Лорен Хау, экс-культист культа "Семья" |
Лорен Хау выросла в "Семье" — всемирном религиозном культе, возникшем в 1960-х годах в Калифорнии. Хау вспоминает о типичном наказании, а в интервью рассказывает о том, как пережитое повлияло на ее жизнь.
"Помнишь меня?" — спрашивает она, и по ее лицу растекается полная надежды улыбка, словно она пытается выманить у меня правильный ответ. Мы уже не дети. Мы ушли. Некоторые из нас ушли вместе с семьей, некоторые — с друзьями, а некоторые — одни. Теперь мы живем в этом другом мире, где нам постоянно приходится объяснять, почему мы жили в стольких странах, почему наш акцент меняется, когда мы разговариваем с незнакомцами, почему мы не учились в школе, почему нас мучает бессонница. Но друг другу, тем из нас, кто, как и я, вырос в "Семье", объяснять ничего не нужно.
Однако на форумах, в Фэйсбуке, а теперь и на улице у входа в кофейню на улице Саут-Конгресс в г. Остин, штат Техас, снова и снова звучит этот самый вопрос: "Ты меня помнишь?" И за ним обычно следует град других вопросов, с помощью которых мы научились определять, кем мы были в те давние времена.
"Как тебя звали? Кто были твои родители? Ты была в Осаке? А в Швейцарии?"
Когда вы растете в такой изолированной среде, как культ, проблема отчасти заключается в следующем: ваше прошлое настолько невероятно, что вам нужны свидетели, которые подтвердили бы реальность ваших воспоминаний. И поэтому мы ищем тех, кто помнит.
Я познакомилась с Рути, когда пересекала Соединенные Штаты на крохотном трейлере — именно такие блестящие мысли приходят в голову, когда ты не можешь заснуть. Мое путешествие неожиданно оборвалось в Остине, где у меня сломалось сцепление, и я оставила на форуме детей из культа сообщение: "Здесь кто-нибудь есть?"
Рути откликнулась, и я пригласила ее на кофе. Мне не нужно было выяснять, кто эта женщина, я и так это знала. Передо мной сидела измотанная немка, которая говорила с американским акцентом и крепко сжимала в руках кофейную чашку шершавыми натруженными руками. Эти мозоли и шрамы были побочным следствием того, что наши родители назвали бы домашним воспитанием, хотя уроки сводились, по большей части, к смене подгузников, готовке и изучению слов нашего пророка. За отсутствием того, что можно было бы назвать настоящим образованием, некоторым из нас было трудно найти работу, от которой наши руки не кровоточили бы.
Когда мы с Рути виделись в последний раз, нам было по 13 лет. Тогда ее звали Фэйти, и мне не разрешали с ней разговаривать. Собственно, мне не разрешали разговаривать вообще ни с кем, потому что в последний раз, когда мы встречались, мы обе еще были в "Семье", и у нас были серьезные неприятности.
Типичная комната для детей в культе |
Как-то вечером пастырь дома, которую звали Тетя Мерси, тряхнула меня за плечо, чтобы разбудить. Моей первой мыслью было: римляне у входа. Римлянами мы звали полицейских, и мы постоянно тренировались, готовясь к неизбежному моменту, когда они придут в наш дом с обыском. Тетя Мерси прижала палец к губам, показывая мне, чтобы я не шумела. Я огляделась и увидела, что остальные дети спят. Это было не к добру. Я вышла вслед за ней на лестничную площадку в майке и трусах, потому что, когда пастырь дома тебя зовет, ты не тратишь время на одевание. Она не сказала ни слова, просто повернулась, и я стала спускаться по лестнице вслед за ней.
Остальные пастыри дома собрались в столовой. С ними был и пастырь моей возрастной группы, Дядя Стефан, который помахал мне своей странно безволосой рукой и сказал: "Садись, дорогуша". Когда слова, вроде "дорогуша", столь невинные и приторные, срываются не с тех уст, появляется отчаянное желание, чтобы на тебе были штаны. Я села на кресло лицом к ним, потер глаза, притворяясь сонной, чтобы выиграть время — вроде того, как приговоренный к расстрелу просит закурить.
"Помолимся?" — спросила Тетя Мерси. Мы взялись за руки, мои ладони сразу вспотели, и пока мы молились, я гоняла большим пальцем ноги затвердевшее желтое зернышко переваренного риса. Я ждала того, что неизбежно должно было последовать, и в моем животе ворочались змеи.
