Страницы

суббота, 28 февраля 2015 г.

Бизнес-молодость в кризисе: продолжение

Продолжение поста "Бизнес-молодость в кризисе?". Рассылка не прекратила приходить, вот другие перлы от "миллиардеров":

Замечательные высказывания и тезисы, типа "день космической распродажи", "Не лишайте себя или своих близких самого Важного", "это последнее предупреждение". А дальше барабанная дробь МММ-щиков и МЛМ-щиков: "мы сможем заработать не менее одного миллиарда долларов" (даже не рублей). :)

Ну и финалом этого чудесного балагана служит фраза "полный багаж актуальых знаний". Вычитывать текст и делать пробную рассылку нет времени!

Чтобы завершить этот печальный пост о "свидетелях чужого космического миллиарда", вот Вам юморное видео про БМ:



Не будьте баранами, не ведитесь на "БМ" (субъективное личное мнение). Вкладывайте деньги в знания, а не в посадку золотых и выращивание денежных деревьев! :)

Нарко-танки мексиканских картелей

Перепост в продолжение публикаций про наркокартели. Не совсем связано с психологией, субкультурой и религией картелей, но весьма занятно.

В Мексике бушует насилие из-за активной борьбы правительства с наркокартелями. Последние придумали весьма радикальное решение для получения преимущества в борьбе на улицах.

Чудо инженерной мысли и просмотр фильма "Безумный Макс" помогли картелям создать собственные, так называемые нарко-танки.

Эти самодельные бронированные машины по-испански называют "monstruo" (Монстр) за их огромные размеры. Пик популярности "танков" пришелся на 2011 год, но тогда же военные смогли захватить гараж наркокартеля Лос-Зетас, который являлся главной площадкой по созданию этих машин. Также четыре нарко-танка и 23 автомобиля, уже подготовленных к модификации, власти смогли захватить в мексиканском штате Тамаулипас.

Операции мексиканских вооруженных сил по ликвидации производства «монстров» вынудили производство уйти в подполье. Нарко-танки производятся и по сей день, но теперь они обшиваются броней изнутри, дабы не привлекать внимание конкурентов и властей. 

А теперь предлагаем Вашему вниманию фото наиболее впечатляющих экземпляров нарко-танков периода их расцвета.

Модель "Бегемот", создавалась на базе грузовиков:


Этот "монстр" изначально был самосвалом:


Даже маленькие нарко-танки были тяжело бронированы почти по всей площади кузова. В некоторых местах толщина брони достигала двух дюймов (50 (!) мм брони):


В рамках повышения обороноспособности, машины снабжались двойным шасси:


Для наступления у нарко-танков имелись стрелковые башенки и боковые бойницы, через которые члены картеля могли вести огонь из штурмовых винтовок:


Некоторые монстры имели тараны для прорыва через КПП и заграждения на дорогах:


Вот так вот.


среда, 18 февраля 2015 г.

Президент США Ричард Никсон против саентологии

Одна исследовательница, добрый друг сайта Underground Bunker и постоянная участница проекта WhyWeProtest.net, недавно извлекла на свет еще больше интереснейших документов. Ее запрос, адресованный в американское Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) в соответствии с Актом о свободе информации (и поданный при помощи сайта MuckRock), уже приносит плоды в виде сведений о некоторых неизвестных страницах ранней истории Саентологии.

FDA вело активное следствие в отношении Саентологии и ее основателя Л. Рона Хаббарда, поскольку было обеспокоено заявлениями относительно медицинских возможностей "е-метра" — примитивного электронного устройства, которое использовалось в сеансах саентологического "одитинга". Хаббард утверждал, что почти все человеческие болезни имеют психосоматическую природу, а потому его одитинг с помощью е-метров способен избавить человека от практически любой болезни.

Никсон
Примерно через месяц после обысков FDA наткнулось на интересный факт: пятью годами ранее, в 1958 году, Секретная служба США проводила проверку Саентологии по запросу тогдашнего вице-президента Ричарда Никсона, и причина этого запроса была крайне необычной.

Никсона раздражало, что Хаббард ссылается на него в рамках нелепой кампании, выглядевшей как попытка облить грязью и шантажировать психиатров и психологов.

Хаббард озвучил свой замысел накануне нового 1958 года, в последний день трехдневного "Конгресса способностей", проходившего в отеле "Шорхэм" в Вашингтоне. К тому времени — через семь лет после выхода в свет "Дианетики" и через пять лет после того, как ему в голову пришла идея Саентологии, — Хаббард уже ощутил свою силу. Он не только заявил своим последователям, что впервые за 50 тысяч лет постиг человеческий разум, — пришло время убрать с дороги психологию и психиатрию, словно бревно, лежащие поперек пути. Для того, чтобы преподать своим врагам урок, Хаббард задумал создать организацию под названием "Национальная академия американской психологии" (NAAP), которая должна была находиться в Вашингтоне.

