Страницы

среда, 31 декабря 2014 г.

С новым годом!

Поздравляю читателей блога с Новым годом!

Желаю всем позитива, спокойствия и свободы выбора! Юмора, самоиронии и тепла отношений!

Если получится, то в этом году добавлю 5-6 новых обзоров книг по психологии, опишу проблематику работы с близкими людьми, попавшими в культ и возможно опубликую серию юридических нюансов по выдавливанию культов и сект из своего окружения! И конечно проведу очередной вебинар!

вторник, 30 декабря 2014 г.

Выдержки из книги Сэма Харриса "Ложь"

Slon.ru публикует краткий пересказ научно-популярной книги Сэма Харриса, любезно предоставленный проектом Smart Reading.

Книга-эссе "Ложь" ("Lying") написана философом, публицистом и нейробиологом Сэм Харрисом (Sam Harris). Автор активно пишет на религиозные темы, морального выбора, насилия, борется (культурно, как писатель) с религиозным исламским фундаментализмом. 

В своем труде автор говорит о том, что так называемая "ложь во спасение" разрушает нашу жизнь, отравляет долгосрочные отношения и коммуникации. Сэм Харрис считает любую ложь "путем в хаос" и предлагает "вообще не говорить неправду — на время или на всю жизнь".

Вот ссылка на англоязычные цитаты из книги. А ниже приведены выборки из его книги:

Введение

Большинство людей согласны с тем, что ложь — это, в принципе, плохо. Но одновременно почти любой скажет вам, что есть ситуации, в которых лгать можно, а иногда и нужно. 

Ну кто скажет своей девушке, что платье ее полнит, а другу — что его роман скучен до зубовного скрежета, даже если это чистая правда? Неужели не стоит немного приукрасить свое резюме, чтобы получить работу получше? Почему бы не утаить информацию про свои болезни или денежные неприятности от родственников, чтобы они не нервничали и не переживали за вас? 

Если у вас сразу появилась масса вопросов, как это осуществить на практике и бывают ли ситуации, в которых жизненно необходимо делать исключение из правила, — эта книга для вас. В ней разбирается множество жизненных ситуаций — от бытовых ежедневных мелочей до вопросов жизни и смерти, — в которых ложь кажется естественным приемом, и предлагаются альтернативные решения.

1. Что такое ложь?
1.1. ЛОЖЬ И НЕ-ЛОЖЬ.

Прежде чем приступить к разговору о лжи, нужно определить понятия. Обман или неправда могут принимать различные формы, и не все из них являются ложью.

Например, когда вас спрашивают "Как дела?", вы скорее всего рефлекторно ответите "Нормально" (Хотя россияне довольно часто в ответ действительно начинают рассказывать, как у них дела, повергая в изумление европейских и американских коллег). Вопрос "Как дела?" при этом обеими сторонами воспринимается как социальный ритуал приветствия, а не как приглашение обсудить ваши проблемы на работе, личные неурядицы и медицинские показатели. 

Умолчание тоже не является ложью как таковой. Мы не обязаны каждый раз рассказывать все, что мы думаем, и все, что нам известно. Однако если такое умолчание сознательно используется для направления собеседника по ложному пути, то оно может быть приравнено к высказанной лжи. Грань между ложью и "честным" умолчанием в этой ситуации очень тонка.

Игорь Уточкин: Способность оценивать вероятность не зависит от образования

Игорь Уточкин
3 октября 2014 на сайте журнала PNAS была опубликована статья с описанием экспериментов по проверке способностей людей оценивать вероятность в зависимости от уровня их образования. "Постнаука" попросила прокомментировать это исследование кандидата психологических наук Игоря Уточкина.

Вопрос о природе многих специфических человеческих способностей на протяжении многих десятилетий является одним из очень живо обсуждаемых разными науками — от генетики до культурной антропологии, а поставлен он был гораздо раньше в философии. 

Возьмем, к примеру, способность мыслить математически. Математика, начиная с самых ее простых форм в виде элементарных арифметических операций с натуральными числами, пронизывает всю нашу жизнь: мы считаем деньги, планируем, какое количество продуктов нам нужно купить, чтобы приготовить ужин на определенное количество персон, и так далее. Конечно, более сложной математикой владеют уже сравнительно немного людей, но именно почти тотальное распространение элементарной математики оставляет вопрос о том, откуда эта способность у нас берется. Это феномен, который мы "впитываем" вместе с культурой: сначала от родителей, потом в школе, в вузе и тому подобное? Или у нас есть врожденные основы математики, которые мы несем с генами своих предков и которым нам не нужно учиться? 

Например, в исследованиях на животных и младенцах довольно давно было показано, что они чувствительны к такому элементарному математическому свойству воспринимаемых объектов, как количество: они способны учитывать его в своем поведении, обучаться на основе количества, хотя не знают цифр. Эта способность получила название "чувство числа", и, что особенно интересно, степень точности, с которой мы способны различать количество объектов с одного взгляда, не пересчитывая их, коррелирует с уровнем достижений при освоении стандартной математики в школе и даже во взрослом возрасте. Все это порождает очень много вопросов и споров о природе математических способностей, о том, как лучше учить математике, и много о чем еще.

Исследование, которое провела группа исследователей из Италии и Франции, касалось вопроса о врожденности такого аспекта математического мышления, как суждение о вероятностях (авторы называют это "чувством шанса"). 

В исследовании участвовало несколько групп индейцев майя из Гватемалы — детей и взрослых, монолингвов и билингвов, при этом никто из них никогда не изучал математики, а также участвовала группа взрослых итальянцев, изучавших математику как минимум в школе. Во всех сериях исследования перед испытуемыми выкладывали набор разноцветных фишек, где каждый цвет был представлен в разной пропорции. Затем фишки убирались в мешок, а испытуемого просили сделать ставку на то, какой цвет вытянет экспериментатор, когда полезет наугад в мешок. Если испытуемый ставил на цвет, который преобладал в наборе, это считалось правильным ответом. Используя такую процедуру, авторы протестировали у испытуемых способность к оценке простой вероятности (выбор одного из двух представленных цветов), условной вероятности (ставка на цвет фишки, если известно, какой она формы), а также понимание простых правил комбинаторики (ставка на то, что будут вытянуты две фишки одного цвета, если известно, сколько разных цветов и в каком количестве они представлены в наборе). 

При этом в одной из серий исследования авторы показали, что испытуемые ориентируются не на абсолютное количество фишек каждого цвета, а на их пропорцию, что является более адекватной мерой вероятности. Во всех группах подавляющее большинство испытуемых ставили на наиболее вероятный исход, и достоверных различий между группами практически не наблюдалось. Единственным исключением были комбинаторные задачи, в которых было обнаружено, что взрослые майя справляются с заданием чуть чаще, чем дети майя, а взрослые итальянцы — чуть лучше, чем взрослые майя, что объясняется авторами небольшим влиянием культуры.

Нужно отметить, что полученный коллегами факт очень хорошо вписывается в накопленные за последние годы данные о том, что люди способны к довольно точным интуитивным суждениям математического характера, опираясь просто на восприятие. Так, помимо уже упомянутого "чувства числа", мы обладаем довольно хорошим "чувством среднего", то есть можем с одного взгляда оценить средний размер, средний цвет, среднюю форму большого количества объектов или даже усредненную эмоцию на лицах людей в толпе, хотя при этом мало что можем сказать о каждом объекте в отдельности. Мы можем интуитивно оценивать и другие статистические параметры, например меры разброса или даже степень корреляции между разными показателями. Теперь мы знаем еще, что можем также интуитивно оценивать вероятности событий. 

