложений, доступное людям в развитом обществе, приводит к конфликтам, фрустрации, скрытому напряжению и плохо влияет на физическое и эмоциональное состояние людей". Но несмотря на то, что эта работа получила большой отклик сразу после публикации, она была вскоре забыта.

Тридцать лет спустя психолог Колумбийского университета Шина Айенгар (Sheena Iyengar) реанимировала теорию Липовски. Впоследствии психолог Бэрри Шварц (Barry Schwartz) назвал ее концепцию "парадоксом выбора" (The Paradox of Choice - выступление на TED с русскими субтитрами). Айенгар делала исследования и выяснила, что, когда покупатели выбирают шоколадку, им проще сделать это, если перед ними шесть видов однотипной продукции, нежели 24 или 30. Если приходилось делать выбор из меньшего числа представленных продуктов, респонденты оказывались чаще довольны своим финальным выбором, чем в обратной ситуации. Айенгар пришла к заключению, что слишком большой выбор снижает мотивацию.

20 когнитивных ошибок, искажающих нашу реальность

Иллюзия контроля


Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы. Это явление было открыто в 1975 году американским психологом Эллен Лангер в ходе экспериментов с лотерейными билетами. Участников эксперимента разделили на две группы: люди из первой группы могли сами выбирать себе лотерейные билеты, а членам второй группы их выдавали без права выбора. За 2 дня до розыгрыша экспериментаторы предлагали участникам обеих групп обменять свой билет на другой, в новой лотерее с бо́льшими шансами на выигрыш.

Очевидно, что предложение было выгодным, но те участники, которые сами выбирали билеты, не спешили с ними расставаться — как будто их личный выбор билета мог повлиять на вероятность выигрыша.

Предпочтение нулевого риска


Представьте, что у вас есть выбор: уменьшить небольшой риск до полного нуля или значительно уменьшить большой риск. Например, свести к полному нулю авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Что бы вы выбрали?

Исходя из данных статистики, правильнее было бы выбрать второй вариант: уровень смертности от авиакатастроф намного ниже, чем уровень смертности от автомобильных аварий — так что в итоге такой выбор спасет гораздо больше человеческих жизней. И все–таки исследования показывают, что большинство людей выбирают первый вариант: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит успокоительнее, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

Максим Поташев: 4 ограничения интуиции

Предвидеть ответ


Ученые из Университета Айовы проводили эксперимент. Его участникам предлагалось тянуть игральные карты, часть которых была с красными рубашками, а другая часть — с синими. В зависимости от номинала карты человек должен был получить деньги или заплатить деньги, и в эксперимент было заложено, что карты с красными рубашками более рискованны. Так вот, чтобы в этом разобраться и понять алгоритм, нужно было просмотреть не менее 50 карт. Однако участники эксперимента интуитивно склонялись к выбору синих рубашек, просмотрев уже 10–15 карт, не будучи в состоянии это понять и аргументировать.

Нобелевский лауреат, физик Ричард Фейнман, в своей автобиографической книге "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" привел еще несколько хороших примеров того, как работает интуиция. Например, в 1930-е годы он, будучи школьником, участвовал в так называемых алгебраических боях между школами из разных городов. Суть соревнований была в быстром решении несложных математических задач. Их можно было решить без проблем, построив несложные уравнения. Но отведенное время было заведомо меньше того, что требовалось на "честное" решение. Поэтому у школьников вырабатывалось умение "видеть" ответ, находить решение задачи, не решая ее. Это умение и есть интуиция, и она развивается у самых обычных людей. Для этого не нужен особый дар.

Неосознаваемый опыт


В дальнейшем Фейнман описывает свой взрослый опыт. Общаясь с Альбертом Эйнштейном, Фейнман излагал ту или иную идею или физическую теорию, а тот уже на середине разговора мог четко сказать, к чему он ведет и есть ли в его рассуждениях ошибка. Эта магическая способность связана с опытом размышления над конкретным классом проблем.

То же самое бывает, когда опытный врач с первого взгляда на пациента определяет диагноз, который оказывается достаточно точен. При этом, если врача попросить рассказать в деталях, какие именно наблюдения привели его к этому диагнозу, то он, конечно, сможет рассказать, но это будет непросто — с первого взгляда получается легче. Этот эффект, который мы и называем интуицией, дают накопленные знания и практика в определенной, достаточно узкой области.

В качестве гениального образчика интуиции часто приводят Наполеона Бонапарта. Полностью осмыслить ситуацию во время боя — не в человеческих силах, и с этим согласятся многие военные. Слишком уж много людей задействовано одновременно в происходящих там процессах. Поэтому у великих полководцев и, в частности, у Наполеона, есть "сила взгляда" — умение, окинув взглядом поле битвы, понять, что происходит, и принять точное решение.

Похожее умение есть у футболистов и баскетболистов. Они видят развитие событий, чуть-чуть заглядывая в будущее, и могут дать пас туда, где должен оказаться другой игрок, судя по тому, как развивается атака. При этом если бы Наполеон играл в баскетбол, то свои интуитивные способности он бы применить не смог. А из баскетболиста совсем не обязательно получится полководец. Так что интуиция, как мы видим, привязана к определенной сфере деятельности, а универсальной интуиции не существует.

Как включить интуицию


Есть много методик, которые предлагаются желающим развить интуицию, но большинство носит мистический характер. Они основаны на идее чтения знаков, которые интуиция нам якобы посылает. Но интуиция основана на собственном жизненном опыте и работает в сфере, где он есть, поэтому мистические подходы к ее развитию ни к чему не ведут.

