понедельник, 13 ноября 2017 г.

Грегори Чотти: Врожденная ненависть: почему некоторым людям ничего не нравится


Любая стоящая работа будет вызывать критику, которая пойдет только на пользу делу, если звучит из уст мыслящего человека. Психологи утверждают, что некоторые критики суровы по натуре, а не потому, что действительно видят недостатки. Другими словами, они настоящие ненавистники, самой природой предрасположенные видеть только плохое.

Неизолированное зло питает нашу ненависть


В работе, опубликованной в "Журнале психологии личности и социальной психологии", ученые изучали предрасположенность в отношении вещей, о которых испытуемые ничего не знают. Они обнаружили в ответах некоторых участников устойчивую закономерность. 

Интересуясь у подопытных множеством не связанных между собой предметов, а потом, спустя некоторое время, снова спрашивая о новых объектах (чтобы удостовериться, что испытуемые не были в плохом настроении), ученые выявили две группы людей, чье отношение отклонялось от нормы. Их охарактеризовали как "тех, кому все нравится" и "тех, кому ничего не нравится". Первые были склонны положительно оценивать все подряд, не имея никакой дополнительной информации об объектах, а вторые… вы понимаете, к чему я клоню. Цитата из работы:
"Отношение человека к архитектуре может рассказать кое-что о его отношении к здравоохранению, потому что в обоих случаях выражается его предрасположенность относиться к внешним раздражителям положительно или отрицательно".
Предрасположенность некоторых участников очень сильно сказывалась на их мнении о том, о чем они ничего не знали. Доходило до того, что какие-то вещи им нравились (или не нравились) абсолютно без всяких на то причин. Об этом очень важно помнить, поскольку картина совершенно очевидна: что бы вы ни делали, всегда найдутся люди, которым это не понравится, при этом их неприязнь может не иметь под собой никаких оснований.

Спросите кого угодно, кто когда-либо публиковал что-то онлайн, и вам скажут, что выложить свою работу в открытый доступ означает приготовиться к потокам злобных и язвительных комментариев — притом что никто из "комментаторо" не осмелится высказать то же самое в лицо.

Вопрос: почему люди так агрессивно ведут себя в интернете?


Наиболее известен анализ этого феномена, проведенный психологом Джоном Салером в его работе "Эффект растормаживания в интернете". Он перечисляет шесть основных причин того, почему мы по-разному общаемся с людьми онлайн и "в реальной жизни":
  1. Ты меня не знаешь. Анонимность защищает как "реальную" репутацию критика, так и его самого — от возмездия и ответственности.
  2. Ты меня не видишь. Взаимодействие лицом к лицу требует большей эмоциональной вовлеченности, поскольку мы видим реакцию собеседника. Но сложно устыдиться, если даже не знаешь, кого обидел. Ты для меня не человек, а экран компьютера, ха-ха.
  3. Увидимся позже. Мне не приходится слышать немедленный ответ собеседника или даже вообще ждать его! Я просто вывалю на него свои мысли и исчезну навсегда.
  4. Это все в моей голове. Салер считает, что взаимодействие в Сети искажает реальность. Я могу выдумывать про собеседника что угодно в оправдание собственных действий.
  5. Это просто игра. Слишком частая реакция критиков, которых порой призывают к ответу: "Чувак, мы же в интернете!"
  6. Ваши правила здесь не работают. Это интернет, а в интернете оборвать чат — вполне нормально (хотя в жизни встать и уйти в разгар беседы было бы грубостью).
Понимание механизмов критики очень важно, если вы хотите что-то создавать и при этом спокойно спать по ночам. Критика может очень сильно задеть тех, кто еще не отрастил толстую шкуру или не понял, что даже величайшая работа все равно вызовет негативные отзывы.

Профессор Рой Ф. Баумейстер в своей работе "Плохое сильнее хорошего" исследовал эту проблему с точки зрения эмоций. Он выяснил, что в целом плохие эмоции, впечатления и реакции "быстрее формируются и сложнее опровергаются, чем хорошие". Иными словами, злобные комментарии застревают в памяти, и забыть их зачастую куда сложнее, чем похвалы. Важно иметь в виду этот естественный дисбаланс и позаботиться о том, чтобы обращать внимание на конструктив.

Клиффорд Насс, профессор Стэнфордского университета и автор книги "Человек, который врет своему ноутбуку", полагает, что отрицательные эмоции задерживаются дольше, потому что заставляют нас больше размышлять.

Негативные эмоции в целом вызывают больше размышлений, и рассматриваем мы их более пристально, чем позитивные переживания. То есть мы склонны больше обдумывать не радостные, а неприятные события — и использовать более сильные слова для их описания.

Негативные мысли ведут к развитию "синдрома самозванца", при котором даже искушенные специалисты начинают думать: "Я недостаточно хорош, и все скоро поймут, что на самом деле я просто жулик".

Неправильно списывать любой отрицательный отзыв на то, что "люди просто сливают негатив", но нельзя и допускать того, чтобы вас сожрал страх за вашу самооценку, которая может пострадать. Это все равно случится. Ваша задача — понять, в каких случаях стоит прислушаться к настоящей критике. Быть критиком легко: никакой ответной реакции, никакого риска. Но чтобы создавать, нужно иметь характер.

Автор: Грегори Чотти (Gregory Ciotti) - блогер, маркетолог, специалист по взаимодействию с комьюнити брендов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.