Результаты исследования с индейцами майя наряду с другими данными об интуитивных математических суждениях открывают еще и новые теоретические и прикладные горизонты. Например, еще больше обостряет вопрос о том, как связана эта интуитивная математика с математическими способностями или как мы можем использовать интуитивную математику в обучении регулярным математическим курсам.

кандидат психологических наук, заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ

понедельник, 29 декабря 2014 г.

Ольга Гулевич об управлении толпой, психологии коллективного поведения и протестных движениях в России

Материал подготовлен на основе радиопередачи "ПостНаука" на радио Говорит Москва. Ведущий — шеф-редактор проекта "ПостНаука" Юлия Полевая, гость эфира — доктор психологических наук Ольга Гулевич.

— Что такое психология масс? Что изучает эта область знаний?

— В психологии существует область исследований, в рамках которой изучается поведение больших групп людей, на короткое время собравшихся в одном месте или совершающих одни и те же действия.

Изучение таких групп началось в XIX веке с француза Гюстава Лебона. Этот человек заинтересовался психологией французских революций. Он пытался понять, что происходит с людьми, когда они вместе выходят на улицу и устраивают восстание. Лебон плохо относился к революционным событиям и полагал, что такое поведение иррационально. Вслед за Лебоном появились и другие ученые, которые пытались ответить на этот вопрос. Они дали начало области исследований, которая сейчас называется "психологией толп", "психологией массового поведения" или "психологией стихийного поведения".

Под толпой понимаются люди, которые собрались в одном месте, у которых есть общий центр интереса и общее эмоциональное состояние. Однако у них нет совместной цели, которая требовала бы кооперации усилий и четкой структуры. Поэтому толпами называют самые разные образования, начиная с окказиональных толп, например прохожих, которые остановились послушать оркестр, и заканчивая действующими толпами — агрессивными, стяжательными, паническими.

Традиция рассматривать психологию больших, кратковременно существующих групп как психологию толп сохранялась до середины XX века. Однако уже в 60-х годах исследователи, прежде всего психологи и социологи, переключились на изучение так называемого "коллективного поведения". А это совсем другой тип активности.

Постнаука: 5 мифов о мозге


ПостНаука развенчивает научные мифы и знакомит читателей с комментариями наших экспертов, которые объясняют общепринятые заблуждения. 

среда, 17 декабря 2014 г.

Чувствуя любовь и заботу, мозг меньше реагирует на угрозу

Мозг человека, который чувствует себя любимым, не так сильно реагирует на угрозу, такие результаты ученые опубликовали в журнале Social, Cognitive and Affective Neuroscience.

Они провели эксперимент с участием 42 человек, которым демонстрировали картинки на мониторе, одновременно сканируя их мозг на магнитно-резонансном томографе.

Сначала показывали личные фотографии, которые напоминали испытуемым о том, что их любят и заботятся о них. Оказалось, что демонстрация любви и заботы резко снижала ответ мозга на серию картинок, связанных со страхом и угрозой.

В таких условиях у испытуемых меньше активизировалось миндалевидное тело — область мозга, отвечающая за страх и другие неприятные эмоции.

Этот результат важен при лечении посттравматического стрессового расстройства, подчеркивают исследователи.

В предыдущих исследованиях было показано, что сознание любви к себе и заботы о себе снижает восприятие человеком физической боли.

Раннее созревание провоцирует депрессию

Психологи установили, что подростки, которые раньше своих сверстников проходят период полового созревания, рискуют заполучить депрессию через несколько лет.

Исследование, результаты которого опубликованы в журнале Development and Psychopathology, проведено на 160 подростках обоего пола. Психологи оценивали их психоэмоциональное состояние, устойчивость к стрессу, способность справляться с жизненными проблемами.

Выяснилось, что ранний пубертат повышает вероятность депрессии 3–4 года спустя, причем как у девушек, так и у юношей. Она включает заниженную самооценку, социальные проблемы, конфликты с родителями и сверстниками.

У девушек депрессивное состояние в среднем наступает через 3 года после раннего начала полового созревания, у юношей – через 4.

Вместе с тем психологи подчеркивают, что влияние раннего пубертата сказывается не на всех подростках. Очевидно, большое значение имеет также психологическая обстановка в семье.

Криминальное прошлое отцов влияет на умственные способности их сыновей

Шведские и финские ученые под руководством Антти Латвалы (Antti Latvala) выяснили: мальчики, чьи отцы когда-либо совершали преступление, обладают худшими когнитивными способностями по сравнению с сыновьями мужчин, не замешанных в подобных делах.

Исследование "Paternal Antisocial Behavior and Sons’ Cognitive Ability" специалистов было опубликовано в журнале Psychological Science. Результаты изучения информации более чем о миллионе шведских мужчин показали четкую взаимосвязь между криминальными наклонностями отца и умственными способностями его сына. При этом чем серьезнее было преступление, совершенное мужчиной, тем худшие когнитивные способности демонстрировал его отпрыск.

Дальнейшая работа показала, что виновато в этом не в антисоциальное поведение отцов само по себе, а определенные гены, которые мужчины передавали своим детям.

Уроки музыки помогают детям из неблагополучных семей улучшать речевые навыки

Нина Краус из Колледжа искусств и наук Вайнберга и ее коллеги опубликовали исследование, подтверждающее, что активное посещение уроков музыки и игра на музыкальных инструментах помогают детям из неблагополучных семей развивать речь. С полным отчетом о работе специалистов можно ознакомиться в журнале Frontiers in Psychology .

В течение двух лет ученые наблюдали за детьми из неблагополучной среды, посещавшими школьные уроки музыки. Через два года исследователи смогли с уверенностью сказать, что у постоянно посещавших уроки детей улучшалась речь. Специалисты отмечают, что основную роль играет не просто посещение уроков, а активное участие в них, например игра на музыкальных инструментах.

Нина Краус объясняет это тем, что ребенок, находясь в неблагополучной среде, редко слышит грамотную правильную речь — зачастую общение в таких семьях не отличается корректностью и полноценностью. Гармоничная музыка затрагивает те же отделы мозга, которые отвечают и за продуцирование речи, тем самым улучшая их работу.

Поздний отход ко сну вызывает депрессию

Мередит Коулс (Meredith Coles) и Якоб Нота (Jacob Nota) из Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк, США) выяснили: чем позже человек ложится спать, тем больше он рискует приобрести проблемы со сном. Более подробно с результатами исследования "Duration and Timing of Sleep are Associated with Repetitive Negative Thinking" можно ознакомиться в журнале Cognitive Therapy and Research.

В эксперименте ученых приняли участие более ста молодых людей, которых просили ответить на вопросы теста и выполнить специально разработанные компьютерные задания. Результаты показали: чем позже человек ложится спать, тем чаще он находится в подавленном состоянии и тем более негативные мысли посещают его в течение дня. Интересно, что такой же эффект поздний отход ко сну оказывал и на тех людей, которые считают себя "совами" и заявляют, что комфортно чувствуют себя при таком режиме дня.

Исследователи полагают, что подавленно-депрессивное состояние, характерное для любителей позднего бодрствования, в дальнейшем могут перерасти в тревожный невроз, большое депрессивное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром, а также социофобию.

