понедельник, 24 августа 2015 г.

Зафрендить психотерапевта: когда вы находите своего психотерапевта в социальных сетях


Наталья Стоцкая перевела познавательную статью "Friending Your Shrink: When You Find Your Therapist on Social Media" из New York Magazine, которая может быть интересна и клиентам, и психотерапевтам, о том, как складываются их отношения в соцсетях с точки зрения американских коллег.

Несколько недель назад я скучала и подумала, что интересно будет загуглить психотерапевта, к которому я недавно начала ходить. Используя имейл, название института, комбинации никнейма, я порылась в интернете и набрела на его Инстаграм. И замерла от неожиданности. Передо мной был доктор С. в объятиях горячей блондинки с коктейлем в руках. На пляже. На скейте. Я покрылась мурашками, но продолжала кликать. Я правда предполагала, что у моего психотерапевта есть жизнь вне офиса, но когда я увидела, как он втягивает брюшко на фото или выбирает фильтр для тостера на другой, то подумала, что он менее важный и всезнающий, чем кажется, сидя в его офисе, отделанном красным деревом.

Конечно я ничего ему не сказала на следующей сессии. Но уже не могла не следить за его обновлениями. В конце-концов я сдалась и залайкала одно фото — просто посмотреть, что из этого выйдет.

В следующий раз, когда я зашла, доступ к его аккаунту был ограничен. И хоть это и было разумно, где-то в глубине души я почувствовала предательство. Почему он показывает, что он ест всем на свете кроме меня? И какие вообще существуют правила о психотерапевтах и социальных сетях.


Этот вопрос задает себе множество психотерапевтов Нью-Йорка, особенно если учесть что этический код Американской Психологической Ассоциации был принят давненько, в 2002 году. В 2010 директор по этике APA Стефен Бенке посоветовал психотерапевтам "быть внимательными" к тому, какое место занимают социальные сети в их практике и "освоить основы защиты личной информации". Он добавил: "Возможно, в следующие 2-3 года APA начнет разрабатывать новый свод правил. С уверенностью могу сказать, что авторы будут уделять много внимания темам, связанным с соцсетями".

Но пока мы ждем, очень вероятно, что психотерапевт встретится с бывшим клиентом на сайте знакомств или увидит с кем она обедает в 16:00 в Твиттере.

"Мы правда видим доступность в интернете как потенциально скользкую дорожку, которая может разрушать психотерапевтический процесс", — говорит Кристина Граундс, клинический директор Института Психического Здоровья, тренер психоаналитически ориентированных психотерапевтов в Челси. "Это потому, что в психотерапевтической работе, одно из глубинных положений — создание устойчивого сеттинга: встречаться в одно и то же время, в одном и том же месте, и иметь как можно меньше вариаций. Общение вне сеттинга, даже через Твиттер, изменяет эту динамику".

В какой-то мере это, наверное, неизбежно. "Фрейдовский идеал tabula rasa просто невозможен в цифровой век", — говорит Роб Добренски, доктор медицины, работающий психологом в подходе Мюррей Хилл, автор Crazy, автобиографического произведения о судьбе психотерапевта. "Некоторые психотерапевты могут продолжать поддерживать эту иллюзию, но множество не будет скрывать тот факт, что интернет такая же часть их жизни, как и их работа". У Добренски есть правило не подписываться на профайлы клиентов, бывших или настоящих, в Твиттере, даже если они подписываются на него. "Есть несколько клиентов, которых я бы рад зафрендить, потому что я думаю, что они чудесные", — говорит он, — "но тогда это станет прецедентом".

Тем не менее, некоторые психотерапевты, особенно те, которые работают с клиентами по интернету считают, что Твиттер может быть очень полезным инструментом. "Я никогда не стану гуглить информацию о клиенте или френдить его, если он не зафрендил меня (в таком случае я обязательно его зафренжу в ответ)", — говорит Хлоэ Кармайкл, доктор философии, психотерапевт и лайфкоуч. "Я рассматриваю это как способ увидеть клиента с новой стороны и ему меня — с другой стороны. Чтобы клиент не идеализировал меня. Твиттер может помочь увидеть, что я просто живой человек".

Тогда как некоторые психотерапевты используют Твиттер как профессиональную платформу, клиентов может приводить в замешательство, если они находят их приватные аккаунты, как и было с доктором С. в Инстаграме. "Мой фейсбук закрыт потому, что я никогда не принимала в друзья клиентов, которые френдили меня", — говорит Мелоди Уайлдинг, психотерапевт специализирующийся по работе с женщинами-предпринимателями. "Вся моя практика виртуальная и быть онлайн для меня необходимо. Но клиентам не обязательно видеть, как я фотографирую кошек".

И каждый психотерапевт, с которым я говорила, подчеркивал, что лучше всего, если вы наткнулись на своего психотерапевта на сайте знакомств, закрыть страницу и притвориться, что этого не было.

"Психотерапевты знакомятся в сети и это прекрасно, пока они не договариваются там о встрече с вами", — говорит Добренски. В последнем случае, или если вы нашли что-то связанное с вами — это должно стать для вас тревожным сигналом. Но если то, что вы нашли по сути своей безобидно, тогда это может вам дать ценный инсайт. "Если вы, скажем, пришли ко мне с просьбой вылечить панические атаки, то обсуждать мое фото в Фейсбуке будет тратой времени", — рассуждает Добренски. "Но, если вы не можете не думать о ней, то в этом может быть что-то о том, как вы относитесь к авторитетным фигурам или какое место занимает психотерапевт в вашей жизни, а это уже другой запрос".

Другими словами, кажется, нам будет о чем поговорить с доктором С. на следующей сессии.

Анна Девис
15 апреля 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.