"Ты ничего не хочешь нам рассказать?"
Лорен Хау в 1991 году |
Одна из общих черт большинства культов заключается в том, что тебе приходится отказываться от всего, чтобы вступить в группу. В том доме, как и во всех других домах, где мне приходилось жить, где-нибудь лежала груда самых разных вещей, от которых люди отказались, чтобы последовать за Иисусом. Если Бабушка или Тетя Нэнси присылала тебе посылку, она тоже оказывалась в этой куче. Время от времени все это барахло раздавали тем, кто в нем нуждался, или тем, у кого была достаточно сильная хватка, чтобы получить то, чего им хотелось. Когда мне поручили избавиться от груды барахла, я нашла радиоприемник.
В первую же ночь Фэйти меня застукала. Она спала подо мной, на среднем ярусе трехъярусных нар. Я спала на самом верху. Всюду, куда мы переезжали, из деревянных брусьев и фанеры сооружали такие нары. Матрасы были из одного поролона, но неплохие. Поролон легко было разрезать, чтобы что-нибудь в нем спрятать — вареные яйца, книгу, уголок шоколадной плитки или даже радиоприемник. Мы с Фэйти не слишком много общались, потому что мне в наказание запретили разговаривать с кем-либо, кроме пастыря.
Запрет открывать рот и таблички на шее были новым словом в практике наказаний, которым нас подвергали, когда и как было угодно. Идея наказания молчанием вполне очевидна. Кроме того, мы носили на шее таблички из фанеры или картона с броскими надписями типа "Запрещено разговаривать", или "Я должна быть благодарна за благословения", или "Пожалуйста, напоминайте мне улыбаться" — последнюю носил восьмилетний ребенок, чье желание улыбаться не изменилось.
Наказания появлялись и исчезали, как любые модные веяния во внешнем мире, но были и излюбленные методы: мы писали сочинения, заучивали наизусть главы из Библии, носили на голове цепочку из канцелярских скрепок, прицепленную к щекам, и потому были вынуждены все время улыбаться, бегали кругами по двору, занимались бессмысленным физическим трудом, нас запирали одних в комнате, публично пороли и сажали на диету из хлеба и воды. Все это, обычно в том или ином сочетании, могло продолжаться дни и даже месяцы, и сказать, что будет дальше, не мог никто.
Фэйти была новенькой в нашем доме, она еще не привыкла вести себя так же тихо, как другие дети, и у нее было несколько пар носков — значит, раньше она жила в доме меньшего размера, где детям доставались такие вещи, как носки. Я познакомилась с ней той ночью, когда случайно выдернула из радиоприемника шнур от наушников, и она услышала треск, раздавшийся из маленького встроенного динамика. С тех пор каждый раз, когда мы были уверены, что никто за нами не смотрит, она забиралась ко мне на полку. Я разломала напополам пластиковую дужку, соединявшую чашки наушников, и мы брали по одной и слушали, обнявшись под моим одеялом.
Поскольку приемник был мой, выбор одной из двух англоязычных музыкальных радиостанций всегда оставался за мной. И каждую ночь мы на несколько часов погружались в совершенно новый мир.
У "Семьи" была собственная музыка, но в их песнях не говорилось о любви, об утрате или о боли. Песни "Семьи" прославляли Иисуса, или нашего пророка, или саму "Семью". По радио мы слышали музыку и слова, которые заставляли нас чувствовать надежду и печаль. В этой музыке я могла жить другой жизнью — жизнью, где не испытывала такого страха перед окружающими. Иногда мы слышали песни Cure или Aerosmith. Мне нравились тревога и боль в их голосах. Я их не понимала, но чувствовала, как эти чувства втекают в меня. Фэйти не испытывала такого восторга. Ей нравились Синди Лаупер и Майкл Джексон. Мы выстукивали ритм пальцами ног по изножью кровати, пока не вспоминали, что мы одни. Тогда мы останавливались, боясь разбудить соседку на нижней полке.
Наша тайна объединила нас, и мы начали разговаривать днем.