Обычно принятие управленческого решения происходит так. Руководителю предлагается некий объем информации, связанный с предстоящим решением, который он анализирует. Затем происходит защита тех или иных вариантов решения сотрудниками, которые их отстаивают. В итоге каким-то образом — коллективно или индивидуально — принимаются решения.

Чтобы принять решение интуитивно, нужно ознакомиться с материалами, сформулировать для себя вопрос и немедленно выбрать вариант ответа, который нравится. Сделать это нужно до того, как вы начнете анализировать и озвучивать все за и против в пользу различных решений. Выбранный вариант нужно записать на лист бумаги и убрать в стол, а уже потом начать обсуждение.

В дальнейшем никто не заставляет доставать листок и озвучивать то, что на нем написано. Вы можете вообще забыть про него, если при детальном рассмотрении вопроса найдется вариант, который окажется наиболее выигрышным, и этому будет четкое и логичное подтверждение. Но в ситуации, когда за и против различных вариантов практически равны, имеет смысл достать из ящика стола свое интуитивное решение и задуматься, почему вам понравился именно этот вариант и не стоит ли принять его как окончательный.

Главное при использовании интуиции — услышать внутренний голос прежде, чем включится сознание и начнутся логические рассуждения. Это непросто, потому что логическое мышление у нас натренировано, развито и есть постоянное искушение сразу его включать. Использование интуиции требует самоконтроля: нужно научиться ловить первую возникшую мысль, а потом уже спокойно думать над задачей, с которой вы столкнулись.

Есть два других важных момента. Первый — постановка задачи. Интуиция — хороший помощник, но не сможет решать задачу без вашего участия. Чтобы получить ответ на свой вопрос, надо его четко сформулировать. Второй момент — подсознание не включается, если у вас нет реального внутреннего интереса к решению задачи. Интуиция работает, только если ответ для вас действительно важен.

Подводные камни


Применять интуицию нужно с осторожностью — решения, принимаемые на ее основе, всегда неожиданны. В США были проведены интересные военные учения, в которых участвовали две стороны. На одной выступала группа военных, использующая максимум информации и аналитические сводки от специалистов. С другой — люди с боевым опытом, которые принципиально отказались от услуг аналитиков и по минимуму использовали данные электронных приборов, полагаясь на интуитивные решения. Результаты показали, что второй подход эффективнее, — в том числе потому, что противник с большим трудом мог просчитать действия оппонента.

При этом интуитивное решение — не всегда правильное. Всегда есть риск, что оно окажется неверным и в дальнейшем обойдется вам дорого, поэтому интуицию и не применяют, когда логически обоснованным кажется другой вариант. С другой стороны, есть случаи, когда интуиция спасала не одну жизнь. Бывало, что фармацевтические компании, например, не выпускали лекарства на рынок, потому что топ-менеджеру что-то мешало поставить свою подпись. Вроде бы все документы были в порядке, но что-то смущало, и человек даже не мог объяснить, что именно. А дополнительные исследования показывали, что лекарство представляло опасность.

Максим Поташев - магистр игры "Что? Где? Когда?" и эксперт образовательного портала BeSmart.net

Иллюзия асимметричной проницательности: почему мы считаем себя лучше других

David McRaney
В теории мы любим думать, что ценим разнообразие мнений и уважаем чужие точки зрения, но на практике все происходит ровно наооборот. Мы склонны разделяться на группы, а потом свято верить, что другие не правы, просто потому что они другие. Этот психологический феномен называется иллюзией асимметричной проницательности и объясняет, почему одни социальные группы считают себя лучше других, а любая политическая борьба сводится к состязанию в нетерпимости. Журналист Дэвид Маккрэйни (David McRaneyисследует феномен.

Muzafer Sherif
В 1954 году в восточной Оклахоме две группы детей чуть не поубивали друг друга. Они жили на природе, играли в игры, строили жилища, готовили еду, находились на одной территории, но не подозревали о существовании соседей. Каждая группа жила согласно своим правилам поведения и решала проблемы выживания по-своему. Каждое племя состояло из 22 мальчиков в возрасте 11-12 лет, отобранных психологом Музафером Шерифом (Muzafer Sherif) для проведения психологического и антропологического эксперимента. Он разместил детей в Национальном Парке Робберс Кейв в лагере скаутов посреди пещер и лесной гущи, разделенным на две части. Мальчики внутри групп не были знакомы до приезда в лагерь, и Шериф предполагал, что, оказавшись в новой обстановке и вдали от знакомой им культуры, они создадут новую.

Ученый и его коллеги переоделись сотрудниками лагеря и проводили наблюдения, не вмешиваясь в естественный процесс формирования групп. Очень быстро проявились социальные иерархии — среди мальчиков выделились лидеры и ведомые. Нормы формировались спонтанно: например, когда один мальчик из племени "Гремучих змей" повредил ногу, но не сказал об этом никому до самого вечера, подобное поведение в группе превратилось в норму. Также быстро появились новые ритуалы: в обеих группах лидеры установили практику произнесения молитвы перед едой. Спустя несколько дней их изначально произвольные предложения стали обыденным порядком вещей. Они придумывали собственные игры и договаривались о правилах. Они затеяли проект по расчистке территории и установили систему подчинения. Они создали свои флаги и разработали племенную символику.

