Страницы

пятница, 6 февраля 2015 г.

Михаил Соколов: Символы классового статуса (видео)

Чем отличается ранговая система от классовой? Почему хорошее образование является символом классового статуса? Зачем стабильная элита возводит вокруг себя культурные барьеры? Об этом рассказывает кандидат социологических наук Михаил Соколов.

Где-то с 40-х годов социологи начали выделять две основные формы социального неравенства: ранговую и классовую. Ранговой системе неравенства, как следует из названия, соответствует фиксированная система рангов. Номенклатура рангов известна, отличительные признаки каждого ранга известны. Нельзя принадлежать к двум рангам сразу. Ранговая система покрывает только часть человеческой жизни, обычно связанную с работой или с профессией. Классовая система не такая. Классы — это флюидные аморфные общности, которые различаются иерархически: кто-то богаче, кто-то беднее, кто-то пользуется большим престижем, кто-то меньшим, кого-то почитают больше, чем других.

Одна из самых интересных социологических вещей, разумеется, — это то, как классовая система вообще устроена и как люди в ней ориентируются: то, как они различают, кто занимает какую ступень, кто находится выше, а кто находится ниже. Здесь у нас нет звездочек, у нас есть какие-то сигналы или какие-то символы, но списка этих символов нигде нет, и в некотором роде положение в классовой системе определяется тем, какие символы вы умеете считывать. То, что вы считываете правильный символ, уже определяет вас как стоящего на какой-либо ступени, выше или ниже других, в зависимости от того, что это за символ.

Когда мы смотрим на описание аристократии, то традиционное описание — через указание на социализационные признаки вроде благородной осанки или манеры повелевать. Гоффман, когда писал, работал в Британии. А в Британии беспредельно стратифицированная манера произношения — то, что Шоу обыгрывал в "Моей прекрасной леди". Главным индикатором социального класса является произношение, и фактически научиться говорить с хорошим элитарным английским для человека, который прежде говорил на кокни, — это сложнее, чем выучить совершенно другой язык и говорить на нем без акцента. То есть практически невозможно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.