Почему плохие события надолго запечатлеваются в памяти

Ученые Джошуа Йохансен (Joshua P. Johansen), Лоренцо Диаз-Матэ (Lorenzo Diaz-Mataix), Hiroki Hamanaka  (Hiroki Hamanaka) и Джозеф Леду (Joseph E. LeDoux) установили, почему плохие воспоминания надолго остаются в нашей памяти, тем самым выяснив новые детали процесса формирования памяти. Полный отчет "Hebbian and neuromodulatory mechanisms interact to trigger associative memory formation" о работе исследователей опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Специалистам удалось подтвердить правило Хебба, гласящее: в результате частой стимуляции нервной системы мозг формирует скоординированные нейронные структуры, которые являются биологической основой памяти и обучения. Ученые провели опыты на животных, доказав: неприятные воспоминания (животных подвергали строгим окрикам, одновременно стимулируя миндалевидное тело мозга (ответственно за формирование отрицательных эмоций) разными способами).

Опыты показали, что Хебб был прав: неприятные ощущения подавали в мозг сигналы, которые изменяли нейронные связи в миндалевидном теле мозга, тем самым формируя негативные воспоминания. Тем не менее ученые утверждают: несмотря на доказанную правоту Хебба, его теория не способна в полной мере объяснить механизм формирования памяти, и специалистов ждет еще много работы.

Мозг, гены и доверие людей к любому чужому мнению

Выявлен генетический механизм, влияющий на доверчивость людей к чужому мнению, даже если оно прямо противоречит их личному опыту.

Быстро "переписывать" свой поведенческий сценарий, критически осмысляя информацию, поставляемую личным опытом, — одно из главных адаптационных приспособлений человека, давших ему колоссальное эволюционное преимущество по сравнению с другими видами. Тем более странной и никак не вписывающейся в это удачное эволюционное портфолио выглядит противоположная поведенческая стратегия, надежно прошитая в нашем "биосе" и хорошо изученная психологами и нейрофизиологами, а именно способность охотно принимать желаемое за действительное.

Следовать некими предзаданным суждениям вопреки очевидным фактам и личным ощущениям с упорством, достойным лучшего применения, — установка, вряд ли, на первый взгляд, способствующая успешному выживанию и адаптации организма, но зато хорошо и, судя по всему, уже очень давно обкатанная нашим мозгом.

Неужели Природа потрудилась над ней так тщательно с единственной целью доставить побольше хлопот родителям, воспитывающим "сложного" ребенка, или не дать умереть от голода политикам, рекламщикам и религиозным лидерам?

К счастью, все оказалось намного интересней. Как показали эксперименты нейрофизиологов c факультета когнитивных наук, лингвистики и психологии при Университете Брауна (США), результаты которых опубликованы в апрельском выпуске журнала Journal of Neuroscienceнастойчивое игнорирование опыта и потеря чувства реальности, его сопровождающая, являются не когнитивным сбоем, а частью древнего, эволюционно закрепленного в человеческом сообществе и генетически регулируемого механизма адаптации.

вторник, 16 декабря 2014 г.

Люди бессознательно имитируют поведение друг друга даже во вред себе

Играя в "камень-ножницы-бумагу", мы бессознательно копируем жесты своего соперника. 

Когнитивные эксперименты, поставленные в Университетском колледже Лондона, рисуют для Homo sapiens тревожные перспективы: искусственный интеллект, умело использующий эту брешь, может получить конкурентное преимущество над человеком.

Игра "камень-ножницы-бумага" (КНБ), немудреные правила которой всем известны с детства, на поверку оказывается не такой простой, как кажется. С этим фактом согласятся не только члены Международного общества игроков в КНБ, организующего отборочные туры и ежегодные международные чемпионаты, но также биологи, обнаружившие КНБ-последовательность в сценариях полового отбора в популяциях юта (пятнистых ящериц семейства игуановых), и специалисты по искусственному интеллекту, вообще неравнодушные ко всякого рода играм.

Среди последних КНБ рассматривается как простой и удобный игровой полигон для обкатки самообучающихся алгоритмов.

Задача состоит в том, чтобы научить компьютер предсказывать поведение игроков, распознавая их игровые паттерны — персональные стратегии, используемые (неважно, спонтанно или сознательно) для обретения преимущества над соперником.

Если под преимуществом понимать овладение вполне реальными ресурсами, рыночными активами или критически важной информацией (в ситуации, скажем, военного конфликта и вообще любого конфликта интересов), станет понятной настоящая цена вопроса, если эффективный универсальный алгоритм, уверенно обыгрывающий человека в КНБ, когда-нибудь будет разработан.

В этом смысле КНБ не столько полигон для испытаний компьютерных экспертных систем, умеющих отгадывать чужие намерения, прогнозировать будущее и принимать эффективные решения, сколько фундаментальная проблема, решения которой могут оказаться важными для понимания принципов работы человеческого интеллекта.

Richard Cook
Вполне логично, что наряду со спортсменами, биологами и программистами к этой игре проявила интерес группа нейрофизиологов и специалистов по когнитивной психологии с факультета наук о мозге Университетского колледжа Лондона во главе с профессором Ричардом Куком (Richard Cook). В серии простых и наглядных экспериментов, результаты которых опубликованы в Proceedings of the Royal Society в статье "Automatic imitation in a strategic context: players of rock–paper–scissors imitate opponents' gestures", им удалось выяснить, что играющие в КНБ склонны к бессознательному копированию жестов оппонентов, повышающему шансы на ничью даже при условии, если участникам игры ничейный результат явно невыгоден.

В эксперименте участвовали 45 добровольцев. В первом раунде игрокам надевали на головы повязки и игра шла вслепую. Во втором повязка оставалась только у половины игроков, а их противники могли видеть, какие именно комбинации выкидывают в процессе игры их оппоненты. Участники, выигравшие большую часть поединков, получали денежный приз.

В полном согласии с теорией вероятности доля ничейных исходов в полностью слепом раунде, когда игроки не видели жестов друг друга, составила примерно ⅓ от всех результатов. А вот в полуслепом раунде, когда один из игроков мог видеть жесты другого, доля ничейных исходов (даже с учетом статистической погрешности) явно выросла, составив почти 37%. 

Иначе говоря, "зрячие" игроки начинали спонтанно копировать жесты "слепых" в момент выбрасывания комбинаций, хотя ничейные исходы явно противоречили их интересам.

Ход игры тщательно документировался, что позволило точно локализовать во времени моменты этих имитаций.

Спонтанное отзеркаливание игроками комбинаций оппонентов во вред себе авторы окрестили "эффектом ничьей", возложив ответственность за такое поведение на так называемые "зеркальные нейроны" — гипотетические нейронные комплексы, предположительно отвечающие за отслеживание и моторное повторение чужих действий.

"С момента нашего рождения", указывает Ричард Кук, "мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда те или иные действия порождают ответную предсказуемую имитацию этих действий. Самый простой пример — родители, которым трудно удержаться от имитации ужимок новорожденных: они начинают так же улыбаться, гукать, высовывать язык, пускать слюни и т. п., когда смотрят на своих чад".

Похоже, способность к моторному отзеркаливанию чужого поведения играет важную роль у высших социальных организмов, выживающих, в том числе, за счет успешного совершения коллективных действий. Эффективная стратегия выживания таких популяций предполагает существование двух векторов поведения их членов — вектора "конкуренции" (когда выживает самый ловкий и смышленый) и вектора "кооперации" (когда совместное действие стаи, предполагающее отзеркаливание действий соплеменников, повышает для члена коллектива шанс на выживание и передачу генов потомству).