Степень беспокойства определяет личную дистанцию, выяснили психологи

Giandomenico Iannetti
Британские психологи выяснили, что зона личного пространства вокруг лица человека простирается на 20-40 сантиметров, и при этом ее размеры сильно зависят от того, насколько часто он испытывает тревогу и стресс, говорится в статье, опубликованной в Journal of Neuroscience.

"Мы впервые смогли измерить пределы той области вокруг лица, которую человек считает зоной повышенного риска и неосознанно защищает при помощи самых действенных рефлекторных движений", — пояснил ведущий автор исследования Джандоменико Яннетти (Giandomenico Iannetti) из Университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Для своего исследования Яннетти и его коллега по университету Чиара Само (Chiara Sambo) отобрали 15 добровольцев в возрасте от 20 до 37 лет. Испытуемые должны были держать свою руку перед лицом на расстоянии 4, 20, 40 или 60 сантиметров.

В это время ученые подавали электрический импульс на срединный нерв руки, что заставляло испытуемого непроизвольно моргать. Как объясняют исследователи, моргание является своеобразной защитной реакцией человека на потенциально опасные действия вблизи лица.

По интенсивности реакции ученые судили о том, насколько опасной казалась им стимуляция нерва руки. Чем сильнее была ответная реакция и чем дальше при этом рука находилась от лица, тем большим было личное пространство человека. Кроме того, участники эксперимента прошли психологический тест, в котором оценивали свою степень беспокойства в ответ на разные предполагаемые ситуации.

Когда ученые сравнили результаты эксперимента и анкетирования, они обнаружили, что люди, часто испытывающие тревогу, сильнее реагировали на стимуляцию нерва и продолжали моргать даже тогда, когда рука находилась сравнительно далеко от головы. Как полагают психологи, данную особенность человеческой психики можно использовать для того, чтобы объективно оценивать степень беспокойства и стресса у людей, обращающихся за помощью к психоаналитикам и врачам.

Исследование: агрессия геймеров вызвана страхом поражения

Агрессивное поведение геймеров вызвано вовсе не жестокостью компьютерных игр, говорится в статье "Competence-impeding electronic games and players’ aggressive feelings, thoughts, and behaviors", опубликованной в Journal of Personality and Social Psychology.

Руководитель исследовательской группы Эндрю Пшибыльский уверен, что за агрессивное поведение геймеров несет ответственность не жестокое содержание компьютерных игр, а страх перед поражением. Ученые утверждают, что любая игра, требующая от человека определенных усилий (даже усложненная модификация тетриса), провоцирует напряжение и, как следствие, агрессивные действия.

Ричард Райан, психолог из Рочестерского университета прокомментировал полученные результаты: "Когда люди чувствуют, что не могут контролировать исход игры, они становятся агрессивными. Если вы будете сомневаться в компетенции человека, от тоже станет агрессивным. Именно это мы и наблюдали в ходе экспериментов".

Книга: Почему нейрофизиологи поддерживают бездельников

Издательство "Альпина Паблишер" готовит к выходу книгу американского ученого Эндрю Смарта (Smart Andrew) "О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию" (Autopilot: The art and science of doing nothing). Автор обосновывает право человека на праздность, обращаясь в первую очередь к аргументам из области нейрофизиологии. Именно в моменты нашего безделья нейроны способны порождать наиболее глубокие и творческие мысли. 

Эндрю Смарт - ученый-нейрофизиолог, исследовал влияние шума на память и внимание у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и анализировал данные томографии для изучения неврологической основы речи.

Иногда, вернувшись с работы часов эдак в двенадцать ночи, я хочу поваляться на диване. Просто ничего не делать. И каждый раз спрашиваю у жены:

— Можно я полежу?

— Конечно можно! Что за идиотский вопрос?! — отвечает жена.

Но этого разрешения мало. Сама мысль о безделье кажется мне крамольной. Я ведь активный человек, у которого много проектов, много задач, много планов. Имею ли я право лежать?Если я ничего не делаю, значит, я лентяй, а лентяй — это очень плохой человек. Не хочу быть плохим…

У моей жены высшее психологическое образование, и в какой-то момент она не выдерживает и кричит:

— Тебе не можно — тебе нужно полежать на диване! Я дарую тебе это право!

вторник, 23 сентября 2014 г.

Стэнфордский эксперимент vs позитивный цикл мотивации

Сначала вкратце напомню о "стэнфордском тюремном эксперименте" Филиппа Зимбардо:
Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. 
Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени. 
С точки зрения этики эксперимент часто сравнивают с экспериментом Милгрэма, проведённым в 1963 году в Йельском университете Стенли Милгрэмом, в прошлом соучеником Зимбардо.
Многие ученые были потрясены данным экспериментом, который стал классикой в социальной психологии. Дальнейшие дебаты и споры натолкнули исследователей на поиск решения от обратного, т.е. т.н. феномен "позитивного цикла мотивации", когда с помощью поощрений постепенно меняли поведение испытуемых. 