Мы говорили о местах, где побывали, и рассказывали истории из прошлого, когда наш культ был всего лишь общиной хиппи, которые караванами ездили по стране и ночевали в христианских лагерях, и мы вспоминали о том, как были счастливы. Больше разговаривать было не о чем. Она видела и делала то же самое, что видела и делала я. Она хорошо помнила сюжеты фильмов и раньше жила в нескольких домах, где было больше свободы, а потому видела больше, чем я. Она пересказывала мне фильмы сцену за сценой, а иногда и строчку за строчкой, словно это были истории.
У меня было немного друзей, они как-то не задерживались. Я часто попадала в неприятности, и лишь немногим детям хватало глупости или смелости дружить с той, кто был на замечании у пастырей. Заводить друзей в "Семье" было опасно, но теперь у меня был друг (или что-то вроде того), и мне нравилось, что мне есть, с кем поговорить.
Наши ночные посиделки вокруг радио продолжались несколько недель, а потом Тетя Мерси застала Фэйти в моей кровати. Мы заснули. Тетя Мерси не заметила приемник, но сказала, что не хочет еще раз увидеть нас вместе в кровати. Когда на следующий день она ничего нам не сказала, мы решили, что она закрыла глаза на наш проступок. Это был бы первый и последний акт милосердия с ее стороны. Я еще слишком плохо ее знала, чтобы бояться так, как следовало бы.
"Что еще?" — спросил Дядя Стефан. Его голубые глаза были холодны, и он говорил с прекрасным немецким акцентом.
Я пыталась избегать его взгляда, но спрятаться было некуда. Я не видел ни одного фильма о фашистах, иначе увидел бы, что он похож на одного из них, словно карикатура. Его глаза вселяли в меня ужас.
Хотя на мне была только тонкая майка, мне не было холодно. Однако я скрестила руки на груди и задрожала.
"Я поступила глупо. Я рассказала несколько анекдотов", — сказала я.
"Что еще?"
Прошел час, и мне больше не в чем было признаваться. Я устала и была сбита с толку. Я замолчала. Я не знала, чего они хотят. Я закрыла глаза и затихла. И тогда я услышала стук его ботинок по кафельному полу.
Дядя Стефан всегда ходил по дому в ботинках. Только он.
Дедушке не нравилось, когда по дому ходят в обуви, потому что на подошвах внутрь заносят грязь, а в обуви и одежде могут спрятаться нечистые духи.
Дедушкой мы называли Дэвида Берга, основателя "Семьи". Взрослые называли его "Папой", и это было именно так нелепо, как это звучит. В другой реальности, в другое время его бы забрали в психушку. В моей реальности, в моем времени он основал культ.
На мгновение я ощутила на своем лице дыхание Дяди Стефана. Потом он наотмашь ударил меня по лицу. Я снова услышала, как пастыри молятся за меня (а может, они молились против меня). Я облизала губу и почувствовала вкус крови. Я не знала, где мои родители, и знают ли они, что происходит. Я не осмеливалась спросить.
Я открыла глаза и встретила его взгляд. Я его ненавидела.
Дядя Стефан уже запрещал мне разговаривать на месяц. Только недавно мне снова разрешили открыть рот. Мы целый год не смотрели кино, потому что не "жили по духу". Мы в любом случае не смотрели ничего, кроме мюзиклов, но даже они были лучше, чем ничего. Дяде Стефану нравились публичные наказания. Он пускал в ход бамбуковую трость, которую носил с собой повсюду. Порка была в порядке вещей, но трость, которая рвала кожу, шла в дело лишь за закрытыми дверями. В большинстве случаев они использовали ремень или плоскую деревяшку.
Я смотрела ему в глаза и не моргала. Я хотела, чтобы он видел, что я не плачу. Я знала, что он меня сломает. Пока им еще не удалось, но это было неизбежно. В тот момент я всего лишь хотела, чтобы Дядя Стефан понял, что сломать меня будет непросто. Я посмотрела поверх головы Дяди Стефана и увидела там плакат с Иисусом. Это был не дружелюбный светловолосый Иисус. Этот Иисус спускался с небес на коне в окружении языков пламени от горящей земли.
Если бы пастыри посмотрели какие-нибудь фильмы про полицейских до того, как оставили мирскую жизнь, чтобы последовать за Иисусом, они знали бы, как правильно вести допрос. Пока я сидела в столовой и пыталась понять, чего от меня хотят пастыри, Фэйти сидела наверху, в офисе пастырей, и, наверное, думала о том же самом. Им было невдомек, что они должны были сказать мне, что Фэйти наверху, и что я должна рассказать им все, пока она не пошла с ними на сделку. Впрочем, в "Семье" никаких сделок не было. Исповедь, хотя она, возможно, и была полезна для души, не предвещала ничего хорошего для моего ближайшего будущего.