Какой смысл был называть "академией психологии" организацию, штат которой на самом деле состоял из саентологов? Хаббард хотел с ее помощью подмочить репутацию настоящих психологов, используя родившуюся у него в мозгу "клятву верности".

"Пришла пора Америке избавиться от своей психологии, психиатрии и психоанализа; пришло время от них очиститься, поэтому, воспользовавшись тем, что она грязна, я составил клятву верности, которую им лучше будет подписать", — говорил в своей лекции Хаббард. По его словам, психиатрия была завезена в США из-за рубежа, и все ее последователи находятся под подозрением.

Хаббард опубликовал информацию о NAAP и текст клятвы верности в очередном выпуске журнала Ability.

Клятва верности
Во время "Конгресса способностей" Хаббард объявил слушателям, что они должны взять копии клятвы верности и разослать их каждому психологу и психиатру в Америке. Цель кампании заключалась в том, чтобы "сунуть под нос каждому человеку в Соединенных Штатах, закончившему университет или какое-либо другое заведение, и занимающегося вопросами душевного здоровья, копию этого кодекса — по почте или лично — и попросить их поставить свою подпись на пунктирной линии, а также тщательно брать на заметку всех, кто откажется подписывать. Этот последний шаг очень важен".

Те, кто подпишет клятву, будут считаться "безопасными". Они могут заплатить 80 долларов и стать "сертифицированными" членами NAAP с членской карточкой (саентологи должны были заплатить лишь 25 долларов). Те, кто откажется принести клятву верности, будут считаться "потенциальными вредителями", а те, кто станет протестовать, — просто "вредителями".

И кто же заинтересован в получении такой информации?

"Один из тех, кто более всего заинтересован в такой программе, — вице-президент Никсон", — говорилось в статье из журнала Ability.

В действительности Никсона не слишком радовало, что его имя упоминается в программе. Хаббард послал в его секретариат копию клятве верности и копию сообщения из журнала Ability.

Без сомнения, Хаббард думал о Никсоне еще с тех пор, как тот охотился за коммунистами, будучи членом Конгресса. В 1948 году Никсон впервые обрел национальную известность в качестве члена сенатского Комитета по расследованию антиамериканской деятельности благодаря своим попыткам разоблачить юриста Государственного департамента США Элджера Хисса как советского шпиона.

Альфред Ван-Вогт
Сам Хаббард в 1955 году несколько раз обращался в ФБР, заложив многих своих бывших друзей и коллег по "Дианетике" в связи с их "коммунистической деятельностью", — он даже обвинил в сочувствии к коммунизму коллегу, писателя-фантаста Альфреда Ван-Вогта, который некогда был горячим пропагандистом идей Хаббарда. (В документах ФБР того времени о Хаббарде и его параноидальных письмах говорилось "судя по всему, сумасшедший").

Хаббард все еще пылал решимостью искоренить красных, но к 1958 году Джозеф Мак-Карти уже был мертв, а Никсон второй срок подряд был вице-президентом у Дуайта Эйзенхауэра. Никсон, которого в том году отправили с визитом доброй воли в Южную Африку, хотел, чтобы его выдвинули кандидатом в президенты. И ему очень не понравилось, что его имя было упомянуто в проекте Хаббарда. Как следует из составленного в 1963 году документа FDA, Никсон попросил Секретную службу расследовать деятельность NAAP:
21 февраля 1958 года в Секретную службу поступила просьба расследовать деятельность Национальной академии психологии по инициативе секретариата вице-президента Никсона. В запросе говорилось, что вице-президент не заинтересован в том, чтобы поддерживать Национальную академию психологии, и не позволит использовать имя вице-президента.
Запрос в Секретную службу
Вскоре Секретная служба выяснила, что человек, которого Хаббард поставил во главе организации, Гленн Эллиотт, был в 1957 году арестован за выписку необеспеченного чека. Также Секретная служба раскопала вырезки из газет 1951 года, в которых говорилось о его отвратительном разводе со второй женой, Сарой Нортруп, обвинявшей его в том, что он опасный душевнобольной.

В 1963 году, когда инспекторы FDA обратили внимание на расследование Секретной службы, оно уже было закрыто. Нет никаких свидетельств того, что предпринятая Хаббардом попытка шантажа убедила хоть одного психолога подписать клятву верности.

Как отметили многие читатели, Хаббард был недоволен тем, что Секретная служба расследует его деятельность, и в 1960 году это побудило его написать циркуляр, призывавший саентологов не голосовать за Никсона на президентских выборах того года. С учетом новых данных, смысл этого циркуляра становится более понятен.

Хотелось бы думать, что, став президентом, Никсон не забыл о своих разногласиях с Хаббардом.