Давайте рассмотрим интересный и свежий эксперимент (2012 год) "Positive tickets: a new way to police":
Ward Clapham
Отделение Королевской канадской конной полиции в Ричмонде, как и любой другой полицейский участок, из года в год наблюдал все ту же печальную статистику: уровень подросткового рецидивизма достигал 60%, а уровень преступности среди молодежи рос по экспоненте. Но под руководством нового комиссара Уорда Клэпэма (Ward Clapham, в полиции с 1980 года) этот канадский участок ввел совершенно оригинальную превентивную методику, которая шла вразрез со всеми традиционными представлениями о задачах полиции. 
Уорд Клэпэм заметил, что практически вся работа полиции сводится к реагированию на уже произошедшие события, и задался вопросом: "Нельзя ли разработать систему, поощряющую людей не совершать преступления?" 
После общения с детьми из разных школ Уорд понял, что к полиции относились как к "охотникам", а к себе дети относились как к "пленным". После этого общения Уорд решил изменить работу с подростками на своем округе.
И начал кампанию под лозунгом-каламбуром: "Пленных НЕ брать". 
Теперь полицейские старались застигнуть подростков в тот момент, когда те поступали хорошо, и выписать "антиштраф". По такой квитанции можно было бесплатно сходить в кино или же в местный молодежный клуб. 
За первый год выдали около 40 000 антиштрафов, втрое больше обычных штрафных квитанций. Выяснилось (заранее Клэпэм этого не знал), что такая пропорция (2,9 позитивных результатов на один негативный, если быть совсем точным) именуется Коэффициентом Лосада. Это минимальное соотношение позитивной и негативной информации, при которой команда может нормально функционировать. Для высокоэффективных групп (кстати, и для семейных пар тоже) коэффициент подскакивает до 5:1. Но применимо ли это правило к работе полиции? 
По данным Клэпэма, рецидивизм среди молодежи сократился с 60% до 8%! В целом же уровень преступности в городе снизился на 40%, а молодежной преступности — вдвое. Общий фонд антиштрафов оказался вдесятеро меньше обычных расходов на следственные действия и судопроизводство.
В итоге мы можем говорить, что "позитивный цикл мотивации персонала" из организационной психологии, прекрасно подходит для влияния на поведение групп людей. При этом их поведение меняется самостоятельно, т.к. группы видят общие правила игры и бонусы от правильного поведения. Организаторам важно правильно использовать "создание условий позитивного поведения" и "признание фактов позитивного поведения".

Важно понять, что данный подход масштабируется от маленьких социальных групп до больших сообществ. 

И конечно с ним можно столкнуться при изучении специфики деструктивных культов, где создается дефицит позитивной мотивации, а материальные блага тесно переплетаются с культовой иерархией. Большая часть управленческого персонала (простые культисты всегда находятся в негативном цикле мотивации) сконцентрирована именно на "бонусах" своей иерархической пирамиды, а не на реальных достижениях культа. Все это порождает внутреннюю конкуренцию и рост "продаж учений пастве".

Частично это является тем самым косвенным признаком "корпоративности", который видишь в международных культах.

Заметку написал по мотивам данной статьи.

Скрытое продвижение: Как появляется позитив о "Бизнес-молодости" на Tjournal

Владимир Миронов
Приходится читать много разных материалов, в том числе из ИТ-отрасли. Недавно натолкнулся на статью из серии "письма читателей" на Tjournal под названием "Нужно что-то кардинально менять" и увидел отлично написанный мотивационный текст от вымышленного мальчика (или "подготовленного" под легенду), который продвигает "Бизнес-Молодость" в массы подрабатывающих студентов.

Прямую рекламу "Бизнес-молодость" уже особо не постит на чужих и раскрученных площадках, т.к. это дает негативный эффект.

Парень плачется про тяжелый мир совмещения работы и учебы в колледже и т.п.:
К учебе я отношусь лояльно и не воспринимаю всерьёз те байки, когда без образования ты будешь никто. Учусь неплохо, средне. Параллельно с учёбой я сижу на фрилансе и работаю в поддержке хостинг-компании (эта та штука, где размещаются сайты). От этого всего получаю небольшой заработок — от одной до пятнадцати тысяч рублей каждый месяц. Количество зависит от того, как буду стараться, и как буду настроен на работу. Но, тем не менее, меня угнетает ситуация, что я не могу выйти на стабильный заработок и, наконец, съехать от своих родителей и начать жить самостоятельно. Так как потребностей у меня мало, по моим подсчетам, мне на самостоятельную жизнь будет хватать как раз примерно 15 тысяч, но, чтобы мне выйти на такой заработок с моими стараниями, нужно пахать и перепахивать. Во время учебы, естественно, доход может вовсе упасть до нуля, потому что иногда все это так надоедает, что не хочется уже ничего.
И тут находится определенное решение:

Я везде смотрю на успешных людей и вижу, как они развиваются, как они растут. А я все стою на месте и до сих пор не могу даже отделиться от родителей. И я стал замечать — то, чем я занимаюсь, не приносит мне особого кайфа. Особенно, когда душа отходит от всего этого. На мне сейчас висят два проекта, а мне все не до них — ну не могу я ими заниматься, нет желания, нет настроя. Сижу в интернете, то меня одна штука отвлекает, то другая, а в итоге сижу на YouTube и смотрю, как молодые и успешные ребята из БМ (бизнес молодости) делают свои миллионы, а другие набирают тысячи подписчиков на канале. А я лег и смотрю на все это. Паскудно на душе становится.