Эксперименты, подобные вышеописанным, однозначно указывают, что бессознательный алгоритм копирования, прописанные в нашем "биосе", всегда вносит искажение в процесс и результаты нашей интеллектуальной деятельности, направленной, в том числе, на достижение конкурентных преимуществ перед другими членами сообщества.

В таком случае самообучаемые алгоритмы, учитывающие сознательно не контролируемые, но предсказуемые аберрации человеческого поведения (а в игре КНБ обнаруженная аберрация точно предсказуема), научатся, используя эту брешь, эффективно предсказывать человеческое поведение в ситуации игры и рано или поздно могут получить объективное конкурентное преимущество над людьми, имитирующими поведение друг друга даже во вред себе.

пятница, 12 декабря 2014 г.

Джон Атак о самых опасных утверждений идеологии саентологии

Джон Атак
Джон Атак — автор книги "Кусочек синего неба", одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Он выпустил новое издание книги и на протяжении года с лишним по субботам помогал нам продираться сквозь мифы, легенды и спорные факты, связанные с Саентологией, которые снова и снова пережевываются в книгах, статьях и особенно в Интернете. Он любезно прислал нам еще одно сообщение.

Последние два года одной из величайших неожиданностей для нас на сайте "Underground Bunker" было непрерывное общение с Джоном Атаком. Он постоянно поражает нас своими глубокими проникновениями в прошлое, мотивы и умышленно запутанные объяснения основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда. И теперь Джон превзошел самого себя, проведя исследование саентологического мышления, которое привело нас всех в трепет. Приготовьтесь.

Джон: Мы уже достаточно хорошо знакомы, чтобы говорить без обиняков. Если отложить в сторону надежды, мечты и искренние упования жертв Саентологии на то, что это учение является спасением Человечества, правда такова, что целью Саентологии было обеспечить приток денег и власти в руки Рона Хаббарда. Нет никаких клиров, и нет никаких OT. Саентология не приводит к успеху в любой сфере жизни. Слишком часто она приводит к краху и отчаянию, к финансовому разорению, разрушению семей и даже самоубийствам.

Одним из первых вариантов названия моей книги "Давайте продадим этим людям кусочек голубого неба" было "Хаббард под увеличительным стеклом" (именно под этим названием она упоминается в великолепной книге Расселла Миллера — на случай, если вы недоумевали, откуда Миллер черпал свои сведения). И именно под увеличительным стеклом видно, в чем заключается истина Хаббарда: Саентология — прямая противоположность свободы. Это рабство.

В конечном счете, эта система предназначена для обожествления Хаббарда — что, наконец, понял даже самый убежденный верующий, Марти Рэтбан. Как писал Хаббард в 1938 году в письме, адресованном своей первой жене, его единственная цель заключалась в том, чтобы вписать свое имя в историю. OT VIII — последний уровень. Пресловутые 15 дальнейших уровней, о существовании которых было объявлено в 1970-х годах, — это миф, хотя, как поведал миру Тони Ортега, за 24 года Мискевидж потратил 10 миллионов долларов из своих необлагаемых налогом доходов, чтобы следить за Пэтом Броукером — просто на тот случай, если последняя секция Моста все-таки существует. В нынешнем своем виде Мост не дотягивается до другого края Пропасти. Но поскольку и Мост, и Пропасть — это плоды воспаленного воображения Хаббарда, нам не стоит слишком расстраиваться из-за его жалкой неудачи на поприще духовного инженера.

На уровне OT VIII Хаббард называет самого себя Источником мироздания — Творцом или Демиургом. Это вполне в духе тех философий, которые изображают Бога нарциссичным и злобным существом (например, именно так представлял себе христианство учитель Хаббарда Алистер Кроули). Этот бог известен также под именем сатаны. Именно на это и нацелился Хаббард, как он вполне отчетливо заявил в тексте своей тайной церемонии Обряда Крови, который 20 лет назад показывал мне бывший официальный биограф Хаббарда Омар Гаррисон.

Цель Саентологии — ограничить свободу человека повиновением приказам и правилам Саенологии. Попросту говоря, эта религия предлагает не "самоопределение", но "роноопределенность", в рамках которой последователь учения находится в полном согласии с фантазиями и вымыслами Основателя.

среда, 3 декабря 2014 г.

Эффект Рингельмана

В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов. Результаты этих опытов остались в психологии под названием "Эффект Рингельмана" (Ringelmann effect).
Эффект Рингельмана — явление сокращения продуктивности индивидуумов по мере возрастания группы, в которой те функционируют. Был впервые описан М. Рингельманом (1861—1931), французским профессором сельскохозяйственной инженерии, в 1913 году. 
Рингельман провёл ряд экспериментов с подниманием тяжестей и перетягиванием каната, в которых фиксировал максимальные достижения отдельных участников, а также команд разной численности, из них состоящих. Эксперименты показали, что достижения, построенные на индивидуальных усилиях участников превосходят аналогичные, в которых последние функционируют сообща. Согласно Рингельману, это объясняется потерей индивидуальной мотивации и необходимостью в координации между участниками группы. 
Результаты экспериментов были подтверждены дальнейшими исследованиями во второй половине XX века.
Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он "потянул". После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь.

Ожидания были понятны: если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо – еще больше. Существует заблуждение о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало.

Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь - уже лишь 49%.

Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал.

Причина – ясна. Когда индивид рассчитывает сам на себя, то он прилагает максимум усилий. А в группе индивид может сэкономить силы: скорее всего не заметят.

При чем тут пассивность? А при том, что, когда индивид действует, то он волей-неволей свои усилия помнит и фиксирует для себя. В дальнейшем индивид прикладывает именно столько или еще меньше сил. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.

Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу, но с ухудшающимся результатом. 

На данный момент "Эффект Рингельмана" сохраняет свою силу и не был опровергнут. И не смотря на заявления различных "гуру командной работы", важно помнить, что чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять индивиду.

История про московский хостел Бизнес-Молодости

История "Как я выжил в хостеле БМ. Москва".


Хочу рассказать, как я пережил сегодняшнюю ночь в хостеле БМ. Немного предыстории. Я не чувствую себя старым или принципиальным человеком, мне нравится общаться с людьми. 

Последние несколько месяцев наблюдалась нехватка общения по интересам, люди вокруг обычно работают, а мне нужны были идеи. Да и пережил небольшой спад настроения в последнем месяце. Решил приехать в хостел БМ, чтобы пообщаться с людьми, найти вдохновения.

Первое впечатление


Захожу в хостел. Прихожей нет, сразу большое помещение. Кухня и гостиная одновременно. Большой стол, за ним сидит несколько человек. Трое сидят. Двое стоят или ходят. Парни лет 20-25. 

Зарегистрировался, подписал документы. Мне показывают мою комнату. Планирую познакомиться с ребятами постарше. 

Тут меня встречает парень, которого зовут Сергей. Спрашивает, откуда я. Оказалось, что мы в одном городе жили несколько лет. Говорит, что приехал на БМ, заселился в августе. Скажу сразу, что это был единственный адекватный парень, с которым я познакомился. 

Ещё была девушка, которая раньше работала на телефоне, уволилась, потому что мало платят (35-60 тысяч без испытательного срока). Остальные ребята - это КОСМОС.