Как мы писали в предыдущей статье о расследовании FDA, когда несколькими годами позже, в 1970 году, в адрес президента Никсона поступило письмо с жалобами на саентологию, FDA мгновенно отреагировало, направив своих инспекторов побеседовать с первым саентологическим "клиром" Джоном Мак-Мастером. Возможно, Никсон отнесся к жалобе всерьез, вспомнив о предшествующем столкновении с Хаббардом и его странной организацией.

Мы хотим отметить еще один момент в связи с довольно странной попыткой Хаббарда шантажировать целую научную сферу — судя по всему, это была не первая подобная попытка с его стороны.

Хаббард и помидоры
Ранее мы уже писали о попытке Хаббарда завлечь ученых всего мир в организацию, которую он рекламировал где-то с 1945 по 1951 год, и которую он сначала назвал "Федерацией ученых-атомщиков", а потом "Союзом ученых мира". При помощи своего скептически настроенного друга Роберта Хайнлайна Хаббард — скрывая свое участие в проекте — попытался убедить ученых вступить в его организацию за 25 долларов в год, чтобы совместными усилиями бороться с использованием ядерного оружия, а впоследствии построить "противоатомную библиотеку" — хранилище, в котором можно было бы разместить научные знания всего мира, обезопасив их от ядерного уничтожения. (Много лет спустя, в 1981 году, Хаббард снова вернулся к идее хранилища, способного противостоять ядерному оружию, когда у него родилась мысль построить хранилища для своих саентологических сочинений, и когда он создал Церковь духовной технологии). Как и идея создания Национальной академии американской психологии, идея создания Союза ученых мира попросту растворилась в пространстве.

Но тогда, в 1960-х годах, в руки Хаббарда рекой лились деньги, и ему больше незачем было шантажировать ученых и психологов. Он нашел гораздо более легкую цель: саентологов.

The Underground Bunker, 03.02.2015

Взято с почтовой рассылки Центра Апологетических исследований.

Свидетели Иеговы и выборы

За пределами культа мало кто знает об их негативном отношении к любым институтам государственности и власти. Начиная от службы в армии, вставание при исполнении гимна, оплаты налогов, и еще при голосовании на выборах.

Коллеги из питерской Апологетики в своей рассылке (рекомендую подписаться на нее) опубликовали интересную заметку:
Организация угрожает отлучением любому члену, которого застанут голосующим на следующих выборах (Church threatens to excommunicate any member caught voting in upcoming elections) 
По некоторым сообщениям, Свидетелям Иеговы запретили участвовать в грядущих выборах. Запрет распространяется как на голосование, так и на выставление своей кандидатуры на любой официальный пост на этих выборах. 
Как сообщает газета PM News, организация называет участиве в выборах сатанинским делом, противоречащим Божьей заповеди. Журналисты выяснили также, что члены организации получили строгие предостережения не получать карточки избирателей и не участвовать в голосовании. 
По некоторым сообщениям, любой ослушник может быть наказан вплоть до отлучения от организации. 
Как утверждает PM News, существование такой директивы подтвердили члены организации, по словам которых она справедлива, "потому что они все еще ждут царства Божьего, которое должно быть создано на земле".
Pulse.ng, 31.01.2015
Лишнее подтверждение тезиса, что государство должно бороться с деструктивными культами, т.к. они делают из граждан аморфное серое месиво, которое фактически "социально мертвое" с т.з. общества и государства. 

Бизнес-молодость в кризисе?

Пришла вот такая рассылка от "Бизнес-молодости" с заголовком "(актуально для Вас) Можете ли Вы остановить кризис?":

"Дельцы" решили распродавать свое "наследие" с 90% скидкой. Как всегда все написано весьма специфично. Такой язык с тезисами ""мы напишем у себя на лбу что мы лохи", "Ваш денежный результат", "увеличить в 2-3 раза", "специальная историческая распродажа", "взорвали мозг тысячам людей" и т.п.


Станет лучше для "Бизнес-Молодости" у которой явно из-за кризиса колоссально упала выручка и они пытаются продать свое "достояние" со скидкой 90%, хотя существует целая отрасль по перепродаже их "продукта" со значительной скидкой. Я уж не говорю про скачать с торрентов...

ИМХО те кто покупают продукцию БМ точно пишут себе на лбу...

понедельник, 16 февраля 2015 г.

Когда люди обращаются к суевериям и талисманам

Исследователи из Бостонского университета провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие цели заставляют людей верить в сверхъестественные силы. Специалисты изучали, в каких случаях люди надеются на удачу, рассказывает в своей публикации "When Do We Turn to Superstition and Charms?" Psych Central. Они рассматривали цели, связанные с достижениями и с обучением. 