Я не буду пересказывать других аспектов письма, но если Вы его прочитаете более внимательно, то поймете, что:

  • 18-летний мальчик из колледжа городка в Мордовии так не может писать (смотрите оценки ЕГЭ по русскому языку в Мордовии);
  • У подростков в 18 лет просто не стоят те проблемы о которых пишет юное дарование (не говоря уже о "съехать от родителей");
  • Программисты, дизайнеры и т.п. - так тоже не пишут, как минимум лет до 30 (уж больно грамотный слог и мало ошибок);
  • Тематика действия выстроена очень грамотно от "уныния бесполезных знаний, тяжелой подработки" с переходом косвенным к ребятам из "Бизнес-молодости" у которых все путем;
Цитата: 
В написании постов у меня есть небольшой опыт: недавно завёл свой блог, где пишу всякую чушь. А раньше писал для своего другого ресурса. А ещё до этого был на бирже копирайтинга. Мне очень нравилось. Но занимался я этим лет с 12-13, и не трудно догадаться, какого качества были статьи. Но покупали и, что самое интересное, некоторым дядям и тётям нравилось! Кошмар! К слову, это были мои первые деньги в сети.
В итоге хороший вирусный заход под ИТ-аудиторию Tjournal. Редакция не просекла вброса. :)

Секта успеха: Как "Бизнес-молодость" зарабатывает миллионы долларов на эмоциях

The Village сходил на тренинг "Бизнес-молодости", пообщался с её основателями и клиентами, чтобы разобраться в секрете популярности компании.

"Это лучшее, что было в моей жизни", "Обманщики, новые остапы бендеры" — такие отзывы можно встретить в интернете о курсах и тренингах компании "Бизнес-молодость». Компания обещает превратить слушателей в миллионеров и говорит, что это удалось уже сотням человек. The Village разобрался в феномене "Бизнес-молодости".

Фото the-village.ru
"Загробная жизнь равняется утробной жизни в квадрате плюс один", — доказывает существование жизни после смерти Пётр Осипов. Это двухдневный тренинг по постановке целей, в зале около пятисот человек. Рядом на сцене, в мягком кресле, закинув ногу на колено, сидит Михаил Дашкиев, второй основатель "Бизнес-молодости". Их лица крупным планом выводятся на экраны по бокам сцены.

Они смотрят прямо в глаза и говорят о чудесах, которые творит вера в себя. Оба вспоминают массу историй, как выпускники "Бизнес-молодости" купили десяток квартир в центре Москвы или дюжину BMW — только потому, что расширили картину мира и научились мечтать по-крупному. 

"О чём ты мечтаешь?" — спрашивает Осипов девочку из зала. Та робко признаётся, что хочет завести лошадь. "Что за ерунда?! Мечтай о собственном ранчо!" — рекомендует Осипов, излучая оптимизм и уверенность человека, познавшего все основы жизни и достигшего нирваны. На экране появляется список его жизненных достижений, среди них, к примеру, Maserati, Ferrari и 100 миллионов рублей.

Осипову — 26 лет, Дашкиеву — 27. Они уже привыкли к амплуа молодых финансовых гениев, об истории успеха которых взахлёб пишут журналисты. По данным самой компании, у "Бизнес-молодости" 147 тысяч слушателей, а прошлогодний оборот составил миллиард рублей. Компания работает в 209 городах — и в каждом удалённо или лично Дашкиев и Осипов учат вести бизнес и верить в себя.

Сила маркетинга



Билет на тренинг стоил 5 тысяч рублей, и это одно из самых дешёвых мероприятий компании. Позже, во время интервью, Пётр Осипов прямо признаётся мне, что на этот тренинг я ходила зря — "он не отражает сути "Бизнес-молодости". Но пока он на сцене, на его лице ни тени сомнений: он сделает счастливыми и успешными всех пришедших. Вскоре Дашкиев уходит на другой тренинг — их время слишком дорого, чтобы тратить его на совместные мероприятия. Пётр Осипов то пересказывает упрощённый вариант фрактальной теории, то вспоминает о религиозных нравах народов мира, то говорит о биографии Стива Джобса. Он просит расписать по десять целей на каждое десятилетие жизни, причём нужно определить дату собственной смерти. Пётр Осипов считает, что у нас всё получится.

Пётр Осипов любит всех, кроме, пожалуй, Жана-Поля Сартра. "Есть такой писатель — Сартр, — сообщает он аудитории. — Он писал, что человек — это пылинка. Ненавижу его. Представляете, две книги человек написал — "Стена" и "Тошнота". Он, когда умирал, извинился за всё, что написал". После слова "тошнота" зал хохочет. В "Бизнес-молодости" нет места пессимизму или тонким душевным переживаниям. Здесь используют силу убеждений и оглушительного материализма.

Карен де ла Карриере: "Я была "королевой Саентологии"

70-летняя Карен де ла Карриере (Karen de la Carriere) 35 лет была членом Саентологической церкви. Она была замужем за ее президентом. В организации она достигла такого уровня "просветления" и такого статуса, каким могут похвастаться лишь немногие. Она была одной из саентологических "звезд".

Но когда она ушла из организации в 2010 году, ее объявили "Подавляющей личностью", сделали изгоем, преследовали и настолько разделили с сыном, что, когда он скончался в 2012 году, Карен узнала об этом лишь из сообщения, опубликованного в "Фэйсбуке" каким-то посторонним человеком.

Теперь она впервые поделилась своей полной, очень личной и совершенно неприукрашенной историей, а также архивом ранее не публиковавшихся фотографий, рассказывающих о годах, которые она провела в этой известной своей скрытностью организации. В эмоциональном интервью, данном журналистам Mail Online, она поведала о наказаниях, которым, по ее словам, она подвергалась — и которые иногда длились месяцами. Во имя духовного просветления ее едва не довели до физического и умственного надлома. По ее словам, она чувствовала себя какой-то "амебой".