Второе впечатление


Ребята активно все обсуждают ЯДирект, страницы приземления, конверсии. Которые у них достигают аж 7 процентов! Причём, разговор такой: "У меня конверсия сначала была почти 8 процентов, 7 с половиной". Я отвечаю, что, может быть, конверсия была 4, как сейчас, а не 7? Парень соглашается, мол, что да, верно. Короче говоря, все абсолютно ребята живут конверсией. И думают о том, как её увеличить, ходят слухи-сплетни о том, что у многих конверсия 10-15%. На цветы, на часы, на многие другие вещи. Никто не думает о том, чтобы увеличить количество посещений сайта, все говорят, что конверсия их собственной страницы 15%. Но Вы бы видели эти страницы. Это просто шок.

Второе, цена клика у всех 1-2 рубля. Может, я чего-то не понимаю, но не может стоить клик в ЯД стоить 2 рубля в нише ландшафтного дизайна или цветов. И каждый второй парень говорит, что ЯД стоит у него в среднем 1-2 рубля за клик, потом этот парень открывает панель управления (личный кабинет). И там цена клика 15-25 рублей. Но говорят они все, что рубль.

Третье. У всех уже есть свой бизнес. Вообще, в хостеле БМ любят говорить следующие слова: бизнес, конверсия, лид, заявка, директор, офис, колл центр

Есть там одна девушка, которая живёт уже больше трёх месяцев. О ней расскажу подробнее.

Предприниматели будущего


В комнату к нам пришла девушка и начала рассказывать историю. Какая она звезда, как у ней всё получается, как она тут классно живёт. 

Её слова: "Мне нравятся тут старички, которые живут уже давно. А все остальные - это шелуха. Ты не обижайся, просто это моё отношение к тем, кто живёт тут несколько дней". Девушке 21 год. Она продаёт часы на ВДНХ, ходит и продаёт часы для детей по 300 рублей. 

Эта девушка говорит, что сейчас покажет пальто "офигенное", которое просто супер. Её никто об этом не просил. Она пришла в комнату в час ночи и одела своё пальто. Обычное пальто с рынка. Ужасного цвета. И выглядит оно ужасно. Девушка говорит, что купила его за 7 тысяч, что "это лиса настоящая", буду продавать его за 24.

Все вокруг ребята в шоке: "Как так? За 24, а оно стоит 7? НУ ты даёшь! Молодец!" Потом эта девушка рассказывает несколько вещей таких: "Я вообще никогда не смотрела спрос. У меня и так всё получается. Я просто продаю. И продаю. Мне всё равно, я знаю, что продам. Вот пальто, я не знаю, будут его брать или нет. Но я его продам. Я такая". И этот разговор до 4 ночи не прекращался. 

Девушка рассказала, какая она звезда, как у неё всё получается, как она ушла от жизни с работой в жизнь с бизнесом. Какой она бизнесмен. Какой у неё бизнес. Она заработала 40 тысяч за неделю на часах недавно. По её словам. И она пойдёт в МГ. И она общалась с Дашкиевым. У неё синий браслет, потому что она оплатила обучение заранее. И, её слова:"Я VIP". Эта девушка просит закрыть дверь и не стоять в проходе: "Закрой дверь или выйди". Это при том, что она находится в чужой комнате.

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Если Ваша школа становится целью культа?!

Недавно одна коллега психолог обратилась с вопросом по ситуации, когда культ пытается проникнуть в школу. Тема интересная, т.к. я в начале 2000-х годов с коллегами столкнулся с группой самарских школ, которые были под контролем одного корейского деструктивного культа. Получил неплохой опыт работы в таких ситуациях.

Давайте сначала посмотрим для чего, кого и как вербуют в школе культы и авторитарные группы?!

Объектами интереса культа в школе могут быть:
  • школьники, через которых вербуют родителей (типичная тактика Свидетелей Иеговы и различных авторитарных групп);
  • сами школьники, как будущие адепты культа/организации (типичная тактика мунистов, Нового Акрополя (с их газетой "Форторчка"), Мухариши с его ТМ, Синтона и саентологов);
  • учителя и персонал школ, через которых вербуют школьников (мунисты, авторитарные группы, психокульты, саентологи);
  • имущество школы (в качестве помещений для проведения культовых мероприятий - в основном интересны для психокультов и авторитарных групп).
Есть культы, которые специализируются на молодежи (в основном на старшеклассниках и студентах первых курсов). Есть культы у которых выросла молодая поросль культистов и те в школах ведут свою "духовную работу по спасению язычников".

Три самых любимых представителей школы, которых предпочитают вербовать для "захода в школу":
  • директор школы (после вербовки или обмана, запускает учителей на "переподготовку", школьников слушать "лекции", предоставляет помещения культу для мероприятий и т.п.);
  • завуч (обычно вербует других учителей или прикрывает от критики вербовку "молодых истинных христиан" + запускает всяких "псевдолекторов");
  • школьный психолог/орговик-затейник (хоть ставки психологов в школах были уничтожены, как не нужные (Самарская область тому пример, где считают, что "казаки" или "священники" будут лучше детского психолога), но люди с пси образованием там остались. Обычно они занимаются всяким факультативом, дополнительным образованием для школьников и учителей. Фактически они могут под благовидным предлогом провести первое культовое мероприятие.
Важно понимать, что почти все "неправильные организации" (в т.ч. радикально националистические) на данный момент мимикрируют под:
  • просветительские лекции (Саентологи "борются с наркоманией например, Свидетели Иеговы любят вести лекции о сексуальном воспитании и т.п.);
  • военная реконструкция, спортивные секции и патриотическое воспитание (здесь любят гнездиться националистические группировки и неоязычники);
  • семинары и тренинги по психологии (тут любят резвиться всякие "гуру-психологии-энергетики" и т.п. от Лайфспринга (с детским лидерством) до мунистов с их книжками "Мой мир и я", кончая мелкими авторитарными лидерами);
  • просветительский региональный туризм и услуги по проведению каникул (тут совмещая отдых, туризм ("святые места", "места силы" и т.п.) и каникулы работают те же психокульты и авторитарные группы. В Самаре у ряда организаций, которые занимаются созданием "людей новой эры", есть свои пионерлагеря, куда областная власть (часто по не знанию или "закрытию глаз") отправляет школьников на отдых и "духовное развитие").
Самое сложное в этом разнообразии, что культы удачно прячутся среди нормальных организаций, которые оказывают подобные услуги. Как их определять и т.п. это не тема моего поста, но на самом деле: критическое мышление + гугл Вам в помощь. :)

Часто с ситуацией, когда культ начинает заходить в школу, сталкивается кто-то из учителей или родителей, которым хватает критического мышления засомневаться и понять, что "дело не чисто" (см. дополнительно "Если работодатель посылает на тренинг в культ?"). Что делать им?

Есть разные варианты действий, как правового, так и не правого характера. Основная развилка возможностей идет от Вашей позиции в школе: Вы родитель или сотрудник?

В первом случае у Вас риск потерять место учебы и возможные расходы на юристов. Во втором случае Вы можете потерять место работы и так же возможны расходы на юристов.

Есть большой плюс, что директора и заучи бояться "шума" и скандалов, а так же вышестоящих чиновников. Учителя, если они не адепты со стажем, боятся директоров школ и завучей.