На достижения ориентирован, например, студент, который хочет получить хорошую оценку на экзамене, или музыкант, ожидающий аплодисментов в конце выступления. На обучение нацелен, к примеру, музыкант, который, мечтая стать компетентным, пытается освоить новое музыкальное произведение. Исследование показало, что люди чаще обращались к суевериям, когда работали на результат и не были уверены в себе, а не тогда, когда хотели научиться чему-то новому

В случае стремления к достижениям люди в основном хотят, чтобы их успехи оценили другие. Подобные цели, как правило, имеют внешнюю мотивацию. У желания получить знания и опыт мотивация, наоборот, внутренняя. Вероятно, из-за этого люди, добиваясь такой цели, не полагаются на какие-либо внешние силы. 

Участники исследования, нацеленные на получение хорошего результата, предпочитали "счастливую" ручку той, которая, по словам ученых, была связана с интеллектом. Добровольцам, желавшим получить новый опыт, было все равно, какой ручкой пользоваться. Использование "счастливого" аватара (персонажа игры) повышало уверенность в себе у участников, нацеленных на результат, но не у тех, кто собирался узнать что-то новое. Исследователи не изучали, влияет ли вера в талисманы на продуктивность. Участники 3 из 6 экспериментов о повышении продуктивности не сообщали.

Эксперименты с карточными фокусами

Jay Olson
Канадские исследователи из Университета Макгилла и Университета Британской Колумбии провели два эксперимента. В первом Джей Олсон (Jay Olson), автор нового исследования и по совместительству профессиональный фокусник, подошел к 118 людям на улице. 

Ученый, тасуя колоду карт, попросил добровольцев посмотреть на карты и загадать одну из них. При этом он сделал так, чтобы одна из карт ("целевая") была заметнее остальных, рассказывает в своей публикации "Using Deck of Cards to Parse Decision-Making" Psych Central.

Около 98% участников выбрали целевую карту. 9 из 10 респондентов сказали: их выбор был свободным. Многие придумали объяснения своим решениям. Например, один человек утверждал, что выбрал "целевую" карту (десятку червей), так как сердце - часто встречающийся символ, а красный цвет выделялся. 

Для второго эксперимента исследователи создали компьютерную версию фокуса. Участники видели на экране по 26 карт. Добровольцы вновь должны были молча выбирать одну из карт и после каждой из 28 попыток вводить данные о том, какую карту они загадали. В целом участники отдавали предпочтение "целевой" карте в 30% случаев. Это достаточно высокий процент, но все же он значительно ниже, чем в первом эксперименте. 

Исследователи предполагают: в лабораторных условиях отсутствует ряд социальных и ситуативных факторов, влияющих на решения людей. Например, на представлении выбор зрителей может зависеть от личности фокусника, их ожиданий, установок и необходимости выбрать карту быстро. По словам ученых, изучение подобных феноменов помогает объяснить поведение людей и узнать больше о человеческом мозге.

НТВ: Лайфспринг в Волгограде (видео)



Видео из передачи "ЧП" на канале НТВ про волгоградский "Тренинговый центр "Игра Жизни" (гуру: Наталья Зотова). Про психокульт Лайфспринг, немного высказываний жертв и "голые пробежки".

Стиль конечно НТВ, но "ереси" и глупости от журналистов особо не увидел ("что в секты попадают люди с проблемами"). Из экспертов Дворкин и Невеев (причем в Ютюбе выложена мини-версия без Невеева). :)

Цитата:
Волгоградская полиция проверяет деятельность некоего тренингового центра. Местные гуру обещают своим клиентам успех и процветание. Но все это только после того, как они пройдут три испытания.
Из нового, что в лайфе появились помимо капитанов еще и "ангелы". Культисты, которые накачивают позитивом группу и участников.

Lenta.ru: "Наркотические секты в США"

Соединенные Штаты известны как страна, где религиозная свобода — это один из базовых принципов государственного устройства. Первая поправка к конституции гарантирует равные права не только всем религиям, но и их многочисленным ответвлениям, а также крайне экстравагантным сектам и секточкам. Но есть один вид религиозных сообществ, который неизменно ставит американскую систему правосудия в тупик — так называемые наркотические церкви, использующие в своих ритуалах психоактивные вещества. Тут право на свободу вероисповедания входит в противоречие с антинаркотическим законодательством. Чаще всего американские власти предпочитают закрывать на деятельность этих церквей глаза, если она не выходит совсем уж за рамки допустимого.

Фото: Robert Galbraith / Reuters
В целом эти секты можно разделить на три ветви: 
  • пейотные, 
  • психоделические, 
  • каннабисные, 
и у каждой свои особенности.