Никакие мелкие прегрешения мне больше в голову не шли. И я начала придумывать всякую фигню.
"Я взяла несколько абрикосов с кухни".
"Зачем?"
"Мне хотелось есть, а их было много, и я решила, что ничего страшного".
"Что еще?"
Я что-то промямлила о том, что в прошлую субботу мне пришлось присматривать за малышами вместо того, чтобы идти раздавать листовки. Это была ложь, но она могла обернуться мне на пользу. Мне нравилось заботиться о малышах. К тому же, за ними присматривала моя мама, и когда меня направляли помогать с малышами, это означало, что я могу провести с ней целый день, пока большинство жителей дома уходило собирать деньги, продавая брошюры или ходя по домам и выпрашивая подаяние.
Шесть часов спустя солнце взошло, и я услышала наверху шум. Дети, назначенные готовить завтрак, ходили вокруг нас с пастырями, сидящих кружком. Проходя мимо нас, дети смотрели прямо перед собой. Было время, когда я почувствовала бы себя униженной. Но мы уже привыкли к публичным наказаниям, так что мне было неважно, что они меня видят. Все мы рано или поздно оказывались на этом месте. А те, кто еще там не был, знали, что это лишь вопрос времени.
Пастыри либо получили от меня то, чего хотели, либо оставили попытки. Тетя Мерси снова предложила помолиться. В этот раз мне пришлось взять их за руки, и слова молитвы подсказали мне, что это было лишь начало моих несчастий.
Несколько недель спустя, по-прежнему на чердаке, где они решили держать таких трудных детей, как я, где мы читали безумный вздор нашего алкаша-пророка, где мы должны были рассказывать о каждой мысли, пришедшей к нам в голову, где нас ежедневно пороли, я сломалась. В душе это ощущалось не как звон разбившегося стекла, а как выдох. Я помню, что мне было совсем не больно, и что с того момента мне стало легче.
Вечером нагрянули римляне. Но они опоздали. Кто-то предупредил журналиста местной газеты, который предупредил наших пастырей. Еще до восхода солнца мы тихо погрузились в автобусы, опустили головы ниже окон, и наши пастыри повезли нас в новый дом.
Фэйти в новый дом не приехала, и я знала, что спрашивать, где она, не стоит. А теперь женщина по имени Рути с лицом и голосом Фэйти расспрашивала меня про приемник: "Они его нашли?"
"Ты меня не выдала", — отвечаю я. Нет, они так и не нашли приемник.
"Но тогда почему тебе досталось гораздо сильнее, чем мне?" — спрашивает она.
"Я много лет спрашивала себя об этом. Но ты же знаешь, как это бывает, ты просто перестаешь об этом думать. Но как-то раз я рассказывала о приемнике своей подруге, и в конце концов меня осенило: они решили, что я — лесбиянка".
"Проклятье!", — говорит она и бьет ладонью по столу.
Прохожие обитатели Остина в рубашках с жемчужными пуговицами останавливаются посмотреть, что нарушило их покой. Мы оба улыбаемся: она только что нарушила три заповеди "Семьи": привлекла к себе внимание, вела себя шумно, что не подобает женщине, и — худший и самый непростительный грех — богохульствовала.
"Невесело было, а?"
Я смеюсь, качаю головой и говорю: "Тупицы".
Мы понимаем друг друга без слов, и мне не приходится ей рассказывать, как трудно мне признать их правоту. Знать, что они были правы — пусть даже в тот единственный раз. Но в 13 лет я еще не была лесбиянкой — во всяком случае, я еще об этом не знала. Тогда я была просто неуклюжей девчонкой, похожей на мальчика.
Она показывает мне фотографии мужа и детей. Я показываю ей фотографии своей собаки. Мы разговариваем весь день. Она говорит, что у нее все в порядке. Наверное, у нас обеих не все так благополучно, но я тоже говорю ей, что у меня все в порядке.
И нам ничего не нужно друг другу объяснять. Мы помним.
Интервью с Лорен Хау в 1991 году
39-летняя Хау родилась в Западном Берлине и выросла в "Семье" — культе, основанном Дэвидом Бергом в 1968 году в Калифорнии и первоначально известном под именем "Детей Бога".