Помимо этого есть четыре силы, которые могут сильно повлиять на любую школу:
  • СМИ/интернет - веерная рассылка анонимных обращений по почте в СМИ и журналистам по теме "культ захватывает школу", аналогично по разным блоггерам или просто постите сами, используя название школы, адрес и фио руководства + желательно какую-либо фактуру - фотки, видео запись и т.п. Нет ничего хуже для местного Министерств образования, чем запросы журналистов в школу или их пресс-службу. Важно чтобы другие родители до этого уже слышали об этой проблеме, т.к. "журналисты начнут копать и не найдут ничего";
  • Местные чиновники из Минобра/Депутаты - рассылка анонимных обращений и жалоб в вышестоящие ведомства и местным депутатам уровня города и области, в чьем округе находится школа;
  • Местные религиозные общины (речь о традиционных религиях) - часто у представителей РПЦ или Ислама (все зависит от специфики Вашего района) есть куда больше возможностей донести всю проблему и значимость до местной власти и СМИ. Здесь придется распрощаться со своей анонимностью конечно.
  • ФСБ (отдел по "Борьбе с терроризмом)/Департамент "Э" МВД/Прокуратура - заявления и жалобы на проникновение культов и т.п., но тут важно проконсультироваться с юристом, т.к. часто требуется, чтобы Вы сначала сами пытались получить объяснение от школы или работодателя (если Вы сотрудник школы) официально, а только потом жаловаться правоохранителям. ФСБ и МВД часто могут подключить негласно к Вашей проблеме внимание СМИ или решить по внутренним каналам с местным Минобром.
Если Вы родитель, то Вы можете еще известить других родителей об опасности. Тут можно и разыграть полуанонимность (если у Вас есть email всех родителей, а так часто бывает, что есть этот список), то можно отправить себе анонимное письмо, а другим родителям его переслать со словами "Вот пришло письмо, не знаю верить этому или нет, но важно проверить или быть предупрежденным на всякий случай".

Так же можно анонимно обклеить столбы вокруг школы с темами "про культ и опасность в таком то классе", но если Вас за это поймают, то будет масса проблем. Разложить под дворники авто во время родительских собраний листки бумаги и т.п.

Важно помнить, что пока Вы анонимны, то по Вам не может работать культ или завербованные им коллеги. Давить на Вас и т.п. Если Вы начинаете публично бороться с культом, то нужно понимать последствия. 

Большая часть культов и всяких "псевдо-гуру" имеют "хорошую репутацию", ООО и т.п. Любой конфликт очень легко довести до суда и дальше начать Вас "долбать" в суде. Хорошая новость, что коллеги из саратовского РАЦИРС, помогают юридическими советами в таких случаях. Но лучше иметь возможность нанять адвоката или юриста, либо действовать через внешние силы, знакомых чиновников и т.п.

Так же важно помнить, что часто отсылая официальную жалобу в Минобр, школа получает от них требование отписаться и копию жалобы (!). Если Ваши дети в выпускных классах, то они могут стать заложниками ситуации, а если Вы учитель предпенсионного возраста, то Вас могут "прославить" для других школ и уволить.

Однако соблюдая анонимность и создавая громкий шум Вы в 99% вышвырнете культ в процессе захода из школы. А вот если культ плотно завербовал руководство школы, и у них есть покровители из Минобра (как например в Москве саентологи чувствовали себя вольготно, контролируя ряд крупных муниципальных чиновников от образования), то это будет куда сложнее.

В очень редких случаях будет достаточно откровенного и нормального общения с руководством школы, но такие варианты тоже срабатывают. Часто руководство школ и учителя даже не подозревают, что работают с культом или радикальной организацией. 

Лично я против любых религиозных (даже против "основ православной культуры") и псевдо-психологических организаций в школах. Школа должна быть территорией образования, а не вербовки.

Спасибо Л.А. за общение, которое мотивировало написать эту заметку. :) И помните, что "Зло никогда не выглядит злом"!

суббота, 22 ноября 2014 г.

Различие мнений о происхождении жизни на земле у американцев и британцев

Был проведен опрос "YouGov", где жителей Британии и США спрашивали "Вы лично считаете, что жизнь на земле возникла из-за:" и дальше несколько вариантов ответов. Сначала идут % от Британии, потом из США. Все респонденты взрослые граждане.
  • Она была создана Богом! - 15% UK и 53% USA
  • Она была создана более древней инопланетной цивилизации из нашей Галактики! - 4% UK и 5% USA
  • Она зародилась из-за органической жизни с упавших комет на Землю! - 19% UK и 10% USA
  • Ничего из вышеперечисленного: это произошла из-за уникальных условий на нашей планете! - 40% UK и 15% USA
  • Без понятия! - 22% UK и 16% USA


В 2013 году 80% погибших от терроризма было сосредоточено в 5 странах

Согласно "Индексу глобального терроризма 2014 года" ("the Global Terrorism Index 2014"),  в 2013 году было совершено около 10 000 терактов по всему миру, в результате чего почти 18 000 человек погибло. 

80% из них, около 14 722, произошли в пяти странах: 
  1. Ирак, 
  2. Сирия, 
  3. Пакистан, 
  4. Афганистан,
  5. Нигерия. 
Смертность от терактов в 2013 году выросла на 61% по отношению к 2012 году. В Ираке погибло 6362 граждан или 35,4% от общего количества погибших от терактов в мире. В итоге Ирак самая пострадавшая страна от терактов в 2013 году, за ним следуют Афганистан и Пакистан  с 3111(17,3%)  и 2345 (13,1%) погибшими гражданами.

Мозг выносит суждения раньше, чем они появляются в сознании

В новом исследовании ученые из Университета Мельбурна с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) измеряли электрическую активность мозга людей, смотревших на фотографии еды, сцен повседневной жизни и символов материального благополучия (автомобилей и денег). После ЭЭГ исследователи снова показали участникам фотографии. Добровольцы теперь должны были ответить на вопросы о каждом изображении, например, вызвало ли оно у них интерес и заставило ли думать о настоящем или будущем. 

Мозговая активность специально была измерена заранее. Ученые использовали метод декодирования для расшифровки этой активности. Используя полученные данные, они смогли предсказать ответы людей, рассказывает в своей статье "More than Meets the Eye in Making Judgments" Psych Central

Участники выносили непосредственные суждения об изображениях еще до того, как их мозг успевал сознательно обработать информацию.

Даниэль Беннетт
Важно отметить, что такие бессознательные суждения сильно влияют на наши решения. Они могут быть причиной импульсивного поведения. Допустим, если человек, который пытается бросить азартные игры, увидит рекламу такой игры по телевизору, он попытается проигнорировать ролик. Мозг, в любом случае, бессознательно обработает полученную информацию, что повысит риск рецидива. 

Исследователь Даниэль Беннетт (Daniel Bennett) считает: таким же образом можно контролировать импульсивное поведение. Необходимо только подобрать фотографии, которые сделают людей более терпеливыми и повысят их уровень самоконтроля. Ученые планируют проверить эту гипотезу в дальнейших исследованиях.

Многие страдают от депрессии, даже не подозревая об этом

Новое исследование, проведенное в Государственном Университете Сан-Диего, показало: такие психосоматические симптомы депрессии, как проблемы со сном и концентрацией внимания, в наше время встречаются намного чаще, чем в 1980-е годы. Исследователи проанализировали данные 6,9 миллиона подростков и взрослых. Они сравнили результаты с данными, полученными в 1980-х годах, рассказывает в своей статье "Study Finds Rise in Bodily Symptoms of Depression" Psych Central.