Волшебный кактус


С пейотом (он же мескалино или лофофора Уильямса) читатель, возможно, знаком благодаря книгам Карлоса Кастанеды. Индейцы выращивали пейот и использовали его в своих обрядах задолго до испанской колонизации. Христианство они воспринимали, как правило, творчески, создавая странные синкретические культы, христианские по форме и пейотные по содержанию. В 1620 году употребление и выращивание пейота запретили, но искоренить традицию не удалось. Пейот благополучно пережил века гонений, и в начале XX века в Оклахоме возникла первая пейотная церковь.

Lenta.ru: "Россия сектантская"

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Российские секты постсоветского периода никогда не отличались подвижничеством и бескорыстием, а теперь многие из них стремятся сменить свою маргинальность в духовной сфере на более или менее прочное положение во власти в российских регионах. В кризисных условиях это представляет особую опасность, о чем свидетельствует печальный опыт украинского Майдана.

Совершим небольшой экскурс в историю. В былые века секты держались на идее и стремлении каждого адепта, от рядового прихожанина до главы общины, к истине. Отсюда и претерпевание гонений, и, как в случае со старообрядцами различных толков, уход в глухие сибирские леса и акты самосожжения.

В дореволюционной России возвращением из сект занимались штатные епархиальные миссионеры, которые "особо радели об отпавших в расколы и ереси". Ни о каком другом системном противодействии сектам речи, естественно, не шло. При этом сектанты совершенно осознанно дистанцировались от власти, на нее вовсе не претендуя. Пример принадлежавшего к секте хлыстов Григория Распутина — исключение.

В СССР после бурных двадцатых, после заигрываний с обновленцами, все, что имело отношение к какой бы то ни было религии, подпадало под табу. Понятно, что были и период сталинского "конкордата", и последнее десятилетие правления Брежнева, когда религиозные гонения, мягко говоря, были не самым приоритетным направлением советской политики. Но в целом в советский период и традиционные конфессии, и секты пребывали в полуподпольном положении.

А вот в 1990-е годы сформировались качественно новые секты, наблюдаемые в тех или иных вариациях на постсоветском пространстве и поныне. Этот вид культов больше похож на корпорации, которые методом агрессивного маркетинга продают людям даже не столько идею, сколько простую, механическую методику достижения счастья: просветления, постижения истины, попадания в Царство Небесное. Понятно, что, как любые корпорации, эти секты действовали и продолжают действовать экспансивно, расширяя "сеть филиалов". И активно вмешиваются в политику с целью лоббирования своих интересов или интересов иных государств.

Lenta.ru: "Чародеи"

Фото: Владимир Яцина / ТАСС
Отдельная и своеобразная разновидность сектантских течений в нашей стране — это маги, колдуны и целители. Им охотно верят, их услугами пользуются и несут им деньги. Общая выручка всех магов и колдунов, а также целителей и некромантов в России исчисляется десятками, если не сотнями миллионов рублей. Кстати, как и в случае с тоталитарными сектами, активность этой братии во времена социальной нестабильности возрастает.

Из девяностых годов мы помним телезвезд Кашпировского, Чумака и Юрия Лонго. Сейчас магов и колдунов куда больше, и им также предоставляют телеэфир. В том числе и федеральные каналы, типа Рен ТВ, НТВ или ТНТ с их популярнейшей "Битвой экстрасенсов". Это только закрепляет в массовом сознании уважение к магии и колдовству.

Иногда народные суеверия оборачиваются неожиданной стороной. Так, например, в Новгородской области раскрыли резонансное убийство. После того как новгородская полиция через СМИ объявила, что воспользуется услугами экстрасенса, убийцы направились перезахоронить тело, где и были схвачены. Но экстрасенсорное восприятие тут ни при чем.

Есть люди и группы лиц, активно себя рекламирующие и привлекающие много клиентов. Такса на "услуги" установлена жесткая и весьма высокая. Например, в ноябре 2013 года в Нижегородской области была задержана женщина-экстрасенс, основавшая ООО "7 врат". Эта контора предлагала населению избавление от алкоголизма и болезней, помощь в устройстве личной жизни и многое другое. Цена — от 50 тысяч рублей.

Некоторые целители не брезгуют откровенным воровством. Так, летом 2014 года в Тамбовской области двое предприимчивых чародеев украли у пенсионерки 130 тысяч рублей. Сначала старушке продали мед, потом предложили прочитать над ней заговор для защиты от болезней, после которого полагается некоторое время сидеть неподвижно. Пока пенсионерка не двигалась, колдуны нашли у нее заначку и экспроприировали.

Lenta.ru: "Псевдоправославие"

Священник Сергей поет псалмы во время литургии у символа веры в праздник "Добрых Плодов" последователей церкви "Последнего Завета". Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Среди многообразия сект и культов в России есть особая группа, которую обобщенно называют "псевдоправославными сектами". Под это определение подпадают разные структуры: как полноценные секты, так и общины, которые лишь номинально находятся в юрисдикции РПЦ, а фактически уже не имеют никакого отношения к каноническому православию. Объединяет такие организации одно — упор на православную внешнюю атрибутику при наличии внутреннего учения, от индоктринации которым у человека могут возникнуть серьезные психические проблемы.