Она говорит, что ей в течение трех месяцев приходилось бегать по 12 часов в день. Она говорит, что ее принуждали целыми днями отколупывать краску с металлических балок. Она говорит, что ее шесть месяцев держали в "Дыре" — одном из отделений расположенной в калифорнийской пустыне базы Саентологии, — в то время как ее мужа отослали в Европу, а ей не позволяли видеться с ребенком.

Она рассказала об атмосфере страха и финансовой зависимости (при выходе из организации ей сказали, что она должна выплатить 90 тыс. долларов) и предоставила журналистам документы, из которых следует, что международная управленческая команда, "Морская организация", запрещает своим членам, имеющим детей, оставаться в ее рядах, из-за чего, по словам Карен, некоторые женщины делали аборты, чтобы сохранить свое положение в организации.

Саентологическая церковь решительно отреагировала на заявления Карен и назвала ее человеком, который "в буквальном смысле скажет все, что угодно лишь бы привлечь к себе внимание". Представитель организации утверждает, что в прошлом Карен позволяла себе "лживые и ничем не подкрепленные заявления о церкви".

Представитель Саентологии также утверждает, что "ее россказни о церковных религиозных службах, условиях службы в Морской организации и так называемых "преследованиях" лживы", и заявил, что Карен более 20 лет не занимала в организации никакой официальной должности, добавив, что она оставалась простой прихожанкой, пока не была отлучена в 2010 году.

воскресенье, 7 сентября 2014 г.

10 типов профессиональных попрошаек

АиФ.ru собрал самые распространённые типы профессиональных попрошаек, которых вы можете встретить на улицах, в метро и электричках, и выяснил у экспертов, как их существование мешает настоящей благотворительности.

"Инвалиды войны". 


Делятся на два вида. Первые выдают себя за раненных и контуженных солдат, рассказывают, что получили увечья в боях за Родину. В основном это "афганцы" и "чеченцы". Кстати, по мнению некоторых врачей, культи, которые демонстрируют "бывшие солдаты", зачастую напоминают увечья людей, которые каждую зиму поступают в больницы с обморожением, перебрав с алкоголем и уснув на морозе. 

Другая категория, нарядившись в военную форму, исполняет военные песни, рассчитывая на поддержку со стороны сочувствующих и патриотичных соотечественников. Здесь даже никакие доказательства не нужны — гитара, форма, купленная в магазине товаров для военных, и пламенный взгляд — секрет успеха.

"Молодые матери". 


Беременные и женщины с младенцами — тоже распространённый тип попрошаек. 

Некоторые из них используют подушку для создания мнимой беременности, а "молодые матери" приносят вместо грудничков кукол. 

Гораздо хуже, когда попрошайки используют живого ребёнка — для того чтобы он весь день вёл себя смирно, его нередко накачивают снотворным или спиртным.

"Ради Христа". 


Люди, которые ходят по вагонам метро и электричек с иконами и, пока просят милостыню, успевают упоминать имя Бога со скоростью 100 слов в минуту, а также много раз истово перекреститься. 

Просить деньги на улице священникам, монахам и сотрудникам приходов прямо запрещено Собором 2000 года, — объясняет Владимир Берхин. — Поэтому ряженые под монахов и священников — мошенники почти все.

Зачастую они даже не особо поясняют, на что собирают и зачем, акцент на том, что это помощь "ради Христа" и "всего святого". Но далеко не всегда (точнее, почти никогда!) собранные деньги идут на нужды церкви.


"Искалеченные". 


Очень часто по вагонам ходят искалеченные люди, которые при этом стараются выставить напоказ все изъяны своего тела. 

Расчёт во многом на то, что прохожим и пассажирам будет тяжело на это смотреть, и они постараются скорее дать денег и отвернуться.




Мумия. 


"Мумия" — так называют этого находчивого попрошайку — сейчас терроризирует пассажиров Московского метрополитена, но, судя по сообщениям на форумах, он успел поработать и в Санкт-Петербурге. Скорее всего, это целая сеть попрошаек, так как московские мумии тоже бывают разные: кто-то носит розовые одежды, кто-то серые с надписью "Слава России" на спине. Человек, замотанный в бинты, ходит по вагонам, издавая странные звуки, наподобие воя, и может сильно напугать людей слабонервных. Часто "мумия" выбирает себе жертву, встаёт напротив и нависает над ней, пока человек не даст денег, чтобы попрошайка поскорее отошёл. Жертвами обычно становятся едущие в одиночестве девушки, за которых некому заступиться.

Защитники животных. 

Ходят по вагонам метро и электричек в компании нескольких собак и собирают средства на помощь приюту. При этом настоящие защитники животных вряд ли будут мучить зверей прогулками в общественном транспорте.

Те, кто собирает не на приют, а "на корм щенку", нередко накачивают животных снотворным — здоровый щенок не сможет высидеть в коробке целый день. А если понаблюдать за ними на протяжении нескольких месяцев, можно увидеть, как часто меняются животные у таких попрошаек.

"Аски". 


С ударением на первый слог. От английского "ask" — просить. Как правило — неформального вида молодёжь, выпрашивающая копеечку на "выпить и потусить". Абсолютно безобидны, ведут себя весело. Попрошайничество для них — способ найти деньги на веселье, а не на выживание, поэтому они могут изобретать всяческий креатив — читать стихи, танцевать, предлагать услуги по переносу через лужу и так далее. Могут просить на ночлег, на выпивку, на озеленение луны и спасение забайкальских мамонтов. Большинство уличных музыкантов — те же "аски", только с гитарой. Они обычно мошенниками не являются — о цели сборов предупреждают сразу и честно.