В 2010-е годы подростки на 38% чаще страдали от проблем с памятью, на 74% чаще - от проблем со сном, и в два раза чаще обращались к специалистам в области психического здоровья. Опрошенные студенты на 50% чаще чувствовали себя подавленными, а взрослые чаще жаловались на беспокойный сон, плохой аппетит и то, что все приходится делать через силу, - все классические психосоматические симптомы депрессии. Несмотря на симптомы, многие не признавали наличия депрессии, если их спрашивали напрямую.

Предыдущие исследования показали, что люди в последние годы лечились от депрессии больше, чем раньше. Это может быть связано с ростом осведомленности и меньшей стигматизацией. Кроме того, люди стали в два раза чаще принимать антидепрессанты. Ученые полагают: лекарства, вероятно, помогли тем, кто страдал от наиболее серьезных проблем, но не повлияли на многие симптомы, которые могут привести к негативным последствиям. Исследователи также обнаружили спад уровня самоубийств среди подростков, но он был небольшим по сравнению с нарастанием симптомов депрессии.

Тэйлор Стивенс: "Как культ украл мою жизнь"


Писательница Тэйлор Стивенс (Taylor Stevens) выросла в секте, где побои, голод и сексуальные домогательства были рутиной. Теперь, сорок лет спустя, способна ли она оставить "Детей Бога" позади?

Большинство детей слышат похвалы, когда пишут рассказы. Но не Тэйлор Стивенс. 

Теперь ей 41 год, но она родилась и выросла в культе, который тогда был известен под именем "Детей Бога". Члены этого культа (Стивенс не нравится слово "члены", поскольку оно подразумевает некую добровольность) жили одной общиной, обычно в убогости и нищете, зарабатывая на жизнь попрошайничеством. Детей часто били, морили голодом, разлучали с родителями, не давали им возможности учиться и растлевали сексуально.

Эпизодическая учеба Стивенс в школе полностью сошла на нет, когда ей было 12 лет, но она всегда чувствовала побуждение писать истории. "Любые развлечения — музыка, телевизор, книги — были запрещены. Нам было очень скучно, я выдумывала истории и рассказывала их другим подросткам, пока мы часами сидели на задних сидениях микроавтобуса, на котором нас возили куда-нибудь просить подаяния. Воображение было для меня способом выжить", — вспоминает она.

Когда Стивенс исполнилось 15 лет, ей в руки попались несколько чистых тетрадей, и она начала писать рассказы: "Я знала, что бумаги у меня мало, поэтому писала очень мелко, вжимая в строчки как можно больше слов". Но вскоре ее записи нашли, тетради отобрали и сожгли.

"Лидеры сказали мне, что я ведьма, что во мне множество дьяволов, и совершили надо мной обряд экзорцизма. Они на три дня заперли меня в комнате без еды. Они хотели, чтобы я призналась в своих грехах. Я не знала, что им рассказать, поэтому рассказала обо всех сомнениях по поводу организации, какие когда-либо приходили мне в голову. Я издавала странные звуки, думая, что именно этого от меня ждут, но меня мучила мысль: "А что, если это не те звуки?"

В Цюрихе создана рабочая группа по противодействию Свидетелям Иеговы

Susanne Schaaf
1-2 ноября 2014 года в Цюрихе (Швейцария) прошла международная встреча бывших членов и критиков Свидетелей Иеговы. Организаторами встречи выступили руководитель информационно-консультационного бюро о сектах Цюриха Сузанна Шааф (Susanne Barbara Schaaf) и руководитель проекта Регина Шписс, которые отметили, что к ним все чаще и чаще стали обращаться пострадавшие от Свидетелей Иеговы.

В ходе встречи пострадавшие указывали на изоляцию, в которую попадают бывшие члены организации, полный разрыв отношений с родителями, братьями, сестрами, друзьями, мгновенно возникающее презрение со стороны действующих членов организации.

Особое внимание было уделено протекающей в США дискуссии по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних детей среди Свидетелей Иеговы. О случаях насилия над детьми широкой общественности стало известно благодаря публичным выступлениям бывшей свидетельницы Барбары Андерсон (Barbara Anderson), которая, кроме всего прочего, выпустила CD диск с документами под названием "Секреты о педофилии в американской религии. Свидетели Иеговы в кризисе". Отметим, что пострадавшим нередко удается добиться от Свидетелей Иеговы денежной компенсации, о чем уже сообщалось.

В ходе встречи было заявлено о необходимости объединения в единую сеть информационно-консультационных центров, занимающихся проблемами сект, и групп бывших членов сект / пострадавших.

По результатам встречи была создана рабочая группа, которая будет заниматься проведением просветительских мероприятий и акций, профилактикой попадания людей в организацию Свидетелей Иеговы, оказывать психологическую помощь пострадавшим и членам их семей, поддерживать, предоставлять информацию и обучать социальных работников, психологов, педагогов, работающих с пострадавшими и желающими покинуть организацию Свидетелей Иеговы.


Взято из рассылки Новости Центра апологетических исследований

Церковь мормонов, наконец, признала факт многоженства своего основателя

Многие мормоны испытывают смешанные чувства по поводу недавнего признания церкви СПД, которая впервые в истории подтвердила, что у ее основателя Джозефа Смита (Joseph Smith) при жизни было 40 жен, в числе которых были и подростки. 

Во вторник газета The New York Times напечатала статью, в которой проанализировала последствия этого необычного признания, опубликованного в октябре на официальном сайте церкви СПД. До сих пор мормоны никогда официально не признавали многочисленные браки Смита и говорили лишь о его первом браке с Эммой Хэйл Смит.

Уже тогда агентство "Ассошиейтед Пресс" назвало новость "удивительной", но статья в "Таймс" помогает читателю понять, с чем связано удивление. Конечно, как пишет "Таймс", многим мормонам известно о многоженстве, существовавшем в церви СПД в прошлом, — особенно, когда речь идет об одном из первых руководителей церкви Бригаме Янге, — но им неизвестна история браков Смита (во всяком случае, не вся история).

По словам "Таймс", многие мормоны, возможно, и по сей день не знают о признаниях своей церкви. "Многие мормоны в беседах с нам сказали, что понятия об этом не имели, — пишет журналист Лори Гудстайн и добавляет, — Эти статьи не видны на домашней странице церкви; чтобы их найти, требуется поиск или прямая ссылка. Как сказал старейшина [Стивен] Сноу [церковный историк], он ожидает, что содержание статей в конечном итоге будет „вшито в будущий учебник“ для взрослых и молодежи".

Это было бы большим изменением по сравнению с тем, как церковь СПД рассказывает о жизни Смита сегодня. Блоггер Эмили Дженсен в интервью с Гудстайном поясняет: "Джозефа Смита мне описывали как практически безупречного пророка, и то же самое могут сказать многие". Однако потрясение от недавних признаний связано не столько с фактом, что Смит был многоженцем, сколько с подробностями относительно характера этого многоженства, которые церковь СПД подтвердила.

Некоторые авторы, включая Дженсен и Яну Райсс из RNS, сравнили реакцию мормонов на признания церкви СПД с пятью этапами скорби: отрицание, гнев, торговля, отчаяние и принятие.

