Когда люди сталкиваются с тем, что их родственник, близкий или знакомый стал адептом секты или психокульта, то они начинают искать помощь и действовать согласно своим представлениям о том, как должно происходить это спасение.
Обычно это смесь стереотипов о работе психологов, лечения наркомании и желания максимально быстро избавиться от тяжелого стресса и эмоционального прессинга вызванных тем, что контроль над ситуацией (конфликтом) потерян. Аргументация и критика не воспринимается и "пахнет серой"...
В процессе общения с клиентами (когда они начинают искать помощь у специалистов по данной проблеме) я начинаю разъяснять про роль консультанта и роли других участников процесса вывода жертвы из культа или секты.
Постепенно пришло понимание того, что нужно написать отдельный пост об этом, что бы делиться материалом с клиентами.
Обычно это смесь стереотипов о работе психологов, лечения наркомании и желания максимально быстро избавиться от тяжелого стресса и эмоционального прессинга вызванных тем, что контроль над ситуацией (конфликтом) потерян. Аргументация и критика не воспринимается и "пахнет серой"...
В процессе общения с клиентами (когда они начинают искать помощь у специалистов по данной проблеме) я начинаю разъяснять про роль консультанта и роли других участников процесса вывода жертвы из культа или секты.
Постепенно пришло понимание того, что нужно написать отдельный пост об этом, что бы делиться материалом с клиентами.
В продолжение постов "Борьба с культом, или выход близкого из культа", "Выход из культа: принципы общения с "жертвой", "Культы и семьи: разрушение семьи", "Нужно ли бороться с сектами и культами?".
Тезис 1 "Выход из культа это групповая работа"
Да, как это не странно, многие люди считают, что работа по выводу близкого человека из культа или секты заключается в 2-3 встречах с психологом и что это - целиком работа только психолога. Они представляют себе этот процесс примерно так:
- психолог говорит с культистом,
- происходит "психотерапевтическое чудо"
- и "жертва прозревает, отбрасывает от себя щупальца гуру",
- возвращается в "лоно семьи",
- все счастливы.
На деле все абсолютно иначе.
Консультант по выходу часто для "жертвы" является представителем ада, инопланетных захватчиков, член колдовской ложи и является, как минимум, незнакомцем.
Консультант по выходу часто для "жертвы" является представителем ада, инопланетных захватчиков, член колдовской ложи и является, как минимум, незнакомцем.
К изначальной "инфернальности" консультанта нужно добавить еще и специфику культа, которая влияет на "жертву". Здесь и фобии на уход, которые формирует культ у своих подопечных, замкнутость, сниженное критическое восприятие, эмоциональный дисбаланс (страх и чувство вины) у жертвы. Чтобы компенсировать влияние подобных условий на процесс выхода из культа, необходимо его проводить в доверительной обстановке, на нейтральной территории и т.д.
В общении тет-а-тет с консультантом невозможно преодолеть эти препятствия.
В общении тет-а-тет с консультантом невозможно преодолеть эти препятствия.
Для работы по выходу нужна группа. Группа позволяет эффективней игнорировать внедренные установки культа и запускать критическое мышление у "жертвы". Соответственно в этой группе должны быть те люди, которым культист доверял до попадания в культ, с кем у него были сильные эмоциональные и социальные связи и с кем у него нет "активной борьбы".
Для консультанта клиентами являются обратившиеся за помощью родственники или близкие. Однако это меняется в процессе консультирования. На этапе работы непосредственно с культистом, клиентом становится он и его интересы для консультанта важнее желаний близких и родственников.
Для консультанта клиентами являются обратившиеся за помощью родственники или близкие. Однако это меняется в процессе консультирования. На этапе работы непосредственно с культистом, клиентом становится он и его интересы для консультанта важнее желаний близких и родственников.
Поэтому, основу группы составляют: близкие, члены семьи, друзья, коллеги.
Дополнительно приглашаются для работы в группе (в зависимости от ситуации и возможностей): консультант по выходу, религиовед, священник, экс-культист, психолог.
Тезис 2 "Выход из культа это не только спасение "жертвы", а еще и изменение всех близких и родственников"
Часто, люди, желающие спасти близкого, не понимают, что косвенными причинами попадания в культ могли стать проблемы в семье/на работе, ошибки в общении с близкими, в то время, когда "жертву" только вербовали и т.д. Но даже если представить, что у "жертвы" все было хорошо в семье/на работе и в культ она попала по другим причинам, то нужно быть реалистами и понимать, что "после выхода из культа, все будет как было раньше" - маловероятно и не реалистично.