"Ограбленные". 

Это люди, которые подходят к вам на улице и просят денег на билет до дома, потому что их ограбили, забрали документы и так далее. Часто почему-то просят билет в Липецк, хотя бывают и экзотические варианты типа Норильска. 

В большинстве случаев это мошенники, которые хотят только получить денег.


"Родители больных детей". 


Это люди, которые ходят по метро с плохими ксерокопиями и печальными фотографиями детей, срочно нуждающихся в платных операциях и лекарствах. Среди них порядка 10 процентов говорят правду, хотя, как правило, тоже неполную. Остальные — просто мошенники, использующие фальшивые или просто чужие документы, которые зачастую не стыкуются между собой (просят помочь девочке с онкологическим заболеванием в московской клинике, а медицинская справка на украинском — из кардиоцентра). 

Иногда "любящие" родственники при этом привозят больных близких в переходы метро прямо под капельницей, что человек, желающий родственнику добра, вряд ли бы сделал. Иногда капельница — это всего лишь инструмент для придания ситуации особой трагичности. Самое лучшее, что можно сделать для такого рода людей, — отправить их в профильный фонд. Денег им давать не стоит — это прямое кормление мошенников.

"Тихие". 

Эти люди похожи на "асков", но ведут себя иначе. Тихо и словно стесняясь просят у метро мелочь "на проезд". Как правило, выглядят плохо, но не как бездомные, а как опустившаяся молодёжь. Среди этой категории просителей много молодых девушек. По всей видимости, так собирают себе денег на дозу наркоманы или на стакан начинающие алкоголики. 

Если же человеку действительно надо просто пройти в метро, и вы хотите помочь — проведите его по своему билету.


Зураб Кекелидзе: "Когда параноики и фанатики находят друг друга..."

Зураб Кекелидзе
По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессиями сегодня страдают около пяти процентов жителей земли и в последние годы эта цифра увеличивается. При этом в экономически развитых странах, как и в странах, переживающих общественно-политические потрясения, этот показатель заметно выше. Россию можно причислить к обеим категориям, а значит, психическое здоровье сограждан должно вызывать определенную обеспокоенность. 

О том, какую угрозу для психики россиян могут представлять украинские события, экономические санкции и пропагандистские кампании "Лента.ру" поговорила с директором института судебной и социальной психиатрии им. Сербского и главным психиатром Минздрава Зурабом Кекелидзе.

"Лента.ру": Пора ли нам беспокоиться о психическом здоровье нации?

Кекелидзе: О здоровье всегда следует беспокоиться, и о психическом в том числе. 

Но поводы для беспокойства бывают разные. Число людей с психическими расстройствами в России увеличивается или нет?

Если говорить о серьезных психических заболеваниях, таких, например, как шизофрения, то число таких больных во всех странах примерно одинаково — около процента. И это, кстати, мало зависит от внешних факторов. Гитлер, например, убивал и стерилизовал людей с психическими отклонениями, стремясь очистить арийскую расу. Но в Германии по-прежнему тот же один процент больных шизофренией.

Не помогло?

Нет. Видимо, психические отклонения свойственны человеку как биологическому виду.

Любые?

Есть заболевания, которые в значительной мере зависят от социальных факторов, от окружающей ситуации и от состояния самого человека. Вообще, известно, что доля психических расстройств среди прочих заболеваний постепенно растет. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет вторым по распространенности заболеванием после сердечно-сосудистых. На самом же деле психические расстройства выйдут на первое место, потому что часть сердечно-сосудистых заболеваний представляют собой именно психическое расстройство. Чаще всего это депрессия. Порядка 20-30 процентов обратившихся в поликлиники с различными жалобами на самом деле страдают психическими расстройствами.

С чем это связано?

Причин несколько. Например, увеличение продолжительности жизни. Когда я учился в институте, в 60-х годах, мы видели только двух пациентов с болезнью Альцгеймера. А сейчас это достаточно распространенное заболевание. Риск депрессии с возрастом тоже увеличивается, а значит, чем больше людей старше 60, тем больше пациентов с психическими расстройствами. Достижения в акушерстве и гинекологии становятся головной болью психиатрии. Мы научились выхаживать недоношенных младенцев в инкубаторах, но формирование центральной нервной системы должно происходить в утробе матери, там, где для этого созданы идеальные условия. В противном случае возможны осложнения и риск психических расстройств заметно повышается. Увеличивается количество чрезвычайных ситуаций — как природных, так и техногенных. Как следствие — больше становится психических расстройств, связанных со стрессом. Это и депрессии, и тревожные состояния, и панические атаки, и другие посттравматические расстройства. Есть и другие факторы.

Социальные потрясения из их числа?

Конечно. Любые социальные катаклизмы, будь то смена общественно-политического строя или экономический кризис, — это мощный источник стресса. Точно так же возникает острая реакция на стресс, потом посттравматические стрессовые расстройства.

Мы как раз входим в очередной виток кризиса. Работы у вас наверняка прибавится.

Как знать. Тут много зависит от того, насколько люди готовы к кризису. Если у человека нет личного опыта прохождения кризиса, если этого опыта нет в его социальной среде, он перенесет такое потрясение тяжело. Вспомним кризис, вызванный развалом Советского Союза. Мы не были готовы к такому количеству внутренних конфликтов и социальных потрясений, поэтому людей со стрессом было очень много. 