Самыми первыми и известными из тоталитарных культов были богородичники, или "Церковь Божией Матери Державная", игравшие на "православном" поле еще в 90-х. Возглавляет секту Иоанн Береславский (настоящее имя — Вениамин Яковлевич Янкельман). Главная община — в Москве.

По учению богородичников, помимо Ветхого и Нового Заветов есть "Третий Завет", который в видениях Береславскому продиктовала и продолжает диктовать Богородица. Сектанты отождествляют Божью Матерь с Софией, говоря о Подательнице Святого Духа.

пятница, 6 февраля 2015 г.

Михаил Соколов: Символы классового статуса (видео)

Чем отличается ранговая система от классовой? Почему хорошее образование является символом классового статуса? Зачем стабильная элита возводит вокруг себя культурные барьеры? Об этом рассказывает кандидат социологических наук Михаил Соколов.

Где-то с 40-х годов социологи начали выделять две основные формы социального неравенства: ранговую и классовую. Ранговой системе неравенства, как следует из названия, соответствует фиксированная система рангов. Номенклатура рангов известна, отличительные признаки каждого ранга известны. Нельзя принадлежать к двум рангам сразу. Ранговая система покрывает только часть человеческой жизни, обычно связанную с работой или с профессией. Классовая система не такая. Классы — это флюидные аморфные общности, которые различаются иерархически: кто-то богаче, кто-то беднее, кто-то пользуется большим престижем, кто-то меньшим, кого-то почитают больше, чем других.

Одна из самых интересных социологических вещей, разумеется, — это то, как классовая система вообще устроена и как люди в ней ориентируются: то, как они различают, кто занимает какую ступень, кто находится выше, а кто находится ниже. Здесь у нас нет звездочек, у нас есть какие-то сигналы или какие-то символы, но списка этих символов нигде нет, и в некотором роде положение в классовой системе определяется тем, какие символы вы умеете считывать. То, что вы считываете правильный символ, уже определяет вас как стоящего на какой-либо ступени, выше или ниже других, в зависимости от того, что это за символ.

Когда мы смотрим на описание аристократии, то традиционное описание — через указание на социализационные признаки вроде благородной осанки или манеры повелевать. Гоффман, когда писал, работал в Британии. А в Британии беспредельно стратифицированная манера произношения — то, что Шоу обыгрывал в "Моей прекрасной леди". Главным индикатором социального класса является произношение, и фактически научиться говорить с хорошим элитарным английским для человека, который прежде говорил на кокни, — это сложнее, чем выучить совершенно другой язык и говорить на нем без акцента. То есть практически невозможно.

Галина Зверева: Самоидентификация в социальных медиа (видео)

Когда эксперты обратили свое внимание на изучение социальных медиа? Что подразумевается под этим понятием? И какие ценности с точки зрения исследователей разделяет пользователь Facebook? Об этом рассказывает доктор исторических наук Галина Зверева.

Когда эксперты обратили свое внимание на изучение социальных медиа? Что подразумевается под этим понятием? И какие ценности с точки зрения исследователей разделяет пользователь Facebook? Об этом рассказывает доктор исторических наук Галина Зверева. 

Исследуя явления самопредставления рядовых пользователей, исследователи обратили внимание, что каждый опыт такого представления – это выстраивание или конструирования не только своего профиля, например, на YouTube или на Facebook, это выстраивание своей идентичности. Или, точнее сказать, непрерывный открытый процесс самоидентификации через рассказ. Рассказ о других, о своем опыте, о своих впечатлениях, своих чувствах, неудачах, о том, как и что они могут сделать для того, чтобы стать лучше, с кем дружить и дружить против кого. Это разные рассказы, в построении которых участвуют другие пользователи. Потому что сами рассказы о себе и о других выстраиваются на открытых медийных подвижных платформах. 

Facebook — это место, где встречаются, как многими отмечается, представители среднего класса. Поэтому в российском сегменте огромное внимание уделяется изучению ценностей, поведенческих и речевых практик тех, кто представляет себя в коммуникациях на Facebook. Как только исследователь начинает рассматривать эти ценности, он, как правило, замечает следующее – продвижение нескольких базовых идей. Одна из этих идей – это идея "моей" мобильности как пользователя, как представителя среднего класса. Это идея "моей" креативности, "моей" успешности. 

И даже "мои" частные страдания или неудачи не могут изменить тот факт, что в жизни "я" остаюсь очень успешным. "Я" в кругу своих друзей. "Я" приверженец всего естественного, натурального, лучшего. "Я" критичен/критична по отношению к государственной власти. К этому "меня" обязывает «моя» позиция. "Я" приверженец высокой культуры, хотя сознаю возможность и необходимость существования массовой культуры. Эти и другие ценности и позиции, высказываемые представителями "среднего" класса, приводят к тому, что у исследователей открывается принципиально новая возможность для изучения того, что такое процесс идентификации.
Взято. 

