Перевод статьи Майкла Шалсона (Michael Schulson) "How Herbalife's Gospel of Health and Wealth Fuels a Billion-Dollar Deception". Как всегда перевожу по духу, максимально близко к тексту.
Гербалайф это модель бизнеса, которая очень похожа на мошенническую схему "пирамида".
Если бы сеть магазинов продуктов "Whole Foods" и проповедник Джоэл Остин (Joel Osteen) были семейной парой и родили ребенка, то им бы стал Гербалайф. Компания занимающаяся производством питания из натуральных продуктов, обещает что это изменит Вас, переплетая обещания с евангелистической этикой процветания, распространяя продукцию через подозрительную модель, которая выглядит как классическая "пирамида".
Это очень высокодоходный коктейль. С юридической точки зрения, это также очень безопасно. Herbalife воплощает в себе, в своем роде, "одухотворенный оптимизм", который процветает в современной Америке. Но его последняя стычка с государственными регуляторами рынка продуктов также иллюстрирует тонкую грань между законной и незаконной продажей надежды.
Herbalife производит коктейли, протеиновые батончики, витамины, чайные концентраты и био-добавки, которые в основном направлены на снижение веса и увеличение мышечной массы. Вместо того, чтобы продавать свою продукцию непосредственно клиентам, компания делает комплексные продуктовые линейки и продает их через "индивидуальных распространителей", которых в компании называют "члены команды". "Члены" продают продукцию своим друзьям, родственникам, незнакомцам - всем кого они смогут найти.
Несколько последних лет Гербалайф пытается убедить Федеральную торговую комиссию (Federal Trade Commission), что это многоуровневый маркетинг, а не схема "пирамиды". Поддерживать эту версию сложно и требует постоянных усилий.
Мучения Гербалайфа начались в 2012 году, когда активист-инвестор Билл Экман (Bill Ackman) выступил по поводу "признаков пирамиды" у компании и их рыночная стоимость акций быстро упада.
Экман планировал заработать на их падении один миллиард долларов (т.к. поспорил на 1 млрд. $ с другими инвесторами), доведя компанию до закрытия. Он сделал сайт о пирамидальности Гербалайф, поддерживает анти-Гербалайф группы, и смог склонить комиссию (FTC) к открытию расследования модели продаж в Гербалайфе в 2014 году.
Возможно это всё было напрасно. Конфликт получил продолжение на прошлой неделе (май 2016) когда генеральный директор Гербалайф сообщил инвесторам, что они приближаются к соглашению с FTC. Эти новости повысили цены акций и всколыхнули обсуждение спора Экмана на миллиард долларов.
Карикатура про борьбу Экмана с Гербалайфом |
С момента своего основания в 1980 году, Herbalife пережила расследование штата Калифорния, запрос Сената, драматическую смерть своего харизматичного основателя, и много плохих публикаций в прессе. Поэтому было бы не удивительно, что компания выживет и давлении Экмана.
Но даже если предположить, что они работают на законных основаниях, то все равно есть некий ловкий обман в их модели бизнеса. Будь мы щедрыми, то могли назвать эти уловки яркой фантазией. Хотя с другой стороны, мы могли бы назвать это обманом.
В какой-то степени, все компании с рынка "похудения" продают обещания личных изменений. Гербалайф делает это в двойном размере: они продают своим клиентам перспективу физических изменений тела, и продают идею финансового благополучия, через участие в продажах их продукции. Второй посыл о присоединении к "членам команды" (которым также рекомендуется потреблять продукты компании) может быть наиболее важным. Ведь именно они приносят прибыль компании. По сути, компания продает людям возможность осуществлять продажи.
Mark Hughes |
Этот посыл преподносится в свете "Американской мечты" и евангелистического перерождения, примером которого служит биография основателя Гербалайфа Марка Хьюза (Mark Hughes). Хьюз основал компанию в 1980 году, когда ему было 24 года. Как написали в статье газеты Los Angeles Times в 2001 году: Хьюз решил "начать свой собственный бизнес на сочетании восточной философии фитотерапии с западной технологией производства витаминов и минералов". К 1985 году компания продала на 423 миллиона $.
