Что заставляет людей молиться, верить в загробную жизнь и бояться возмездия? Страх смерти? Стремление к справедливости? По мнению психолога Стивена Рейсса – и то, и другое. И еще четырнадцать причин.
Почему мы верим в Бога? Или богов? Почему у людей вообще есть представление о некоем высшем разуме, который существует вне времени и пространства, но которому почему-то есть дело до того, работаем ли мы в воскресенье или что едим на обед. Многие ученые и философы предрекали, что по мере нашего познания мира религия превратится в анахронизм и отомрет. И тем не менее верующих людей до сих пор значительно больше, чем неверующих.
Сегодня социологи и психологи считают, что мы хотим верить, иногда вопреки своим рациональным убеждениям, потому что такова наша природа. Сама вера является для нас чем-то жизненно важным. Большинство психологических теорий выводят объяснение нашей тяги к религии из одной или нескольких базовых потребностей. Например, из нашего желания заглушить страх смерти. "В окопах не бывает атеистов" – так звучит популярное изложение этого тезиса.
Американский психолог Стивен Рейсс (Steven Reiss), напротив, считает, что сила религии в ее многоликости и способности дать нам то, к чему мы стремимся. Она удовлетворяет 16 наших базовых потребностей, которые психолог сформулировал так:
- власть,
- независимость,
- любознательность,
- одобрение,
- порядок,
- экономия,
- честь,
- идеализм,
- общение,
- семья,
- положение в обществе,
- месть,
- любовные отношения,
- еда,
- физические упражнения,
- спокойствие.
Каким же образом мировые конфессии с их сложными правилами и ограничениями умудряются привлекать и удерживать миллионы людей?
"Универсальная сущность религии (и причина ее устойчивости) в том, что она находит подход ко всем – к интровертам и экстравертам, традиционалистам и новаторам, тихоням и непоседам, миролюбивым и воинственным, – объясняет Стивен Рейсс. – Для экстравертов у религии есть коллективные празднества и философия любви к ближнему. Интровертам религия предлагает медитацию, уединенную молитву, затворничество. Религиозные ритуалы удовлетворяют наше стремление к порядку. Учение о спасении и прощении связано с тягой к одобрению. Обещание загробной жизни помогает людям избавиться от тревоги за свою жизнь и обрести спокойствие".
Ранее Рейсс обнаружил, что главное различие между религиозными и нерелигиозными людьми пролегает в их отношении к независимости.
- Большинство религиозных участников его экспериментов демонстрировали сильную потребность быть в контакте с другими, ощущать связь с ними.
- Напротив, участники со слабой религиозностью скорее стремились полагаться только на себя и быть самодостаточными во всех отношениях.
- Исследование также обнаружило, что религиозные люди выше ценили честь. Рейсс сделал вывод, что многие люди приходят к религии, чтобы продемонстрировать лояльность памяти предков.
А что же атеисты? Светское общество ищет альтернативы, которые могли бы удовлетворить те же базовые потребности. Кто-то обращается к философии в поисках цельной картины мира, кто-то ищет ответов в психологии. Элементы, похожие на религиозные, можно найти в приверженности моральным ценностями, политическим убеждениям и даже... диетам (2).
Стивен Рейсс подчеркивает, что конкуренция религиозной веры и других так или иначе связана с тем, какой путь сможет предложить наилучшее удовлетворение наших потребностей. "Я не касаюсь теологических вопросов о существовании Бога или возможности контакта с ним, – добавляет он. – Я лишь ищу объяснение тому, что заставляет людей вообще обращаться к религии и религиозным практикам".
Ссылки:
1 S. Reiss «16 Strivings for God» (Mercer University Press, 2015).
2 A. Levinovitz «The Gluten Lie And Other Myths About What You Eat» (Regan Arts, 2015).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.