В числе наиболее примечательных признаний, опубликованных церковью СПД, есть и такая подробность, что Смит "был запечатлен с несколькими женщинами, уже состоявшими в браке". Авторы публикации рассуждают, что это могло быть сделано с целью укрепить связи между семьями первых мормонов. Хэлен Мар Кимбалл вышла замуж за Смита, когда ей не было еще и 15 лет (хотя большинству его жен на момент бракосочетания было от 20 до 40 лет). Некоторые — но не все — браки Смита были "запечатаны" лишь для жизни после смерти, т. е. не подразумевали плотских взаимоотношений. Высказывается предположение, что брак Смита и Кимбалл был заключен только для вечности.

Первый полигамный брак Смита — после брака с Эммой, — возможно, состоялся еще в середине 1830-х годов, когда мормонская религия была еще в зачаточном состоянии. Как говорится в публикации церкви СПД, этот брак, возможно, был следствием многочисленных явлений ангелов, о которых говорил Смит: "Во время третьего и последнего явления, ангел пришел с обнаженным мечом, угрожая уничтожить Джозефа, если тот не подчинится заповеди полностью". Церковь утверждает, что, согласно "фрагментарным свидетельствам", в штате Огайо где-то в середине 1830-х годов Смит взял в жены Фанни Элгер. Неясно, знала ли Эмма об этом бракосочетании, и дала ли она на него свое согласие.

Факты указывают на то, что Эмма была против многих браков своего мужа. Говоря о бракосочетаниях с замужними женщинами, предназначенных "только для вечности", церковь пишет: "Эти запечатления также можно объяснить неохотой, с которой Джозеф вступал в многочисленные браки, поскольку они печалили его жену Эмму". 

В публикации также говорится, что для Эммы многочисленные браки были "мучительным испытанием". Четыре новых жены Смита с ее явного согласия жили у них в доме. Однако "Эмма, скорее всего, не знала обо всех браках, заключенных Джозефом", говорится в публикации.

Публикация о многоженстве Смита — самое свежее из недавних признаний мормонского руководства, которые позволяют предположить, что они хотят сделать организацию более прозрачной. В январе церковь СПД опубликовала короткую статью о многоженстве в первые годы ее существования, а также довольно откровенный материал о том, как мужчинам-афроамериканцам до 1978 года было запрещено становиться священниками. Последний факт был частью общей политики церкви, которая не допускала афроамериканцев к участию в ряде церемоний, и упразднение этой политики обрело бессмертие в строчке из мюзикла "Книга Мормона": "В 1978 Бог изменил отношение к чернокожим".

В начале осени церковь СПД опубликовала 4-минутный видеоролик с объяснением, почему мормоны носят специальное белье.

Старейшина Сноу рассказал "Таймс", что в мае 2012 года церковь СПД одобрила написание нескольких материалов по спорным вопросам, и что к публикации готовится материал о женщинах и священстве. Кейт Келли, руководитель мормонского движения "Рукополагайте женщин" недавно была отлучена от церкви по обвинению в отступничестве.

По поводу того, чем вызвана необходимость этих публикаций, Сноу сказал: "В Интернете есть столько много всего, и мы сочли своим долгом предоставить членам церкви безопасное пространство, где они могут найти надежную, укрепляющую веру и истинную информацию о некоторых из этих трудных сторон нашей истории. Мы должны говорить правду, и мы должны понимать свою историю. Я убежден, что наша история полна историй о вере, преданности и жертвенности, но эти люди не были совершенны".

The Washington Post, 11.11.201

Взято из рассылки Новости Центра апологетических исследований

суббота, 15 ноября 2014 г.

Рэп-композиции благотворно влияют на лиц с проблемной психикой

Необычное исследование Кембриджского университета говорит о том, что прослушивание рэпа может помочь в борьбе с психическими заболеваниями. В частности, это настоящее спасение для людей с шизофренией, биполярным расстройством, зависимостью и депрессией, пишет The Times of India.

По мнению ученых, в композициях данного музыкального направления освещаются соответствующие проблемы. Специалисты проанализировали песни Eminem "Stan", Pharrell Williams "Happy" и многие другие. В них были найдены скрытые сообщения о психическом здоровье людей. 

Подобные композиции позволят пациентам раскрыться и поделиться своими переживаниями. Как утверждают сами исполнители и авторы рэп-композиций, во время написания текстов они стараются излить на бумагу все, что их беспокоит. Это позволяет трезво проанализировать свое состояние, отмечает BBC.

А многим пациентам непросто рассказать о своем состоянии. К примеру, есть сведения о том, что написание и исполнение рэп-композиций помогло нескольким пациентам с психическими расстройствами. Творчество успокаивало, приводило в порядок и мысли, и чувства. Плюс, пациенты стали более контактными.

Чувства вины и стыда сильно влияют на поведение людей

Ученые из Вашингтонского университета, Университета Макгилла и Университета Индианы выяснили: вина в большей степени связана с конкретными действиями, а стыд - с более глобальным (целостным) подходом. 

Люди, которые часто испытывают чувство вины, думают, в первую очередь, о последствиях принятия решения. Те, кому часто бывает стыдно, обращают более пристальное внимание на детали, прежде чем принимать решение, опубликовано в статье "Emotional Mindset Can Impact Consumer Decisions" журнала Psych Central

Например, человек ночью нарушил диету, а на следующее утро ему нужно идти в магазин за едой. Он думает о предыдущей ночи, испытывая при этом вину или стыд. В магазине чувство вины заставит его сравнивать калории на разных упаковках мороженого, а чувство стыда приведет к тому, что он вовсе не станет покупать мороженое. 

Для исследования ученые попросили добровольцев написать о том, когда они в последний раз испытывали вину или стыд. После того, как ответы были собраны, участникам дали прочитать эссе. Затем добровольцы должны были по выбору ответить на вопросы по тексту или же выполнить задание для проверки, насколько хорошо они поняли тему. 

Люди, которые писали о чувстве вины, предпочли отвечать на вопросы (акцент на конкретных деталях). Те, кто написал про стыд, выбрали выполнение задания. Они мыслили более абстрактно. Исследователи полагают: выводы могут помочь некоторым компаниям в создании рекламы. Допустим, чувство вины снизится при упоминании в рекламе фитнес-клуба ежедневных занятий йогой, а с чувством стыда помогут справится слова об укреплении здоровья в целом.

пятница, 14 ноября 2014 г.

Игромания не похожа на наркоманию и алкоголизм

Азартные игры очень популярны. Так, около 70% британцев иногда играют в подобные игры. Примерно 0,6% взрослых британцев не могут контролировать процесс игры, то есть являются игроманами, пишут в статье "Pathological Gambling Linked to Brain’s Altered Opioid System" Psych Central.

В новом исследовании британских ученых приняли участие 14 игроманов и 15 здоровых людей. Исследователи использовали позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) для измерения уровня опиоидных рецепторов в мозге добровольцев. Эти рецепторы участвуют в процессе клеточного взаимодействия. Они сочетаются с эндогенными опиоидами (эндорфинами) подобно замку и ключу. 

Ученые не обнаружили разницы в количестве рецепторов у добровольцев, зависимых от азартных игр, и здоровых людей. Это удивило их, так как, например, у алкоголиков и наркоманов обычно больше опиоидных рецепторов, чем у людей, не страдающих от данных зависимостей. Затем добровольцам дали таблетку амфетамина, вызвавшую выработку эндорфинов, и ПЭТ повторили. 

Сканирование показало: у игроманов уровень эндорфинов был ниже, чем у здоровых людей. Кроме того, игроманы испытали меньше эйфории от высокого содержания эндорфинов, чем здоровые добровольцы. Исследователи надеются, что их выводы помогут разработать новые методы лечения игромании.