Хьюз выступал на тему мотивационных переговоров перед своими продавцами. Эти переговоры были построены по принципу публичных проповедей, как смесь "стиля выступления гуру фитнеса Ричарда Симмонса (Richard Simmons) и высказываний Апостола Павла о поиске своего призвания в миссионерстве", написали в статье Los Angeles Times.
Видео этих выступлений есть до сих пор на YouTube под названием "Вечная мудрость Марка Хьюза DVD Коллекция - диск 2 - Основополагающие понятия". Риторика Хьюза постоянно обращается к демократическому будущему, которое не зависит от Ваших обстоятельств и дает возможность стать Вам богатым. Наблюдая за Хьюзом, легко понять, почему Гербалайф процветает среди иммигрантов. "Не важно, где я нахожусь сейчас. Важно место, где я могу быть в будущем", сказал Хьюз в одной речи. - " и это действительно чудо Гербалайфа".
Через какое то время, его амбиции стали охватывать весь мир:
"Команда, позвольте мне сказать вам кое-что. Если мы хотим сделать мир лучше, то начинать нужно с себя. Это нельзя сделать на выборах, это не сделает наше правительство. Это случится с людьми, такими как мы, которые сами берут на себя ответственность за собственные жизни, принимая ответственность не только за свое здоровье, финансовое положение, но и за всех нас вместе ... мы все можем сделать этот мир лучше для людей, живущих в нем".
Основные идеи выступления Хьюза знакомы любому, кто знаком с "проповедническим евангелием процветания", смотрел фильм "Секрет", или просматривал некоторые выступления на TED Talks:
- "Отношение определяет результаты";
- "Успех возможен независимо от обстоятельств";
- "Личное благополучие может преобразовать мир".
Это идеи, которые процветают на стыке отраслей торговли и духовного возрождения. В итоге Гербалайф достиг ужасающей прибыльности. Компания продает на 4,5 млрд $ ежегодно. Но лишь очень немногие "члены команды" зарабатывают какие-либо реальные деньги на этих продуктах, судя по публичной отчетности компании, которая напоминает классическую пирамиду. Есть несколько крупных продавцов на вершине пирамиды, и много людей, в нижней части, с очень небольшим количеством дохода. Что же касается самих продуктов, то они используют требования здравоохранения, основываясь на отрывочные исследования в области питания, применяя псевдонаучный язык и упоминание об "одобрений от различных исследователей," в том числе Нобелевского лауреата Луиса Игнарро (Louis Ignarro), который значительные суммы от Гербалайф.
Хьюз это типичный "проповедник Джимми Сваггарт (Jimmy Swaggart) в сфере питания": большая харизма, большое влияние, большое падение. Хьюз был арестован в 1996 году за пьяное вождение с уровнем алкоголя в крови 0,22. И после того, как он сколотил состояние, продавая здоровую жизнь, Хьюз умер в 2001 году из-за токсичного коктейля из антидепрессантов и алкоголя.
Съезд "членов" в Атланте (2010 год) |
Правда, это совершенно законно продавать обманчивые обещания о будущем оптимистичным и уязвимым группам населения. Достаточно взглянуть на лотерею, или диетическую индустрию, или, если на то пошло, на мир американских проповедников с евангелием процветания, чьи требования о соотношении веры, пожертвований в церковь, и личного благополучия выглядят для многих аутсайдеров правдивыми, хотя являются денежно-мотивированной аферой. В коммерческой индустрии "надежды", есть небольшой разрыв между легальной деятельность и этическим бизнесом, и очень мало понимания о том, где заканчивается легальный маркетинг и начинается незаконный бизнес.
Неудивительно, что "продажа мечты" это хороший бизнес. Кстати нынешний председатель и главный исполнительный директор Гербалайф Майкл Джонсон (Michael Johnson) и президент Гербалайфа, Дес Уолш (Des Walsh), оба выходцы из руководства компании Disney.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.