Страницы

четверг, 11 июня 2015 г.

Сергей Степанов о битве Скиннера и Роджерса

Сергей Степанов
11 июня 1962 года в Университете штата Миннесота в публичной полемике сошлись Б.Ф.Скиннер и Карл Роджерс. Заявленная тема дебатов звучала так: "Образование и контроль над человеческим поведением". Полемика двух корифеев американской психологии продолжилась и на следующий день и вызвала глубокий общественный резонанс. Ведь в этом “поединке” сошлись два непримиримых подхода к человеческой природе.

Идеи Роджерса, позднее сформулированные им в книге "Свобода учиться" (1969; в русском переводе в издательстве "Смысл" вышло обновленное издание) можно назвать манифестом свободы и достоинства. По мнению Роджерса, в любом человеке заложено исконное стремление к благу. И если не ставить на пути его саморазвития искусственных препон, он способен самостоятельно достичь немалых интеллектуальных и нравственных высот. Легко понять, почему идеи Роджерса были с энтузиазмом восприняты свободолюбивыми американскими студентами-шестидесятниками.

Скиннер придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Достаточно сказать, что его взгляды впоследствии нашли отражение в книге с красноречивым названием "По ту сторону свободы и достоинства" (1971). По мнению Скиннера, понятия свободы и достоинства человека являются продуктами донаучной стадии развития психологии, верившей в "автономного человека", который якобы способен мыслить, выносить суждения, ответствен за свое поведение, свободен выбирать и сохраняет достоинство благодаря своему выбору.

Скиннер утверждал, что с его открытием "Технологии поведения" возникла подлинно научная психология. Отвергая идею "автономного человека", Скиннер также отказывается от идеи свободы. Все поведение целиком и автоматически определяется внешними обстоятельствами - ни суждение, ни выбор не участвуют в этом, считает Скиннер. "Свобода - это вопрос факторов подкрепления…" - пишет он.

Скиннер отрицает достоинство личности, считая его ненужным старомодным понятием, так как мы не можем возлагать ответственность на индивида за поведение, которое вызывается только внешними силами. "Ошибочно полагать, - пишет Скиннер, - что проблема заключается в том, как освободить людей. Она состоит в том, как улучшить контроль над ними".

Легко представить, какой эмоциональный накал царил в аудитории во время столкновения этих полярно заряженных "электродов". Примирения, разумеется, не наступило, и в той или иной форме отголоски этой полемики вспыхивают по сей день. Впрочем, иного и не приходится ожидать при столкновении крайностей. По сути дела, полемика высветила ограниченность и уязвимость обоих подходов и заставила здравомыслящих людей обратиться к поискам золотой середины. 

Хочется верить, что Роджерс прав в своем убеждении: ростки добра скрыты в каждом человеке. Но они, однако, порою настолько слабы и скрыты так глубоко, что требуется немалое педагогическое усилие, чтобы дать им проявиться. Уповать лишь на возможности саморазвития было бы непозволительным благодушием. Но и одним подкреплением невозможно воспитать полноценного человека. Иначе необходимо поверить, что любой из нас - не более чем совокупность поведенческих реакций, которые отличаются от крысиных лишь степенью сложности. Такой подход в чем-то весьма практичен, но мало у кого лежит к нему душа. 

Может быть, потому, что она все-таки есть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.