Нахождение в культе это травматический процесс который меняет не только жертву, но и ее близкое социальное окружение. Для того, чтобы сделать "возможной жизнь без культа" для "жертвы", а ее близким научиться жить с человеком, пережившим психологическое насилие (потому что последствия пребывания в культе могут быть разной травматичности), придется измениться всем участникам ситуации.
Близкие и друзья должны понимать, что любое давление или резкая агрессия лишь подталкивает "жертву" вернуться в культ или не уходить из него, а "блоки в критическом мышлении" делают невосприимчивыми к любой критической информации. Поэтому возвращение к совместным контактам и совместному проживанию это дорога компромиссов.
Сначала близкие должны при помощи консультанта изучить проблематику культов с научной точки зрения, идеологию конкретного культа, скорректировать свое общение и восприятие проблемы, подготовиться (проиграть несколько встреч в игровой ситуации (попахивает гештальтом)) и самое главное понять для себя, что им более важно "Борьба с культом, или выход близкого из культа". А потом уже начинать "операцию по спасению".
В моей практике, треть клиентов (речь о родственниках культистов), во время обращения за консультацией, находятся в неадекватном состоянии: им кажется что их близкого человека подменили злые силы, инопланетяне, сглазили, бесы вселились, загипнотизировали, напичкали наркотиками и т.п. Такая бурная фантазия может быть обусловлена их личными фобиями и неврозами, а так же реакцией на подобный конфликт ("близкий в культе"). В итоге, перед консультантом стоит проблема, как помочь выстроить отношения между культистом и его неадекватными родственниками (неадекватность может быть разной глубины и запущенности). Подготовительная работа с родственниками (клиентами) становится необходимым условием успешности всего процесса вывода из культа. Потому что для культистов близкое докультовое социальное окружение это те самые люди, которые могут помочь выйти из культа.
Тезис 3 "Сама по себе критическая информация ничего не значит"
Почти у всех клиентов есть этот стереотип, что наличие "критической информации" является первым по значимости фактором успеха спасения близкого из культа. К сожалению это не так и часто приходится разрушать этот стереотип.
Ворох ссылок, распечаток, книг и фильмов это хорошие аргументы, но они не главные в процессе вывода из культа.
Ворох ссылок, распечаток, книг и фильмов это хорошие аргументы, но они не главные в процессе вывода из культа.
Большинство культов практикуют "техники остановки мышления". В совокупности с изменением моделей ролевого поведения, капитуляцией перед группой и культовой идеологией все это формирует невосприимчивость к критической информации. В разных культах это проявляется по разному.
Так что, давая в руки культисту "100% правдивую критическую информацию со страшными фактами", можно с высокой долей вероятности ожидать, что в большинстве случаев она будет проигнорирована, оправдана или не воспринята, как критика.
Так что, давая в руки культисту "100% правдивую критическую информацию со страшными фактами", можно с высокой долей вероятности ожидать, что в большинстве случаев она будет проигнорирована, оправдана или не воспринята, как критика.
Опираясь на мой субъективный опыт, важность различных факторов для процесса вывода культиста, можно ранжировать таким образом:
- позитивные или нейтральные эмоциональные связи близких и родственников с культистом (еще не сожгли мосты и не прокляли друг друга)
- возможность личного общения (культист находится не в Непале или другом отдаленном регионе. Вы можете контактировать)
- родственники и близкие готовы читать, работать над собой и менять свой подход к проблеме/конфликту (без "пускай он поменяется или одумается")
- наличие у родственников и близких эмоциональных и финансовых возможностей (либо тратите свои нервы, либо нанимаете консультантов в помощь)
- наличие критической информации о культе или о данной группе
- есть возможность привлечь экс-культистов из этого культа к процессу вывода
Для запуска критического мышления у культиста (когда он сможет понять и воспринять необходимую критическую информацию для принятия решения) нужна обстановка, время (до 2-3 дней) и команда.
Как это работает?
