Американские ученые обнаружили, что упражнения на извлечение воспоминаний предохраняют память от негативного действия стресса. Результаты работы "Retrieval practice protects memory against acute stress" опубликованы в журнале Science.
Как показали предыдущие исследования, стрессовые ситуации ухудшают память и обучение. В экспериментах, направленных на снижение этого воздействия уделялось мало внимания тому, как испытуемые подходят к процессу запоминания информации, которую предстоит извлечь после искусственно вызванного стресса, а это имеет большое значение для качества формируемых воспоминаний.
Сотрудники Университета Тафтса в своем эксперименте использовали два подхода:
- обучение, направленное на "запись" информации в память (зазубривание),
- и упражнения на извлечение этой информации.
После работы с первыми 30 предметами (словами или изображениями) членам первой группы продемонстрировали их снова, чтобы улучшить запоминание. Второй группе вместо этого предложили вспомнить как можно больше увиденных предметов в произвольном порядке. Задание повторили с 30 предметами другого типа (тот, кто запоминал слова, работал с изображениями, и наоборот). Затем первая группа снова просмотрела все 60 предметов, а вторая — попыталась вспомнить максимальное их количество. После небольшого отвлекающего задания процедуру с 60 предметами повторили.
Спустя сутки половину участников из каждой группы поместили в стрессовую ситуацию: предложили произносить речи экспромтом и решать математические задачи перед лицом двух экзаменаторов и трех сокурсников. Тесты на психологическое возбуждение подтвердили наличие стресса. Остальные добровольцы в течение того же времени выполняли нейтральные задания.
Сразу после этого всем участникам предложили вспомнить максимальное количество слов или изображений, которые они запоминали в предыдущий день. Это задание повторили через 25 минут, когда уровень "гормона стресса" кортизола в крови и его действие на гиппокамп (структуру мозга, отвечающую за консолидацию памяти и извлечение воспоминаний) максимальны.
В обоих тестах результаты первой группы оказались хуже, чем второй. Кроме того, в отсроченном тесте стресс ухудшил извлечение воспоминаний у членов первой группы, но не подействовал на вторую, как видно на графике.
Среднее количество извлеченных из памяти предметов в первой (SP) и второй (RP) группах
Amy M. Smith et al., Science, 2016
|
Таким образом, упражнения на извлечение воспоминаний предохранили память от отсроченных эффектов стресса. Как пишут авторы работы, это подтверждает теории, согласно которым такой тип обучения формирует сразу несколько путей извлечения одной и той же информации, которые используются в зависимости от контекста. В описываемом эксперименте эти "запасные" пути позволили "обойти" действие кортизола.
Ранее исследователи показали, что улучшить запоминание можно с помощью физических упражнений, выполненных через четыре часа после обучения. Также ученым удалось выяснить механизмы улучшения памяти во время сна и подтвердить, что при ожирении ухудшается эпизодическая память.
Автор: Олег Лищук
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.