В Остине, штат Техас. Я провела здесь всего пару месяцев. В прошлом году я продала дом в Вашингтоне и путешествовала в трейлере. Пару месяцев в Портленде, штат Орегон, и в Берлине, а теперь здесь. Мне здесь очень понравилось, но я уже сняла дом в Санта-Фе и через пару недель отправляюсь туда.
Вы много ездили с "Семьей"?
Мы ездили в трейлерах, автобусах, жили в палатках. Когда мне было четыре, мы на пару лет переехали в Чили. Потом жили пару лет в Японии, потом в Швейцарии, потом в Германии.
Наверное, когда Вы ушли, это было незабываемо.
О Боже, да. С меня было довольно. Я только не могла понять, как мне жить дальше. Я думала, что мне делать… бежать в посольство? Как получить паспорт? Но как-то раз мама велела нам идти собирать вещи. Я испытала полное облегчение и абсолютный ужас — мы с братом пару недель прожили в Мюнхене, и я была уверена, что мы вернемся обратно в "Семью". Но мы не вернулись. Моя бабушка приютила нас в своем маленьком домике на западе штата Техас.
Что подтолкнуло Вашу маму к решению уйти?
Маму беспокоило, что мы не получим совсем никакого образования, и что она не сможет меня защитить. Моего приемного отца беспокоило лишь то, что его никогда не назначат лидером.
Почему Ваши родители вступили в "Семью"?
Мама была расстроена из-за Вьетнамской войны. Она была хиппи, протестовала и т. д., а тут познакомилась с людьми, которые действительно что-то делали: бросали учебу, отделялись от общества, шли за Иисусом. В ее глазах это было нечто замечательное, утопическое. Она познакомилась с моим отцом, который был там по той же причине. Он постоянное переезжал с места на место, чтобы ему не могли прислать повестку с призывного пункта. Мы поддерживаем отношения, но не слишком близкие. Лишь недавно я поговорила об этом с папой [родители Хау развелись, когда ей было 7 лет]. Теперь мы общаемся. Но так было не всегда.
Вы не вините их за то, что случилось?
Я знаю, какой идиоткой я была в 19 лет — в том возрасте, когда они присоединились к "Семье". Трудно в этом кого-то винить.
Что Вы пережили после выхода? Вы часто обращались к психологам?
Нечасто, и в основном пользы это не принесло. Некоторые психологи плакали и обнимали меня, что было очень нелепо. Они просто не знали, что делать с услышанным. Я все еще скрываю какие-то вещи. У меня по-прежнему кошмары. Я не выношу толпу. Я всегда чувствую себя как бы в стороне. Долгое время у меня попросту не было друзей. В старших классах школы я не знала, как разговаривать с людьми. Я не понимала общеизвестных вещей. 90% разговоров сводятся к "Эй, ты помнишь тот эпизод „Друзей“?" и т. п. А я была странной, я просто не вписывалась. Я читала все, что мне попадалось в руки. Так я и жила, пряталась в книгах.
Какие именно книги?
"В дороге" Керуака — благодаря этой книге мне захотелось писать. "Клуб лжецов" Мэри Карр. "Стеклянный замок" Жанетты Уоллс — читая ее, я поняла, что можно взять нечто ужасное, что присутствует в любых воспоминаниях, и превратить это в читабельный текст. В этом нет никакой жалости к себе.
А Вы знаете, что сталось с так называемыми "Пастырями"?
Боже… слава Богу, нет. "Дядя Стефан" — его в последний раз видели в Амстердаме с плакатом "Конец близок". Конечно, кое-кто из этих людей — родители моих друзей. Мы все нашли друг друга в Фэйсбуке. Но… я стараюсь не касаться вопроса о том, чьи родители что кому сделали, и я встречаюсь с друзьями, но не с их родителями. Есть очень четкая граница в том, с кем мы общаемся. Люди из второго поколения, но не те, кто вступил сознательно. У нас есть свои тайные группы в Фэйсбуке, где мы можем общаться. Это нечто вроде нашей собственной психотерапии.
Что дальше?
Я бы хотела писать еще. Я не знаю, смогу ли этим зарабатывать на жизнь, но работаю над книгой воспоминаний, в которой хочу сложить все воедино.
Источник: "Work, pray, fear: my life in the Family cult", The Guardian, 27.11.2016
Взято из рассылки Апологетики
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.