Jay Olson |
Канадские исследователи из Университета Макгилла и Университета Британской Колумбии провели два эксперимента. В первом Джей Олсон (Jay Olson), автор нового исследования и по совместительству профессиональный фокусник, подошел к 118 людям на улице.
Ученый, тасуя колоду карт, попросил добровольцев посмотреть на карты и загадать одну из них. При этом он сделал так, чтобы одна из карт ("целевая") была заметнее остальных, рассказывает в своей публикации "Using Deck of Cards to Parse Decision-Making" Psych Central.
Около 98% участников выбрали целевую карту. 9 из 10 респондентов сказали: их выбор был свободным. Многие придумали объяснения своим решениям. Например, один человек утверждал, что выбрал "целевую" карту (десятку червей), так как сердце - часто встречающийся символ, а красный цвет выделялся.
Для второго эксперимента исследователи создали компьютерную версию фокуса. Участники видели на экране по 26 карт. Добровольцы вновь должны были молча выбирать одну из карт и после каждой из 28 попыток вводить данные о том, какую карту они загадали. В целом участники отдавали предпочтение "целевой" карте в 30% случаев. Это достаточно высокий процент, но все же он значительно ниже, чем в первом эксперименте.
Исследователи предполагают: в лабораторных условиях отсутствует ряд социальных и ситуативных факторов, влияющих на решения людей. Например, на представлении выбор зрителей может зависеть от личности фокусника, их ожиданий, установок и необходимости выбрать карту быстро. По словам ученых, изучение подобных феноменов помогает объяснить поведение людей и узнать больше о человеческом мозге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.