Формально процесс вывода человека из культа включает в себя:- замораживание коммуникационных конфликтов между клиентами и "жертвой",
- выстраивание коммуникаций с близкими,
- подготовка группы по выходу и изучение материалов,
- подготовка проведения 2-3 дневной встречи в безопасной среде с культистом,
- проведение встречи,
- принятие результатов: либо продолжение поддержки общения, либо терапевтическая помощь по переживанию разрыва с культом.
Где проводить встречи с культистом?
Желательно встречи проводить на нейтральной территории, чтобы у культиста не сработала "защита" или не наложились воспоминания о каком-то событии. Квартиры или офисы в этом плане лишь затрудняют общение, т.к. несут в себе опыт предыдущего общения "до культа" или в "процессе вербовки". Могут сработать защитные стереотипы от "родитель-ребенок", "работа-подчинение", "событие-переживание" и т.п.
Нейтральная территория, где можно группе общаться с культистом, где он не будет себя чувствовать в опасности или беспокоиться - идеально подходит. Как пример: тихое кафе, фойе отеля, музей и т.п.
Если речь о начале процесса по выходу из культа, то: номер отеля, дом отдыха, переговорная в коворкинге и т.п.
Как поддерживать отношения?
Я писал уже пост "Выход из культа: принципы общения с "жертвой", но важно помнить про позитив, денежную подкормку и банальное поддержание связей. Не важно о чем идет общение (только без споров об идеологии культа), важно поддержание этой коммуникации. Без наличия контактов и социального общения Вы не сможете донести в дальнейшем критическую информацию до "жертвы".
Нужно отделить свои переживания и боль от работы с культистом. Это очень сложно, но без этого шансы позитивного решения проблемы резко снижаются. Вы будете "кричать о своей боли", а культист лишь будет глубже забиваться в объятия культа.
Описание участников группы по выводу и их функций в этом процессе
Консультант по выходу: помогает Вам не сделать типичных ошибок, замораживает конфликт, оценивает ситуацию и рекомендует стратегию работы, помогает подобрать участников команды со своей стороны, консультирует об особенностях культа.
Религиовед или священник: участвует в процессе работы, если жертва находится в религиозном культе. Помогает с подборкой необходимой информации по религиозной идеологии, помогает с контраргументами. Участвует в процессе религиозных споров и дискуссий с жертвой, в процессе вывода из культа.
Экс-культист: рассказывает группе про свой опыт выхода, про специфику своего культа, объясняет механику процессов и ритуалов в группе. Делится своим опытом и переживаниями с использованием культового новояза "жертве", а так же демонстрирует возможность самостоятельной жизни вне культа.
Родственники и близкие: изучают необходимую информацию, формируют реалистичное понимание проблемы "зависимости жертвы" (почти как с алкоголем, наркотиками и игроманией), помогают выстроить доверительные отношения и перейти к процессу общения группы с культистом.
Друзья и коллеги: аналогично родственникам, но еще показывают возможность другой формы поддержки (вне семьи), приводят понятные аргументы (с т.з. теории поколения), мобилизуются и т.п.
Друзья и коллеги: аналогично родственникам, но еще показывают возможность другой формы поддержки (вне семьи), приводят понятные аргументы (с т.з. теории поколения), мобилизуются и т.п.
Результативность
Один в поле не воин. Чудес не бывает, а бывают только трудные проекты.
Работа по выводу человека из культа это всегда совместная работа родственников, близких, друзей и консультанта.
Работа по выводу человека из культа это всегда совместная работа родственников, близких, друзей и консультанта.
Для многих столкнувшихся с этой проблемой становится откровением то, что это целиком их проблема и нет никаких законов или центров ФСБ по защите от сект, и судья не встанет на их сторону, потому что это секта.
Если Ваш близкий попал в культ или секту, то Вы должны понимать, что это целиком Ваша проблема и Вы с ней должны справляться самостоятельно. Именно от Вас зависит результат...
Консультант позволит избежать типичных ошибок, выбрать наиболее удачную стратегию, помочь методологически, но сам он чужой для Вашего близкого в культе и не может нажать на "волшебную кнопку", чтобы "культист вернулся в семью" или "вернуть все как было".
В большинстве случаев совместная работа приводит к тому, что культист принимает решение не посещать культ. Но важно понимать, что решение может быть и иным. Нужно быть готовым принять его, т.к. формально это решение самостоятельного человека, который вправе распоряжаться своей жизнью и имеет право на ошибки.
Главное помнить, что решения о компромиссе принимают обе стороны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.