понедельник, 2 февраля 2015 г.

Ольга Гулевич: "Психологические причины межгрупповых конфликтов" (видео)

Как объясняют причины межгрупповых конфликтов сторонники гипотезы "козла отпущения"? Как оценивали роль авторитарной личности Адорно и Альтмейер? С чем связывает межгрупповые конфликты теории социального доминирования? Об этом рассказывает доктор психологических наук, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Ольга Гулевич.



Один из самых популярных сюжетов в современной социальной психологии — это психология межгрупповых конфликтов. Речь идет о конфликтах, в которые человек вступает не от своего имени, а от имени целой социальной группы, и рассматривает себя не как индивидуальность — Васю, Машу, Петю, еще кого-то, — а как представителя этой самой группы: женщин, русских, армян, украинцев, американцев, православных, мусульман, атеистов, буддистов и так далее.

Популярность этой темы связана с тем, что межгрупповые отношения более враждебны, более агрессивны, чем отношения между отдельными людьми, то есть отношения, в которые мы вступаем от своего имени. Психологические исследования показывают, что во многом это связано с восприятием опасности нашего оппонента. Когда мы взаимодействуем с отдельным человеком, мы можем рассматривать его как агрессивного или дружелюбного, но редко видим его как суперопасного. Но когда мы имеем дело с социальной группой, с тысячами людей, которые кажутся нам на одно лицо, то мы начинаем бояться, мы ощущаем угрозу нашим ценностям, нашему образу жизни, иногда даже нашему выживанию, и поэтому мы действуем гораздо более активно и агрессивно, чем действуем в отношениях межличностных.

Еще в начале XX века психологи задумались о том, чем вызвано это ощущение угрозы. Почему мы боимся, что нам кажется особенно угрожающим? Существующие к настоящему времени объяснения можно условно разделить на три типа: объяснения индивидуальные, групповые и социальные, связанные с обществом в целом.

Объяснения личностного характера, индивидуального характера были предложены еще в 30-х годах прошлого века. Их сторонники полагали, что в межгрупповых конфликтах — межэтнических, межконфессиональных и т. д. — принимают участие люди, обладающие определенными индивидуальными особенностями или находящиеся в определенном психологическом состоянии.

Первое такое объяснение получило название гипотезы "козла отпущения", и ее сторонники пытались объяснить, почему представители большинства групп, которые имеют в обществе высокий статус, находят группы меньшинства, слабые группы и всячески их третируют. Сторонники гипотезы "козла отпущения" полагали, что это происходит, когда члены групп большинства, высокостатусных групп оказываются в так называемой ситуации фрустрации — ситуации, когда они не могут достичь важных для себя целей и испытывают сильное психологическое напряжение. И чтобы разрядить это напряжение, они отрываются, что называется, вымещают его на таких группах, слабых группах, которые на самом деле ни при чем.

Классический пример еще XIX века — это суды Линча, уличные расправы над афроамериканцами. Сюда можно отнести ровно такие же расправы над представителями другой национальности в современной России, ничего не изменилось. Однако это объяснение очень частичное, поскольку все равно, если мы посмотрим на реальные межгрупповые конфликты, в них вступают люди не только в ситуации фрустрации, в них вступают вполне себе успешные люди. И это происходит в разных ситуациях. Поэтому после Второй мировой войны, после волны антисемитизма, которая накрыла сначала Европу, потом США, возникло второе объяснение — так называемая теория авторитарной личности. Ее сторонники полагали, что есть тип личности, который склонен к нападению на членов других, непохожих на них групп.

Основателем этой теории был Теодор Адорно. Однако в 70-х годах она была сформулирована по-другому. Был предложен другой вариант этой теории. Автором переформулировки является Альтмейер, который связал эту авторитарную личность с тремя основными качествами: 
  • это, безусловно, некое этическое подчинение человеку, который обладает властью, политической властью прежде всего; 
  • это консерватизм, принятие консервативных ценностей, связанных с запретом нововведений; 
  • и это неприятие тех, кто нарушает существующую общественную систему, например преступников, или наркоманов, или гомосексуалистов, то есть людей, которые вроде бы наносят этой системе ущерб.
Авторитарные люди, как правило, очень жестко относятся ко всем, кто по образу жизни непохож на них, будь то религиозный образ жизни или отсутствие такового, будь то этнический образ жизни, связанный с этносом или с чем-то еще.