Потом дефолт 1998 года. Это тоже было очень тяжело, потому что никто не знал, что делать в такой ситуации. Все надеялись, что государство им поможет, забыв о том, что строй уже другой и государство берет на себя весьма ограниченные обязательства. Но прошло десять лет, и в 2008 году очередной экономический кризис прошел намного мягче. Люди были готовы. Они понимали, что помощи от государства ждать не следует, а надо надеяться на себя. Сейчас люди психологически защищены еще лучше. Они понимают ситуацию, поэтому кризис не станет для них неожиданностью. У них есть опыт прошлого кризиса, и они стараются не совершать прежних ошибок. Люди не тратят деньги на предметы роскоши, новые автомобили и коттеджи, а пытаются сохранить эти средства. Получают новые специальности, учат языки и всячески расширяют для себя возможности трудоустройства.

А к специалистам вашего профиля они обращаются в трудную минуту?

С этим пока не все так хорошо. Странное дело. Если у человека аппендицит, он пойдет не к дерматологу и не к офтальмологу, а к хирургу. Но когда у человека явные признаки депрессии, он почему-то идет к кому угодно, но только не к психиатру.

Страшно! Аппендикс вырезали — и ты свободен, а если вдруг психиатр что-то найдет — можно водительских прав лишиться, а то и работу потерять.

Страшно? Да. Но, я думаю, прежнего страха перед диагнозом психиатра уже нет, но остается непонимание. Люди до конца не осознают важность такой проблемы, как последствия психических расстройств. На фоне той же депрессии могут развиваться многие хронические заболевания. Это надо понимать.

Как влияют на психическое здоровье россиян события на юго-востоке Украины?

Пока от происходящего на Украине больше страдают соседние регионы России. Обстановка там непростая, случаются и стрессовые ситуации. Но население там сейчас больше ориентировано на помощь беженцам. Люди озабочены тем, как их разместить, как помочь с трудоустройством и решением бытовых вопросов. У меня пока нет данных о том, что наши граждане обращаются с какими-то расстройствами, связанными с событиями на Украине.

Но это воодушевление скоро пройдет, а беженцы и их проблемы останутся.

Это возможно, и нам надо предвидеть ситуацию, когда между беженцами и местным населением могут возникнуть какие-то трения. Люди проживают на одной территории, но в силу сложившихся обстоятельств имеют разные права и возможности. Эта ситуация психологически некомфортная, она вполне может стать причиной стрессов, поэтому за ней надо внимательно следить.

Между тем события на Украине и их последствия серьезно взбудоражили наше общество. Конфликты на этой почве вспыхивают даже в семьях. Вот уж где стресс.

Конфликт никогда на психику хорошо не влиял. Но это не означает, что вовлеченные в него люди непременно получат психическое расстройство. Происходит то, что у людей уменьшается глубина планирования. Люди перестают думать о будущем, начинают жить сегодняшним днем. Никто не планирует каких-то дальних путешествий. Уходят сложные и долгосрочные стратегии из бизнес-планов. Все потому, что появляется очень много всяких "если", которые нельзя спрогнозировать и просчитать. Ситуация сложная, психологически некомфортная, но панических настроений в обществе нет. Вероятно, опыт прежних кризисов закалил нас.

Есть мнение, что информационно-пропагандистская кампания, развернутая вокруг украинских событий в СМИ, серьезно повлияет на людей, которые уже страдают какими-то психическими расстройствами.

Представьте, меньше, чем на здоровых. В какой-то мере они ограждены государством. Они, например, получают бесплатные лекарства и пенсии, поэтому стрессовый фактор на них влияет не так сильно.

Но от информационного потока они никак не ограждены.

Не ограждены. Но я не могу сказать, что на больных шизофренией происходящее действует сильнее, чем на других. Это не так. Если этот конфликт проникнет в его микросоциальную среду, тогда реакция возможна, а общая ситуация такого сильного влияния не оказывает.

Есть у нас и другой стрессовый фактор — законотворческие инициативы, сопровождаемые активными пиар-кампаниями. Как влияют на психику сограждан постоянные поиски врагов и стремление все запретить?

Есть люди различного психологического склада. Все они относятся к норме. Одни склонны к продуцированию сверхценных идей, другие очень внушаемы и готовы любую идею поддержать. Параноики — носители какой-то идеи, и фанатики — борцы за чужую идею. Когда они находят друг друга, то появляется достаточно активная группа, которая начинает за что-то бороться. Для таких людей вовсе необязательно, чтобы идея исходила от депутатов. Важна сама идея, а не ее автор. В этом случае начинает работать механизм психологического заражения, когда идея передается от одного к другому без должной критики. Тут уже задача общества следить за тем, чтобы этого заражения не происходило.

Но, согласитесь, идея, высказанная с высокой трибуны и широко растиражированная в СМИ, имеет куда больше шансов разойтись по умам, нежели призыв из соцсетей.

А тут уже надо внимательно следить за тем, кого мы выбираем. Если мы хотим, чтобы в Думе все были умные и интеллигентные и принимали бы хорошие правильные законы, то давайте таких и выбирать. Мы же почему-то не хотим пойти и узнать, кто-там выдвигается по нашему округу. Откуда этот человек, чем он прежде занимался, чего достиг, чем запомнился? Надо быть более ответственными. А так, извините. Кого выбрали, того выбрали.

Некоторые парламентарии предлагают проверять депутатов всех уровней не только на наличие судимости и двойного гражданства, но и на наличие психических расстройств, по аналогии с госслужащими. Как вы оцениваете такую инициативу?

[Смеется] Не буду комментировать…

Беседовал Роман Уколов