Эффектом ореола, или гало-эффектом называют перенесение имеющейся информации о человеке на его особенности, о которых ничего не известно. Самый часто встречающийся пример – впечатление, что люди с привлекательной внешностью являются "хорошими" людьми, т.е. имеют позитивные личностные качества и совершают хорошие поступки. По данным большого мета-анализа внешне привлекательные люди воспринимаются как более социально развитые, более компетентные и эффективные в работе, а также эмоционально здоровые (низкая тревожность и чувство одиночества). В недавно вышедшей статье Лихи Сегал-Каспи с коллегами подтвердили, что, во-первых, люди действительно так делают, во-вторых, нет никаких оснований для такого перенесения.
Исследователи записали на видео 118 студенток, которые перемещались по комнате и зачитывали прогноз погоды. Затем эти записи показали другим 118 студентам женского и мужского пола. Просмотрев 60-секундные видеоролики, они должны были оценить личностные черты, ценности и внешнюю привлекательность героев этих роликов.
Как и ожидалось, более симпатичным женщинам приписывались стереотипно "хорошие" черты, они описывались как менее невротичные и более доброжелательные, экстравертированные и эмоционально стабильные. При этом так делали и мужчины и женщины, т.е. эффект ореола является универсальным. Однако в отношении приписываемых ценностей различий между привлекательными и непривлекательными не было.
Естественно, что для такой тенденции нет никаких оснований. Перед съёмкой герои роликов сами оценили свои личностные черты, и эти оценки никак не были связаны ни с их привлекательностью, ни с оценками, приписанными им зрителями. Однако интересно, что привлекательность коррелирует с конформностью и традиционализмом, т.е. более привлекательные женщины в большей степени стремятся соответствовать социальным ожиданиям и представлениям.
_______________________________________________
1 Langlois, J. H., Kalakanis, L., Rubenstein, A. J., Larson, A., Hallam, M., & Smoot, M. (2000). Maxims or myths of beauty? A meta-analytic and theoretical review. Psychological Bulletin, 126(3), 390–423. doi: 10.1037/0033-2909.126.3.390 [PDF]
2 Segal-Caspi, L., Roccas, S., & Sagiv, L. (2012). Don't Judge a Book by Its Cover, Revisited: Perceived and Reported Traits and Values of Attractive Women. Psychological Science, 23(10), 1112–1116. doi: 10.1177/0956797612446349
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.