Однако со временем стало ясно, что все-таки личностные объяснения не могут исчерпать проблему, не могут дать полное объяснение существующим конфликтам. Потому что есть периоды в истории любой страны, когда в конфликты включаются самые разные жители. И в 70-х годах стали возникать теории группового уровня. Их сторонники полагали, что к участию в межгрупповых конфликтах склонны люди, попадающие в определенную группу.

Первая такая теория была предложена человеком по фамилии Кэмпбелл, она получила название теории реального конфликта. Кэмпбелл полагал, что межгрупповые конфликты порождаются тем же самым, что и межличностные — противоречием интересов между группами. Иными словами, в межгрупповые конфликты вступают люди, которым кажется, что на их ресурсы (физические ресурсы: землю, воду — или, с другой стороны, какие-то символические ресурсы, например статус) покушаются, и нашим врагом становится тот, кто покушается на ресурсы. Соответственно, что нужно сделать, чтобы убрать такой конфликт? Нужно убрать противоречие между ресурсами, то есть либо добавить ресурсов, либо задать общую цель. И такое рациональное объяснение очень популярно на обыденном уровне, его часто привлекают для объяснения межгрупповых конфликтов, говоря: "Видите, они на нас нападают, и мы защищаемся".

На самом деле этим проблемы не исчерпываются, потому что, вступая в межгрупповые конфликты, мы не обязательно и не всегда защищаем что-то физическое, осязаемое, важное для выживания. Зачастую мы защищаем нашу самооценку, мы защищаем ощущение своей принадлежности к какой-то важной и ценной группе, мы защищаем, по сути, свое представление о себе. 

И эта идея была реализована в теории, автором которой является человек по фамилии Тэшфел, — теории социальной идентичности. Он предположил, что любой человек обладает двумя видами идентичности: 
  • личной, когда он воспринимает себя как уникальную личность, 
  • и социальной, когда он воспринимает себя как члена социальной группы. 
И любой человек стремится иметь позитивную и личную, и социальную идентичность. И когда мы сталкиваемся с какой-то другой группой, с большим количеством людей, похожих друг на друга, у нас актуализируется социальная идентичность, и мы начинаем ее защищать.

Таким образом, межгрупповой конфликт порождается, когда кто-то хочет нас унизить, показывает нам, что наша группа не очень ценная, не очень важная, у нее нет перспектив. То есть у нас еще нет какой-то опасности для выживания, но оказывается, что мы не самые главные, не самые умные, не самые сильные, и это обидно, это бьет по нашей самооценке, это уменьшает чувство национальной гордости. Таким образом, мы вступаем в межгрупповой конфликт, защищаясь от этого. Мы начинаем негативно, агрессивно относиться к другим группам, пытаясь защитить свою позитивную самооценку. И, пожалуй, именно теория реального конфликта, теория социальной идентичности и разные продолжения этих теорий сейчас наиболее популярны в социальной психологии.

Но лет 15–20 назад, то есть в 90-х годах XX века, возникла теория, принципиально отличающаяся от всех предыдущих, — теория социетального уровня, которая связывает межгрупповые конфликты с тем, как устроено наше общество, со структурой общества в целом. Авторами этой теории являются Сиданиус и Пратто, которые называли ее теорией социального доминирования. Они предположили, что по мере развития человечества, в ходе эволюции формировалась социальная иерархия и что на верхушке иерархии оказывались те, кто значил больше для выживания рода: сильные, молодые и так далее.

Человечество развивалось, необходимость в иерархии отпала. Ситуация такова, что люди — и сильные, и слабые — могут вполне существовать вместе. Тяга к социальной иерархии, привычка к социальной иерархии осталась. И, таким образом, межгрупповые конфликты порождает эта наша вера в необходимость социальной иерархии. Когда мы вступаем в межгрупповые конфликты, мы защищаем ее, защищаем идею о том, что одни полезнее, другие бесполезнее, поэтому одни должны быть выше и лучше, другие должны быть не выше и не лучше. Вера в эту необходимость статусной иерархии в обществе получила название ориентации на социальное доминирование. Соответственно, в межгрупповые конфликты чаще вступают люди, которые верят в необходимость подобной иерархии.

Если мы попытаемся взять какой-нибудь реальный межгрупповой конфликт, один из тех, которые происходят вокруг нас, будь то споры и конфликты между атеистами и верующими людьми, людьми из разных стран или разных национальностей, в конце концов, даже между мужчинами и женщинами, мы увидим, что для объяснения одного и того же конфликта можно применить разные теории. Иными словами, это означает, что большинство конфликтов имеют в основе разные причины. Вступая в конфликт, мы зачастую и пытаемся получить какие-то ресурсы, и защитить свою самооценку, и восстановить свой образ жизни, и сохранить существующую статусную иерархию. Поэтому, конечно, реальные конфликты гораздо более многоплановые, чем это предполагает любая из теорий, и при их объяснении стоит учитывать разные идеи.